Концерт номер 5 для фортепиано с оркестром бах

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052 И.С. Баха

Понедельник, 10 Ноября 2014 г. 12:10 + в цитатник

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052 И.С. Баха

Клавирные концерты И. С. Баха

Время создания клавирных концертов приблизительно датируется 30-ми годами XVIII века. С 1729 года Бах возглавлял Музыкальное студенческое общество (Collegium musicum) при Лейпцигском университете, участвуя в его концертах в качестве дирижера и солиста. Именно для этих выступлений и были созданы концерты для одного, двух, трех и четырех клавесинов с оркестром. Подавляющее большинство этих произведений — авторские переработки ранее написанных сочинений для других инструментов (судя по характеру и фактуре сольных партий, главным образом скрипичных концертов). Из оригинальных версий, созданных в Кётене около 1720 года, сохранились лишь немногие (сейчас с успехом исполняются «обратные» переложения ряда клавирных концертов, осуществленные с целью воссоздать их оригинальное звучание). Поэтому среди музыкальных критиков существуют мнения, что первоначальные варианты некоторых концертов принадлежат не Баху, а кому-то из его современников. Однако, за исключением концерта для четырех клавиров, представляющего собой обработку одного из концертов Вивальди, это предположение критики рассматривают как маловероятное. Содержание самой музыки клавирных концертов, характер тематизма, приемы развития, структурная планировка ярко и убедительно свидетельствуют о принадлежности их перу Баха. Еще одним подтверждением служит использование ряда частей концертов в качестве отдельных номеров в кантатах, куда Бах едва ли бы ввел фрагменты чужих инструментальных сочинений.

Транскрипции концертов

Альберт Швейцер.
«В сущности, все произведения Баха созданы для идеального инструмента, заимствующего от клавишных возможности полифонической игры, а от струнных все преимущества в извлечении звука».

Также, использовались особенности игры на клавире. Присутствующие долгие пассажи шестнадцатыми превращались в более оригинальные и интересные пассажи тридцать вторыми. В клавирных концертах также довольно часто накладывались украшения и трели, которых не было в скрипичной партии.

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052

Состоит из трёх частей:

8 мин.
Adagio (3/4)

6 мин.
Allegro (3/4)

Переложения и реконструкции:

Концерт переложен из утерянного скрипичного концерта BWV 1052R.
Первая часть — Sinfonia из кантаты BWV 146 ‘Wir müssen durch viel Trübsal in das Reich Gottes eingehen’.
Вторая часть — Coro из кантаты BWV 146 ‘Wir müssen durch viel Trübsal in das Reich Gottes eingehen’.
Третья часть — Sinfonia из кантаты BWV 188 ‘Ich habe meine Zuversicht’.

Этот концерт относится к популярнейшим произведениям Баха. Хотя несохранившийся оригинал его был, очевидно, предназначен для скрипки (сейчас нередко можно услышать его реконструкцию), клавирный вариант впечатляет совершенством письма и, как указывает немецкий музыковед Филипп Вольфрум, «менее всего напоминает о своем скрипичном происхождении».

Концерт ре минор выделяется широтой масштабов, глубиной драматизма. В основе первой части лежит энергичная суровая мелодия, излагаемая мощным унисоном оркестра и солиста. Ее острохарактерный синкопированный мотив подвергается активной разработке. Новая сумрачная тема «токкатного» характера дважды появляется в доминантовой и главной тональности, подобно побочной партии сонатной формы. Перед последним проведением ритурнеля звучит краткая каденция солиста, подводящая к заключительной кульминации.

Мрачная сосредоточенная экспрессия отличает вторую часть, Adagio соль минор, основанную на приеме basso ostinato (непрерывного баса).

Третья часть, Allegro, как и в большинстве концертов Баха, своего рода образная реприза первой части. Широко развитая, подвижная и упругая главная тема, «токкатные» мотивы солиста в эпизодах вызывают непосредственные ассоциации с тематизмом первого Allegro, подчеркивая общий для всего произведения драматичный характер.

Источник

Людвиг ван Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор

«Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий», – так описывал Людвиг ван Бетховен обстановку в Вене, осажденной наполеоновскими войсками. Это было тяжелое время для жителей австрийской столицы, в том числе и для композитора, но даже в таких условиях он не прекращал создавать музыку: в 1809 г. Бетховен работал над последним – пятым – из своих фортепианных концертов, который посвятил своему высокопоставленному ученику Рудольфу Австрийскому, эрцгерцогу.

Бетховенский ми-бемоль-мажорный Фортепианный концерт именуется «Императорским», а также «Большим». Произведение действительно весьма продолжительно – оно превосходит все другие бетховенские фортепианные концерты, а первая часть по количеству тактов опережает аналогичные части Пятой и даже Девятой симфонии. Несомненно, в концерте отразилась эпохи наполеоновских войн, и в такой трактовке жанра Бетховен был не одинок, образы войны нашли отражение во многих инструментальных концертах, создававшихся в то время. Но, в отличие от многих своих современников, Бетховен не стремился к натуралистической передаче шума сражений в музыке – тревожная обстановка того времени воплощена в произведении обобщенно. В Концерте предстает круг образов, которые всегда были близки Бетховену – борьба, героические свершения, мужество.

Вступление к первой части – Allegro – строится на сопоставлении торжественных туттийных аккордов оркестра и пассажей пианиста, широко развертывающихся по всему диапазону инструмента. Они подводят к оркестровому изложению главной партии, состоящей из трех элементов – опоры на тонику, распевной нисходящей фразы и утвердительного затактового хода на кварту. Побочная партия слагается из двух тем – маршеобразной, излагаемой в нюансе pp, но предельно отчетливо, и гимнической, прерываемой развитием первого элемента главной партии. Оно подводит к героическому, победному звучанию второго ее мотива. Многократное интонирование заключительного квартового хода завершает оркестровую экспозицию и подготавливает сольную. Главная в ней звучит более лирично, мотивы ее подвергаются свободному преобразованию, а контраст между темами, составляющими побочную, углубляется. Завершается экспозиция мощным оркестровым звучанием. В разработке вступают в столкновение мотивы, составляющие главную партию, титанический размах борьбы подчеркивается сопоставлением туттийных и сольных эпизодов. Реприза устремлена к сольной каденции, которая становится кульминацией. Она приводит к гимнической теме побочной партии, излагаемой валторнами. Развитие продолжается в коде, проходящей через несколько подъемов и спадов, причем сольная партия до конца сохраняет активную роль.

В противоположность грандиозной картине борьбы, развернутой в первой части, вторая – Adagio un poco moto – подчеркнуто камерна, что отражается даже в оркестровке (композитор не задействует здесь ни литавры, ни валторны, ни трубы). Засурдиненные струнные излагают лирическую мелодию в хоральной фактуре, им «отвечают» фразы фортепиано. Тема подвергается варьированию: первая вариация радостна и исполнена страсти, вторая – спокойна. Краткая кода построена на фортепианных фигурациях, постепенно замирающих в низком регистре.

Третья часть – Rondo. Allegro – соединяется со второй краткой связкой, состоящей из трех тактов. Энергичная главная партия насыщена ритмическими и динамическими контрастами, она излагается сначала солистом, затем оркестром. Побочная партия состоит из двух тем – напевной и танцевальной, подвижной. Главная партия многократно изменяет обличие в разработке. Реприза не имеет кардинальных отличий от экспозиции, но в заключении происходит двухкратное утверждение главной партии – в разных тональностях. Кода насыщена ликующими пассажами.

Учитывая, в какие времена создавался Пятый фортепианный концерт Бетховена, не приходится удивляться тому, что премьера его состоялась не сразу. Это произошло только в декабре 1811 г, и не в Вене, а в Лейпциге, первым интерпретатором произведения стал пианист Фридрих Шнейдер. Венская премьера состоялась в феврале 1812 г. Бетховен к тому времени уже был не в состоянии выступать (из-за ослабления слуха), и солировал другой исполнитель – его ученик Карл Черни, молодой пианист, для которого исполнение Концерта стало дебютом. Бетховен в целом был доволен исполнением, однако возражения композитора вызывало самовольное добавление некоторых музыкальных украшений: «Вы должны простить автору, если он предпочел бы услышать произведение именно таким, каким написал его». Однако чрезмерная вольность Черни не помешала успеху произведения: венская премьера прошла с большим успехом (как и лейпцигская). Некоторые критики ставили упрек композитору чрезмерную продолжительность сочинения, но это не помешало восторгам публики.

Источник

Оцените статью