Концерт для фортепиано с оркестром симфония фуга романс балет прелюдия мюзикл
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2
Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.
Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.
Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.
За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.
Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.
Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.
24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.
Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.
Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.
Интересные факты
- Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
- В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым.
- Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.
- У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др.
- Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.
- По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
- Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
- Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.
Содержание
Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.
Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.
Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.
Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.
Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт.
Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек – это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов.
Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Источник
Diafon.ru
О музыке и музыкальном образовании
Главная — Композиторы — Список произведений С.В. Рахманинова
Список произведений С.В. Рахманинова
Сочинения Сергея Васильевича Рахманинова по опусам с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.
Произведение | Тональность | Номер опуса | Дата создания | Жанр/исп. состав | Комментарий |
Концерт №1 для фортепиано с оркестром | op. 1 | 1891 | Посвящено А. И. Зилоти | ||
Две пьесы для виолончели и фортепиано | op. 2 | 1892 | 1. Прелюдия. 2. Восточный танец. Посв. А. А. Брандукову | ||
Пять пьес-фантазий | op. 3 | 1892 | Для фортепиано | 1. Элегия. 2. Прелюдия. 3, Мелодия. 4. Полишинель. 5. Серенада. Посвящено А. С. Аренскому | |
Шесть романсов | op. 4 | 1889—1893 | Для голоса с фортепиано | 1. «О, нет, молю, не уходи» (Мережковский). Посвящено А. А. Лодыженской. 2. «Утро» (Янов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 3. «В молчаньи ночи тайной» (Фет). Посвящено В. Д. Скалон. 4. «Не пой, красавица» (Пушкин). Посвящено Н. А. Сатиной. 5. «Уж ты, нива моя» (А. Толстой). Посвящено Е. Н. Лысиковой. 6. «Давно ли, друг мой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено О. А. Голенищевой-Кутузовой | |
Фантазия (Картины). Сюита № 1 | op. 5 | 1893 | Для 2-х фортепиано в 4 руки | 1. Баркарола. 2. И ночь, и любовь, 3. Слезы. 4. Светлый праздник. Посвящено П. И. Чайковскому. | |
Две пьесы для скрипки и фортепиано | op. 6 | 1893 | 1. Романс. 2. Венгерский танец. Посвящено Ю. Конюсу | ||
Фантазия («Утес») | op. 7 | 1893 | Для симфонического оркестра | ||
Шесть романсов | op. 8 | 1893 | Для голоса с фортепиано | 1. «Речная лилея» (Плещеев — из Гейне). Посвящено А. А. Ярошевскому. 2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» (Плещеев—из Гейне). Посвящено М. А. Слонову. «Дума» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено Л. Г. Яковлеву. «Полюбила я на печаль свою» (Плещеев — из Шевченко). Посвящено М. В. Олферьевой. 5. «Сон» (Плещеев — из Гейне). Посвящено Н. Д. Скалон. 6. «Молитва» (Плещеев — изГете). Посвящено М. А. Дейша-Сионицкой | |
Элегическое трио | op. 9 | 1893 | Для скрипки, виолончели и фортепиано | Памяти великого художника [П. И. Чайковского]. | |
Семь салонных пьес | op. 10 | 1894 | Для фортепиано | 1. Ноктюрн. 2. Вальс. 3. Баркарола. 4. Мелодия. 5. Юмореска. 6. Романс. 7. Мазурка. Посвящено П. А. Пабсту | |
Шесть пьес | op. 11 | 1894 | Для фортепиано в 4 руки | 1. Баркарола. 2. Скерцо. 3. Русская песня. 4. Вальс. 5. Романс. 6. Слава. | |
Каприччио на цыганские темы | op. 12 | 1894 | Для симфонического оркестра | Посвящено П. Лодыженскому. | |
Симфония № 1 | op. 13 | 1895 | Для симфонического оркестра | Посвящено А. Л. | |
Двенадцать романсов | op. 14 | 1896 | Для голоса с фортепиано | 1. «Я жду тебя» (Давидова). Посвящено Л. Д. Скалон. 2. «Островок» (Бальмонт). Посвящено С. А. Сатиной. 3. «Давно в любви» (Фет). Посвящено 3. А. Поибытковой. 4. «Я был у ней» (Кольцов). Посвящено Ю. С. Сахновскому. 5. «Эти летние ночи» (Ратгауз). Посвящено М. И. Гутхейль. 6. «Тебя так любят все» (А. Толстой). Посвящено А. Н. Ивановскому. 7. «Не верь мне, друг» (А. Толстой). Посвящено А. Г. Клокачевой. 8. «О, не грусти» (Апухтин). Посвящено Н. А. Александровой. 9. «Она, как полдень, хороша» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 10. «В моей душе» (Минский). Посвящено Е. А. Лавровской. 11. «Весенние воды» (Тютчев). Посвящено А. Д. Орнатской. 12. «Пора» (Надсон). | |
Шесть хоров | op. 15 | 1895 | Для женских или детских голосов с фортепиано | 1.«Славься» (Некрасов). 2. «Ночка» (Лодыженский).3. «Сосна» (Лермонтов). 4. «Задремали волны» (К. Р.).5. «Неволя» (Цыганов). 6. «Ангел» (Лермонтов) | |
Шесть музыкальных моментов | op. 16 | 1896 | Для фортепиано | Посвящено А. Затаевичу | |
Сюита № 2 | op. 17 | 1901 | Для 2-х фортепиано в 4 руки | 1. Вступление.2.Вальс. 3. Романс. 4. Тарантелла. Посвящено А. Б. Гольденвейзеру | |
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром | op. 18 | 1901 | Посвящено Н. Далю | ||
Соната для виолончели и фортепиано | op. 19 | 1901 | Посвящено А. Брандукову | ||
Кантата «Весна» | op. 20 | 1902 | Для баритона соло, хора и оркестра | Слова Некрасова. Посвящено Н. С. Морозову | |
Двенадцать романсов | op. 21 | 1900—1902 | Для голоса с фортепиано | 1. «Судьба» (к пятой симфонии Бетховена) (Апухтин). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 2. «Над свежей могилой» (Надсон). 3. «Сумерки» (Гюйо). Посвящено Н. И. Забеле-Врубель. 4. «Они отвечали» (Мей — из Гюго). Посвящено Е. Ю. Крейцер. 5. «Сирень» (Бекетова). 6. «Отрывок из Мюссе» (Апухтин). Посвящено А. А. Ливен. 7. «Здесь хорошо» (Галина). 8. «На смерть чижика» (Жуковский). Посвящено О. А. Трубниковой. 9. «Мелодия» (Надсон). Посвящено Н. Лантинг. 10. «Перед иконой» (Голенищев-Кутузов). Посвящено М. А. Ивановой. 11. «Я не пророк» (Круглов). 12. «Как мне больно» (Галина). Посвящено В. А. Сатину | |
Вариации на тему Шопена | op. 22 | 1903 | Для фортепиано | Посвящено И. Лешетицкому | |
Десять прелюдий | op. 23 | 1903 | Для фортепиано | Посвящено А. Зилоти | |
«Скупой рыцарь» | op. 24 | 1905 | Опера в 3-х картинах | Текст А. С. Пушкина | |
«Франческа да Римини» | op. 25 | 1905 | Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. | Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Либретто М. И. Чайковского | |
Пятнадцать романсов | op. 26 | 1906 | Для голоса с фортепиано | Посвящено М. С. и А. М. Керзиным. 1. «Есть много звуков» (А. Толстой). 2. «Все отнял у меня» (Тютчев). 3. «Мы отдохнем» (Чехов). 4. «Два прощания» (Кольцов). 5. «Покинем, милая» (Голенищев-Кутузов). 6. «Христос воскрес» (Мережковский). 7. «К детям» (Хомяков). 8. «Пощады я молю» (Мережковский). 9. «Я опять одинок» (Бунин—из Шевченко). 10. «У моего окна» (Галина). 11. «Фонтан» (Тютчев). 12. «Ночь печальна» (Бунин). 13. «Вчера мы встретились» (Полонский). 14. «Кольцо» (Кольцов). 15. «Проходит все» (Ратгауз). | |
Симфония № 2 | op. 27 | 1907 | Для симфонического оркестра | Посвящено С. И. Танееву | |
Соната № 1 | op. 28 | 1907 | Для фортепиано | ||
«Остров мертвых» | op. 29 | 1909 | Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра | К картине Бёклина. Посвящено Н. Струве. | |
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром | op. 30 | 1909 | Посвящено И. Гофману | ||
Литургия св. Иоанна Златоуста | op. 31 | 1910 | Для смешанного хора | ||
Тринадцать прелюдий | op. 32 | 1910 | Для фортепиано | ||
Шесть этюдов-картин | op. 33 | 1911 | Для фортепиано | ||
Четырнадцать романсов | op. 34 | 1910—1915 | Для голоса с фортепиано | 1. «Муза» (Пушкин). Посвящено Re. 2. «В душе у каждого из нас» (Коринфский). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 3. «Буря» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. «Ветер перелетный» (Бальмонт). Посвящено Л. В. Собинову. «Арион» (Пушкин). Посвящено Л. В. Собинову. 6. «Воскрешение Лазаря» (Хомяков). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 7. «Не может быть» (Майков). Посвящено памяти В. Ф. Комиссаржевской. 8. «Музыка» (Полонский). Посвящено П. Ч. 9. «Ты знал его» (Тютчев). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 10. «Сей день я помню» (Тютчев). Посвящено Л. В. Собинову. 11. «Оброчник» (Фет). Посвящено Ф. И. Шаляпину. 12. «Какое счастье» (Фет). Посвящено Л. В. Собинову. 13. «Диссонанс» (Полонский). Посвящено Ф. Литвин. 14. «Вокализ». Посвящено А. Неждановой | |
«Колокола» | op. 35 | 1913 | Поэма для оркестра, хора и солистов | Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посвящено Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме | |
Соната № 2 | op. 36 | 1913 | Для фортепиано | Посвящено М. Пресману | |
Всенощная | op. 37 | 1915 | Для смешанного хора | Посвящено памяти С. В. Смоленского | |
Шесть стихотворений | op. 38 | 1916 | Для голоса с фортепиано | Посвящено Н. П. Кошиц. 1. «Ночью в саду у меня» (Блок). 2. «К ней» (А. Белый). 3. «Маргаритки» (Игорь Северянин). 4. «Крысолов» (Брюсов). 5. «Сон» (Сологуб). 6. «Ау» (Бальмонт) | |
Девять этюдов-картин | op. 39 | 1916—1917 | Для фортепиано | ||
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром | op. 40 | 1926 | Посвящено Н. Метнеру | ||
Три русские песни | op. 41 | 1926 | Для оркестра и хора | Посвящено Л. Стоковскому | |
Вариации на тему Корелли | op. 42 | 1931 | Для фортепиано | Посвящено Ф. Крейслеру | |
Рапсодия на тему Паганини | op. 43 | 1934 | Для фортепиано и симфонического оркестра | ||
Симфония № 3 | op. 44 | 1936 | Для симфонического оркестра | ||
«Симфонические танцы» | op. 45 | 1940 | Для симфонического оркестра | Посвящено Е. Орманди | |
«Алеко» | без op. | 1892 | Опера в 1 действии | Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». | |
Скерцо | без op. | Для симфонического оркестра | |||
Юношеская симфония (1-я часть) | без op. | 1891 | Для симфонического оркестра | ||
«Князь Ростислав» | без op. | 1891 | Симфоническая поэма. Для симфонического оркестра | На стихотворение А. Толстого. Посвящено А. С. Аренскому | |
Струнный квартет | без op. | 1889 | Две части: 1. Романс. 2. Скерцо. | ||
Три ноктюрна | без op. | 1887—1888 | Для фортепиано | ||
Четыре пьесы | без op. | 1888 | Для фортепиано | 1. Романс. 2. Прелюдия. 3. Мелодия. 4. Гавот | |
«Русская рапсодия» | без op. | 1891 | Для фортепиано в 4 руки | ||
Прелюдия | без op. | 1891 | Для фортепиано | ||
Две пьесы для фортепиано в 6 рук | без op. | 1890—1891 | 1. Вальс. 2. Романс | ||
Романс | без op. | Для фортепиано в 4 руки | |||
Канон | без op. | Для фортепиано | |||
Пьеса-фантазия | без op. | 1899 | Для фортепиано | ||
Фугетта | без op. | Для фортепиано | |||
Итальянская полька | без op. | Для фортепиано в 4 руки | Посвящено С. И. Зилоти | ||
«Полька В. Р.» | без op. | 1911 | Для фортепиано | Посвящено Л. Годовскому | |
Восточный эскиз | без op. | 1938 | Для фортепиано | ||
«У врат обители святой» | без op. | 1890 | Для голоса с фортепиано | Слова Лермонтова | |
«Я тебе ничего не скажу» | без op. | 1890 | Для голоса с фортепиано | Слова Фета | |
«Апрель» | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | ||
«Смеркалось» | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | Слова А. Толстого | |
«Икалось ли тебе» | без op. | 1899 | Для голоса с фортепиано | Слова Вяземского | |
«Песня разочарованного» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Опять встрепенулось ты, сердце» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Грекова | ||
«Увял цветок» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Ты помнишь ли вечер» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова А. Толстого | ||
Монолог Арбенина из «Маскарада» М. Лермонтова | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Бурлацкая песня | без op. | 1891 | Для голоса с фортепиано | ||
«Ночь» | без op. | Для голоса с фортепиано | Слова Ратгауза | ||
«Письмо к К. С. Станиславскому» | без op. | 1908 | Для голоса с фортепиано | К юбилею Художественного театра | |
Ариозо Бориса из «Бориса Годунова» А. Пушкина | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Монолог Пимена из «Бориса Годунова» А. Пушкина | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Вокальный квартет из «Мазепы» | без op. | Для голоса с фортепиано | |||
Хор духов из поэмы «Дон Жуан» | без op. | Для хора | |||
Духовный концерт | без op. | 1893 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Deus meus» | без op. | 1892 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Чоботы». Украинская песня | без op. | 1899 | Для смешанного хора без сопровождения | ||
«Пантелей целитель» | без op. | 1901 | Для смешанного хора без сопровождения | Слова А. Толстого | |
Обработка: Чайковский. «Колыбельная» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мусоргский. «Гопак» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Римский-Корсаков. «Полет шмеля» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Рахманинов. «Сирень» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Рахманинов. «Маргаритки» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Бизе. Менуэт из «Арлезианки» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Крейслер. «Радость любви» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мендельсон. Скерцо из «Сна в летнюю ночь» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Шуберт. «Ручеек» | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Бах. 3 пьесы из скрипичной сонаты E-dur. 1. Прелюдия. 2. Гавот. 3. Жига | без op. | Для фортепиано | |||
Обработка: Мусоргский «Гопак» | без op. | Для скрипки и фортепиано |
Ряд произведений имеется в более поздних редакциях: 1-й концерт, 2-я соната, 4-й концерт, трио op. 9, «Мелодия», «Серенада», «Юмореска» и др.
Помимо обработок Рахманиновым сделан ряд переложений для фортепиано в большинстве случаев собственных произведений: опер, симфоний, концертов и др.
Источник