Концерт для скрипки с оркестром для гитары

Тамара Каминская

Алексей Мачавариани — Скрипичный концерт (Лиана Исакадзе) 1

Иегуди Менухин Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром ми минор»

Мендельсон — Концерт для скрипки с оркестром ми-минор — Солист — Франк Майкл Эрбен, Дирижер — Курт Мазур

Иегуди Менухин Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром ми минор

П.И. Чайковский — Концерт для скрипки с оркестром, соч.35. Солист — Ицхак Перлман, дирижер — Юджин Орманди.

Бах — Violin Concerto in E major, Anne-Sophie Mutter, Hebert von Karajan

Шостакович концерт для скрипки с оркестром 2, Д.Ойстрах (скрипка) , оркестр московской филармонии дир. К.Кондрашин 1967г.

Brahms Violin Concerto opus 77. Viktor Tretyakov

Tretyakov & Bashmet — Shostakovich 2nd Violin Concerto

Tretyakov & Rostropovich — Shostakovich 1st Violin Concerto — в 4-х частях: Ноктюрн, Скерцо, Пасакалья, Бурлеска

Бетховен. К-т для скрипки с оркестром (Генрик Шеринг — скрипка)

Beethoven — Violin Concerto No 1,D major — Itzhak Perlman

Источник

Мировая премьера. М.Джулиани-Н.Кошкин, Концерт для скрипки и гитары с оркестром

Никита Кошкин

Седьмого марта в 19.00 в Большом зале Консерватории состоится мировая премьера Концерта ми-минор для скрипки и гитары с оркестром Мауро Джулиани – Никиты Кошкина.

Исполнители: Дмитрий Илларионов (гитара), Алена Баева (скрипка), Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, дирижер – Бенджамин ЭЛЛИН (Великобритания).

Предлагаем вашему вниманию комментарий композитора – мы попросили Н.Кошкина немного рассказать об этой работе, о своего рода “вторжении в классику”…

Никита Кошкин:
“Все началось с Фернандо Сора. Это один из двух гигантов “золотой” эры классической гитары XIX века, единственное сочинение для гитары с оркестром которого не сохранилось. Точнее существует только партия гитары, известная под названием “Grand Solo”. Воссоздание оркестровой партитуры и стало первым опытом общения с классикой”.

(Премьера “Fantasia Concertante” Фернандо Сора – Никиты Кошкина состоялась в декабре 2006 года в Международном Доме Музыки. Сочинение исполнили Дмитрий Илларионов и оркестр “Русская филармония” под управлением Марка Кадина.)

“Вторым шагом стал концерт для флейты и гитары с оркестром итальянского композитора и гитариста XIX века Фердинандо Карулли. Здесь даже не было мысли “вторгаться” в произведение, лишь немного отредактировать. Однако в процессе я увлёкся, и в результате появился концерт для флейты и гитары с оркестром Карулли – Кошкина. Надеюсь, премьера работы состоится в будущем сезоне.

Следующим шагом стал Мауро Джулиани. Когда Дмитрий предложил переделать концертный дуэт для скрипки и гитары великого итальянского мастера в двойной концерт с оркестром, эта идея захватила меня. После Сора и Карулли, Джулиани был более чем желанным гостем. Плюс ко всему, его дуэт для скрипки и гитары мне известен очень хорошо: в моём классе в академии его исполняла Наталья Родионова вместе со скрипачкой Натальей Зибаревой. Специально для них с большим трудом удалось найти полную оригинальную версию Джулиани (к сожалению, среди гитаристов распространён сокращённый вариант, кажется, в редакции Джона Вильямса, из которого изъяты большие куски музыки, в частности вся разработка из финальной четвёртой части).

Что можно сказать о Мауро Джулиани… Как и его коллега Фернандо Сор, Джулиани был известен при жизни, но впоследствии почти забыт. Признание его музыки неразрывно с признанием его инструмента – классической гитары. Это признание состоялось в полной мере в ХХ веке, когда гитара возвратилась в семью музыкальных инструментов.

Однако до сих пор пренебрежительное отношение к гитаре, да и к Джулиани нет-нет да и проскочит. Мол, слабоват был композитор, не Моцарт. Сравнение – это первая ошибка. Зачем? Чего можно добиться этим сравнением? Нет, не то, чтобы оно совсем некорректное, вполне допустимое: оба классики, можно сопоставить. Что же получится? Звучит совсем иная музыка, самобытная, яркая, совсем другая. Разве плохо, что Джулиани отличается от Моцарта? Думается, наоборот, – очень хорошо. Джулиани – это другая страна, другие традиции, другие истоки. И другой взгляд на музыку, который у итальянца, по воспоминаниям современников, отличался своеобразием.

Джулиани – виртуоз-гитарист. Приехав в Австрию, в Вену, покорять этот избалованный музыкой город Джулиани стал именно своей гитарой, что было очень не просто, потому что гитаристов в Вене в ту пору водилось великое множество, и все что-то да умели. Были среди них и виртуозы. Но итальянец всех отодвинул на второй план и, как опять же вспоминают современники, возглавил венскую гитарную школу. В чём секрет такого успеха? Полагаю, в музыке. Гениальная, необыкновенно красивая музыка.

Смешно упрекать виртуоза за быстрые пальцы. Смешно упрекать Джулиани за виртуозные сочинения. Всё равно, что корить Паганини за его каприсы. Не будем этого делать. Очевидно одно: никогда виртуозность Джулиани не превращалась просто в бегание пальцев по грифу. Всегда его музыка оставалась музыкой, нигде композитор не переходил грань, за которой красота приносилась бы в жертву беглости, скорости, показному блеску.

И есть еще одна, вторая ошибка. Ошибочное, но весьма распространённое, к сожалению, убеждение, что “до-мажор на гитаре – это до-мажор второго сорта”. Разумеется, абсурд, но, увы, до сих пор такое мнение актуально. Творчество Джулиани беспощадно опрокидывает подобные утверждения. Джулиани дружил с Бетховеном, и великий Людвиг ван не раз слушал гитару итальянского Маэстро, был очарован её звучанием. Бетховену принадлежит фраза “гитара – это оркестр в кармане”. Ошибочно её приписывают Берлиозу, но Берлиоз на самом деле лишь повторил то, что до него сказал Бетховен. Да, Бетховену понравился инструмент. Он даже попытался что-то написать для него, но, к слову сказать, эти сочинения остались незамеченными.

Для гитары писать очень непросто. Известен феномен, когда опытные и профессиональные авторы, обращаясь к гитаре, сочиняют что-то жалко-беспомощное. Дело вовсе не в том, владеет композитор инструментом или нет. Опыт Понсе, Кастельнуово-Тедеско, Родриго это отлично доказывает. Необходимо чувствовать, понимать инструмент, знать особенности его звучания, краски. Джулиани смело экспериментировал, вводил гитару в камерные ансамбли, причём замещал ею фортепиано. Он, кстати, автор первых концертов для гитары с оркестром. А самое главное, у него есть свое композиторское “лицо”. Осев в Вене на много лет и попав под влияние великих венских классиков, Джулиани не изменил себе, обогатил свой музыкальный язык, но остался итальянцем.

И ещё. Время – лучший судья. Прошло много лет, другие венские гитаристы-композиторы давно забыты. Кто, кроме специалистов, сейчас вспомнит имена Топфера, Молитора, Клингенбрюннера, Мендль Вольфа, Тандлера, Шульца и пр.? Все они были хорошими музыкантами, но не смогли выйти за “рамки” гитары. Их музыка не нашла широкого признания в обычном смысле этого слова. А вот судьба музыки Джулиани оказалась счастливой. И не случайно!

Источник

Пять великих концертов для скрипки

В этой статье расскажем про будоражащие, необычные, философские и, безусловно, – великие концерты для скрипки. Здесь, как и во многих других материалах нашего канала, вы скорее всего не прочитаете про самые-самые известные произведения. Про них и так много уже написано, мы же постарались сделать не совсем «заезженную» подборку, которая будет расширять музыкальные пространства.
Ссылки на альбомы Яндекс.Музыки даны в конце статьи.

Я. Сибелиус

Концерт для скрипки с оркестром

Я бы поставил его в один ряд с его главными произведениями. Концерт ушел далеко от отображения финских мифов, северной природы и истории народа. Да, это неотъемлемая часть музыкального творчества композитора, и при чтении анализа концерта вы встретите сравнения оного с могучим естеством страны тысячи озер, с восхвалениями в музыке скандинавского фольклора и прочего. Все это, конечно, присутствует, но Сибелиус на то и гений, что есть у него пророческий дар. На мой взгляд, в музыке отражено понимание грядущей кровавой бури, имя которой – XX век. Солирующая скрипка в начале, словно скупые слезы умудренного жизнью старца, который плачет по ушедшей эпохе, а оркестровое вступление – это поглощающая сила нового времени, которая как раз облачена в аллюзии на мощь северного ветра. Это конфликт человека с эпохой и ее переменами.

Б. Барток

Концерт для скрипки с оркестром № 1

Первый скрипичный концерт Бартока, пожалуй, его самое личное произведение. Опус посвящен молодой скрипачке Штефи Гейер, роман с которой у композитора не сложился. Это можно понять по мелодическому тону. Если медленная интимная первая часть концерта выражает признание в любви, то вторая – нервозная и контрастная, иллюстрирует душевный распад, в данном контексте, – из-за разрыва отношений. Стоит обратить внимание на кульминацию, в которой преобладает настроение какого-то недоброго, опьяняющего разум празднества. Я это интерпретирую как душевное (безгрешное) падение лирика, вызванное эмоциональным бунтом, и его перевоплощение в образ демонического модерниста.

А. Берг

Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела»

«Памяти ангела» – так называется скрипичный концерт Альбана Берга, ставший для него последним произведением и своеобразным реквиемом. Здесь композитор достигает пика в обыгрывании гармоний прошлого и настоящего, это заключается в использовании, так скажем, отзвуков из романтической музыки (вальсы, народные танцы), помещенных в рамки современной додекафонии. Берг посвятил опус умершей дочери Альмы Малер и с поверхностного рассмотрения, действительно, музыка иллюстрирует увядание, смерть и вознесение (проявляется в прямой цитате из кантаты № 60 И. С. Баха), но за счет этого симбиоза звуков, все превращается в некий сюрреалистический фарс, отводящий нас в глубинные дебри авторского эмоционального мироощущения, который можно рассмотреть как аллюзию на агонию первой половины ХХ века.

Ф. Мендельсон

Концерт для скрипки с оркестром

Композиционно концерт довольно однородный, в нем практически отсутствует конфликтная составляющая, цель мелодии не осмыслять вселенские масштабы, а веселить и радовать слушателей. Это своеобразный музыкальный космос, лишенный земных проблем, который отводит действие в фантастическую стезю народного танца и мальчишеских шалостей. Настроение опуса наполнено какой-то наивной детской радостью и баловством, а небольшие напряженные моменты, которые особенно ярко проявляются во второй половине первой части, быстро рассеиваются в солнечных гармониях солирующей скрипки, которая исполняет песнь Земли с ее бесконечным знойным летом.

При всей своей драматургической простоте концерт стал «визитной карточкой» жанра. Отсылки к этому маленькому шедевру можно будет услышать у поздних романтиков, например, в произведениях Элгара или Сибелиуса. Не зря Шуман называл Мендельсона «Моцартом девятнадцатого столетия», потому что его музыка также несет свет и радость в души слушателей.

Жан-Мари Леклер

Концерт для скрипки № 1, op. 7

Жан-Мари Леклер – это «Корелли Франции» – самый известный французский композитор инструментальной музыки, стоящий в одном ряду с такими мастерами Европы, как Вивальди, Гендель, Локателли и Тартини. Его скрипичные сонаты и концерты превосходили по уровню музыкальной выразительности все, что было создано в те годы во Франции. Тем не менее, ошибочно считать, что Леклер первопроходец в жанре скрипичного концерта у себя на Родине. Современники Леклера – Луи Жозеф Франкёр и Жак Обер, сочиняли музыку для скрипки не хуже. Сегодня вряд ли вы сходу сможете отличить уровень мастерства Леклера от его талантливых коллег.

Переломным произведением Леклера считается цикл скрипичных концертов (op. 7) , благодаря которым он зарекомендовал себя как виртуоз и величайший композитор своего времени. Начните прослушивание с первого концерта. Он даст цельное представление о творчестве композитора.

Источник

Виртуозы скрипки и гитары

Камерный зал Филармонии

Видеозапись концерта

Личный кабинет меломана

синхронизация с мобильным приложением

Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

Личный кабинет на meloman.ru — это:

  • — просмотр эксклюзивных видео
  • — личная история просмотров
  • — добавление видео в избранное
  • — синхронизация с мобильным устройством

Матвей Блюмин (скрипка)
Никита Неделько (гитара)
В программе:
Д. Скарлатти
Соната ре минор (Транскрипция для гитары)
Паганини
Кантабиле для скрипки и гитары ре мажор, MS 109
Соната для скрипки и гитары ми минор, соч. 3 № 6
Пьяццолла
Три танго

Асенсио
«Сокровенная коллекция» — сюита для гитары

Концерт в одном отделении

Матвей Блюмин

Матвей Блюмин родился в 2004 году в Севастополе. С 2015 года учится в «Мастерской скрипичного искусства» в Москве (руководитель – Фёдор Белугин), с 2020 года – в международной академии музыки Blackmore в Берлине и Университете Калайдос в Цюрихе (класс доцента Марии Белугиной).

Лауреат более 20 российских и международных конкурсов, в числе которых «Искусство XXI века» в Португалии (2014, I премия), имени Леонида Когана на Украине (2014, I премия), «Браво» в Бельгии (2014, I премия), «Посвящение Сергею Прокофьеву» в Москве (2015, Гран-при), «Ротари» в Москве (2016, I премия), имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге (2016, I премия), телевизионного конкурса «Щелкунчик» (2016, «Бронзовый Щелкунчик»), имени Андреа Постаккини в Италии (2017, Гран-при), победитель всероссийского телеконкурса «Синяя птица» в Москве (2017).

Принимал участие в фестивалях «Москва встречает друзей», Crescendo в Сочи, «Денис Мацуев представляет. » в Екатеринбурге, Иркутске, Перми, Оренбурге, Красноярске, «Посвящение Давиду Ойстраху» в Архангельске и Севастополе, «Ирина Кандинская и “Персона” приглашают. » в Тольятти, «Зеленый шум» в Сургуте, фестивале Элисо Вирсаладзе в Телави (Грузия), фестивале на озере Глафсфьорден в Швеции. Стипендиат благотворительных фондов Владимира Спивакова, «Новые имена» и Гварнери.

Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга и на других известных сценах. Играл в сопровождении Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Севастопольского симфонического оркестра, камерных оркестров «Московия» и Kremlin; в ансамбле с Квартетом имени Давида Ойстраха. Выступления скрипача транслировались на телеканалах «Россия-1» и «Культура». В 2018 году по заказу Министерства культуры РФ был снят фильм о молодых талантливых российских музыкантах с участием Матвея Блюмина.

Никита Неделько

Никита Неделько родился в 1993 году во Владивостоке. Учиться игре на гитаре начал в возрасте 6 лет у Надежды Бушуевой. Продолжил образование в Детской музыкальной школе и Музыкальном колледже имени А. Ф. Мурова в Новосибирске (класс Юрия Кузина), затем в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве (класс профессора Николая Комолятова). Участвовал в мастер-классах Аниелло Дезидерио (Италия), Марчена Дыллы (Польша), Рикардо Гальена (Испания), Фабио Занона (Бразилия), Артёма Дервоеда и Ровшана Мамедкулиева.

Лауреат более 20 всероссийских и международных конкурсов, среди которых «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге (2010, I премия), «Классическая гитара» в Новосибирске (2012, I премия), имени Орехова в Казани (2017, II премия), «Магия гитары» в Санкт-Петербурге (2017, II премия), в Антони (Франция, 2018, I премия) и II Всероссийский музыкальный конкурс в Москве (2017, I премия). Четырехкратный обладатель Золотой медали Дельфийских игр России в Новосибирске (2013), Орле (2015), Перми (2016) и Екатеринбурге (2017). Пять раз удостаивался Премии Президента РФ.

Выступал с сольными концертами в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске, Барнауле. Играл в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных, Концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, филармонических залах Нижнего Новгорода, Тюмени, Новосибирска, Барнаула, в Большом зале Высшей школы музыки Каталонии в Барселоне, в городах Франции, Испании. Сотрудничает с Московским камерным оркестром Musica Viva, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», коллективами Новосибирска.

Никита Неделько – член жюри ряда конкурсов, автор проекта «Музыка – детям». С 2017 года –представитель компании D’Addario, ведущего производителя струн и аксессуаров для гитары.

Источник

Читайте также:  Снег под гитару все пройдет
Оцените статью