- Н.А. Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром
- Н.А. Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром
- Концерт для фортепиано с оркестром римского корсакова
- Список произведений Николая Римского-Корсакова — List of compositions by Nikolai Rimsky-Korsakov
- Содержание
- Оперы
- Хоровая музыка
- Священный хоровой
- Светский хоровой
- Оркестровая и групповая музыка
- Сочинения для симфонического оркестра
- Отрывки из оперы для оркестровых концертов
- Сольная инструментальная музыка с оркестром или ансамблем
- Песни
- Романсы, другие авторские песни и дуэты
Н.А. Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром
Римский-Корсаков — одна из крупнейших фигур в истории русской музыки. Более четырёх десятилетий насчитывает творческий путь великого музыканта. Это десятилетия упорного, разностороннего и вдохновенного труда. Римский-Корсаков — олицетворение самопожертвования. Многие годы посвящает он обработке произведений своего друга Мусоргского. С исключительной заботливостью отделывает он партитуру «Бориса Годунова», чтобы этот шедевр мог предстать перед публикой во всем совершенстве и блеске. Точно так же помогает он Бородину, принимает участие в подготовке к изданию наследия Даргомыжского. Римский-Корсаков был вдохновенным педагогом, воспитав несколько поколений русских музыкантов. Вот лишь самые известные из его многочисленных учеников: Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин.
Композитор был также образцом в отношении постоянного самосовершенствования и поразительного усердия в работе. Стасов писал о Римском-Корсакове:»Как все его товарищи, он был «самоучка» и всем своим глубоким музыкальным знанием, всею своею музыкальною наукою обязан исключительно только самому себе». Многие годы трудится он, усовершенствуя свои знания и свое мастерство. Римский-Корсаков изучает Баха и Палестрину; будучи одним из пионеров современной музыки, он в то же время усваивает технику полифонии, применявшуюся великими композиторами XVI и XVII столетий, так как считает, что лишь в совершенстве владея всеми приемами полифонии, можно свободно и легко создавать музыкальную ткань. Композитор пользуется техникой классиков как своим родным языком. Страстный поклонник народного искусства, он, по примеру Глинки, изучает не только русский фольклор, но и сербское, испанское и итальянское народное искусство. Римский-Корсаков публикует два сборника, содержащих самые красивые древние мелодии русской музыки.
Все это — характерные черты Римского-Корсакова, человека, ученого, выдающегося педагога, который в своем творчестве, в хорах и операх, в концертах и камерных произведениях, в фортепианных пьесах и романсах воспроизводит мир пленительных мелодий, покоряющих ритмов и тысячи оттенков настроения, — все то, чем так богат русский музыкальный фольклор. Удивительный сказочник в «Шехеразаде», лирик в «Майской ночи», сатирик в «Золотом петушке», симфонист в «Антаре», «Сербской фантазии», «Испанском каприччо» или в концерте для фортепиано с оркестром , он предстаёт перед нами как художник с неистощимой фантазией, богатейшим запасом мелодий, создающий такие возможности для солиста и оркестра, подобных которым мало в богатом музыкой XIX столетии.
Концерт для фортепиано с оркестром Римского-Корсакова, соч. 30, написан в до-диез миноре; создавался он в период между 1882 и 1883 годом. Впервые сочинение было исполнено в марте 1884 года на одном из концертов Бесплатной музыкальной школы в Санкт-Петербурге. Именно Балакирев предложил Римскому-Корсакову написать фортепианный концерт. Николай Андреевич пианистом не был. Тем не менее, как писал Римский-Корсаков: «Надо сказать, что это звучало красиво и оказалось вполне удовлетворительным в смысле фортепианной техники и стиля; это очень удивило Балакирева, которому мой концерт понравился». Римский-Корсаков выразил своё преклонение перед гением Ференц Листа при написании этого произведения, посвятив его великому композитору (Посвящение: «Памяти Ф. Листа»). Подобно концертам Листа, особенно второму, сочинение Римского-Корсакова состоит из одной части, где контрастирующие разделы переходят один в другой без строгих границ. Но в отличие от концертов Листа, концерт Римского-Корсакова монотематичен. Смелость творческого замысла композитора заключается в том, что он все темы, связующие построения и каденции сочинения формирует из одного напева (рекрутская песня «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки»). Такое последовательное осуществление монотематического развития на материале народной песни — единственное в своем роде в истории концертного жанра. Самое замечательное то, что блестящее композиторское мастерство оказывается «неприметным» и музыка производит впечатление совершенно непринужденного творческого высказывания. Римский-Корсаков взял эту тему из № 18 сборника народных песен Балакирева, изданного в 1866 году.
Оркестровая партия написана здесь со свойственным композитору вдохновением, мастерством и блеском, с широким использованием группы духовых. И партию фортепиано он пишет, можно сказать, той же кистью. Рояль выступает в этом произведении в многообразии своих звуковых, колористических ресурсов, фактура полнозвучна, красочна, разнообразна. Музыка Концерта отличается не только гармоническим, но и мелодическим богатством.
Основная линия образного развития первых разделов Концерта следующая: от народно-жанровой сферы, представленной музыкой повествовательного характера (вступление), а затем танцевальной, написанной в духе народной сцены (главная партия),— к лирическим высказываниям (побочная партия). После небольшого эпизода, заменяющего разработку, следует динамическая реприза. В каденции и коде лирическое начало расцветает с особой силой. Возникавшие порой на протяжении каденции интонации грусти, душевной неудовлетворенности постепенно исчезают.
Утверждением светлого жизненного начала и широким разливом лирики Концерт близок возникшим незадолго перед ним «Майской ночи» и «Снегурочке». Характерно, что в нем, как и в этих операх, народно-жанровый элемент и сфера индивидуальных лирических высказываний составляют органичное единство.
Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор
Игорь Жуков, ф-но, Геннадий Рождественский, дирижёр, Симфонический оркестр Московского радио
При имени Римского-Корсакова любители музыки сейчас же вспоминают песню индийского гостя из «Садко», полет шмеля из «Царя Салтана» и вкрадчивый голос скрипки из «Шехеразады». Эти мелодии запали в души слушателей так же глубоко, как пословицы, тысячи раз использованные и тысячи раз проверенные действительностью. Создатель «Шехеразады» пользуется такой популярностью потому, что говорит на общепонятном языке, потому, что, выражая присущие всем человеческие чувства, он создал понятный музыкальный язык, совершенство и скрытую утонченность которого признают даже самые придирчивые музыковеды. А колоритность потока его мелодий, сверкающая сказочными огнями, покоряет и опытного, и начинающего слушателя, того, кто, быть может, еще никогда не был на концерте.
Источник
Н.А. Римский-Корсаков. Концерт для фортепиано с оркестром
Все это — характерные черты Римского-Корсакова, человека, ученого, выдающегося педагога, который в своем творчестве, в хорах и операх, в концертах и камерных произведениях, в фортепианных пьесах и романсах воспроизводит мир пленительных мелодий, покоряющих ритмов и тысячи оттенков настроения, — все то, чем так богат русский музыкальный фольклор. Удивительный сказочник в «Шехеразаде», лирик в «Майской ночи», сатирик в «Золотом петушке», симфонист в «Антаре», «Сербской фантазии», «Испанском каприччо» или в концерте для фортепиано с оркестром, он встает перед нами как художник с неистощимой фантазией, богатейшим запасом мелодий, создающий такие возможности для солиста и оркестра, подобных которым мало в богатом музыкой XIX столетии.
Симфонической музыке Римский-Корсаков отдавал значительно меньше времени и сил, чем оперному творчеству. Число его симфонических сочинений сравнительно невелико. Но по художественной мощи, по глубине и изумительной самобытности они занимают достойное место рядом с его операми.
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром римского корсакова
Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 82 (1882)
I. Allegro maestoso (12:31)
II. Andante cantabile (8:57)
III. Allegro assai (10:00)
Николай Римский-Корсаков (1844-1908)
Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор, соч. 30 (1882-83)
I. Moderato (3:21)
II. Allegretto quasi polacca (2:53)
III. Andante mosso (4:18)
IV. Allegro (4:19)
Александр Скрябин (1872-1915)
mp3 (320) 176 mb | scan
Бывший материал участника Oleg (legoru)
BB (для форума)
Всего комментариев: 20 | |
О. Маршевым записано oколo 35 компакт-дисков, среди которых диски с музыкой Ф. Шуберта, Ф.Листа, И. Брамса, П. Пабста, С. Рахманинова, Р. Штрауса. Им осуществлена премьера записи всего фортепианного наследия австрийского композитора, ученика Н. Рубинштейна и Ф. Листа, Эмиля фон Зауэра в шести компакт-дисках. Интерес Маршева к неизвестной или забытой музыке привел к реализации другого интересного проекта, посвященного датским романтическим фортепианным концертам в 4-х дисках. Вместе с этим Маршев уделяет большое внимание и основному репертуару. Артист, вероятно, является единственным пианистом в мире, который записал все работы для фортепиано с оркестром четырех великих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича. Эти записи были осуществлены со скандинавскими оркестрами. После выхода диска с концертами и прелюдиями Шостаковича “БиБиСи Музыкальный Журнал” назвал Маршева “феноменальным мастерoм любого настроения, с легкостью передающим трепетную прозрачность или образы ужасающих монстров и всё это под чутким контролем ума и чувства”, а авторитетный американский “Интернэшнл Пиано“ написал: “Этот выдающийся диск – одна из лучших, если не самая лучшая из существующих, запись всех трёх работ и лучший диск в жанре фортепианного концерта из вышедших за последние 12 месяцев“ Недавно вышедший двойной компакт-диск со всеми произведниями для фортепиано и оркестра Чайковского охарактеризован английским «Граммофон» как “потрясающий New link to Источник Список произведений Николая Римского-Корсакова — List of compositions by Nikolai Rimsky-KorsakovНиже приводится частичный список произведений композитора Николая Римского-Корсакова (1844–1908). СодержаниеОперы
Хоровая музыкаСвященный хоровой
Светский хоровой
Оркестровая и групповая музыкаСочинения для симфонического оркестра
Отрывки из оперы для оркестровых концертов
Сольная инструментальная музыка с оркестром или ансамблем
ПесниРомансы, другие авторские песни и дуэты(Для сольного голоса в сопровождении фортепиано, если не указано иное.)
Источник |