Концерт для фортепиано с оркестром 2 рахманинов анализ произведения

С. В. Рахманинов.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1901)

«Человек – это звучит гордо», — так сказал Максим Горький. И так мыслил не только он один. Эту идею с большим вдохновением подхватили многие люди искусства начала ХХ века, она словно витала в воздухе, как и сам вихрь перемен. Каждый мыслящий человек этого времени чувствовал в себе потребность внести свой вклад в эти перемены и как-то выразить это настроение в творчестве.

«Человек – это звучит величественно», — сказал Рахманинов во Втором концерте для фортепиано. Сергей Васильевич не любил говорить о своей музыке словами, в отличие, например, от Скрябина, музыканта и философа. Но если философия – это территория мозга, то музыка – это простор души. Она ранима и чувствительна, и в то же время сильна и свободна. Есть такое понятие: «великодушие», что, очевидно, означает, «великая, щедрая душа». Все это в полной мере можно сказать о Рахманинове и его музыке. Нет необходимости распространяться о его широких, певучих мелодиях, о которых все без исключения говорят, что такую мелодию мог сочинить истинно русский Художник. Нет необходимости напоминать о том, что русская песенность естественно «живет и дышит» в музыке Рахманинова, как сама природа, хотя он никогда не цитирует народных песен. Так же нет необходимости следить за «соревнованием» инструментов в жанре концерта, потому что его мелодии заставляют забыть об анализе. Но есть очевидная необходимость, и даже потребность СЛУШАТЬ эти мелодии, сливаться с ними, позволить своей душе парить по нескончаемым русским просторам вместе с этой музыкой.

Читайте также:  Классическая гитара количество струн

« Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому как я говорю, чтобы высказать свои мысли. Думаю, что в жизни каждого композитора музыка должна выполнять именно эту функцию. Любая другая сделала бы её чем-то второстепенным», — писал Рахманинов в статье «Музыка должна идти от сердца».

Что же касается стиля и самого музыкального языка – то снова хочется процитировать Рахманинова, и его слова скажут сами за себя: «. самая трудная проблема, стоящая и по сей день перед каждым творцом, — это быть кратким и ясным. В результате накопленного опыта художник приходит к пониманию того, что гораздо труднее быть простым, чем сложным».

Первое полное исполнение произведения состоялось в 1901 году в симфоническом собрании Московского филармонического общества под управлением А. Зилоти . Второй концерт еще при жизни автора стал самым известным его произведением, и в наше время остается одним из самых любимых.

Первая часть концерта Moderato наполнена большим богатством образного содержания. Она является основополагающей в цикле, это исток всего дальнейшего музыкального развития. Сохраняя в этой части классическую форму сонатного allegro , Рахманинов очень индивидуально трактует соотношение ее элементов. В основе части лежат две темы, обе широко распевные, свободные, но различные по выразительной окраске. Первая — суровая и мужественная, динамичная, ведущая мелодическая роль в ней принадлежит оркестру. Вторая – светлая, лирическая и мечтательная, излагается у солирующего фортепиано.

Вторая часть — Adagio sostenuto – лучший образец светлой, поэтической лирики. При довольно значительной продолжительности звучания вся она построена на одной теме. Единство и выдержанность эмоционального колорита подчеркивается остинатностью непрерывно текучего ритмического фона. Две волны кульминации в среднем разделе части ускоряют общее движение, оживляют ритмические фигуры. Бурный поток пассажей – каденция плавно «вливается» в репризу.

Читайте также:  Народные мелодии ноты танцы

Финал – Allegro scherzando – тематически перекликается с П ервой частью. В теме главной партии соединяются черты марша и скерцо (шутки). Побочная тема – по аналогии с Первой частью – лирическая, но более сжатая, излагается сначала у оркестра, позже у фортепиано. Главный идейный вывод приходится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога ко всему произведению. Рахманинов здесь использовал прием превращения лирического образа в гимн: мощное, торжествующее проведение темы побочной партии воспринимается как воспевание красоты и величия человека.

Источник

Урок музыки в 6-м классе «С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром»

Разделы: Музыка

Цели урока:

  • на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;
  • показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.

Задачи:

  • пробуждать эмоциональный интерес к музыке;
  • развивать умение анализировать произведение;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;
  • воспитывать интерес к отечественной музыке.

Материальное обеспечение:

  1. Музыкальный центр
  2. Запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
  3. Репродукции картин русских художников: Левитан «Над вечным покоем»; Айвазовский «Девятый вал»; Левитан «Хмурый день»; Айвазовский «Черное море»; Левитан «Весна. Большая вода»
  4. Фортепиано
  5. Портрет С.В.Рахманинова

Ход урока:

— Ребята! Пусть песня «О России» будет музыкальным эпиграфом нашего урока.
(исполнение учащимися 1 куплета песни Я.Дубравина «О России» )

-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.

1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.

Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.

На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.

Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…»

(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)

По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят.

Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.

-Ребята, о каком композиторе идёт речь?

Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора)

-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?

(«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром)

-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!

Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.

-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?

Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.

Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.

Откройте тетради. Запишите тему урока.

Разделите страничку на две части:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО

-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.

Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.

(слушание фрагмента 1 части)

-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

(ответы учащихся записываю на доске)

Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?

Да, они почти одинаковы.

-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано

-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.

-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?

-Какие у них взаимоотношения?

( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой)

Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.

Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.

Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так:

«В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё.
И всё уже не моё, а наше
И с миром утвердилась связь».

-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?

(звучит главная тема)

-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?

-Какой характер этой темы?

-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?

(показываю ряд репродукций)

-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы.

(на доске мелодический рисунок главной темы)

Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?

-Какие длительности преобладают?

-О чём всё это говорит?

(о плавности, певучести, песенности голосоведения)

-Попробуем спеть мелодию главной темы.

(напоминаю о певческой посадке)

Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.

-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?

(играю на фортепиано вступление)

-Эта интонация изобразительная или выразительная?

-Что она выражает? Какое состояние?

(напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)

-Ребята, а что изображает интонация вступления?

-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.

-Какое здесь состояние передает интонация вступления?

Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…

Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».

— Откуда такое состояние напряженности?

На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.

Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:

«О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном Щита!»

Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.

Повторное слушание 1 части (запись)

В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!

Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.

Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.

Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.

Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром 2 рахманинов анализ произведения

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2

Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.

Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.

За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.

Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.

Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.

24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.

Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.

Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.

Интересные факты

  • Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
  • В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым.
  • Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.
  • У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др.
  • Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.

  • По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
  • Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
  • Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.

Содержание

Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.

Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.

Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.

Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.

Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт.

Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек – это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов.

Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Источник

Оцените статью