Концерт глазунова для фортепиано с оркестром

Концерт глазунова для фортепиано с оркестром

Во многом близок скрипичному и Первый фортепианный концерт, отличающийся такой же сжатостью формы, преобладанием мягкого, элегического лиризма и чертами камерности. Это сходство можно отчасти объяснить их близким хронологическим соседством. Концерт был полностью завершен в 1910–11 годах, но первая его часть, по свидетельству композитора, в основных своих контурах сложилась около 1904 года. (В письме от 26 ноября 1911 года к первому исполнителю концерта К. Н. Игумнову Глазунов писал: «Очень рад, что вы одобряете мои вариации. Мне это тем более дорого, что они — последний продукт моего заметно остывающего творчества и написаны на совершенно самостоятельный новый материал, тогда как первая часть задумана была уже лет 7 тому назад».).

Обе темы первой части двухчастного фортепианного концерта приблизительно так же соотносятся между собой, как в скрипичном: взволнованной лирико-патетической теме главной партии противопоставлена более спокойная светлая тема побочной.

Можно без труда обнаружить даже известное их интонационное сходство с основными темами скрипичного концерта. Краткая, но стремительная разработка, в которой последовательно развиваются темы сначала побочной, затем главной партий, приводит к динамизированной и почти вдвое сокращенной по сравнению с экспозицией репризе, после чего следует такая же сжатая кода. Развитая сольная каденция заменена небольшим шеститактовым построением, основанным на бурных и энергичных martellato.

Вторая часть написана в форме вариаций на тему хорального типа. За исключением первой вариации, в которой тема остается легко узнаваемой, дальнейший ряд вариаций представляет собой сюиту характеристических пьес, для которых тема служит только исходным тезисом. Отдельные вариации носят особые жанровые заголовки: Lyrica, Eroica, Интермеццо, Мазурка. Своим мрачным суровым колоритом выделяется медленная шестая вариация (Quasi una fantasia), неожиданно напоминающая основную тему Mesto из Восьмой симфонии. Широко развитая девятая вариация образует самостоятельный финал, в котором возникают обе темы первой части, как бы замыкая весь цикл.

Читайте также:  Каприс роде для скрипки ноты

Источник

Концерт глазунова для фортепиано с оркестром

Второй фортепианный концерт, написанный в 1917 году, но задуманный на четверть века раньше (Главные мысли концерта, как сообщал композитор Г. П. Орлову в письме от 30 сентября 1931 года, возникли еще в 90-х годах. В 1893 году Римский-Корсаков спрашивал Глазунова: «А концерт что поделывает?». В комментарии к письму ошибочно указано, что этот вопрос относится к скрипичному концерту.), отличается от Первого большей монументальностью и виртуозной широтой размаха. В характере его тематизма явственно ощущаются отголоски кучкистских корсаковского-бородинских музыкальных образов. Весь его тематический материал вырастает из вступительного построения, напоминающего строгие, неторопливо развертывающиеся мелодии знаменного распева.

Подобно единственному фортепианному концерту Римского-Корсакова он написан в листовской одночастно-циклической форме с широким использованием вариационно-вариантных методов образной трансформации темы. При этом отдельные тематические разделы разрастаются до размеров самостоятельных частей цикла.

Широко и пространно изложенная тема во вступительном Andante sostenuto превращается в главной партии в энергичную стремительно взлетающую октавную фигуру (Allegro, цифра 10). Основой побочной партии, одновременно выполняющей функцию медленной части сонатного цикла (Andante, цифра 24), становится мелодический оборот типа зовов, закликаний, впервые возникающий в переходном построении от вступления к главной партии.

После сравнительно краткой разработки появляется скерцозный эпизод (Allegretto scherzando, цифра 42) и далее зеркальная реприза с обратной последовательностью тем главной и побочной партии. Заключительное построение, в котором тема, звучащая в оркестре, сопровождается мощными массивными аккордами фортепиано, напоминает симфонические финалы Глазунова в духе торжественного праздничного шествия, но облеченные в блестящий виртуозный наряд.

Источник

Концерт глазунова для фортепиано с оркестром

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

А.К. Глазунов — Концерт для фортепиано с оркестром №1 Фа минор (О. Яблонская / Д. Яблонский)

Поразительно удачный, я бы даже сказал, замечательный романтический двухчастный фортепианный концерт, по уровню не уступающий Концерту Скрябина. С одной стороны, страстный, порывистый, с другой — цельный, недемагогичный, что особенно ценно для позднего романтика. Как и в более знаменитом Скрипичном концерте, Глазунов демонстрирует исключительную ясность мысли, органично сочетающуюся с эмоциональной мощью, открытостью высказывания. Как жаль, что это произведение исполняется и записывается совсем редко. Чего только стоят роскошные фортепианные партии в первой части, особенно чувственная, раздольная вступительная каденция невероятной устремленности. С 1.36 начинается божественная красота.

К слову, этот Концерт очень любил С. Рихтер, осталась даже запись; правда, ее качество оставляет желать лучшего.

Источник

Концерт глазунова для фортепиано с оркестром

Концерт для скрипки с оркестром ля минор соч. 82 (1904)

Жанр сольного концерта в России стал особенно популярным в творчестве русских композиторов во второй половине XIX и в начале XX столетий. Среди сочинений Глазунова – два концерта для фортепиано, а так же для скрипки, виолончели и саксофона-альта.

Концерт для скрипки с оркестром написан композитором в 1904 году – в лучшую пору его творческой деятельности. В это время (середина 90-х годов XIX века и начало XX века) написаны самые зрелые его сочинения: 5-я и 6-я и 7-я симфонии, 4-й и 5-й струнные квартеты, три балета, две сонаты для фортепиано. К тому времени композитор зарекомендовал себя и как крупный симфонический дирижер. Все большее признание завоевывал он и как педагог Петербургской консерватории, руководителем которой он станет в последствии.

Произведение посвящено профессору Петербургской консерватории Л.С. Ауэру. Выдающийся скрипач и явился его первым исполнителем в Петербурге 19 февраля 1905 года в восьмом симфоническом собрании Русского музыкального общества. Дирижировал произведением автор.

Премьера вызвала двоякие впечатления у музыкальных критиков. Одним концерт показался замечательным произведением, цельным по форме и содержанию, на других он произвел неблагоприятное впечатление. Вероятно, от того, что он нарушал привычные ожидания блестящего и виртуозного произведения. Но композитор сознательно ушел от внешней виртуозности и перенес акцент в другую область. Глазунов искал новый тип драматургии концерта – лирический. Он совершенно не таков, как у других русских композиторов, хотя в это время были популярны концерты Чайковского, Рахманинова, Аренского, Танеева, Римского-Корсакова. Но это не значит, что концерт Глазунова не виртуозен и его легко играть . Просто его «виртуозность» заключается совершенно в другом. Еще в процессе сочинения автора мучили сомнения. Вот что писал он в письме к Римскому-Корсакову: «Много он мне причиняет муки: иногда кажется, что и музыка дрянь, и скрипке играть нечего, другой раз кое-как утешаешься: во всяком случае решил его окончить». (Глазунов. Письма)

Постепенно произведение вошло в репертуар музыкантов и завоевало широкое признание у слушателей. Уже в 1911 году концерт расценивался как «прекрасно написанный, оригинальный по форме и блестящий по колориту звуковых комбинаций, с оригинальным русским финалом…» На конкурсе имени Л.Ауэра после его исполнения конкурсная комиссия в полном составе устроила композитору шумную овацию.

Среди русских исполнителей скрипичного концерта Глазунова в дореволюционный период были Е.Цимбалист, А.Могилевский, М.Ледник и другие. Из советских мастеров скрипичного искусства особенно славился М.Полякин . Одним из лучших исполнителей концерта является Давид Ойстрах. В его исполнении мы можем услышать концерт и сегодня в записи.

Если выражаться театральным языком, то симфония – это искусство переживания, а концерт – искусство представления.

В этом произведении Глазунову удалось совместить концертную виртуозность с глубокими эмоциями, лирическими переживаниями. А сольная каденция (это такое место в форме перед репризой, когда солист играет один, без оркестрового сопровождения и имеет возможность показать свое техническое мастерство) – это как бы слово «от автора», весомое, философское, глубокомысленное. И старинное фугато (постепенное вступление других голосов к основной теме) как нельзя лучше для этого подходит. Оно написано так, будто играет не один человек, а сразу двое, а местами, и трое. Это тоже технически очень сложно исполнить. Поэтому, собственно, виртуозная функция каденции выполнена сполна. Только виртуозность заключается не во внешнем виртуозном блеске, а в сложности авторского мышления.

Особенность концерта не только в каденции, но и в его форме: обычно трехчастная, здесь сливается в одночастную. Но по смыслу эта трехчастность здесь сохраняется. Это заключается в чередовании настроений, темпов, динамики и ритма. Экспозиционная часть – это сонатное аллегро, медленный эпизод в разработке выполняет функцию адажио, а рондо – финала.

Но почему композитор не написал три части и не разделил их цезурами?

Ответ опять же в его лирическом содержании. Для единства образного настроения нет необходимости сочинять множество разных тем, которые потребовали бы своего собственного развития и сопоставления. Достаточно просто их немного «оттенить» и тогда единство замысла будет сохранено.

Оркестр и солирующий инструмент тоже не противопоставляются, хотя «переклички» тем и мотивов очень яркие. Они гармонично дополняют друг друга, создают единый музыкальный узор.

Творчество Глазунова в целом отличается плавностью течения музыкальной мысли, монументальностью, сдержанностью. Его мировосприятие уравновешенно и гармонично, и в то же время глубоко и содержательно. Таков же и скрипичный концерт. Он несет в себе жизнеутверждающий оптимизм, светлое настроение и веру в жизненные силы.

Источник

Оцените статью