Концерт для гитары это

Первый концерт для гитары

От меня
Начинающим гитаристам и их знакомым/близким. Достачно простые с точки зрения понимания нотной грамоты вещи. Но достаточно интересные и эффектные, если так можно сказать: «Love is blue» (Любовь грустна, а не то, что вы могли подумать:)), «Yesterday», «Greensleevs», «The trees grow high» etc.

От автора
Все произведения этого сборника специально написаны или обработаны так, чтобы доставить начинающим музыкантам максимум удовольствия от общения с хорошей, доступной и увлекательной музыкой. По характеру это не строгая классика, а скорее — непринужденное музицирование в народном духе с элементами эстрады и джаза.
В своих пьесах и обработках я старался, насколько возможно, уменьшить и даже ?спрятать? от внимания учеников технические трудности. Для этого каждое сольное произведение и каждая партия в ансамбле изложены в одной удобной неизменной фактуре и являются своего рода этюдами на тот или иной вид техники. Так, например, басовая партия в пьесе ?Буги-вуги? — не что иное как начальное упражнение на постановку левой руки. Но многие пьесы с удовольствием сыграют и взрослые гитаристы.
В списке ?Программа концерта? пьесы перечислены так, как они могут исполняться в реальном концерте, то есть в порядке возрастания музыкальных и технических трудностей, с учетом разнообразия их характера, темпов, тональностей и других особенностей.
Если у вас есть возможность исполнить несложные сольные партии на блокфлейте, металлофоне, гармонике, обязательно постарайтесь ею воспользоваться. В ансамбле с этими инструментами гитара прозвучит прекрасно.

Читайте также:  Ансамбли для классической гитары ноты для

Источник

Что такое концерт гитарной музыки

На днях поделился я планами с одним своим учеником из музыкальной школы. Рассказал ему о том, что хотел бы провести концертик, в котором бы мои ученики как из музыкальной школы, так и частные, а также я и, возможно, неокторые мои коллеги сыграли бы на одной сцене вместе.

У меня уже был опыт наблюдения за реакцией от подобных высказываний. Как правило большинство учеников раскрывают широко глаза, слушают, наверное, представляя себя Джимми Хендриксами или Пако де Лусией, примерно на середине моих объяснений приоткрывают даже рот, затем нахмуриваются, «напрягаются» и пасуют.

— Не, не.. в этот день и именно в это время я играю в футбол.

Но вот какую фразу мне выдал этот ученик. Он сказал что-то вроде:

— . и там будут развешены банеры по городу?

И тут меня осенило. О некоторых элементарных незнаниях, типа «для чего мы играем на гитаре в смысле цели» или «что такое гитара классическая, шестиструнная» я догадывался и ранее. Но вот о концерте — даже не думал.

Наши ученики порой не знают что такое концерт гитарной музыки. Так уж случилось. Вокруг — интернет и попса и это то, что делает стереотипы о подобных мероприятиях. А откуда им, юным нашим гитаристам все это знать?

Да, можно бы выдать некоторые типичные рецепты:

  • посещайте концерты гитарной музыки (естественно, это не исключает посещение других концертов)
  • слушайте исполнения различных гитаристов в записи
  • читайте, играйте, задавайте вопросы у всех, даже если они кажутся слишком простыми
  • Блог пользователя — Ром
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • 5005 просмотров

Комментарии

ой, ну что и говорить. у

ой, ну что и говорить. у взрослого человека может сложиться мнение, что на гитаре играют только барды или только во дворе на лавке. Все зависит, как было сказано, от стереотипов.

Мне кажется, что рекламные банеры могут быть не всегда показателем высокого исполнительства. И наоборот.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

А вопрос-что такое концерт

А вопрос-что такое концерт гитарной музыки так и остался без ответа.

Мы, классические гитаристы в курсе, что такое гитара классичесская, а вот почему мы каждый раз с переживанием удивляемся, что дети об этом не знают? Музыка живет, видоизменяется, эволюционирует, развивается, на смену одной музыкальной эпохи приходит другая. По большому счету-классическая гитара уже больше пятидесяти лет-если не больше-не является наиболее слушаемым жанром музыки. Она известна отдельно взятой категории людей, и на сегодняшний день занимает нечто вроде ниши, как альтернатива популярной музыки. Сейчас все сложнее убедить молодежь, что гитара и медиатор изначально не задумывались как неотъемлемые составляющие. А дети имеют ровно столько представлений об окружающем мире, сколько способны увидеть своими глазами. И откуда им знать, что такое концерт гитарной музыки? Ну-опять же-а вот выступления Сатриани можно отнести к гитарной музыке? Гитарист, инструменталист, не поет практически, ну, на том концерте где я был он не пел вообще. А Томми Эмануэль? Гитарист, но не классический. Ломать стереотипы. ну или просто показывать альтернативный взгляд на вещи-это тоже составляющая часть работы педагога.
Я вообще столкнулся с тем, что многие профессиональные дипломированные музыканты не знали, что гитара-это самостоятельный, богатый и очень многогранный инструмент-а чего требовать от детей, которые еще мало чего в этой жизни видели?
А вот насчет плакатов. ну-не по городу, но на ближайших столбах можно повешать, чтобы приятно было. Я вполне могу понять их энтузиазм.
Я пошел в школу с 6 лет, правда в нулевой класс-ну, не был я в детском саду, и меня порешили больше приобщить к коллективу, нежели с образовательной целью. И вот подготовка новогоднего утренника. Нам учительница рассказывала, как это будет проходить. Вот дедушка мороз с подарками придет, вот там в игры поиграем, какую то пьеску сыграем-с лисичкой, снегурочкой, снежинками и волком кажись. а потом для родителей сюрприз устроим. Выйдет снегурочка и скажет-

Дед мороз, отвернись,
для тебя у нас сюрприз
когда скажем «все готово»
Поаернешься снова.

По сценарию-мы выйдем, возьмем музыкальные инструменты, потом скажем-все готово, дедушка мороз повернется, а мы начнем играть на инструментах.
Мне было 6 лет. И тут-такой сценарий. НАМ ДАЮТ ПОИГРАТЬ НА МуЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Так, какие инструменты вообще бывают? Скрипка, труба, балалайка, саксофон, дудочки всякие-кларнеты, флейты или еще чего, я их всех дудочками считал, гармошка. в общем надо подсуетиться, и пока никто не успел застолбить себе гитару. Никакой другой инструмент меня не интересует.
Как то на первом прогоне я отсутствовал.
А потом я увидел, что там за инструменты раздали-колокольчики, тарелки, трещетки и треугольники. Был правда и ксилофон, но игрались там не ноты, а просто в нужный момент человек с ксилофоном провоил колотушкой поперек дощечек, извлекая типичный звук «дрынь». Гитары там не было. Просто какие то ритмические рисунки в сопровождении фортепиано. Я посчитал, что меня пытаются надуть, и отказался участвовать в этом безобразии. Мало того, что мы играли далеко не Би Джиз, Бони М или Модерн Токинг, так нам еще и инструменты дали какие то странные, особенно колокольчики-у моего деда их полный сарай был, на полке с рыболовными снастями.
Обычная такая детская наивность, ничего страшного.
А вот насчет гитарных концертов-можно рассказать, что это такое, а вот убедить, что их тоже неплохо бы посещать гораздо труднее-зависит от ученика. интересно ли ему или нет.

У меня тоже был 7 летний ученик. Способный, но вредный, его приходилось уговаривать, упрашивать, а то и корректировать его поведение-ну это уже больше воспитательный момент, нежели преподавательский. Играл как умел, упрашивать следить за постановкой рук было бесполезно.
Теперь он стал постарше, чуть более воспитанным, и вполне приятным ребенком. Мы с ним разбирали типично вальсовое произведение с названием «Карусель». Мелодия приятная, стилизация под музыку, под которую с полвека назад кружили карусели в европейских парках атракционов. он по старой привычке драл струны так, чтобы громко было. Я попытался раскрыть образ-как неспешно несутся лошадки по кругу, жизнь хороша, ты-маленький ребятенок, тебе очень нравится кататься на каруселях, а на заднем плане звучит такая вот музыка, может даже шарманщик какой развлекает посетителей. Ну и заодно разобрали ноты-что относится к мелодии, что к аккомпанименту, я предложил выделить мелодию, а аккомпанимент. а зачем драть струны? это легкая музыка, и исполнение должно быть воздушное, она звучит где то там, в парке. И вместо того, чтобы для исполнения аккомпанимента дергать за струны со всей силы, попробуй просто слегка «почесать» их-ну вот так, как будто слегка хочешь почесать себе лоб, не давить, не сдирать кожу, а мягко провести пальцами поперек струн. Это легкое сопровождение мелодии, сразу слышен контраст. Ну-чесасть струны не стоит может быть, но для детей. привыкших их драть хорошее начало. А потом я сам сыграл, как это должно звучать. Ученик заслушался и выдал-блииин, гитара звучит как классический инструмент. А я открыл ему секрет-та гитара, которая у него в руках это и есть классический инструмент. Он удивился-ибо по телевизору рассказывали, какие иснтурменты относятся к классическим, виолончель была, рояль был, скрипка была, а гитару не перечислили.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Для всех , наверное,

Для всех , наверное, концертный опыт начинается с какого-то первого определенного выступления — первого выхода на сцену с гитарой в руках. А что такое концерт ? Это определенное действо в котором присутствуют следующие элементы : просто есть сцена-гитара в руках -исполнение пьесы и бурные овации и зритель или зрители в зале . Есть самый первый в жизни выход на сцену и это запоминается надолго. Вроде все просто )

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Первый концерт всегда

Первый концерт всегда примерно такой-утренник в детском саду, а зрители-те же дети и их родители. Просто в детских фантазиях это может выглядеть вот так

а выглядит вот так

ну и несоответствии представлений и реальности иногда может разочаровать.
А сколько работы надо проделать, чтобы из первого получилось второе понимает не каждый-и не в том возрасте.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Ну второе видео меня особо

Ну второе видео меня особо порадовало. Спасибо, дорогой Лёня! Мальчик, что справа, оказался хорошим заводилой. Пример показывает, что и сцена не для всех.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Второе видео не совсем

Второе видео не совсем гитарное, но очень искреннее )))

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

© Королева Гитара 2009 — 2021. All rights reserved

Источник

Лекция-концерт «Вечер гитарной музыки»

ist.na5bal.ru > История > Лекция
Лекция-концерт

«Вечер гитарной музыки»

для обучающихся струнно-щипкового отделения

Ведущая цель: познакомить обучающихся с историей создания и развития гитары, особенностями ее звучания и конструкции в различные эпохи.

1. Образовательная: дать знания об истории инструмента, научить учащихся распознавать разновидности гитары, ее звучания, познакомить с произведениями различных эпох для этого инструмента.

2. Развивающая: развивать творческое мышление обучающихся, уверенность при исполнении произведений ( участников концерта).

3. Воспитательная: воспитывать любовь к классической музыке.

Оборудование: гитара, ноты, ноутбук, СD диск с музыкой и изображениями разновидностей гитар, свечи, распечатанные слова песни «Изгиб гитары желтой».

На доске написана тема внеклассного мероприятия и нарисована гитара.

Учитель: Сегодня мы с вами побываем на необычном концерте. Чем он необычен? Может тем, что наше мероприятие называется «Вечер гитарной музыки», а за окном день? Нет, сейчас мы создадим подходящую атмосферу (завешиваются шторы и зажигаются свечи).

Учитель:скажите, а вы когда-нибудь были на концертах гитарной музыки?

Учитель:а кто-нибудь из вас умеет играть на этом инструменте, или кто-нибудь из ваших родственников?

Учитель: а вы знаете историю этого инструмента? Где он появился, когда, и как он выглядел в разные времена своего развития?

Учитель: Необычен этот концерт тем, что мы сегодня не только услышим гитарную музыку в исполнении обучающихся класса гитары, педагога, а также в исполнении гитаристов-виртуозов, но и познакомимся с историей этого замечательного и удивительного инструмента.

Учитель: Гитара относится к струнным щипковым инструментам. Ее история начинается задолго до нашей эры в восточных странах, где она услаждает слух как простых, так и знатных людей. История гитары удивительна и интересна. На сегодняшний день каждый из нас, наверняка, разок другой держал какую-нибудь гитару в руках, пробовал «бренчать», даже не задумываясь над тем, сколько битв выдержала она за право быть одним из самых популярных музыкальных инструментов практически во всем цивилизованном мире.

Учитель: Несмотря на то, что родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.

(изображения лютни и виуэлы)

Учитель: Появлению гитары в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят вглубь истории. Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Это уже говорит о некоторой «культовости» инструмента и его специфической направленности.

Начиная с X века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых — такими, как виола, виуэла и гитара.

(изображения виолы, виуэлы и гитары)

Учитель: скажите, в чем вы видите сходства, а в чем различия этих инструментов? И похожи ли они на знакомую нам гитару?

Учитель: Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Исполнители применяли следующие приёмы игры, следуя своей фантазии: пальцами, плектром (медиатором). Уже на этом этапе были заложены основные принципы звукоизвлечения, которые повлекли за собой совершенствование конструкции и окончательное формирование семейств струнных инструментов.

Учитель: а какие вы знаете разновидности гитары?

Учитель: раньше выделяли два вида инструментов — это гитара мавританская (арабская) и гитара латинская (римская).

Мавританская гитара овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Играют на ней как при помощи плектра (медиатора), так и с помощью пальцев — в XIII веке смычок выходит из употребления.

(изображение мавританской гитары)

Учитель: Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу) имеет плоскую нижнюю деку. Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами . Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры — использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

(изображение латинской гитары)

Учитель: Гитара того времени, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой — на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.

(изображения современной гитары и виуэлы)

Учитель: Несмотря на то, что гитара к этому времени распространилась по всему миру, основные события в её истории произошли в Европе.

Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 — 14 струнами (более правильное название — цистра).

Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной американской музыке, имеет глубокий корпус и 4 металлические струны. Играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука.

Учитель: Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке – отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары.

Учитель: Возможно, для того чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьёзным результатам — появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару. Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789). Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ.

Учитель: Постепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия, именуемого «Веком просвещения», появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений.

Учитель: Ряд блестящих виртуозов и композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Среди них — известнейшие испанцы Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и многие, многие другие. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр».

Учитель: Сейчас в исполнении Шишова Дмитрия прозвучит произведение Ф. Карулли «Вальс». (Ф. Карулли – итальянский классических гитарист, композитор, педагог, автор первого в истории полного пособия для обучения на гитаре, а также считается одним из первых сольных исполнителей на классической гитаре).

Обучающий 1 класса Шишов Дмитрий исполняет «Вальс» Ф. Карулли.

Учитель: Сейчас вы услышите произведение еще одного представителя классической итальянской гитарной школы – Маттео Каркасси. Многочисленные сочинения этого гитариста входят в репертуар современных исполнителей.

Обучающаяся 2 класса Хорьякова Анастасия исполняет «Андантино» М.Каркасси.

Учитель: Шестиструнная гитара быстро завоевала всеобщую симпатию русского народа. На этом виде гитары играют практически во всех домах, аристократов и незнатных людей. И именно с этой гитарой связано появление Школ игры. Самой старой школой является труд фон Гельда, изданный на двух языках. Петербургский педагог и композитор Гальяни издает «Этюды», «Четыре сонаты».

Учитель: В исполнении Агибалова Кирилла прозвучит произведение «Ах вы, сени, мои сени» В. Калинина (русского гитариста и композитора).

Обучающийся 2 класса Агибалова Кирилл исполняет произведение.

Учитель: с появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства была передана более молодому инструменту. И только в начале 20 века с появлением таких виртуозов, как Таррега, Сеговия и др, наступил перелом – их творчество стало эталоном, высшей степенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов позволила исполнять очень сложные произведения в больших концертных залах.

В записи звучит произведение Тарреги «Фантазия на темы из оперы Травиата».

Учитель:С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.

В моем исполнении звучит «Хоровод и пляска» В.Козлова и испанский танец «Булериас» Я.Миохи.

Учитель: В России на рубеже 19 — 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. Поэтому в России больше прижилась 6-ти струнная гитара.

Учитель: Но не только голосом, но и исполнением на инструменте можно передать свои эмоции, чувства, мысли и переживания.

Обучающаяся 4 класса исполняет произведение Г. Альберта «Чувства».

Учитель: Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы Пинк Флойд, Битлз, Эл Ди Меола, Пако де Люсия и многие другие. Электрическая гитара, с соответствующими обработками, становится самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие произведения прекрасно звучат и в классическом исполнении. Это еще раз доказывает универсальность гитары.

Учитель: А сейчас Александров Виктор споет нам песню под аккомпанемент гитары.

Обучающийся 4 класса Александров Виктор исполняет песню группы «Сплин» — «Мое сердце остановилось».

Учитель: становится понятно, почему гитара, во всех ее разновидностях, стала популярным современным инструментом. Гитара находит место и в студиях, и на концертных площадках, и дома, и в походе у костра.

Учитель:Давайте, сейчас исполним, всем вам, наверное, известную песню Олег Митяева «Изгиб гитары желтой».

( раздаю распечатанные слова кому нужны)

Исполняем всем классом песню О. Митяева «Изгиб гитары желтой» под аккомпанемент гитары.

Источник

Оцените статью