Концерт моцарта для двух фортепиано с оркестром
В.А. Моцарт Концерты для фортепиано с оркестром
Вольфанг Амадей Моцарт – это не только величайший композитор XVIII века, но и талантливый пианист, гастролирующий по странам Европы вместе с сестрой с раннего детства. Будучи ребенком, он уже сочинял композиции для собственного выступления. Среди них значительную часть занимали фортепианные концерты с оркестром. На протяжении всей жизни Моцарт не охладевал к жанру концерта и продолжал сочинять композиции, отличающиеся эмоциональностью, красочностью и чувственностью.
Историю создания Концертов для фортепиано Моцарта, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта
В переводе с итальянского языка концерт переводится как состязание. С давних времен солирующий инструмент как бы состязался с оркестром в виртуозности исполнения. Именно в творчестве Вольфанга Амадея Моцарта партия фортепиано и оркестра стала равнозначной. Это означает, что фортепиано, которое до этого времени считалось инструментом для аккомпанемента теперь в равной степени могло исполнять соло.
Фортепианные концерты Моцарта для пианистов ассоциируются прежде всего с высшей школой певучего фортепианного исполнения и необыкновенной импровизационностью, которая характеризуется яркостью возникающих образов.
Концертам композитора чужды манерность и вычурность, черты столь характерные для музыки модных сочинителей того времени. Композиции, наполненные естественностью и искренностью способны тронуть до глубины души.
Интересные факты
- Всего издано 27 фортепианных концертов. Существует 28 концерт, который не был издан, потому что композитор не дописал финал. Сегодня неоконченный концерт Моцарта все равно исполняется пианистами, в качестве финала используется III часть 5-го концерта.
- В 1776 году композитору был заказано произведение для исполнения на 3-х клавесинах. Графиня Лодрон, сделавшая заказ, хотела получить такую композицию, которую она могла бы играть со своими дочерьми. В дальнейшем музыкант сделал аранжировку на собственное сочинение, так получился концерт для двух фортепиано с оркестром.
- Первые 4 концерта гений написал в возрасте 11 лет. 5 концерт был написал лишь спустя семь лет.
- В творчестве композитора можно найти один концерт для двух солирующих роялей с оркестром и один концерт для трех солирующих роялей с оркестром, пользующихся огромной популярностью у исполнителей.
- Порядковый номер сочинений, который мы можем увидеть в названии произведения Моцарта называется Кёхель, в честь исследователя. Дело в том, что Вольфанг Амадей никогда не указывал номер сочинения, из-за чего было музыковедам было сложно классифицировать композиции по периодам. В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания.
- Каденцию к 20 концерту Моцарта написал Людвиг ван Бетховен. Авторские варианты каденций не сохранились.
- Наиболее плодотворным периодом для сочинения концертов для фортепиано можно считать временной промежуток с 1782 – 1786 года. В это время композитор переехал в Вену, где постоянно устраивал «академии» — это авторские концерты, где Моцарт выступал в роли не только исполнителя, но и дирижера и композитора. Тогда было сочинено 15 концертов.
Концерт для фортепиано с оркестром №9 (Es-dur) KV.271
Это сочинение композитор написал в возрасте 20 лет и посвятил пианистке Женом. Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей:
- I часть – это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме.
- II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность. Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией.
- III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм.
Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра – этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости.
Фортепианный концерт №20 (d-moll) KV.466
Считается одним из популярнейших произведений, написанных гением. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. 10 февраля 1785 года работа над оркестровкой была завершена, а уже 11 февраля композитор непринужденно исполнял музыку для великосветского общества, играя и дирижируя одновременно.
Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание. Главной особенностью тематизма можно назвать контрастность образов, широкую эмоциональную амплитуду, при этом главным образом является мрачно-возбужденный тематизм, изложенный в экспозиции I части.
Структура произведения классическая, то есть состоит из 3 контрастных друг другу частей:
- I часть написана в сонатной форме. Для экспозиции характерно наличие тревожности, которая проявляется в наличии синкопированного ритма. Побочная партия серьезно отличается по образу, в ней можно услышать пасторальные напевы, ведущая партия у деревянно-духовых инструментов. В репризе происходит драматизация образов главной партии.
- II часть написана в жанре романса. Мрачный d-moll сменяется на легкий B-dur, музыка дарит слушателю внутреннее спокойствие. Виртуозность и импровизационность словно свежий ветер перемен, который может унести далеко от всех невзгод.
- III часть. Несмотря на мрачное начало в финале утверждается оптимистический конец, все в жизни разрешимо.
Сочинение полностью отражает концепцию автора, что свет всегда пробивается сквозь даже самую непроглядную тьму.
Концерт для фортепиано с оркестром №21 (С-dur) KV467
Концерт для фортепиано с оркестром в тональности до мажор был написан композитором для собственного выступления. Первое исполнение состоялось 12 марта 1785 года. Музыкант сочинил его всего за три дня, и тут же продемонстрирован публике. Слушатели были в восторге от стихийности и жизнерадостности музыки.
Концерт состоит из трех частей, контрастных между собой:
- I часть – Allegro (быстрая, стремительная, страстная)
- II часть – Andante (медленная, задумчивая)
- III часть – Allegro vivace assai (Быстрая, оживленная)
Первая часть композиции как будто изнутри наполнена светом, радостью и оптимизмом. Оркестровая партия будто выражает ликование, праздник молодой души. Но вдруг, в партии фортепиано проходит холодная минорная тема. На мгновение праздник остановился, подул ледяной ветер, который внес нотку драматизма в веселье. Вновь возвращается жизнерадостный тематизм.
Вторая часть начинается с потрясающей по красоте темы у струнной группы оркестра. Эта же тема будет виртуозно варьироваться в партии солирующего фортепиано, на фоне будет сопровождение струнных пицциакато.
Третья часть немного неустойчивая, изначально наполнена интонациями вопроса, на которые нет ответа. Музыка расцветает с новой мощью и красотой, в каждом музыкальном построении словно утверждается мысль о том, что нужно продолжать жить и радоваться каждому мгновению.
Фортепианный концерт №23 (A-dur) KV488
Сочинение музыкального произведения связано с переездом в столицу Австрии, Вену. Именно здесь композитор нашел, то что так долго искал, а именно признание фортепианной музыки. В этой стране активно совершенствовался инструмент, а также проводилась печать музыкальных произведений для пианино. Так в этот период творчество всего за 4 года, автор сумел сочинить 15 фортепианных концертов с оркестром, среди которых особую популярность получил 23.
Премьера прошла 2 марта 1786 года и была успешной для композитора.
Композиция состоит из трех частей:
- I часть олицетворяет контраст между оркестром и фортепиано. Украшением является виртуозная каденция.
- II часть написана в жанре сицилианы.
- III часть – это диалог между фортепиано и оркестром.
Блеск и игривость музыки – вот, что отражает сущность не только музыки, но и характера Вольфанга Амадея Моцарта. Потрясающая виртуозность и импровизационность концерта делают его одновременно самым сложным, но и самым красивым в творчестве венского классика. Сегодня концерт активно исполняется крупнейшими мировыми пианистами.
Музыка Концертов для фортепиано Моцарта в кинематографе
Произведение | Фильм |
Концерт №9 | «Солнечный супермен» (2014) |
«Пока мы молоды» (2014) | |
Концерт №20 | «Призрак в доспехах» (2017) |
«Моцарт в джунглях» (2016) | |
«Сен-Лоран. Стиль – это я!» (2014) | |
«Принцесса на Рождество» (2012) | |
Концерт №21 | «Разные миры» (2015) |
«Явление» (2008) | |
«Схватка» (2007) | |
«Возвращение Супермена» (2006) | |
Концерт №23 | «Мы женщины» (2015) |
«12 обезьян» (2015) | |
«Новый свет» (2005) |
Фортепианные концерты Вольфанга Амадея Моцарта разнообразны и прекрасны. В них можно найти палитру чувств, выраженных в нотном тексте. Красота, свет и мечтательность словно освещают путь человека, хотя бы один раз в жизни, послушавшего музыку гениального Моцарта.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт Моцарта №23
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 24 (Моцарт) — Piano Concerto No. 24 (Mozart)
Концерт для фортепиано с оркестром до минор | |
---|---|
№ 24 | |
В. А. Моцарт | |
Каталог | K . 491 |
Стиль | Классический период |
Сочиненный | 1786 : Вена ( 1786 ) |
Опубликовано | 1800 ( 1800 ) |
Движения |
Концерт для фортепиано № 24 в миноре , K . 491, является концерт состоит из Моцарта для клавиатуры (обычно пианино или фортепиано ) и оркестр. Моцарт написал концерт зимой 1785–1786 годов и закончил его 24 марта 1786 года, через три недели после завершения фортепианного концерта № 23 ля мажор . Поскольку он намеревался исполнить произведение сам, Моцарт не выписал партию солиста полностью. Премьера состоялась в начале апреля 1786 года в Бургтеатре в Вене. Хронологически это произведение является двадцатым из 23 оригинальных фортепианных концертов Моцарта . Произведение является одним из двух концертов для фортепиано с оркестром, написанных Моцартом, второй — № 20 ре минор . Ни в одном из других фортепианных концертов Моцарта нет большего набора инструментов: произведение рассчитано для струнных , деревянных духовых инструментов , валторн , труб и литавр . Первый из трех движений , Allegro, в сонатной форме и длиннее , чем любое открытие движения более ранних концертов Моцарта. Второе движение, Larghetto в E ♭ основные -The относительное основное из минора-имеет поразительно простую основную тему. Финальная часть, Аллегретто, представляет собой тему и восемь вариаций до минор. Произведение — одно из самых передовых произведений Моцарта в концертном жанре. Его ранними поклонниками были Людвиг ван Бетховен и Иоганнес Брамс . Музыковед Артур Хатчингс объявил его в целом величайшим фортепианным концертом Моцарта. СОДЕРЖАНИЕ |
Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ . |
Моцарт написал концерт зимой 1785–1786 гг., Во время своего четвертого сезона в Вене . Это был третий в наборе из трех концертов , составленных в быстрой последовательности, остальные № 22 в E ♭ основного и № 23 ля мажор . Моцарт закончил сочинение № 24 незадолго до премьеры комической оперы «Женитьба Фигаро» ; Этим двум работам присвоены соседние номера 491 и 492 в каталоге Köchel . Несмотря на то, что сочинены в одно и то же время, эти два произведения сильно контрастируют: опера почти полностью состоит в мажорных тональностях, а концерт — одно из немногих минорных произведений Моцарта. Пианист и музыковед Роберт Д. Левин предполагает, что концерт вместе с двумя предшествующими ему концертами, возможно, послужил выходом для более темного аспекта творчества Моцарта в то время, когда он писал комическую оперу.
Премьера концерта состоялась 3 или 7 апреля 1786 года в Бургтеатре в Вене; Моцарт выступил в качестве солиста и дирижировал оркестром с клавиатуры.
В 1800 году вдова Моцарта Констанце продала оригинальную партитуру произведения издателю Иоганну Антону Андре из Оффенбаха-на-Майне . Он прошел через несколько частных рук в течение девятнадцатого века, прежде чем сэр Джордж Дональдсон, шотландский филантроп, пожертвовал его Королевскому музыкальному колледжу в 1894 году. В колледже до сих пор хранится рукопись. Оригинальная партитура не содержит отметок темпа ; темп каждого движения известен только из записей Моцарта в его каталог. Оркестровые партии в оригинальной партитуре написаны четко. С другой стороны, сольная партия часто бывает неполной: во многих случаях в партитуре Моцарт отмечал только внешние части отрывков гамм или оборванных аккордов. Это говорит о том, что Моцарт импровизировал большую часть сольной партии при исполнении произведения. Партитура также содержит поздние дополнения, в том числе второй сюжет оркестровой экспозиции первой части. Иногда в партитуре случаются ошибки в обозначениях, которые музыковед Фридрих Блюм приписал Моцарту, «явно написанному в большой спешке и с внутренним напряжением».
Музыка
Обзор
Концерт разделен на следующие три части :
- Аллегро до минор , ( 3
4 ) - Larghetto в E ♭ мажор ( 2
2 ) - Аллегретто ( Вариации ) до минор, ( 2
2 ), с восьмью вариациями и кодами в ( 6
8 )
Концерт рассчитан для одной флейты , двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр и струнных . Это самый большой набор инструментов, для которых Моцарт сочинил свои концерты.
Это один из двух фортепианных концертов Моцарта, записанных как для гобоев, так и для кларнета (в другом, его концерте для двух фортепиано , кларнет только в переработанной версии). В то время кларнет не был обычным оркестровым инструментом. Роберт Д. Левин пишет: «Богатство звучности духовых, благодаря включению гобоев и кларнетов, является центральной тембральной характеристикой [концерта]: снова и снова во всех трех частях духовые инструменты полностью отодвигают струны в сторону. «
Сольный инструмент в концерте оценивается как «цимбало». Этот термин часто обозначает клавесин , но в этом концерте, Моцарт использовал его как общий термин , который охватывает в на фортепиано , версию восемнадцатого века современного рояля , что среди прочего было более динамично , чем способен клавесин.
И. Аллегро
Первая часть длиннее и сложнее, чем все, что Моцарт ранее сочинил в концертном жанре. Он находится в 3
4 ; среди 27 фортепианных концертов Моцарта, № 4 соль мажор , № 11 фа мажор и № 14 в E ♭ мажор являются единственными другие начать в тройном метр.
Первая часть следует стандартной схеме сонатной формы концертного движения классического периода . Он начинается с оркестровой экспозиции , за которой следует сольная экспозиция, раздел развития , перепросмотр , каденция и кода . В рамках этого общепринятого плана Моцарт применяет обширные структурные инновации.
Экспозиция
Оркестровая экспозиция длиной 99 тактов представляет две группы тематического материала , одну первичную и одну вторичную, обе в тонике до минор. Оркестр открывает главную тему в унисон , но не мощно: динамическая разметка — фортепиано . Тема тонально неоднозначна, не утверждая домашней тональности до минор до последней каденции в тринадцатом такте. Он также очень хроматичен : в своих 13 тактах он использует все 12 нот хроматической гаммы .
Сольная экспозиция следует своему оркестровому аналогу, и именно здесь с самого начала отбрасывается условность: фортепиано не входит с основной темой. Вместо этого в нем есть сольный пассаж из 18 тактов. Только после этого отрывка появляется основная тема в исполнении оркестра. Затем пианино берет тему из своего седьмого такта. Еще одно отклонение от условности состоит в том, что сольная экспозиция не воспроизводит второстепенную тему оркестровой экспозиции. Вместо этого появляется череда нового вторичного тематического материала. Музыковед Дональд Тови считал это введение нового материала «совершенно подрывным по отношению к доктрине, согласно которой функция вводного tutti [оркестровая экспозиция] заключалась в том, чтобы предсказать, что должно говорить соло».
Сто мер в сольной экспозицию, которая сейчас находится в относительном майоре E ♭ , пианино играет cadential трель , ведущее оркестр из доминантных седьмых на тонику. Это говорит слушателю, что сольная экспозиция подошла к концу, но Моцарт вместо этого дает деревянным духовым инструментам новую тему. Экспозиция продолжается еще около 60 тактов, прежде чем очередная каденциальная трель принесет реальный вывод, вызвав ритуал, который связывает экспозицию с развитием. Пианист и музыковед Чарльз Розен утверждает, что Моцарт создал «двойную экспозицию». Розен также предполагает, что это объясняет, почему Моцарт значительно расширил оркестровую экспозицию в процессе композиции; ему требовалась более длинная оркестровая экспозиция, чтобы уравновесить ее «двойное» сольное исполнение.
Разработка
Развитие начинается с фортепиано повторяющегося его вступление в сольной экспозицию, на этот раз в относительном майоре E ♭ . Концерт № 20 является единственным из концертов Моцарта , в котором персональная экспозиция и приступить к разработке с тем же материалом. В Концерте № 24 материал разворачивается в развитии иначе, чем сольная экспозиция: вступительный сольный мотив с его полубеденцией повторяется четыре раза, с одним вмешательством деревянных духовых инструментов, как если бы задавая вопрос за вопросом. . Последний вопрос задается до минор, и на него отвечает нисходящая гамма фортепьяно, которая приводит к оркестровому утверждению основной темы движения фа минор.
Оркестровая тема затем развита: мотив четвертой и пятой меры Тематической нисходит через круг пятых , в сопровождении фортепиано сложной образности . После этого развитие переходит к бурному обмену между фортепиано и оркестром, который исследователь Моцарта двадцатого века Катберт Гирдлстон описывает как «один из немногих [случаев] Моцарта, где страсть кажется действительно раскованной», и который Тови описывает как отрывок о «прекрасной, суровой массивности». Обмен сводится к отрывку, в котором фортепиано играет тройную строку из шестнадцатых нот , к которой духовые добавляют отголоски основной темы. Этот переходный отрывок в конечном итоге модулируется до домашней тональности до минор, вызывая начало перепросмотра с традиционным переформулированием оркестром основной темы движения.
Перепросмотр, каденция и кода
Широкий спектр тематического материала, представленного в оркестровых и сольных экспозициях, представляет собой сложную задачу для перепросмотра. Моцарту удается резюмировать все темы в домашней тональности до минор. Темы обязательно сжаты, представлены в разном порядке и в своей переработанной форме содержат несколько виртуозных моментов для солиста. Последняя тема, которую нужно резюмировать, — это второстепенная тема оркестровой экспозиции, которая не звучала около 400 тактов и теперь украшена отрывком из триолей из фортепиано. Перепросмотр завершается фортепианной игрой шестнадцатых арпеджио, после чего каденциальная трель переходит в ритурнель . Ритернелло, в свою очередь, переходит в фермату, которая вызывает каденцию солиста .
Моцарт не записал каденцию для движения, по крайней мере, нет никаких свидетельств того, что он это сделал. Многие более поздние композиторы и исполнители, в том числе Иоганнес Брамс , Ферруччо Бузони и Габриэль Форе , сочинили свои собственные. В отличие от концертов Моцарта, партитура не побуждает солиста заканчивать каденцию каденциальной трелью. Пропуск привычной трели, вероятно, был намеренным, поскольку Моцарт решил, что каденция напрямую связана с кодой без таковой.
Традиционная моцартовская кода завершается оркестровым тутти и не записывается для солиста. В этой части Моцарт нарушает условность: солист прерывает тутти виртуозным отрывком из шестнадцатых нот и сопровождает оркестр до финальных аккордов до минор пианиссимо .
II. Ларгетто
Альфред Эйнштейн сказал о второй части концерта, что она «движется в областях чистейшего и трогательного спокойствия и обладает трансцендентной простотой выражения». Как отметил Ларгетто , движение выполнено в E ♭ мажор и сокращено по времени . Трубы и литавры не играют никакой роли; они возвращаются к третьей части.
Движение начинается с того, что солист играет только основную четырехмерную тему; затем он повторяется оркестром.
Эта тема, по словам Майкла Стейнберга , является одной из «предельной простоты». Дональд Тови называет четвертый такт, крайне голый и лишенный каких-либо украшений, «наивным», но считает, что Моцарт так и задумал. Первый набросок движения Моцарта был намного сложнее. Вероятно, он упростил тему, чтобы обеспечить больший контраст с темной интенсивностью первой части. После того, как оркестр повторяет основную тему, появляется очень простой мост или переходный отрывок, который Гердлстон называет «скетчем», который должен быть украшен солистом, утверждая, что «играть напечатанное — значит предать память Моцарта».
После перехода по мосту солист второй раз играет исходную четырехмерную тему, прежде чем оркестр начнет новую часть движения до минор. Краткое возвращение основной темы, ее ритм изменился, отделяет небольшую секцию C из раздела в A ♭ основного . После этого нового раздела основная тема возвращается, чтобы обозначить конец части, ее ритм снова изменился. Теперь тема проигрывается солистом дважды, причем два выступления связаны одним и тем же простым мостовым переходом с начала движения. Гердлстон утверждает, что здесь «солисту придется задействовать свое воображение, чтобы украсить [простой мостовой переход] во второй раз». Таким образом, общая структура механизма — это ABACA, что делает его формой рондо .
В средней формулировке основной темы (между несовершеннолетним С и А ♭ основных разделами), есть Notational ошибка , которая, в буквальном исполнении партитуры, вызывает гармоническое столкновение между фортепиано и ветрами. Моцарт, вероятно, писал партии фортепиано и духовых в разное время, что привело к недосмотру со стороны композитора. Альфред Брендель , неоднократно записавший концерт, утверждает, что исполнители не должны буквально следить за партитурой, а исправлять ошибку Моцарта. Брендель также утверждает, что размер всего движения является еще одной ошибкой в обозначениях: игра в сокращенном общем времени, которая требует двух долей на такт, а не четырех, движение, по его мнению, слишком быстрое.
Форма движения практически идентична второй части Моцарта фортепиано Соната си ♭ мажор, K. 570 .
III. Аллегретто
Третья часть включает тему до минор, за которой следуют восемь вариаций на нее. Хатчингс считал его «лучшим эссе Моцарта в вариационной форме, а также лучшим финалом своего концерта».
Маркировка темпа движения — Аллегретто . Розен полагает, что для этого требуется маршевая скорость, и утверждает, что движение «обычно воспринимается слишком быстро из-за заблуждения, будто быстрый темп придаст ему силу, соизмеримую с начальным движением». Пианистка Анджела Хьюитт видит в движении не марш, а «зловещий танец».
Движение начинается с первых скрипок, излагающих тему под струнный и духовой аккомпанемент. Эта тема состоит из двух фраз из восьми тактов , каждая из которых повторяется: первая фраза модулируется от до минор до доминанты , соль минор; вторая фраза модулирует обратно в миноре. Солист не играет никакой роли в постановке темы, входя только в вариацию I. Здесь фортепиано украшает тему строгим струнным аккомпанементом.
Вариации со II по VI — это то, что Гердлстон и Хатчингс независимо друг от друга называют «двойными» вариациями. В каждой вариации каждая из восьмимерных фраз из темы дополнительно изменяется при повторении (A X A Y B X B Y ). Варианты IV и VI в мажорной тональности. Тови называет первое (в A ♭ ) «веселым», а второе (в C) — «изящным». Между двумя вариациями в мажорной тональности Вариация V возвращается к до минор; Гирдлстон описывает этот вариант как «один из самых трогательных». Вариант VII вдвое короче предыдущих вариаций, так как в нем не повторяется каждая восьмимитровая фраза. Эта вариация завершается дополнительным отрывком из трех тактов, который завершается доминирующим аккордом , возвещая о появлении каденции .
После каденции солист открывает в одиночку восьмую и последнюю вариацию, а оркестр присоединяется к ней после 19 тактов. Появление последней вариации также приводит к изменению счетчика: от сокращенного общего времени до сложного двойного времени . И заключительная вариация, и следующая за ней кода содержат многочисленные неаполитанские шестые аккорды. Гирдлстоун упомянул о «преследующем» эффекте этих аккордов и заявил, что в конечном итоге кода «с отчаянием провозглашает торжество минорной формы».
Критический прием
Людвиг ван Бетховен восхищался концертом, и он, возможно, повлиял на его фортепианный концерт № 3 , также до минор. Выслушав произведение на репетиции, Бетховен, как сообщается, заметил своему коллеге, что «[мы] никогда не сможем сделать ничего подобного». Иоганнес Брамс также восхищался концертом, вдохновил Клару Шуман сыграть его и написал свою собственную каденцию для первой части. Брамс назвал произведение «шедевром искусства, полным вдохновляющих идей».
Среди современных и двадцатого века ученые, Катберт Гердлстон утверждает , что концерт «во всех отношениях одной из [Моцарта] величайшая, мы бы силился сказать: . Величайшая, если бы не невозможно выбрать между четырьмя или пятью из них» Ссылаясь на «мрачный, трагичный и страстный» характер концерта, Альфред Эйнштейн заявляет, что «трудно представить выражение лиц венской публики», когда Моцарт представил произведение. Музыковед Саймон П. Киф в толковании всех фортепианных концертов Моцарта пишет, что № 24 — это «кульминационная и кульминационная работа в фортепианном концертном творчестве Моцарта , прочно связанная со своими предшественниками, но в то же время решительно превосходящая их. . » Вердикт исследователя Моцарта Александра Хаятта Кинга состоит в том, что концерт является «не только самым возвышенным из всей серии, но и одним из величайших концертов для фортепиано, когда-либо созданных». Мнение Артура Хатчингса состоит в том, что «как бы мы ни ценили какую-либо отдельную часть из концертов Моцарта, мы не найдем более концертного произведения, чем этот К. 491, потому что Моцарт никогда не писал сочинения, части которого, несомненно, были бы таковыми из« одно огромное целое ».
Источник