Концерт для гитары история

Афиша: концерты, конкурсы и другие мероприятия для гитары

Данный раздел знакомит Вас с информацией о музыкальных событиях в мире классической гитары.

Здесь представлены намечающиеся мероприятия для гитары и информация о том, где можно заказать билеты на эти мероприятия или принять в них участив.

«Век, создавший гитару» – концерт-история

Гитара Антонио де Торреса, 1864 год
Впервые в Москве 8 марта 2014 года в Рахманиновском зале Московской консерватории в жанре концерта-истории публике будут представлены подлинные гитары XIX века.

В руках блистательных российских гитаристов Артема Дервоеда и Татьяны Куренчаковой оживут голоса уникальных гитар XIX века — гитары Антонио де Торреса 1864 года и гитары фирмы «Мартин» ок. 1885 года.

Прозвучат сочинения выдающихся композиторов-гитаристов XIX века М. Джулиани, Дж. Регонди, Л. Леньяни, Н. Паганини и Ф. Сора.

Ведущий вечера — актер театра и кино Игорь Письменный – через призму увлекательных историй из жизни мастеров, музыкантов и композиторов золотого века гитары расскажет о развитии и становлении классической гитары в XIX веке и покажет уникальные фотографии на основе материалов книги «Век, создавший гитару»

— Благотворительный фонд «Галчонок»
— Национальный фонд поддержки правообладателей
— «Фирма Мелодия»
— Проект «Гитарный журнал»

Генеральный информационный партнер:
— Кафе-пекарни Le Pain Quotidien/»Хлеб Насущный”

Дата и контакты:
8 марта 2014 года, суббота, начало в 19:00
Рахманиновский зал Московской консерватории (Большая Никитская, дом 11)
Заказ билетов по телефону +7 (967) 276-2231

Источник

Классическая гитара >Продолжение исторического обзора гитарного репертуара

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В прошлом уроке мы с Вами начали знакомиться с гитарным репертуаром 15-16 веков. Сегодняшняя часть обзора будет посвящена гитарному репертуару 18-19 веков.

Уже в самом начале классического периода гитара претерпела новые изменения. К пяти существовавшим рядам добавился еще один, басовый, а вскоре после этого каждый ряд был заменен одной струной, которых, как на современной гитаре, стало шесть. Хотя новый инструмент часто все еще продолжали называть испанской гитарой, он уже превратился в гитару классическую, и чистота и чувственность ее звучания идеально соответствовали новому музыкальному языку, выработанному и отточенному Гайдном (1732-1809) и Моцартом (1756-1791).

Наиболее выдающимися композиторами того времени, сочинявшими для гитары, были каталонец Фернандо Сор (1778-1839), испанец Дионисио Агуадо (1784-1849) и итальянец Мауро Джулиани (1781-1828). Перу Сора принадлежит огромное количество произведений для гитары: и самостоятельные сочинения, такие как «Соната в ре-мажор, опус 14», и многочисленные «Вариации», наиболее известной из которых является «Вариации на тему Моцарта».

Кроме того, Сор написал множество этюдов, охватывающих самые разные аспекты исполнительской техники, а также несколько песен под аккомпанемент гитары. Агуадо известность принесла его феноменальная техника, и его этюды считаются бесценными упражнениями для развития абсолютного владения инструментом.

Джулиани был автором не только сольных произведений, но и концертов для гитары, которые являются ярким примером выверенного баланса между мелодическим и техническим аспектами инструмента.

Еще одним известным композитором того периода был Каркасси, этюды которого сами по себе стали полноценными составляющими концертного гитарного репертуара.

В первой половине XIX века гитара стала, главным образом, салонным музыкальным инструментом. Конструктивные нововведения позволили усилить громкость звучания фортепиано и скрипки, а это наряду с расширением средств музыкального выражения привлекло к этим инструментам подавляющее большинство композиторов эпохи романтизма, включая Листа (1811-1886) и Паганини (1782-1840), хотя последний написал несколько сочинений для гитары и, несомненно, владел инструментом профессионально.

Кроме того, развитие оперного искусства Вагнером (1813-1883) перенесло фокус общественного внимания на крупномасштабные музыкальные мероприятия. Лишь после очередных физических изменений гитара начала постепенно возвращать утраченную было любовь публики.

Гитарный мастер Антонио Торрес (1817-1892) изменил инструмент кардинальным образом, разработав специальную систему распорок для усиления деки (резонирующей передней панели гитары), что привело к значительному увеличению громкости и тональной глубины ее звучания.

Теплый и мягкий звук, издаваемый теперь дискантовыми струнами, позволил существенно расширить мелодические возможности инструмента.

Гитарист и композитор Франсиско Таррега (1852-1909) стал изобретателем новой техники игры на гитаре, дававшей возможность в полной мере использовать потенциал нового инструмента Торреса, и эта техника является основой современных применяемых нами техник.

В качестве композитора Таррега написал множество произведений, ставших классикой гитарного репертуара. Наиболее известным из них, пожалуй, является этюд тремоло «Recuerdos De La Alhambra» («Воспоминания об Альгамбре»). Запись именно этой пьесы в исполнении Андреса Сеговии произвела настолько глубокое впечатление на Джулиана Брима, что он решил стать гитаристом.

В этюдах, сонатах и других сочинениях Тарреги главное место часто занимают технические аспекты исполнительского мастерства, однако их неотъемлемым признаком является в высшей степени романтическая мелодика, напоминающая произведения Шопена. Таррега также делал многочисленные аранжировки фортепианных сочинений, в первую очередь своего соотечественника Альбениса.

Ученик Тарреги Мигель Льобет (1878-1939) также активно занимался гитарными аранжировками самых разнообразных музыкальных произведений, начиная народной музыкой и заканчивая фортепианными концертами. Любопытно, что Льобет также перерабатывал для современной гитары сочинения, написанные для виуэлы, и его работы всегда вызывали огромный интерес как у исполнителей, так и у критиков.

На этом исторический обзор гитарного репертуара 18-19 веков закончен. В следующем уроке Вы познакомитесь с гитарным репертуаром 20 века и современности. Чтобы не пропустить уроки от Гитаршколы, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку.

Сегодня слушая игру на гитаре и не задумываешься что гитара не всегда была так популярна и у нее такая сложная история. Спасибо Торресу, благодаря которому мы имеем возможность наслаждаться этим инструментом.

Насколько я понял, гитара, как музыкальный инструмент, популярна уже очень давно. И до сегодняшнего дня интерес к ней не угасает.

Я даже и не думал, что у гитары такая богатая история. Спасибо огромное таким композиторам как А.Торрес, Ф. Таррега за то, что смогли создать ее, и донести до сегодняшнего дня.

Очень интересная и запоминающая статья о гитаре, читала с большим восторгом. Мауро Джулиани действительно был очень талантливым и известным итальянским композитором.

Да, действительно, спасибо Антонио Торресу за усовершенствование инструмента. А вот представляете, если б он не довел гитару до совершенства и ее действительно не приняли бы… Возможно, нам бы теперь не довелось ее слушать.

Да, Алёнушка, было бы интересно посмотреть на усовершенствование. Но, знаете ли, мне кажется, что усовершенствование музыкальных инструментов идет в духе времени. Вот даже в кнтексте выплыла статья » Эволюция гитарного исполнительского мышления «, где корни гитары уходят в первобытный строй. Так что совершенство не имеет границ и в дальнейшем мир не только гитары, а и других инструментов потерпят изменения. Может и наши потомки будут с удивлением смотреть на старую добрую акустику. Кто знает…?

Благодарю за урок. Я всегда думала, что гитара — это современный инструмент, а оказывается она имеет такую древнюю историю. После этого урока скачала и послушала произведения композитора Таррега, они восхитительны!

Вы знаете мой сын увлёкся, не на шутку, игрой на шестиструнной гитаре. для того, что бы его поддержать перекопала массу информации, ну чтобы быть в теме, и вот попался мне ваш сайт. До прочтения Вашех статей я дейсвительно была делитантом. Например впервые узнала , что Паганини владел не только скриспокой но и гитарой в совершенстве и даже писал для неё Хочу Вам сделать комплимент — Вы просто супер.

Всегда нравилась живая музыка , в смысле игра на гитаре. Брат всегда делал сюрпризы и исполнял новые песни от которых просто жить начинаешь по новому, мыслить. Ту музыку от которой мурашки ко коже. Но я никогда не знала что существует такая огромная и очень интересная история гитары. Было очень интересно узнать о древности такого инструмента!!) Спасибо большое за статью , и не только эту, а все которые находятся на этом сайте!

Прочитав статью, понимаешь, что гитара является одним из старейших инструментов, и по моему мнению нет равнодушных к игре на гитаре. Мне только интересно, играть на гитаре, это в прошлом была привилегией дворян или крестьян.

Классная статья: познавательная,легко читаемая.Так как я сам новечёк мне очень интересно было узнать что нибудь новенькое о гитаре.Прочитав эту историю я начал больше слушать гитарную музыку.

Вообще-то я знаю, что гитара была всегда популярна у цыган, испанцев и итальянцев. А сейчас без нее ни один рок концерт не обходится.

История развития гитарного репертуара, конечно, интересна, но хотелось бы послушать гитарную музыку того времени.

Почему-то ссылка на репертуар 15-16 вв. работает на 19-20 вв. А я как-то поздно присоединилась, очень интересно было бы почитать начало обзора. Нельзя ли как-нибудь починить ссылку или восстановить материал?

Спасибо за замечание, стоял ошибочный редирект на 19-20 века. Ссылку поправил, если ошибка не пропала, почистите кэш браузера.

Источник

Классическая гитара >Исторический обзор гитарного репертуара

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . Гитарный репертуар возник в Испании в конце XV столетия вскоре после того, как для придворных церемоний был изобретен этот инструмент, заменивший собой лютню, прочно ассоциировавшуюся в сознании испанцев с недавно изгнанными маврами.

Гитара того времени была четырехрядной, то есть имела четыре пары струн. Струны каждой пары настраивались абсолютно идентично и игрались вместе. Позже к ним добавились еще два ряда струн, и появился новый инструмент, «vihuela de mano», «ручная виуэла» (словом «de mano», означающим по-испански «ручная», специально подчеркивалось, что на этом инструменте нужно играть пальцами, а не медиатором, как на других разновидностях виуэл).

Играя отдельно каждым пальцем правой руки, можно было исполнять значительно более сложную и разнообразную музыку, чем с помощью медиатора, а возросшая потребность в контрапунктических произведениях (главным образом, духовной направленности) означала, что сочинения для нового инструмента становились все более популярными.

Композиторы гитарного репертуара 16 века

Композиторы Луис Милан (1500-1561) и Алонсо Мударра (ок. 1510-1580) сочиняли пьесы очень высокого качества, которые продолжают исполнять и сегодня, как для ручной виуэлы, так и для четырехрядной гитары, хотя последний инструмент приобрел большую популярность во Франции и Италии, чем в Испании, ввиду отсутствия в этих странах конкурентной ему виуэлы.

Эти произведения обычно издавались в сборниках, таких как, например, «El Maestro» (1535) Милана, представляющего собой собрание музыкальных фантазий (контрапунктических пьес, написанных в свободной форме). Еще одним выдающимся композитором того периода был Луис де Нарваес (ок. 1490 — ок. 1560), известный своими аранжировками вокальных произведений знаменитого французского композитора Жоскена Депре (ок. 1440-1521) и предложивший неожиданные их вариации, поднявшие технику игры на гитаре на качественно новые уровни.

К концу XVI столетия виуэла несколько утратила популярность, а гитара приобрела еще один ряд и стала пятирядной, то есть десятиструнной. Этот инструмент, получивший название «guitarra Espanola», то есть «испанская гитара», заслужил огромное признание во всей Европе, особенно при французском и итальянском дворах.

Сочинения испанского композитора Гаспара Санса (1640-1710), такие как «Galliardas», «Canarios» считаются наиболее выдающимися и многогранными произведениями из написанных для недавно — на тот момент — появившегося пятирядного инструмента.

Другие сочинения того периода, такие как песни и инструментальные пьесы британского лютниста Джона Доуленда, приобретают все большую популярность среди современных гитаристов, поскольку их с успехом можно исполнять в переложении для гитары. Наблюдающееся в последние годы увлечение «истинным инструментом» привело к появлению большого числа лютнистов, благодаря чему заимствование репертуара стало менее модным.

В период барокко гитара в значительной мере уступила свои позиции клавесину, лютне барокко и органу, ставшим наиболее популярными инструментами этой эпохи. Хотя многие композиторы того времени и продолжали активно писать произведения для гитары (такие как Боккерини, создавший несколько прекрасных пьес для струнного квартета), подавляющая часть репертуара эпохи барокко, исполняемого сегодня на гитаре, была изначально сочинениями для лютни — например, четыре сюиты И. С. Баха (1685-1750) и сонаты Леопольда Вайсса (1687-1750).

Аранжировки и исполнения такого рода репертуара испытывали на себе меньшее влияние музыкальных направлений в Раннюю эпоху, нежели в период Ренессанса. Возможно, в некоторой степени это можно объяснить небольшим числом лютнистов эпохи барокко и тем фактом, что сочинения Баха для лютни, как и подавляющее большинство его произведений, были в меньшей степени предназначены для исполнения на каком-либо конкретном инструменте.

Идеальной пьесой для тех, кто хочет ближе познакомиться с репертуаром барокко на исполнительском уровне может стать «Прелюдия в ре-минор» Баха.

В следующем уроке мы с Вами продолжим обсуждение темы исторического гитарного репертуара, а именно начнем с 18 века. Чтобы не пропустить уроки от Гитаршколы, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку.

Интересная статья. Я многие пьесы 16-18 веков перекладываю на электрогитару. Играю на чистом звуке с эфеектами и применением медиатора. Очень интересно звучать этюда и пьесы на электрогитары, написанные для лютни.

Даже для меня, далекой от музыки, статья показалась очень интересной в основном как историческая справка о возникновении гитарного репертуара.

Я только учусь играть на гитаре.И мне интересно, что играли в 16 веке, из статьи я узнал много интересного.Когда я закончу учебу на гитаре, может я на учусь что-то играть из репертуара 16 веков.

Здорово и очень интересно! особенно мне, как начинающему гитаристу) я подумать не мог что это настолько древний инструмент, познавательная статья!

Искала для ребенка материал для доклада в музыкальную школу по истории гитарной музыки. Очень содержательно! Сейчас подробно изучим про композиторов и репертуар и мы молодцы!

Статья интересная.хоть я и не долюбливаю произведение исполненные на гитаре,но статья мне понравилась,я узнал о композиторах 16 века и об их творчестве и репертуаре.

А мы также с сыном начали изучать мастертво игры на гитаре, пока в школу гитаристов не записались но вот начинаем сами учиться, когда-то может и мы сыграем репертуар 16 века, очень полезные картинки, как ставить пальцы. Благодарим

Вот так-то — гитара была создана для придворных церемоний). Поэтому, наверное, любой гитарист может почувствовать себя немного королем. Ради этого стоило почитать обзор гитарного репертуара — спасибо!

Я, как большой любитель этого музыкального инструмента, много не знал, спасибо за такие интересные факты.

Очень люблю мелодии, которые играют на гитаре. Благодаря статье узнал для себя много нового. Сейчас модно использовать лютню, особенно радо это делают фолк-группы.

Только здесь узнала про инструмент ручная виуэла. Интересно, что с развитием гитары изменялась и более сложной становилась музыка. Я немного играю ан гитаре, но, думаю, до музыки 16 века мне далеко.

Всем привет я благадаря етой стоте знал много нового и понял что класиеская гитара намного луче современых бас гитар аторые толька оут а толку не кокого ))

Источник

Читайте также:  Маленькая гитара у мексиканцев
Оцените статью