- Правда об Аранхуэсском концерте Родриго
- Concierto de Aranjuez/Аранхуэсский концерт
- Concierto de Aranjuez/Аранхуэсский концерт
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —Всегда под рукой
- —Поиск по дневнику
- —Интересы
- —Статистика
- Хоакин Родриго. Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром
- Хоакин Родриго Видре (Joaguin Rodrigo Vidre — 22.11.1901-06.07.1999) — автор изумительного по звучанию произведения: АРАНХУЭССКОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ГИТАРЫ С ОРКЕСТРОМ.
Правда об Аранхуэсском концерте Родриго
«Concierto de Aranjuez» Хоакина Родриго (1901 — 1999) — одно из чудесных произведений ХХ века. Некоторые гитаристы рискнули раскритиковать музыку Родриго, хотя им было трудно сказать, что бы они сделали на его месте. Такая критика — всё равно что придираться к безупречному ходу швейцарских часов, которые уже полвека показывают точное время, или искать недостатки на картинах великих общепризнанных художников.
Конечно, вокруг создания концерта образовались различные мифы — очаровательные, но весьма сомнительные. Например, одна известная басня гласит, что Хоакин Родриго и его жена Виктория де Камхи (1905 — 1997) провели свой медовый месяц в Аранхуэсе в Испании, и это стало источником вдохновения для произведения.
Случилось так, что пара поженилась 19 января 1933 года, а на следующий день поехала в Мадрид, чтобы создать свой первый домашний очаг. Дневник Виктории приводит следующие факты.
«После свадебного банкета мы с Хоакином отправились на длительную прогулку по пляжу. На следующее утро мы отправились в Мадрид на машине. Первые месяцы в Мадриде прошли спокойно. Мы сняли меблированную квартиру на улице Кастелло. В солнечные дни мы ездили на экскурсии в Аранхуэс, Алькала-де-Энарес — я заболела после того, как поела там требухи — в Эль-Эскориал и Толедо» .
Такие «экскурсии» отнюдь не были томным пребыванием в гостиницах, поскольку пара была без денег и без работы. Это были однодневные поездки на поезде (вряд ли то, что можно было вообще назвать «медовым месяцем»). Следует также помнить, что Аранхуэс зимой часто бывает неприветливым местом с холодными ветрами и пустынными пространствами.
Но когда Родриго завершил свою новую композицию в 1939 году, ему понадобился заголовок. Возможно, он выбирал одно из звучных названий мест, которые пара посетила пять лет назад.
Итак, после того, как Виктория отравилась требухой, концерт вряд ли стоило называть «Concierto de Alcalá de Henares». Название «Concierto Escorial» отмечало бы исторический памятник, но это место ужасно мрачное и сильно отличается от фактически созданной музыкальной атмосферы в произведении. И наконец, название «Concierto de Toledo» в то время было бы слишком явно «политическим» — после знаменитой осады там во время гражданской войны в Испании.
В наши дни название «Concierto de Aranjuez» достаточно гармонично вписывается в испанский язык (хотя иностранцам его нелегко произносить). С момента названия концерта и его необычайной известности вокруг Аранхуэса возник своего рода культ. Город сейчас считается (особенно теми, кто там не был) самым заманчивым «раем» в Испании. И всё же, даже английский писатель Джон Ломас в 1902 году заметил, что не считая испанского двора, Аранхуэс был «в основном скучным и однообразным местом».
Но летом сады Аранхуэса действительно прекрасны. Композитор очаровал мир своим вдохновением и сделал Аранхуэс своим. Великолепная могила маэстро Родриго, конечно же, может быть найдена на кладбище Аранхуэса, навсегда увековечивая символическую силу его музыки.
Другой широко распространенный миф заключается в том, что медленная часть была «криком боли», написанным по поводу выкидыша у Виктории весной 1939 года. Вокруг этого мифа было пролито много слёз и израсходовано много страсти. Но эта история противоречит информации, содержащейся в письме Родриго, написанном в 1943 году.
Начало написанию «Аранхуэса» положил ужин в Сантандере в сентябре 1938 года — приятный вечер, который разделили Родриго, гитарист Рехино Сайнс де ла Маса и маркиз де Боларк. Тогда Родриго предложили сочинить гитарный концерт, на что он и согласился. 11 октября 1943 года Родриго писал следующее.
«Я также помню (не знаю почему, но всё, что касается «Concierto de Aranjuez», осталось в моей памяти), что однажды утром, два месяца спустя, я оказался в своём маленьком кабинете на улице Сен-Жак, в самом сердце Латинского квартала [в Париже]. Смутно думая о концерте. Я услышал полную тему адажио в своей голове, всю сразу, почти идентичную тому, что слышите вы. И тут же, почти без каких-либо переходов, возникла тема третьей части, точно такая же, как в произведении.
Адажио и финальное аллегро увлекли меня словно по вдохновению. Я пришёл к первой части благодаря размышлениям, расчётам и силе воли. Она была последней из трёх написанных. »
Через два месяца после ужина в Сантандере будет всего лишь ноябрь 1938 года, а не май следующего года (когда у Виктории случился выкидыш). Если Родриго «мог сохранить в своей памяти всё, что касалось Аранхуэса», было бы странно, что потеря ребёнка не была упомянута.
Неудивительно, что сам Родриго способствовал распространению мифов о своём собственном шедевре. Он был величайшим поэтом испанской музыки XX века, создателем песен и легенд. Хоакин Родриго был не тем человеком, который позволил бы грубым фактам вмешаться в хорошую басню. Какими бы ни были мифы, сама музыка свидетельствует о его гении. Аранхуэсский концерт остаётся бессмертным окончательным утверждением великих традиций испанского романтизма.
Видео: «John Williams — Concierto De Aranjuez (2nd Movement)» .
Источник
Concierto de Aranjuez/Аранхуэсский концерт
Это произведение испанского композитора Хоакина Родриго известно широкой публике гораздо более, чем иные его сочинения. Концерт для гитары с оркестром был написан в 1939 году. Он состоит из трёх частей, длится примерно 20 минут. Вот его запись в исполнении Пако де Лусия:
Paco de Lucia
Concierto de Aranjuez
Название «Аранхуэс» закрепилось в обиходе за наиболее исполняемым фрагментом. Это вторая часть концерта — адажио. Исполняет его огромное множество музыкантов, и гитаристы, и прочие инструменталисты. В качестве примера видео Виктора Зинчука:
Знаменитый гитарист Армик сделал собственную аранжировку адажио, которая, на мой взгляд, уступает классической:
Armik
Concierto de Aranjuez
В 1967 году появились тексты на мелодию адажио.
Испанский (в скобках указан автор слов):
José Carreras
En Aranjuez con tu Amor (Alfredo Garcia Segura)
Richard Anthony
Aranjuez, mon amour (Guy Bontempelli)
Два итальянских варианта:
Dalida
Aranjuez, la tua voce (Paolo Dossena)
Mina
Trenodia (Giorgio Calabrese)
Английский вариант появился намного позже, в 1982 году:
Demis Roussos
Follow Me (Hal Shaper, Herbert Kretzmer)
Даниэль Ликари известна упражнениями в жанре вокализа (пение без слов). Это 1969 год:
Danielle Licari
Concierto de Aranjuez
В 1973 году джазмен Чик Кориа использовал фрагмент адажио в своей композиции «Испания»:
Chic Corea and Return to Forever
Spain
Источник
Concierto de Aranjuez/Аранхуэсский концерт
Это произведение испанского композитора Хоакина Родриго известно широкой публике гораздо более, чем иные его сочинения. Концерт для гитары с оркестром был написан в 1939 году. Он состоит из трёх частей, длится примерно 20 минут. Вот его запись в исполнении Пако де Лусия:
Paco de Lucia
Concierto de Aranjuez
Название «Аранхуэс» закрепилось в обиходе за наиболее исполняемым фрагментом. Это вторая часть концерта — адажио. Исполняет его огромное множество музыкантов, и гитаристы, и прочие инструменталисты. В качестве примера видео Виктора Зинчука:
Знаменитый гитарист Армик сделал собственную аранжировку адажио, которая, на мой взгляд, уступает классической:
Armik
Concierto de Aranjuez
В 1967 году появились тексты на мелодию адажио.
Испанский (в скобках указан автор слов):
José Carreras
En Aranjuez con tu Amor (Alfredo Garcia Segura)
Richard Anthony
Aranjuez, mon amour (Guy Bontempelli)
Два итальянских варианта:
Dalida
Aranjuez, la tua voce (Paolo Dossena)
Mina
Trenodia (Giorgio Calabrese)
Английский вариант появился намного позже, в 1982 году:
Demis Roussos
Follow Me (Hal Shaper, Herbert Kretzmer)
Даниэль Ликари известна упражнениями в жанре вокализа (пение без слов). Это 1969 год:
Danielle Licari
Concierto de Aranjuez
В 1973 году джазмен Чик Кориа использовал фрагмент адажио в своей композиции «Испания»:
Chic Corea and Return to Forever
Spain
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Александр Ень родился в 1957 году в г.Северодонецк Луганской.
Привлекло меня в этом тортике то, что два коржа (песочный и безе) выпекаются вместе! Сделал, поп.
Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века. Эти темы приятно просто прочитать.
—Метки
—Рубрики
- анимация (1689)
- это надо знать! (7)
- Вокруг света (429)
- дачные хитрости (53)
- живопись (3792)
- животные (379)
- иконопись (39)
- Иконы (77)
- искусство (512)
- искусство и литература (161)
- история России (28)
- кинематограф (78)
- кино (79)
- красота и здоровье (156)
- кулинарная книга (901)
- музыка (1134)
- очевидное и невероятное (6)
- Подмосковье (17)
- поэзия (110)
- православие (462)
- природа (224)
- судьбы (360)
- Творчество (208)
- улыбнись! (155)
- фотографии (3097)
- Цветы (1595)
- Это интересно! (548)
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Статистика
Хоакин Родриго. Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром
Хоакин Родриго Видре (исп. Joaquin Rodrigo Vidre, 1901 — 1999) — испанский композитор, один из крупнейших деятелей испанской музыки XX века.
В три года, переболев дифтерией, Родриго полностью ослеп. Обучался композиции у Франсиско Антича в Валенсии, в 1927 году уехал в Париж, где учился в Нормальной школе музыки у Поля Дюка. В 1933 году в Валенсии женился на турецкой пианистке Виктории Камхи, после чего вновь вернулся в Париж, где продолжил образование в Консерватории и в Сорбонне. Вплоть до окончания гражданской войны в Испании в 1939 году Родриго жил и работал во Франции и Германии. В 1940 году состоялась премьера Аранхуэсского концерта Родриго для гитары с оркестром, принёсшего ему большую известность. Музыкальные критики стали говорить о нём как об одном из крупнейших музыкантов Испании. В последующие годы Хоакин Родриго много сочинял, а также вёл активную деятельность как музыкальный критик и педагог, много гастролировал.
В 1991 году широко отмечалось 90 — летие композитора. Король Хуан Карлос I присвоил ему звание Маркиза садов Аранхуэса.
Адажио из этого концерта знают все. Так же, как и известнейшего гитариста фламенко Пако де Лусия.
Аранхуэс — небольшой городок «мадридской области». Там расположен дворцово — парковый ансамбль — памятник Всемирного наследия. Отсюда и титул Маркиз садов.
Источник
Хоакин Родриго Видре (Joaguin Rodrigo Vidre — 22.11.1901-06.07.1999) — автор изумительного по звучанию произведения: АРАНХУЭССКОГО КОНЦЕРТА ДЛЯ ГИТАРЫ С ОРКЕСТРОМ.
Серьёзная испанская музыка стала известна миру лишь с началом двадцатого века. Наиболее значимые испанские композиторы — Исаак Альбенис (1860-1909), Мануэль де Фалья (1876-1946) и Хоакин Родриго (1901-1999).
Последний прожил очень богатые в творческом и биографическом отношении девяносто семь лет. По мнению всех, кто с ним общался, его личность может быть выражена двумя словами: покоряющее обаяние. А самым известным и прославленным музыкальным произведением является его Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром , а самая особо известная его часть — это Адажио .
Автор Аранхуэсского концерта родился 22 ноября 1901 года в городе Сагунто в Валенсии на берегу Средиземного моря в семье городского чиновника и учительницы музыки.
Город Сагунто и на холме руины замка, основанного ещё римлянами — его стенам свыше двух тысяч лет
В возрасте трёх лет мальчик чудом выжил, переболев тяжёлой формой дифтерии, давшей осложнение в форме прогрессирующей потери зрения, к пожилому возрасту композитор полностью ослеп.
Будучи профессором истории музыки Мадридского университета и членом Испанской академии изящных искусств, все свои книги он писал на алфавите Брайля, которые потом переводились для печати.
«Творчество Хоакина Родриго отмечено неповторимым своеобразием стиля, глубинными связями с испанским фольклором, с народными традициями музицирования» , — написано в музыкальной энциклопедии.
Композитору принадлежат сочинения самых разных жанров: симфоническме произведения, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, арфы, флейты, пьесы для гитары соло, вокальные романсы.
Особое место в творчестве Хоакина Родриго занимают пять концертов для гитары с оркестром, благодаря которым гитара — испанский национальный инструмент, полноправно вошла в серьёзную филармоническую музыку. Самый известный из пяти концертов — Аранхуэсский концерт, написанный в 1939 году. По словам композитора, вдохновением к его написанию стала неповторимая красота и настроение королевских садов и двора в Аранхуэсе. Там, познакомившись, Хоакин Родриго подолгу гулял со своей будущей супругой.
Жена композитора, с которой он прожил всю свою жизнь, турецкая пианистка Виктория Камхи . Она автор книги «Рука об руку с Хоакином Родриго. История нашей жизни».
А это их свадебная фотография, январь 1933 года
Они познакомились в 1929 году, летом. К тому времени город Аранхуэс уже свыше семидесяти лет был соединён железной дорогой с Мадридом. Названа она была клубничной , поскольку окрестности Аранхуэса издавна поставляли клубнику — и к королевскому двору, и для всех жителей испанской столицы. В летние месяцы приезжающие, выйдя из поезда, покупали на площади перед вокзалом корзинку клубники и шли гулять. Уже тогда королевские сады были открыты для граждан.
Герб города Аранхуэс
Аранхуэс — город в 47 километрах к югу от Мадрида на берегу реки Тахо. В конце пятнадцатого столетия в ходе завершающей стадии войны за освобождение страны от многовекового мавританского ига, здесь, у совсем небольшого тогда селения, была основана по велению королевской четы Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской больница для раненых, дополненная богадельней для одиноких ветеранов и парком вокруг.
Король Фердинанд II (1452-1516) и королева Изабелла I Кастильская (1451-1504)
Через сто лет на месте больницы и парка король Филипп Второй решает построить летнюю королевскую резиденцию.
Король Филипп II (1527-1598)
Через несколько лет после начала работ король умирает, и создание главной королевской летней резиденции ведётся весь семнадцатый век по меняющимся проектам, являясь испанским ответом французскому Версалю.
Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго — не в меньшей степени визитная карточка города, чем королевский дворец с садами.
В книге Виктории Камхи читаем, что в Аранхуэсском концерте — воспоминания автора о знакомстве с будущей супругой и их поездках в Аранхуэс, полное очарование композитора королевскими садами. Ещё его воспоминание о неожиданной тяжёлой болезни молодой супруги, закончившейся преждевременным рождением мёртвого ребёнка, те нелёгкие переживания сменяются долгожданным выздоровлением и новыми надеждами (в 1941 году у них родилась дочь Сесилия).
Концерт создавался в 1939-м. Супруги тогда жили в Париже. В Испании только что закончилась гражданская война, думалось об истерзанной родной стране, о желанном возвращении, которое произойдёт год спустя. Всё это, несомненно, звучит в музыке, как и исключительно тонко представленный дух Испании, её пейзажи, солнце, фольклор, традиции, чаяния, порывы.
Помимо композиторского наследия Хоакина Родриго, которое Испания считает своей гордостью, глубоко ценятся его труды по истории и философии музыки. За выдающийся вклад в развитие национальной музыкальной культуры король Испании Хуан Карлос жаловал композитору в 1991 году к его девяностолетию наследный титул Маркиза садов Аранхуэса .
Источник: Википедия, просторы инета
К сожалению фотографии не мои — я не была в Испании(((
А вот в видео я попыталась объединить эту прекрасную музыку , которую исполнил классический испанский гитарист Нарсисо Йепес (14.11.1927-03.05.1997) , с фотографиями Кубани, окрестностей Мурманска, видами из выборгского парка Монрепо, парков Ломоносова, Павловска, Пушкина.
Но видео длится 11 минут, и при нехватке времени можно посмотреть красивый клип покороче — Адажио в исполнении известного виртуоза испанской гитары Рони Бенасе
Или Адажио из Аранхуэссского концерта в исполнении самого автора.
У меня своя маленькая история, связанная с поисками этого концерта. Сложность была в том, что ведь был период, когда у нас ещё не было компьютеров)))
Услышала я эту мелодию в виде музыкальной заставки на питерском радио в советские времена, долго искала название и автора, с большим трудом определилась и стала искать пластинку, но не нашла.
А потом появились диски.
Как-то в Пулково уже при посадке в самолёт, вновь услышала — просто мурашки по коже: музыка звучала на весь аэропорт: вот прямо хоть не улетай. Когда вернулась, тут же в аэропорту нашла музыкальный киоск и наконец-то приобрела этот просто драгоценный для меня диск.
Купить-то я его купила, а вот проигрывать его мне было не на чем! Хоть на пальце крути. )))
Это уже потом появились эти наши любимые и необходимые «игрушки»)))
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник