Концерт для одной руки фортепиано

🎹 Одной левой: музыка для пианистов с одной рукой

Среди огромного количества сочинений, написанных для фортепиано, есть довольно много (примерно около тысячи опусов) для одной левой руки и даже для двух левых рук. Такую музыку писали Лист, Брамс, Скрябин, Равель, Сен-Санс, Бриттен, Хиндемит и Прокофьев.

Вопрос – зачем они это делали и кому всё это предназначено?

Фортепианный спорт высоких достижений

Основных целей две:

  • покорить новые вершины фортепианной виртуозности
  • дать репертуар для тех, у кого по разным причинам действует только одна, левая рука (ниже будет о том, почему именно левая).

Первую задачу непревзойдённо выполнил знаменитый американский пианист и композитор Леопольд Годовский. Он сделал головоломные переложения этюдов Шопена, в том числе, и для левой руки.

Здесь Борис Березовский играет виртуозный Революционный этюд Шопена сначала в оригинале, а потом в переложении для одной левой (с отметки 2.44).

Фортепианная производственная травма

Самая распространённая беда пианиста – переигранная правая рука. По этой причине в своё время Шуман распрощался с мечтой стать пианистом.

А вот Скрябин, который слишком усердно пытался преодолеть техническую ограниченность своих маленьких рук и серьёзно переиграл правую, всё же сумел восстановить её функции. Но проблема время от времени возвращалась. Поэтому ему было очень важно развивать левую руку, чтобы защищать правую от сверхнагрузок.

Его Прелюдия и Ноктюрн для левой руки – прекрасная музыка и искусная имитация двуручной фортепианной фактуры. Закройте глаза, и вы никогда не поймёте, что тут чего-то не хватает (целых пяти пальцев).

Здесь Прелюдию играет Юджа Ванг.

Такая же проблема и такой же повод написать замечательный 👉Этюд для левой руки был у русского пианиста и композитора Феликса Блюменфельда.

Разбитый стакан и неудачная охота

Руки пианиста – тончайшим образом настроенный инструмент для производства музыки. Современные цифровые технологии меркнут перед тем, как устроена эта система взаимодействия мозга, тончайших двигательных функций, слуха и художественной интуиции, которая формируется годами ежедневных упражнений. Естественно, пианисты берегут свои руки от травм.

Но несчастные случаи, болезни и войну никто не отменял. И на этом поле разворачивается много драматических историй о том, как пианисты остаются в профессии, героически преодолевая отсутствие одной руки.

Случаи бывают разные.

✔В правой руке английской пианистки Харриет Коэн раскололся на части стакан с водой. Американец Гарри Граффман вывихнул средний палец (это случилось уже на закате его карьеры), а его соотечественник Леон Флейшер заболел торсионной дистонией, что привело к мышечной дистрофии правой руки. Но все они продолжили играть на сцене одной левой рукой.

✔Есть примеры, совершенно поражающие воображение, как, например, история венгерского графа пианиста Геза Зичи.

Ему было 14 лет, когда во время охоты его ружье разорвалось прямо в его руках. От правой руки практически ничего не осталось. Но это не остановило его в желании стать пианистом и композитором.

В итоге он упорно разрабатывает левую руку, берёт уроки фортепиано и композиции у Листа, выступает с ним в концертах, гастролирует по всей Европе и собирает восторженные отзывы критики (кстати, абсолютно все сборы он всегда отдавал на благотворительность).

Одновременно Зичи получил университетское образование, сделал карьеру юриста, писателя, крупного политического и общественного деятеля и ещё написал много музыки в разных жанрах.

Венгрия наградила графа Зичи всевозможными орденами и медалями за его многочисленные заслуги.

Охоту он тоже не оставил, и научился метко стрелять с левой руки.

Военные ранения

Есть три известных пианиста, которые потеряли правую руку во время войны, но не перестали играть на сцене.

✔Сын сталелитейного австрийского магната Пауль Витгенштейн (его брат известен как крупный философ) был ранен в локоть правой руки во время Первой мировой войны.

Он попал в русский плен, где ему ампутировали руку, но после окончания войны он вернулся к фортепианной карьере и, обладая неограниченными финансовыми ресурсами, заказал для себя полный концертный репертуар самым известным композиторам Европы.

Равель, Рихард Штраус, Хиндемит, Прокофьев, Бриттен и многие фигуры более скромного уровня написали для него музыку в разных жанрах. Именно на деньги Витгенштейна был создан главный корпус качественной оригинальной музыки для левой руки. До смерти Витгенштейна всё это было его личной собственностью. Но позже эту музыку исполняли и другие пианисты.

Особенно большой популярностью пользуется написанный для Витгенштейна Концерт для левой руки Равеля.

Послушать и посмотреть, как его играет Борис Березовский, можно 👉здесь.

✔Инвалид Первой мировой чех Отакар Холлман (пуля попала в ладонь его правой руки) первоначально был скрипачом.

Но, поскольку одной рукой на скрипке играть невозможно, после ранения он перешёл в лагерь пианистов и добился в деле фортепианного исполнительства значительных успехов.

Как и Витшенштейн, он заказал себе много произведений для левой руки. Для него писали Леош Яначек, Богуслав Мартину и многие другие композиторы.

✔Немецкий пианист Зигфрид Рапп потерял руку уже во время Второй мировой войны. К этому времени музыки для левой руки было довольно много, и он выбирал себе репертуар из того, что было.

Кстати, именно он впервые исполнил Четвёртый фортепианный концерт Прокофьева для левой руки, который композитор написал для Пауля Витгенштейна (Витгенштейн, обладавший всеми правами на этот концерт, но сам его не играл, долго не давал согласия на это исполнение).

Почему для левой, а не для правой?

Потому что, как ни странно, левая рука соло звучит лучше, чем правая соло. Она удобнее расположена относительно фортепианной клавиатуры: бас и средний регистр дают ощущение полноты тона, а первым и вторым пальцами (большим и указательным) получается ярче играть мелодию в более высоком регистре.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки (Равель) — Piano Concerto for the Left Hand (Ravel)

Фортепиано Концерт для левой руки в ре мажор была написана Мориса Равеля в период между 1929 и 1930 годами, одновременно с его фортепиано с оркестром соль мажор . Его заказал австрийский пианист Пауль Витгенштейн , потерявший правую руку во время Первой мировой войны . Премьера Концерта состоялась 5 января 1932 года, Витгенштейн в качестве солиста выступил с Венским симфоническим оркестром.

СОДЕРЖАНИЕ

Композиция и премьера

Произведение было заказано Полом Витгенштейном , пианистом, потерявшим правую руку во время Первой мировой войны.

При подготовке к композиции, Равель изучил несколько частей , написанные для одной руки фортепиано, в том числе Камиль Сен-Санс «ы Шесть Études налить ли главные Гоша (Шесть Этюдов для левой руки) (Op. 135), Годовский » s транскрипции для левая рука от Frédéric Chopin ‘s Этюды (Opp. 10 и 25), Карл Чернь ‘ s Эколь де л основные гоши (Школа левой руки) (Op. 399), 24 études налить ли главные Гоша (Op. 719), Алькан ‘s Fantaisie в A ♭ основного (Op. 76 No. 1), и Александр Скрябин ‘ s Прелюдия и ноктюрн для левой руки (Op. 9).

Витгенштейн дал премьеру с Робертом Хегером и Венским симфоническим оркестром 5 января 1932 года; Равель сначала предложила премьеру Артуро Тосканини , но тот отказался.

Первым французским пианистом, исполнившим произведение, был Жак Феврие , выбранный Равелем.

Состав

В одном источнике цитируется, что Равель говорит, что пьеса находится только в одном движении, а в другом — говорится, что пьеса разделена на две части, соединенные вместе. По словам Мари-Ноэль Массон, пьеса имеет трехчастную структуру: медленно – быстро – медленно, вместо обычного быстрого – медленного – быстрого. Какой бы ни была внутренняя структура, 18–19-минутная пьеса без пауз согласовывает несколько частей в разных темпе и тональности . Ближе к концу пьесы часть музыки ранних медленных частей накладывается на более быструю музыку, так что одновременно возникают два темпа.

Концерт начинается с того, что контрабасы мягко арпеджируют неоднозначную гармонию (EADG), являющуюся фоном необычного соло контрафагота . Хотя позже этим нотам придается большой структурный вес, они также являются четырьмя открытыми струнами на контрабасе, создавая вначале иллюзию того, что оркестр все еще настраивается . Как это принято в концерте, тематический материал сначала звучит в оркестре, а затем звучит эхом на фортепиано . Не столь традиционна драматическая фортепианная каденция, которая сначала представляет солиста и прообразует фортепьянную постановку вступительного материала. Этот материал включает в себя как тему A, так и тему B, хотя тема B мало освещается. Дополнительная тема, представленная в начале, имеет несколько сходств с песнопением Dies Irae .

Отрывок из более быстрой части, иногда называемой скерцо , показан в следующем примере.

a8 g4. >> \ new Staff <\ time 6/8 \ clef bass 8 rr rr 8 rr rr 8 rr rr 8 rr rr> >>>»>

На протяжении всего произведения Равель создает двусмысленность между тройным и двойным ритмами . Этот пример подчеркивает один из наиболее ярких примеров этого.

Прием и наследство

Хотя сначала Витгенштейну не понравились его ритмы и гармонии, связанные с джазом, пьеса ему понравилась. Когда Равель впервые услышал, как он играет этот концерт на частном концерте во французском посольстве в Вене, он был в ярости. Он слышал строки, взятые из оркестровой партии и добавленные к соло, измененные гармонии, добавленные партии, вырезанные такты и, наконец, недавно созданная серия великолепных закрученных арпеджио в финальной каденции. Композитор был вне себя от возмущения и недоверия ». Позже Витгенштейн согласился исполнить концерт, как было написано, и двое мужчин уладили свои разногласия, «но весь эпизод оставил горечь во рту у обоих».

В мае 1930 года у Равеля возникли серьезные разногласия с Артуро Тосканини по поводу правильного темпа для Болеро (он провел его слишком быстро, что не понравилось Равелю, который сказал, что он должен играть с меньшей скоростью, которую он имел в виду, или не играл вообще). В сентябре Равель наладил отношения и пригласил Тосканини дирижировать мировой премьерой фортепианного концерта для левой руки, но дирижер отказался.

Еще до премьеры, в 1931 году, Альфред Корто сделал переложение для фортепиано в два руки с оркестром; однако Равель не одобрил его и запретил его публикацию или исполнение. Корто проигнорировал это и сыграл свою аранжировку, из-за чего Равель написал многим дирижерам, умоляя их не привлекать Корто к исполнению его концерта. После смерти Равеля в 1937 году Корто возобновил исполнение своей аранжировки и даже записал ее с Шарлем Мунком, руководящим оркестром Парижской консерватории.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Александр Скрябин. Две пьесы для левой руки

Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции (род композитора Скрябина известен с начала XIX века и насчитывал большое количество военных) был отдан в 2-й Московский кадетский корпус. Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки у Георгия Эдуардовича Конюса, затем у Николая Сергеевича Зверева (фортепиано) и Сергея Ивановича Танеева (теория музыки).

Окончив кадетский корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Василия Ильича Сафонова и композиции Антона Степановича Аренского. Занятия с Аренским не принесли результатов, и в 1891 году Скрябин был отчислен из класса композиции за неуспеваемость, тем не менее, блестяще окончив курс по фортепиано год спустя с малой золотой медалью.

По окончании консерватории Скрябин хотел связать свою жизнь с карьерой концертирующего пианиста, но в 1894 году переиграл правую руку и в течение некоторого времени не мог выступать. В августе 1897 года в Варваринской церкви в Нижнем Новгороде Скрябин обвенчался с молодой талантливой пианисткой Верой Ивановной Исако́вич, происходящей из московских дворян. Восстановив работоспособность руки, Скрябин с супругой уехал за границу, где зарабатывал на жизнь, исполняя преимущественно собственные сочинения.

Robert Sterl — Klavierkonzert (Kussewizki und Skrjabin)

Он вступает на самостоятельный путь композитора-пианиста. Его время заполнено концертными поездками на родине и за рубежом, сочинением музыки; начинают публиковаться его произведения издательством М. Беляева (богатого лесопромышленника и мецената), оценившего гениальность молодого композитора; расширяются связи с другими музыкантами, например с «Беляевским кружком» в Петербурге, куда входили Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов и др.; растет признание как в России, так и за границей. Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя». В эти годы сочинены 12 этюдов и 47 прелюдий, 3 сонаты, а также 2 пьесы для левой руки.

Prelude for the left hand, op. 9 No. 1

Nocturne for the left hand op. 9 No. 2

Sergey Kuznetsov, piano.

Процитировано 3 раз
Понравилось: 16 пользователям

Источник

Читайте также:  Бабкин не уходи аккорд
Оцените статью