Концерт для фортепиано с камерным оркестром

Пять самых знаменитых фортепианных концертов, которые вы должны знать

Концерт для фортепиано с оркестром — этот тот жанр, который любит и публика, и авторы. Солист-виртуоз плюс вся роскошь симфонического оркестра обычно дают очень яркий результат.

1. Пётр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано №1

Первый фортепианный концерт Чайковского был разруган в пух и прах пианистом, для которого и был написан и которому был посвящён — основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну. Тогда Чайковский снял посвящение и послал партитуру немецкому пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову в США. Там, в Америке, и началась триумфальная история этого концерта. Потом и Рубинштейн изменил своё мнение и включил этот концерт в свой репертуар.

После смерти Чайковского Первый концерт был отредактирован русским пианистом Александром Зилоти. В его редакции он исполняется по сей день.

Но в последнее время пианисты играют и авторскую, оригинальную версию. Например, Михаил Плетнёв:

2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано ля минор

Коронное начало концерта с типичным норвежским мотивом — отличная идея композитора. Его невозможно забыть!

Этот супер популярный концерт принёс Григу первую широкую известность в Европе. Он был написан в год женитьбы Грига, и просто дышит счастьем. Вторая часть тоже очень хороша. Так и видишь все эти чудесные норвежские фьорды и скалы.

Юный Даниил Харитонов.

3. Вольфанг Амадей Моцарт Концерт для фортепиано №21

Он широко известен своей второй частью . Никакие оперы, сонаты и симфонии Моцарта не сравнятся с этой музыкой, которая просто обволакивает мир любовью.

Симпатичный клип с польским пианистом Яном Лисецким

4. Вольфанг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано №23

Этот концерт тоже широко известен по второй части . Люди написали горы книг, философских трактатов и романов, пытаясь понять, что есть человеческая жизнь. А Моцарт ответил на все вопросы за шесть минут этой музыки. Этот чистый образец музыкального чуда: всё понимаешь, когда слушаешь, но на язык слов это непереводимо.

Владимир Горовиц тоже постиг мудрость простоты.

5. Сергей Васильевич. Рахманинов. Концерт для фортепиано №2

Этот концерт — блестящий результат лечебного курса гипноза.

Лечился Рахманинов у московского психотерапевта Николая Владимировича Даля от последствий тяжёлой психической травмы, связанной с провалом его Первой симфонии. Рахманинов утратил способность сочинять музыку и переживал это так тяжело, что родные опасались за его жизнь.

Даль сумел внушить юному композитору, что внутри него зреет великая музыка, которая выведет его на новый творческий виток. Так и вышло. Концерт получился просто шедевральным. Это музыка человека, который сумел прорваться и заново открывает для себя жизнь. Рахманинов посвятил концерт своему доктору.

Источник

Концерт для фортепиано с камерным оркестром

Муниципальное автономное
учреждение культуры
города Набережные Челны
«Камерный оркестр Игоря Лермана»

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время мы свяжимся с вами для уточнения деталей встречи!

С уважением, Камерный оркестр Игоря Лермана

Репертуар

Т. Альбинони Адажио соль минор
И.С.Бах Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
И.С.Бах Концерт для фортепиано с оркестром ре минор, BWV 1052
И.С.Бах Концерт для фортепиано с оркестром фа минор, BWV 1056
И.С.Бах Сюита № 2 для флейты с оркестром cи минор, BWV 1067
И.С.Бах Концерт для скрипки с оркестром ля минор, BWV 1041
И.С.Бах Концерт для скрипки с оркестром ми мажор, BWV 1042
И.С.Бах Концерт для 2-х скрипок с оркестром ре минор, BWV 1043
И.С.Бах Концерт для 3-х скрипок с оркестром ре мажор, BWV2 1064R
И.С.Бах Концерт для скрипки и гобоя с оркестром ре минор, BWV 1059R
И. Х. Бах Концерт для альта (виолончели) с оркестром до минор
Б. Барток Дивертисмент (1939 г.)
Ж. Бизе — Р. Щедрин Кармен-Сюита
С. Барбер Адажио
Б. Бриттен Простая симфония
Л. ван Бетховен «Большая фуга» си-бемоль мажор, соч. 133
Л. ван Бетховен Струнный квартет №1 фа мажор, соч. 18
Л. ван Бетховен Струнный квартет №4 до минор, соч. 18
А. Веберн Медленная часть для струнного квартета (1905)
А. Вивальди «Времена года», 4 концерта для скрипки с оркестром, соч. 8;
А. Вивальди «Гармоническое вдохновение», 12 концертов для 1, 2 и 4 скрипок с оркестром, соч. 3
А. Вивальди Концерт для 3-x скрипок с оркестром фа мажор, RV 551
А. Вивальди Две «Маленькие симфонии» соль мажор, до мажор
Г. Гендель 6 Кончерто Гроссо, соч. 3
Г. Гендель 12 Кончерто Гроссо, соч. 6
Й. Гайдн Симфония № 45 фа-диез минор (Прощальная)
Й. Гайдн Концерт №2 для органа с оркестром ре мажор, Hob. XVIII/2
Й. Гайдн Семь слов Христа, соч. 51 Hob. XX/2
Э. Григ Сюита в старинном стиле «Из времен Хольберга», соч. 40
А. Глазунов Тема с вариациями
А. Дворжак Серенада для струнного оркестра
К. Дебюсси Симфония для струнного оркестра (Квартет, соч. 10)
А. Корелли 12 Кончерто гроссо, соч. 6
Ф. Мендельсон-Бартольди Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор
Ф. Мендельсон-Бартольди
Концерт для скрипки с оркестром ре минор
Ф. Мендельсон-Бартольди
Симфония для струнного оркестра № 10 си минор
В. А. Моцарт
Дивертисменты ре мажор KV 136, си-бемоль мажор KV 137, фа мажор KV 138
В. А. Моцарт
Концерт для скрипки с оркестром № 3 соль мажор KV 216
В. А. Моцарт
Концерт для скрипки с оркестром № 4 ре мажор KV 218
В. А. Моцарт
Концерт для скрипки с оркестром № 5 ля мажор KV 219
В. А. Моцарт
Концерт для двух фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, №10 KV 365
В. А. Моцарт
Концерт для трёх фортепиано с оркестром фа мажор, №7 KV 242
В. А. Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, №14 KV 449
В. А. Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор, №17 KV 453
В. А. Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, №22 KV 482
В. А. Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор, №23 KV 488
В. А. Моцарт
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор KV 364
В. А. Моцарт
Маленькая ночная серенада, KV 525
В. А. Моцарт
Рондо до мажор для скрипки с оркестром KV 373
А. Онеггер Симфония № 2 для струнного оркестра и трубы ре мажор, H 153
И. Стравинский Концерт для струнного оркестра ре мажор (1946)
Г. Ф. Телеман Концерт для альта с оркестром coль мажор, TWV 51:G9
П. Хиндемит «Траурная музыка» для альта и струнного оркестра (1936)
П. Хиндемит Пять пьес для струнного оркестра, соч. 44 (1927)
П. Чайковский Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48
П. Чайковский Элегия для струнного оркестра (памяти И.В. Самарина)
П. Чайковский Секстет для струнных «Воспоминание о Флоренции» ре-минор, соч. 70 (1890)
Э. Шоссон Концерт дл скрипки, фортепиано и струнного квартета (оркестра), op. 21
Д. Шостакович Струнные квартеты
№3 фа мажор (соч. 73),
№4 ре мажор (соч. 83),
№7 фа-диез минор (соч. 108),
№8 до минор (соч. 110)
А. Шёнберг «Просветлённая ночь», соч. 4 (1899)
А. Шнитке Соната №1 для скрипки и камерного оркестра (авторская версия Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано)
И. Штраус Три вальса (транскрипции Шёнберга, Берга, Веберна)
Э. Эльгар Серенада для струнного оркестра, соч. 20
Э. Эльгар Интродукция и аллегро для струнного квартета и струнного оркестра, соч. 47

МАУК Камерный оркестр Игоря Лермана
423808, Россия, РТ, г. Набережные Челны,
ул. Набережная Габдуллы Тукая, д. 31
+7 (8552) 70-16-48

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром — Piano concerto

Концерт для фортепиано представляет собой тип концерта , соло композиция в классической музыке жанре , который состоит на фортепиано плеер, который , как правило , в сопровождении оркестра или другим большим ансамблем . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные представления, требующие продвинутого уровня владения инструментом, включая мелодические линии, перемежающиеся с быстрыми гаммами, арпеджио, аккордами, сложными контрапунктическими партиями и другим сложным материалом. Когда фортепианные концерты проводятся профессиональным пианистом, большой рояль почти всегда используется, как рояль имеет более полный тон и больше , чем проекцию на пианино . Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые они обычно запоминают, чтобы играть концерт без нот), оркестровые партии для членов оркестра и полную партитуру для дирижера , который ведет оркестр в сопровождении солиста.

В зависимости от эпохи, в которую был составлен фортепианный концерт, оркестровые партии могут обеспечивать довольно второстепенную роль аккомпанемента , определяя басовую линию и последовательность аккордов, по которым фортепиано играет сольные партии (более типично для эпохи музыки барокко , с 1600 по 1750 год. и классический период , с 1730 по 1800), или оркестру может быть отведена почти такая же роль, как и солисту фортепиано, с оркестровыми инструментами и секциями, представляющими ключевые музыкальные темы и играющими виртуозные партии для своих инструментов, и в которых есть «диалог» «или» разговор «между пианистом-солистом и оркестром. Когда студенты-музыкальные студенты и слушатели музыкальных конкурсов играют фортепианные концерты, оркестровая партия может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании оркестровых партий в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , так как нанимать полный оркестр очень дорого. . Клавиатурные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках концерты для клавесина И. С. Баха иногда исполняются на фортепиано. Существуют различные типы фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух сольных пианистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту на фортепиано присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Самые ранние фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Христиан Бах и Карл Фридрих Абель, начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля примерно в 1770 году.

В классическую эпоху форма быстро распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Австрии, закрепившись благодаря работам, особенно Моцарта , наряду с менее известными примерами Гайдна , Карла Стамица и Йозефа Вельфля . В период раннего романтизма репертуар фортепианных концертов пополнился, прежде всего, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .

Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганнеса Брамса , Камиллы Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард МакДауэлл и Франц Ксавер Шарвенка написали в это время несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой фортепианный концерт до-диез минор , первый концерт для фортепиано с оркестром, составленный американской композиторкой. Эдвард Элгар делал наброски для фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф размыл границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях, озаглавленных « Симфонический концерт» , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , который длится более одного часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле, термин «концерт для фортепиано» может распространяться на многочисленные часто программные совместные произведения для фортепиано с оркестром из эпохи — Бетховен Хоровой фантазия , Лист Totentanz и Руины Афин Вариации и Рихард Штраус «s Burleske лишь таких работ мало из сотни. Немногочисленные известные фортепианные концерты, преобладающие в концертных программах и дискографиях 20-го и 21-го веков, составляют лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.

20 век и современность

Произведения для левой руки с оркестром

Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него пьесы, для которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , правая рука которого была повреждена на войне, поступил так же, но в меньшей степени. Результаты этих комиссий включают Концертной пьесы для оркестра и фортепиано левой рукой по Борткевичем , Бриттена , Хиндемита , Яначека , Корнголд , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта , Рихарда Штрауса и других.

Работает для двух и более пианистов и оркестра.

Концерты и концертные произведения для двух сольных фортепиано были написаны Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано и оркестра) и К. 365 ), Мендельсон (два, 1823-4), Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его Сонаты для двух фортепиано и ударных), Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин ( 1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воан Уильямс (ок. 1946), Рой Харрис (1946), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957) , Уолтер Пистон (1959), Лучано Берио (1973) и Харальд Гензмер (1990). Помимо примеров Баха и Моцарта, сочинения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но были написаны Мортоном Гулдом ( Изобретения для четырех фортепиано и оркестра, 1954), Питером Расином Фрикером ( Концерт для трех фортепиано, литавры и струнные, 1951), Вольфганг Фортнер ( Triplum для трех фортепиано и оркестра, 1966) и Георг Фридрих Хаас ( ограниченное приближение для шести микротонно настроенных фортепиано и оркестра, 2010).

Концерт для фортепиано в четыре руки — редкий жанр, но Леопольд Кожелух (1747-1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934-1998) написал другой (в 1988 году).

Характеристики

Форма

Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.

  1. Умеренно быстрая вступительная часть в форме сонатного аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
  2. Медленная часть, более свободная, выразительная и лиричная. Обычно в троичной форме .
  3. Более быстрое рондо .

Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие нет. Бетховена для фортепиано с оркестром № 4 включает в себя каденцию последнего движения, и многие другие композиторы введены новшества. Например, Листа второй и третий концерты воспроизводятся без перерывов между различными секциями, Брамса концерт для фортепиано № 2 и Листа Концерт для фортепиано № 1 имеют 4 движения и Чайковского Концерт для фортепиано № 3 в Е-бемоль мажор имеет только один ( Аллегро блестящее ).

Источник

Оцените статью