Концерт для фортепиано с оркестром шостаковича

Концерт для фортепиано № 1 (Шостакович) — Piano Concerto No. 1 (Shostakovich)

Концерт до минор для фортепиано, трубы и струнного оркестра , соч. 35, завершена Дмитрием Шостаковичем в 1933 году . Концерт был экспериментом с комбинацией инструментов в стиле необарокко.

Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года на концертах открытия сезона Ленинградского филармонического оркестра с Шостаковичем за фортепиано , дирижером Фрицем Стидри и исполнением соло на трубе Александра Шмидта. «По общему мнению, Шостакович сыграл блестяще», и концерт был хорошо принят. Спектакль повторился 17 октября.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация

Несмотря на название, сочинение можно было бы более точно классифицировать как двойной концерт, а не как фортепианный, в котором игра на трубе и фортепиано играет одинаковую роль. Партии трубы часто принимают форму сардонических междометий, пробуждая юмор и остроумие фортепианного пассажа. В конце последней части, сразу после каденции для фортепиано соло, труба приобретает относительно одинаковую важность . Спустя годы после того, как он написал произведение, Шостакович вспомнил, что изначально планировал написать концерт для трубы с оркестром, а затем добавил фортепиано, чтобы сделать его двойным концертом. По мере того, как он продолжал писать, это превратилось в фортепианный концерт с сольной трубой.

Переложение для двух фортепиано

После написания оркестровой версии Шостакович написал аранжировку для двух фортепиано (без оркестра и трубы). В версии для двух фортепиано более проработана сольная фортепианная партия. Показания метронома и обозначения темпа в аранжировке с двумя фортепиано отличаются от таковых в оркестровой версии.

Состав

Концерт состоит из трех или четырех частей , в зависимости от интерпретации:

  1. Аллегро модерато
  2. Ленто
  3. Модерато
  4. Аллегро кон брио

Модерато иногда рассматриваются в качестве вводного прохода к кон живости Allegro , а не в качестве отдельного движения. Тем не менее, обычно считается, что это третье из четырех движений, так как настроения у них очень разные. В то время как «Moderato» носит серьезный характер, «Allegro con brio» имеет несколько более светлый тон. Некоторые записи содержат только три части, последняя из которых помечена как Moderato — Allegro con brio . Концерт завершается короткой, но насыщенной каденцией, в которой струны возвращаются, чтобы создать напряжение ближе к финишу. Завершается движение короткими партиями струнных и фортепиано до мажор в сопровождении юмористической трубы.

Сложности

В некоторых местах синхронизация с оркестром может быть очень сложной из-за того, что оркестровая партия часто отличается от партии солиста.

Вторая и третья части не содержат значительных технических трудностей, за исключением, возможно, более незначительной в виде неудобных пробежек 16-й ноты обеими руками в середине второй части.

Самая большая техническая сложность в первой части — это 3 страницы непрерывных быстрых прыжков в виде трех нот аккордов, растянутых на две октавы в тройках восьмых нот в левой руке, иногда даже превышающих две октавы, сопровождаемые восьмой ртутной нотой. быстро прыгающие триплеты октавы в правой руке, все в темпе presto.

Финальная каденция четвертой части очень сложна, содержит типичные, очень неудобные быстрые пробежки с большими прыжками и пассажами, требующими независимости 4-го пальца.

Пожалуй, самый сложный раздел, хотя и очень короткий, — это серия быстрых прыжков, сначала в левой руке в стиле степ-фортепьяно, а затем в обеих руках — предпоследний прыжок занимает три октавы слева. рука и две октавы в правой руке, за которым сразу следует заключительный быстрый прыжок, охватывающий четыре октавы в левой руке и две октавы в правой руке — в самом конце пьесы. Эта секция блестяще виртуозна, а сам композитор, как известно, может сыграть ее именно так, как написано.

Включение других классических произведений и народных мелодий

Концерт включает в себя и пародирует многие другие музыкальные произведения. Широкое использование Шостаковичем разнообразных музыкальных цитат было новаторским в то время. В примечаниях к альбому Роберт Мэтью-Уокер пишет: «С такой полиглотной коллекцией цитат и влияний только гениальный композитор мог бы объединить это разнообразие в единое целое. Чудо в том, что Шостакович преуспел и создал отличительное и неразрушимое произведение. . »Он также отмечает , что концерт содержит сильный элемент пародии, начиная со ссылкой на Бетховен «s „Аппассионата“ сонату , и заканчивая „в сумбурной цитате“ Бетховен „ Ярость по поводу утерянного гроша “ и ломтик из Гайдна «s ре мажор Соната для фортепиано. Заключительная каденция последней части вводится точно такой же трелью, как и в заключительных тактах каденции Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена . Произведение также включает цитаты из музыки Шостаковича к Гамлету , соч. 32а, и из ревю « Гипотетически убитый» , соч. 31.

Во второй части Шостакович представляет пародию на тему из своего балета «Золотой век» (1930). В заключительную часть Шостакович включает отрывки из своей оперы « Христофор Колумб» (1929).

Шостакович добавляет сарказма цитатами из австрийской народной песни « O du lieber Augustin » — Августин — персонаж, который, кажется, переживает любую катастрофу благодаря своей склонности к алкоголю.

Соло трубы в девяти тактах, начинающихся с одного такта после репетиции 63 метки, идентично мелодии народной мелодии « Бедная Мэри » (она же «Бедная Дженни»).

Записи

Существует множество записей оркестровой версии концерта, в том числе несколько с участием Шостаковича за фортепиано; он неоднократно играл концерт.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром шостаковича

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Д.Д. Шостакович — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 До минор (Д. Шостакович — А. Клюитанс)

Дмитрий Шостакович написал шесть инструментальных концертов. Так получилось, что именно два фортепианных в общей массе ценятся меньше по сравнению с двумя скрипичными и двумя виолончельными. По моему же мнению, Первый фортепианный концерт ДДШ принадлежит к числу его лучших достижений. Иногда это сочинение называют Концертом для фортепиано, трубы и оркестра, но мне сложно понять почему — ведь трубе отведена достаточно скромная солирующая роль.

Чего в нем только ни намешано — разнообразные аллюзии к стилям Прокофьева, Стравинского, Равеля, Гершви на, Рахманинова, цитирование популярных песен, ранне-джазовые вкрапления, напоминающие о работе тапера в немом кино. И все же, несмотря на многочисленные реминесценции, эта музыка глубоко личная и выстраданная. В ней отчетливо проступают сумрачный, чурающийся романтической пышности лиризм автора (вторая часть) и его сакрастическое чувство юмора (коротенькое участие трубы в самом начале концерта). Однако в Концерте еще нет той бесконечной рефлексии, которой будет насыщена практически вся музыка позднего Шостаковича. Зажигательные ритмы и непринужденный молодцеватый задор быстрых частей вполне уравновешивают заложенную в концерте интроспекцию, а возможно, и превосходят ее. Хотя главную тему первой части трудно назвать задорной — это настоящий Шостакович, всецело погруженный в свой мир. Особенно сильно ее воздействие в конце первой части, когда к фортепиано присоединяется труба. Невообразимое сочетание!

Хотелось бы сказать и несколько слов об авторском исполнении этого произведения (запись с Андре Клюитансом была сделана во Франции в 1958 году). Для меня оно стало настолько родным, что все остальные записи Концерта померкли сами собой. Я сравнительно недавно открыл для себя, благодаря другу, Шостаковича-пианиста и сразу же стал его горячим поклонником. Шостакович-пианист, как и Шостакович-композитор, — истинный творец XX века. Он аскетичен, но не сух; романтичен, но не сентиментален. Его игра, в сущности, проста, и простота, основанная на честности перед собой, — ее главное достоинство. Все зависит от того, сколько слоев мудрости вдумчивый слушатель сможет обнаружить для себя за этой внешней невзыскательностью.

Источник

Концерт для фортепиано № 2 (Шостакович) — Piano Concerto No. 2 (Shostakovich)

Концерт для фортепиано № 2 фа мажор , соч. 102, Дмитрия Шостаковича, была написана в 1957 году к 19-летию со дня рождения его сына Максима . Премьера произведения состоялась во время учебы в Московской консерватории . Этот фортепианный концерт должен был стать последним сочинением для фортепиано, написанным им. Он содержит много элементов, похожих на его другое сочинение, Концертино для двух фортепиано. Оба они были написаны, чтобы быть доступными для молодых пианистов. Это нехарактерно веселое произведение, гораздо более веселое, чем большинство произведений Шостаковича.

СОДЕРЖАНИЕ

Приборы

Произведение озвучено для фортепиано соло , трех флейт (третье удвоение пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , четырех валторн , литавр , малого барабана и струнных .

Движения

Концерт длится около 20 минут , и имеет три движения , со вторым движением играл attacca , тем самым перемещая непосредственно в третий (хотя второе движение приходит до приемлемого разрешения до минор, таким образом, что третье движение не является полностью необходимым довести музыку к заключению):

  1. Аллегро Первая часть в сонатной форме. Веселая главная тема первой части исполняется сначала фаготом, а затем в сопровождении кларнетов и гобоев. Фортепиано вступает ненавязчиво с ответной темой, сыгранной отдельными нотами обеими руками на октаву друг от друга. Это перерастает в маршеобразную тему. Затем вводится новая мелодическая тема ре минор с унисонами на фортепьяно на две октавы, сведенными к нулю. Затем резкий звук оркестра переходит в шумные и прыгающие октавы нижнего фортепиано, в то время как оркестр играет вариацию на оригинальную фортепианную мелодию фортиссимо . Фортепиано строится по схеме триоли, чтобы ввести тему ре минор (теперь в си-бемоль мажор) в дополнении к торжествующему тутти . В кульминации все приходит в безмолвную паузу, и фортепиано вступает в соло контрапункта, похожего на фугу. Спустя минуту фуги оркестр возвращается, играя мелодию в порыве ветра. Оркестр строится на основной мелодии, в то время как фортепиано играет гаммы и тремоло, которые переходят в несколько веселых строк аккордов и октав, исполняемых фортепиано, а основная тема, наконец, всплывает на поверхность и завершает движение.
  2. Анданте Вторая часть приглушена и романтична. Он представляет две разные темы, которые находятся в вариативной форме. Настроение можно считать нежным с оттенком меланхолии. Струнные начинаются мягко до минор, с коротким вступлением перед тем, как фортепиано вступает в нежную тему триоли до мажор. Этот тип ритма также присутствует в других его сочинениях, таких как Прелюдия до мажор, соч. 87 No. 1. Хотя он остается медленным на всем протяжении и работает в сравнительно небольшом диапазоне, он отмечен повторением ритмов два или четыре на три.
  3. Аллегро Финал — это живой танец в двойном ритме с большим использованием пентатонических гамм и ладов. Вскоре появляется вторая тема, в 7
    8 время, с фортепиано в сопровождении струн пиццикато, напоминающих балалайку . Создается впечатление, какими были парады и шествия в советское время. Это продолжается некоторое время, прежде чем появляется новый мотив в режиме упражнений « Ханон », с гаммами в шестых долях и полуколебаниями, что является шуткой для выпуска Максима. Затем эти три темы развиваются и переплетаются до окончательного утверждения 7
    8 тема и, наконец, виртуозная кода фа мажор.

Прием

Этот концерт иногда называют одним из менее значимых произведений композитора, особенно по сравнению с некоторыми симфониями и струнными квартетами. В письме Эдисону Денисову в середине февраля 1957 года, всего через неделю после того, как он закончил работу над ним, сам композитор написал, что произведение «не имеет выдающихся художественных достоинств». Было высказано предположение, что Шостакович хотел упредить критику, осудив саму работу (неоднократно подвергаясь официальной цензуре), и что этот комментарий на самом деле был насмешливым. В апреле 1957 года он и его сын исполнили переложение произведения для двух фортепиано из произведения для Министерства культуры, которое позже было представлено публике в Московской консерватории.

Несмотря на кажущуюся упрощенность этого концерта, публика всегда тепло относилась к нему, и он является одним из самых популярных произведений Шостаковича. В 2017 году концерт занял 19-е место в Зале славы Classic FM .

Записи

Несмотря на отказ от концерта, композитор несколько раз исполнял его сам и записывал вместе со своим первым концертом. Оба играют в быстром темпе, который редко встречается в современных записях. На третьей записи можно услышать, что некоторые отрывки, сыгранные Шостаковичем, были не такими чистыми, и это было признаком того, что его рука пошла в упадок. В своих записях второй части Шостакович вносит небольшие вариации в некоторые отрывки, не записанные в партитуре. Некоторые примеры включают в себя повторяющийся аккорд, который Шостакович играет в такте 33, который из первой доли такта 34 записывается как ничья в партитуре.

Собственный сын Максима, Дмитрий Максимович Шостакович, также записал пьесу, а его отец дирижировал I Musici de Montreal . Идентично своему знаменитому деду, Дмитрий младший также очень близко соответствует неистовой скорости и выражению лица своего деда.

Другие записи включают записи Леонарда Бернстайна в качестве солиста и дирижера для Columbia Records , Марка-Андре Амлена для Hyperion Records и Дмитрия Алексеева с Ежи Максимюком, дирижирующим Английским камерным оркестром . Была сделана запись этого концерта оркестром Мариинского театра с солистом Денисом Мацуевым и Валерием Гергиевым в качестве дирижера.

В Фантазии 2000 , Ефим Бронфман играет первое движение концерта в (Allegro) в качестве рассказчика из « Стойкий оловянный солдатик » по Андерсена . Бронфман также записал оба концерта с филармоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Эсы-Пекки Салонена .

Балет

Концерт используется в двух разных балетах. Кеннет Макмиллан «s Концерт Премьера 30 ноября 1966 года в Deutsche Oper Berlin , затем стал Королевский балет репертуар. Алексей Ратманский создал Concerto DSCH для New York City Ballet , премьера которого состоялась в 2008 году.

Источник

Д. Шостакович — Том 12 — Концерт №1, №2

Концерты Дмитрия Шостаковича
ноты (партитура том 12 и клавир том 13)

ОТ РЕДАКЦИИ

В двенадцатый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены партитуры концертов № 1 и 2 для фортепиано с оркестром.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 35, написан в 1933 году. Первоначально композитор называл его «концертом для рояля в сопровождении струнного оркестра и трубы», подчеркивая необычность партитуры: отсутствие духовых и ударных инструментов.
Концерт был задуман в ряду сочинений, которые должны были пополнить репертуар советских исполнителей-инструменталистов. «Это моя первая попытка восполнить значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором отсутствуют крупные концертные сочинения»,— рассказывал композитор вскоре после премьеры концерта. О повышенном интересе к инструментальным концертным жанрам Шостакович вновь писал в начале 1934 года: «Время мне настойчиво подсказывает, что эти жанры имеют право и обязаны расти и расцветать. В ближайшее время я посвящу свое творчество именно этим жанрам. Намечены: сюита для фагота в сопровождении струнного оркестра, квартет, концерт для скрипки с оркестром, ряд вокальных произведений, танцевальная сюита для джаза». Несколько позднее композитор говорил также о намерении написать концерт для фортепиано в сопровождении джаз-оркестра4.
Из авторских помет на рукописи концерта видно, что работа над ним продолжалась четыре с половиной месяца: с 6 марта по 20 июля 1933 года. Произведением, непосредственно предшествовавшим концерту, были Двадцать четыре прелюдии для фортепиано, соч. 34, законченные 2 марта 1933 года. Одновременно с концертом композитор начал сочинение музыки к мультипликационному фильму «Сказка о попе и о работнике его Балде», соч. 36.

В партитуру концерта Шостакович ввел реминисценции широко известных музыкальных тем из произведений Бетховена и Гайдна; звучат в ней и интонации популярной уличной песенки. Кроме того, в четвертой части концерта (соло трубы) использована тема Финала, сочиненного Шостаковичем как вставной номер к опере Э. Дресселя «Колумб».
Раскрывая суть своего замысла, Шостакович писал: «Какова основная художественная тема концерта?.Я не могу рассказать о содержании своего концерта иными средствами, кроме тех, которыми написан сам концерт. Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную. Это я и хотел передать в своем концерте». Говоря о сочинениях конца 20-х — начала 30-х годов, Шостакович неоднократно подчеркивал свое стремление к воплощению здоровых, жизнерадостных эмоций, комедийных, юмористических образов. «Я хочу отвоевать законное право на смех и так называемой „серьезной» музыке,— писал он в статье «Счастье познания».— Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует».
Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года в Ленинграде, в Большом зале филармонии; партию фортепиано исполнил автор.
Партитура концерта № 1 опубликована в 1934 году Музгизом. Это издание полностью идентично автографу, хранящемуся в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266а).
В основу настоящей публикации положены прижизненные издания 1934 и 1963 годов. Текст сверен также с автографом и всеми изданиями переложения для двух фортепиано (М., 1934, 1935, 1969).
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, фа мажор, соч. 102, написан в 1957 году. Первое исполнение концерта состоялось 10 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории.
Партитура концерта № 2 опубликована в 1959 году издательством «Советский композитор».
Автограф партитуры хранится в ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 6).
В основу настоящей публикации положено издание 1959 года, сверенное с автографом партитуры, а также с автографом и всеми изданиями переложения концерта для двух фортепиано (М., 1957, 1964, 1969).
Явные погрешности рукописных и печатных материалов устранены без оговорок. Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце тома.

Источник

Оцените статью