Аннотация по дирижированию. «Камо пойду от Духа Твоего» (на Литургии вместо запричастного стиха) муз. Вик. Калинникова
специалист в области арт-терапии
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Аннотация по дирижированию
муз. Вик. Калинникова
«Камо пойду от Духа Твоего»
(на Литургии вместо запричастного стиха)
Выполниластудентка III курса 23331 группы
кафедра академического хора
класс старшего преподавателя
Виктор Сергеевич Калинников (1870-1927) – замечательный хоровой композитор, дирижёр, педагог, выдающийся деятель русской музыкальной культуры оставил небольшое музыкальное наследие: 15 хоров а’капелла, ряд хоровых обработок народных песен, детские песни для голоса в фортепиано, переложения для хора некоторых романсов русских композиторов.
Виктор Калинников родился в 1870 году в селе Воин Орловской губернии. Он был третьим сыном мелкого чиновника (станового пристава) Сергея Федоровича Калинникова. Бедную, но очень общительную и дружную семью Калинниковых характеризовало упорное стремление к образованию, к высокой культуре и особенно к музыкальному искусству.
Большое влияние на музыкальное формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат Василий Сергеевич, которому он, в сущности, обязан своим образованием. Василий Калинников, в частности, сам подготовил брата по теории музыки к вступительным экзаменам в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, заметив при этом, что «из Виктора со временем может выйти недюжинный музыкант, и талантливость его несомненна».
В 1896 году Виктор Калинников оканчивает училище Московского филармонического общества с серебряной медалью и остается в нем преподавателем по классу гобоя, контрапункта, фуги и энциклопедии (теории музыки). В 1899 году он отказывается от класса гобоя и берет вместо этого класс сольфеджио. Параллельно он работает в Московском синодальном училище: ведет там теорию музыки и хоровое пение. Поле деятельности Калинникова не ограничивается преподаванием. С 1894 по 1911 год он руководит хоровым пением в городских начальных училищах Москвы; с 1907 по 1909 год управляет оркестром студентов Высшего технического училища; принимает активное участие в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, составляя и редактируя различные сборники народных песен и дирижируя хором в концертах, организуемых этой комиссией. С 1898 по 1903 год Калинников работает в Московском художественном театре, в частности дирижирует там музыкой Гречанинова к постановке «Снегурочки» Островского. После Октябрьской революции он является постоянным сотрудником репертуарно-издательской секции Музыкального отдела Пролеткульта и музыкальной комиссии по детскому образованию и воспитанию при театрально-музыкальной секции московского Совета рабочих депутатов. Последние пять лет жизни (1922-1927) Виктор Калинников — профессор теории музыки в Московской консерватории.
Творческое лицо Виктора Калинникова и его композиторский почерк полностью сложился в начале XX века. Это была эпоха блестящего расцвета хорового искусства. Различные хоровые коллективы развивали интенсивную концертную деятельность: капелла графа Шерементьева и хор Архангельского в Петербурге, симфоническая капелла Булычева в Москве, хор Агренева — Славянского и множество хоров разных учебных заведений. Величайшего исполнительского мастерства достигают церковные хоры.
Духовное творчество Калинникова более всего тяготеет к лучшим образцам хоров Кастальского. В своих сочинениях композитор использует как подлинные знаменные распевы, так и стилизации. Богатство хоровой фактуры сочинений Калинникова определялось богатейшими художественными возможностями и отличной вокально-хоровой техникой Синодального хора.
Хоровые сочинения Виктора Калинникова, ставшие русской хоровой классикой, привлекают яркостью музыкальных образов, богатством вокально-хоровых красок, отличаются яркими индивидуальными чертами и представляют собой существенный художественный вклад в русскую хоровую литературу. Его хоры пользовались популярностью не только при жизни автора, но входят в концертные программы в настоящее время и широко применяются в педагогической практике.
Псалом 138. Ст. 7, 8, 9 и 10. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо во рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Изречениями сих стихов пророк образно, или картинно, выражает и изъясняет ту же мысль о вездеприсутствии и всеведении Божественном. Задумываясь или размышляя о том, найдется ли где такое место во вселенной, где бы можно было человеку укрыться от Бога или избежать Его власти, он приходит к заключению отрицательному, и для того, чтобы выразить свои мысли в наиболее понятных образах, он берет самые крайние, самые отдаленные пределы во вселенной – небо и ад (по понятиям ветхозаветных иудеев, находившийся в самой глубокой и отдаленной части вселенной, в преисподней ), и говорит, что и здесь, в самых отдаленнейших частях мира, Господь находится всем существом Своим и здесь над всем назирает и всем управляет, так что если бы человек и имел возможность быстро перенестись в те места, он никак не укрылся бы от Его всевидящего взора и не мог бы избежать Его власти и силы. Самое существо Божие пророк именует здесь а) духом , соответственно понятию людей, в существе которых важнейшая часть природы тоже есть дух, и б) лицем , чтобы выразить живую личность существа Божия, обладающего такими сверхъестественными свойствами, как всеведение и вездеприсутствие. И вот он (пер. с евр.) говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты». Ты не только наполняешь небеса (Иер. 23:24), но и не вмещаешься в них (3 Цар. 8:27). И самая преисподняя, несмотря на глубочайший мрак, господствующий в ней (Иов. 10:21-22), – она совершенно обнажена и открыта пред Ним (Иов. 26:6; притч. 15:11), так что никто и ничто не может укрыться здесь от Него, Он и здесь полный хозяин и неограниченный владыка, Он не только низводит людей в преисподнюю, но и выводит их из нее (1 Цар. 2:6). Господь, по словам блж. Феодорита, «все наполняет: и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад – край глубины». В последующих стихах, по замечанию того же блж. Феодорита, к высоте неба и глубине ада, о которых говорит выше, пророк присовокупил восточную долготу и западную широту, именно: словом рано означил восток, а словами последняя моря запад, и таким образом продолжает и здесь раскрывать ту же необъятность и неописуемость существа Божия. «И пророк Иона также испытал силу сию, – по словам того же Феодорита, – ибо, решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу, и поведен в тот город, куда был послан прежде; и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя». Как в самых отдаленных высотах и глубинах вселенной не находится места, где бы можно было укрыться от лица Божия, так точно и на крайнем востоке, и на самом крайнем западе нельзя найти такого места, где бы не было Бога. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (пер. с евр.). Такому вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит, однако, то, что Бог устраивает Себе обитель на небе, в св. храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет свое блаженное присутствие ангелам, как ограниченным существам, а потому имеющим определенное место своего пребывания; в храме являет свое благодатное присутствие верующим, преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие, дающие возможность чистым сердцем видеть Бога (Мф. 5:8). Весь мир – небо и земля – служит храмом Бога невидимого.
Произведение относится к духовной музыке, несет в себе философский религиозный смысл о трудностях человеческой жизни, о препятствиях, что где бы ни был человек, везде его сопровождает бог и только вера поможет в преодолении всяческих трудностей. Духовная музыка часто наталкивает людей на размышления.
Форма данного произведения сквозная строфическая (сопоставление крупных, структурно оформленных эпизодов, контрастирующих между собой).
Частая смена размера (3/4, 4/4) связанна с размером литературного текста, а изменение темпа связанно с содержанием. Изначальный темп Moderato (умеренно), в 3 эпизоде, из-за смены образа и характера — Allegro (скоро), затем в 4 эпизоде возвращается в первоначальный темп. Тональность c-moll, во 2 эпизоде внезапная модуляция в параллельную тональность Es-dur, там же в четвертом такте отклонение в B-dur:
затем модуляция в одноименную тональность b-moll и там же отклонение в параллельную тональность Des-dur:
В 3 эпизоде возвращается в исходную тональность c-moll.
В 4 эпизоде отклонение в b-moll и заканчивается произведение в одноименной (исходной) тональности C-dur.
Фактура данного произведения смешанная (гомофонно-гармоническая, имитационная)
Источник