Концерт для фортепиано с оркестром григ анализ

Фортепианный концерт Грига

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Григ

Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и, вместе с тем, одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.

Стало своего рода традицией сравнивать этот концерт с концертом Шумана, тоже в a-moll. Действительно, произведение Грига продолжает тип лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана. Однако если стиль Шумана отличается, прежде всего, глубоким психологизмом, то у Грига полнее выражено народно-жанровое начало. Музыка его концерта пропитана интонациями и ритмами норвежского фольклора.

Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей:

  • I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll);
  • II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает прекрасный мир северной природы (Des-dur);
  • III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a-moll→A-dur).

Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.

Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff , охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии и волевого утверждения. Его интонационным ядром является «норвежский» оборот I – VII – V. Таким образом, национальная самобытность музыки заявляет о себе буквально с первых звуков сочинения. Отмеченный мотив в дальнейшем встретится и в других темах концерта, играя в нем определенную объединяющую роль.

Читайте также:  Как быстро учить произведения по фортепиано

Как и Мендельсон в своем скрипичном концерте, Григ отказывается от отдельной оркестровой экспозиции: главная тема сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных инструментов. Она внутренне контрастна. Ее первый элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме народного танца и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll– C-dur). Второй элемент отличается романтической устремленностью и широкой распевностью. Он основан на восходящей секвенции. Экспрессия восходящих тритоновых ходов усилена острой гармонией вводного септаккорда (в противовес тонально-гармонической устойчивости первого элемента).

В связующей партии возникает новый контрастный образ в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях. Второй раздел связующей партии (с обозначения a tempo) представляет собой предыкт к побочной теме: на доминантовом басу звучит мелодичная тема, основанная на опевании S-ты (в результате образуется типичная для Грига бифункциональная гармоническая вертикаль).

Светлую мечтательную побочную тему (С-dur) запевают виолончели, а потом подхватывает солист. В его возвышенном монологе лирическая тема широко развивается при помощи секвенций и гармонического варьирования (используются красочные гармонические сопоставления, альтерированные доминанты, нонаккорды), она становится все более восторженной и страстной.

Завершают экспозицию торжественные фанфары заключительной партии. В мощном оркестровом tutti синтезируются интонации вступления и первого элемента главной партии.

Краткая разработка почти целиком строится на развитии главной темы, оба элемента которой получают новое освещение. Особенно сильно меняется I элемент, в нем неожиданно обнаруживается элегическое начало (он звучит в прозрачном и нежном тембре флейт, затем у валторн на фоне арпеджированных пассажей солиста). II-й элемент, напротив, становится более мужественным. Его развитие приводит к энергичным пассажам вступления, подготавливающим репризу. Три волны разработки охватывают тональности e-moll, f-moll, fis-moll.

Изменения в репризе незначительны (более динамично, тонально неустойчиво проводится заключительная тема). Эмоциональным центром всей первой части концерта является каденция солиста. Здесь, после небольшого импровизационного раздела, возникает новый, гамнический вариант главной темы. Она звучит очень мощно, с эпическим размахом (торжественный характер подчеркивает мажорная S вместо минорной).

В возвышенной и просветленной музыке Adagio получают развитие те настроения и образы, которые были впервые представлены в побочной партии I части. Это картина норвежской природы. Adagio написано в динамичной трехчастной форме. Первый раздел поручен оркестру. Его хоральная тема звучит величаво и торжественно у засурдиненных струнных, которым, как горное эхо, отвечают валторны. Несмотря на трехдольность, чувствуется ритм шествия. Характерно типично григовское сопоставление светлого мажора и меланхолического минора (Des-dur – es-moll).

В основе второго раздела – пасторальные наигрыши солиста. В прихотливом «свирельном» узоре прослушивается норвежская интонация I – VII – V.

Реприза динамизирована: основная тема Adagio в совместном звучании оркестра и солиста на ff приобретает характер гимна.

В финале концерта господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного халлинга, полного силы и энергии. Это – главная тема рондо-сонатной формы, повторяемая несколько раз. Она определяет эмоциональную атмосферу экспозиции и репризы.

Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur. Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A-dur’е (с миксолидийской окраской), в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития всего сочинения.

Источник

Эдвард Григ / Глава третья: Фортепианный концерт

Фортепианный концерт Грига — одно из вершинных произведений не только в творчестве его автора, но и во всей мировой фортепианной литературе. Вслед за Шопеном и Шуманом Григ создал еще один совершенный образец лирического концерта. Национальная определенность музыкального языка, гармонического склада, всех средств выражения сочетается здесь с полнотой лирического высказывания. Григ говорит «о себе», но говорит языком народного художника, живущего жизнью своего народа, своей природы, своей страны.

Исследователи творчества Грига в анализе его фортепианного концерта не могут избежать сравнений с а-moll’ным концертом Шумана. Это сравнение стало своего рода традицией. Романтически-утонченный лирический характер обоих произведений, отдельные интонационные связи (особенно в теме вступления), общая тональность a-moll и, наконец, особое значение эмоциональных сфер лирики и патетики — все это заставляло искать прообраз концерта Грига в творчестве его любимого композитора, создателя «Крейслерианы».

Однако при более тщательном анализе сходство оказывается в значительной мере внешним.

Музыка Шумана впечатляет прежде всего глубоким психологизмом; она в значительной степени интроспективна, обращена в глубь человеческой души. Юный, восторженный Григ более непосредственно откликается на внешние впечатления. В его концерте несравненно шире, полнее выражено и народно-жанровое начало, и чувство природы, пейзажа. Погружаясь в мир личных переживаний, он в то же время стремится запечатлеть всю полноту бытия и поведать о своих чувствах, как о чем-то глубоко родственном окружающему его прекрасному миру. Моменты сосредоточенности, ухода в себя недолги.

Пейзажность, картинность, тонкая описательность — все эти дорогие нам в Григе качества многообразно и полно раскрылись в его концерте. Чувство природы выражено здесь с такой вдохновенной простотой, какую трудно представить в произведении «виртуозного» концертного плана (нечто подобное можно найти в симфониях и концертах Рахманинова с их обаятельной лирикой северного пейзажа).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром (Григ) — Piano Concerto (Grieg)

Концерт для фортепиано ля минор , соч. 16, сочиненный Эдвардом Григом в 1868 году, был единственным завершенным концертом Грига. Это одно из самых популярных его произведений и одно из самых популярных фортепианных концертов .

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Концерт в трех частях:

  1. Allegro molto moderato ( ля минор ) Первая часть находится в форме сонаты и отличается роллом литавры в первом такте, который приводит к драматическому роялю, который ведет к основной теме. Затем тональность меняется на до мажор для второстепенной темы. Позже второстепенная тема снова появляется в перепросмотре , но на этот раз в тональности ля мажор . Движение завершается виртуозной каденцией и росчерком, аналогичным тому, что было в начале движения.
  2. Адажио ( D ♭ мажор ) Второе движение лирическое движение в D ♭ мажор, который ведет прямо в третьем движение. Движение имеет троичную форму (A – B – A). Раздел В в D ♭ мажора и мажоре, а затем возвращается к D ♭ основной для повторения пианино.
  3. Allegro moderato molto e marcato — Quasi presto — Andante maestoso (ля минор → фа мажор → ля минор → ля мажор) Третья часть открывается ля минор 2
    4 время с энергичной темой (Тема 1), на которую повлиял норвежский танец Халлинг : Далее следует лирическая тема фа мажор (Тема 2). Движение возвращается к теме 1. После этого повторения 3
    4 Основная секция Quasi presto , которая состоит из вариации темы 1. Движение завершается Andante maestoso ля мажор, которая состоит из драматического исполнения темы 2 (в отличие от лирической моды, с которой вводится тема 2).

Продолжительность всего концерта обычно составляет чуть менее 30 минут.

Приборы

Григ забил концерт для фортепьяно соло, 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнетов (в A и B ♭ ), 2 фаготов , 2 рога в Е и Е ♭ , 2 труб в C и B ♭ , 2 тромбонов , туб , литавры и струнные ( скрипки , альты , виолончели и контрабасы ). Позже он добавил 2 рожка и заменил тубу третьим тромбоном.

История и влияние

Эта работа входит в число самых ранних важных произведений Грига, написанных 24-летним композитором в 1868 году в Сёллерёде , Дания , во время одного из его визитов туда, чтобы извлечь выгоду из климата.

Концерт часто сравнивают с Концерт для фортепиано с Робертом Шуманом : это в том же ключе ; открывающийся нисходящий росчерк на фортепиано похож; и общий стиль считается более близким к Шуману, чем к любому другому композитору-одиночке. Кстати, оба композитора написали только один концерт для фортепиано. Григ слышал концерт Шумана, сыгранный Кларой Шуман в Лейпциге в 1858 году, и на него сильно повлиял стиль Шумана в целом, поскольку его научил играть на фортепиано друг Шумана Эрнст Фердинанд Венцель.

Концерт Грига свидетельствует о его интересе к норвежской народной музыке ; вступительный штрих основан на мотиве падающей минорной секунды, за которой следует падающая мажорная треть, что типично для народной музыки родной страны Грига. Этот специфический мотив встречается и в других произведениях Грига, в том числе в Струнном квартете № 1 . В последней части концерта обнаружено сходство с холлингом (норвежский народный танец) и имитацией скрипки Хардангера (норвежская народная скрипка).

Премьера произведения была представлена Эдмундом Нойпертом 3 апреля 1869 года в Копенгагене под дирижером Хольгера Саймона Паулли . Некоторые источники говорят, что сам Григ, отличный пианист, был предполагаемым солистом, но он не смог присутствовать на премьере из-за обязательств с оркестром в Христиании (ныне Осло ). Среди тех, кто присутствовал на премьере, были датский композитор Нильс Гаде и русский пианист Антон Рубинштейн , которые предоставили для этого случая собственное пианино. Нойперт был также посвящен второй редакции концерта ( Рикард Нордраак был первым посвящением), а Джеймс Хюнекер сказал, что он сам написал каденцию первой части.

Норвежская премьера в Христиании последовала 7 августа 1869 года, а позже пьеса была услышана в Германии в 1872 году и в Англии в 1874 году. Во время визита Грига к Ференцу Листу в Риме в 1870 году Лист сыграл ноты a prima vista (визуально) перед аудитория музыкантов и дал очень хорошие комментарии о работе Грига, которые позже повлияли на него. Работа была впервые опубликована в Лейпциге в 1872 году, но только после того, как от имени Грига вмешался Йохан Свендсен .

Концерт — первый концерт для фортепиано, когда-либо записанный пианистом Вильгельмом Бакхаусом в 1909 году. Из-за технологий того времени он был сильно сокращен и длился всего шесть минут.

Григ пересматривал произведение по крайней мере семь раз, обычно тонкими способами, но исправления составили более 300 отличий от оригинальной оркестровки. В одной из этих редакций он отменил предложение Листа передать вторую тему первой части (а также первую тему второй) трубе, а не виолончели. Окончательная версия концерта была закончена всего за несколько недель до смерти Грига, и именно эта версия получила мировую популярность. Оригинальная версия 1868 года была записана Лав Дервингер с Симфоническим оркестром Норрчёпинга под управлением Дзюнъити Хироками .

Григ работал над транскрипцией концерта для двух сольных фортепиано, которую завершил Кароли Терн . Премьерная запись этой версии была сделана британским фортепианным дуэтом Энтони Голдстоуном и Кэролайн Клеммоу . 2 апреля 1951 года американский пианист Саймон Барер, родившийся в России, потерял сознание , играя несколько первых тактов концерта в исполнении дирижера Юджина Орманди и Филадельфийского оркестра в Карнеги-холле в Нью-Йорке . Вскоре после этого он умер за кулисами. Это должно было быть первое исполнение Барере работы.

Второй концерт

В 1882 и 1883 годах Григ работал над вторым фортепианным концертом си минор, но он так и не был завершен. Эскизы к концерту записал пианист Эйнар Стин-Нёклеберг . В 1997 году Общество Грига Осло провело свой Третий Международный конкурс композиторов на тему: «Переосмыслить» второй концерт Грига. Один из конкурсантов, бельгийский композитор Лоран Бекманс, разработал по эскизам полный фортепианный концерт, который впервые прозвучал в Лондоне 3 мая 2003 года.

Еще одна доработка эскизов Грига была завершена норвежским композитором Хельге Эвью и записана лейблом Naxos . Среди других конкурсантов румынский Шербан Никифор ( Концерт GRIEGoriano ), россиянин Владимир Беляев ( Второй фортепианный концерт ), шотландский Каллум Кенмюр ( Рапсодия на темы Грига ), американец Дэниел Пауэрс ( Концертный реликварий ), немец Клаус Милинг ( Концерт Фантазия си минор ), новозеландка Элисон Эдгар ( Фантазия си минор ), австралиец Дэвид Морган ( Норвежская фантазия ). Первое место занял итальянец Альберто Колла ( Концерт для фортепиано № 1 ).

В популярной культуре

Непреходящая популярность Фортепианного концерта Грига обеспечила его использование в самых разных контекстах.

  • Кода первой части представлена ​​в фильме « Интермеццо» (1939) с Лесли Ховардом и Ингрид Бергман в главных ролях .
  • Концерт был показан в фильме «Седьмая вуаль» (1945) как пьеса, сыгранная молодой концертной пианисткой ( Энн Тодд ; незарегистрированной пианисткой была Эйлин Джойс ).
  • Это было классно пародируется в Франц Рейзенстейн «s концерт Popolare 1959 (написанный для Gerard Hoffnung » музыкального фестиваля s).
  • Открывающая тема первой части была использована Джимми Виснером, записавшимся под названием «Kokomo», в песне « Asia Minor », входившей в десятку лучших поп-хитов США в 1961 году. Название песни также было основано на тональность концерта, ля минор.
  • Отрывки из первой части включены в номер «Розмари» в бродвейском мюзикле « Как добиться успеха в бизнесе, не особо стараясь» (1961).
  • Концерт был использован в скетче британских комиков Моркамб и Уайз в их рождественском шоу 1971 года. Дирижирует Андре Превен с Эриком Моркамбом в качестве солиста, Моркам утверждает, что он играет «все правильные ноты, но не обязательно в правильном порядке». Фактически, он играл упрощенную версию правильной музыки, но в совершенно неподходящем стиле.
  • Джетро Талл исполнили короткий отрывок из второй части вживую в рамках своего тура « Thick as a Brick» 1972 года.
  • Комик Билл Бейли — опытный музыкант, он использовал фортепианный концерт Грига для создания комического эффекта; в сериале « Черные книги» его играет его персонаж Мэнни Бьянко , и он приводится в качестве примера в его сольном научном зарисовке на музыку кокни .
  • Вступительный мотив открывает «Сделайте большую часть своей музыки» в исправленной версии 1987 года Follies .
  • Кубинский руководитель группы Альфредо Вальдес неоднократно упоминает первую часть концерта в Canto a La Vueltabajera.
  • Стратегическая видеоигра Civilization V также использует в своем саундтреке вторую часть.
  • Тема второй части — в шпионском триллере « Красный воробей» (2018).

Источник

Оцените статью