- Концерт для фортепиано с оркестром — Piano concerto
- СОДЕРЖАНИЕ
- История
- 20 век и современность
- Произведения для левой руки с оркестром
- Работает для двух и более пианистов и оркестра.
- Характеристики
- Форма
- названия концертов по музыкальным инструментам
- 3 Answers 3
- Пять самых знаменитых фортепианных концертов, которые вы должны знать
- Что такое КОНЦЕРТ? От классики до нас
Концерт для фортепиано с оркестром — Piano concerto
Концерт для фортепиано представляет собой тип концерта , соло композиция в классической музыке жанре , который состоит на фортепиано плеер, который , как правило , в сопровождении оркестра или другим большим ансамблем . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные представления, требующие продвинутого уровня владения инструментом, включая мелодические линии, перемежающиеся с быстрыми гаммами, арпеджио, аккордами, сложными контрапунктическими партиями и другим сложным материалом. Когда фортепианные концерты проводятся профессиональным пианистом, большой рояль почти всегда используется, как рояль имеет более полный тон и больше , чем проекцию на пианино . Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые они обычно запоминают, чтобы играть концерт без нот), оркестровые партии для членов оркестра и полную партитуру для дирижера , который ведет оркестр в сопровождении солиста.
В зависимости от эпохи, в которую был составлен фортепианный концерт, оркестровые партии могут обеспечивать довольно второстепенную роль аккомпанемента , определяя басовую линию и последовательность аккордов, по которым фортепиано играет сольные партии (более типично для эпохи музыки барокко , с 1600 по 1750 год. и классический период , с 1730 по 1800), или оркестру может быть отведена почти такая же роль, как и солисту фортепиано, с оркестровыми инструментами и секциями, представляющими ключевые музыкальные темы и играющими виртуозные партии для своих инструментов, и в которых есть «диалог» «или» разговор «между пианистом-солистом и оркестром. Когда студенты-музыкальные студенты и слушатели музыкальных конкурсов играют фортепианные концерты, оркестровая партия может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании оркестровых партий в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , так как нанимать полный оркестр очень дорого. . Клавиатурные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках концерты для клавесина И. С. Баха иногда исполняются на фортепиано. Существуют различные типы фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух сольных пианистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту на фортепиано присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Самые ранние фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Христиан Бах и Карл Фридрих Абель, начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля примерно в 1770 году.
В классическую эпоху форма быстро распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Австрии, закрепившись благодаря работам, особенно Моцарта , наряду с менее известными примерами Гайдна , Карла Стамица и Йозефа Вельфля . В период раннего романтизма репертуар фортепианных концертов пополнился, прежде всего, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .
Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганнеса Брамса , Камиллы Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард МакДауэлл и Франц Ксавер Шарвенка написали в это время несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой фортепианный концерт до-диез минор , первый концерт для фортепиано с оркестром, составленный американской композиторкой. Эдвард Элгар делал наброски для фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф размыл границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях, озаглавленных « Симфонический концерт» , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , который длится более одного часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле, термин «концерт для фортепиано» может распространяться на многочисленные часто программные совместные произведения для фортепиано с оркестром из эпохи — Бетховен Хоровой фантазия , Лист Totentanz и Руины Афин Вариации и Рихард Штраус «s Burleske лишь таких работ мало из сотни. Немногочисленные известные фортепианные концерты, преобладающие в концертных программах и дискографиях 20-го и 21-го веков, составляют лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.
20 век и современность
Произведения для левой руки с оркестром
Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него пьесы, для которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , правая рука которого была повреждена на войне, поступил так же, но в меньшей степени. Результаты этих комиссий включают Концертной пьесы для оркестра и фортепиано левой рукой по Борткевичем , Бриттена , Хиндемита , Яначека , Корнголд , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта , Рихарда Штрауса и других.
Работает для двух и более пианистов и оркестра.
Концерты и концертные произведения для двух сольных фортепиано были написаны Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано и оркестра) и К. 365 ), Мендельсон (два, 1823-4), Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его Сонаты для двух фортепиано и ударных), Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин ( 1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воан Уильямс (ок. 1946), Рой Харрис (1946), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957) , Уолтер Пистон (1959), Лучано Берио (1973) и Харальд Гензмер (1990). Помимо примеров Баха и Моцарта, сочинения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но были написаны Мортоном Гулдом ( Изобретения для четырех фортепиано и оркестра, 1954), Питером Расином Фрикером ( Концерт для трех фортепиано, литавры и струнные, 1951), Вольфганг Фортнер ( Triplum для трех фортепиано и оркестра, 1966) и Георг Фридрих Хаас ( ограниченное приближение для шести микротонно настроенных фортепиано и оркестра, 2010).
Концерт для фортепиано в четыре руки — редкий жанр, но Леопольд Кожелух (1747-1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934-1998) написал другой (в 1988 году).
Характеристики
Форма
Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.
- Умеренно быстрая вступительная часть в форме сонатного аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
- Медленная часть, более свободная, выразительная и лиричная. Обычно в троичной форме .
- Более быстрое рондо .
Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие нет. Бетховена для фортепиано с оркестром № 4 включает в себя каденцию последнего движения, и многие другие композиторы введены новшества. Например, Листа второй и третий концерты воспроизводятся без перерывов между различными секциями, Брамса концерт для фортепиано № 2 и Листа Концерт для фортепиано № 1 имеют 4 движения и Чайковского Концерт для фортепиано № 3 в Е-бемоль мажор имеет только один ( Аллегро блестящее ).
Источник
названия концертов по музыкальным инструментам
Правильно ли называть выступление арфиста, скрипача или пианиста «арфовым», «скрипковым» и «пианинным» концертом? Правильно ли вообще говорить «арфовый концерт» или «пианинный концерт» применительно к чему бы то ни было?
3 Answers 3
«Скрипичный концерт», «фортепианный концерт» и т.д., это концерт не в смысле «выступление», а в смысле «произведение»:
Конце́рт — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.
Другой вариант названия произведения — «концерт для (инструмента) с оркестром», например «концерт для фортепиано с оркестром», «концерт для арфы с оркестром». Кстати гугл находит «Гендель. Арфовый концерт» и «Арфовый концерт Бориса Тищенко», так что словосочетание «арфовый концерт» вполне употребляется.
Концерт в смысле «выступление пианиста/арфиста/скрипача» обычно употребляется в другой форме: «концерт фортепианной музыки», «концерт скрипичной музыки», «концерт арфовой музыки».
Пианино, на самом деле, одна из разновидностей фортепиано (в переводе с итальянского пианино — «маленькое фортепиано»). На концертах обычно используют другую разновидность фортепиано — рояль. Конструктивно пианино отличается от рояля расположением струн (у рояля струны расположены горизонтально, у пианино — вертикально). На концертах обычно используют рояль (википедия называет его «основным видом фортепиано») так как благодаря его конструкции он имеет множество музыкальных преимуществ перед пианино (кроме компактности). Но ни «рояльной», ни «пианинной» музыки не существует — есть только «фортепианная».
Источник
Пять самых знаменитых фортепианных концертов, которые вы должны знать
Концерт для фортепиано с оркестром — этот тот жанр, который любит и публика, и авторы. Солист-виртуоз плюс вся роскошь симфонического оркестра обычно дают очень яркий результат.
1. Пётр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано №1
Первый фортепианный концерт Чайковского был разруган в пух и прах пианистом, для которого и был написан и которому был посвящён — основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну. Тогда Чайковский снял посвящение и послал партитуру немецкому пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову в США. Там, в Америке, и началась триумфальная история этого концерта. Потом и Рубинштейн изменил своё мнение и включил этот концерт в свой репертуар.
После смерти Чайковского Первый концерт был отредактирован русским пианистом Александром Зилоти. В его редакции он исполняется по сей день.
Но в последнее время пианисты играют и авторскую, оригинальную версию. Например, Михаил Плетнёв:
2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано ля минор
Коронное начало концерта с типичным норвежским мотивом — отличная идея композитора. Его невозможно забыть!
Этот супер популярный концерт принёс Григу первую широкую известность в Европе. Он был написан в год женитьбы Грига, и просто дышит счастьем. Вторая часть тоже очень хороша. Так и видишь все эти чудесные норвежские фьорды и скалы.
Юный Даниил Харитонов.
3. Вольфанг Амадей Моцарт Концерт для фортепиано №21
Он широко известен своей второй частью . Никакие оперы, сонаты и симфонии Моцарта не сравнятся с этой музыкой, которая просто обволакивает мир любовью.
Симпатичный клип с польским пианистом Яном Лисецким
4. Вольфанг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано №23
Этот концерт тоже широко известен по второй части . Люди написали горы книг, философских трактатов и романов, пытаясь понять, что есть человеческая жизнь. А Моцарт ответил на все вопросы за шесть минут этой музыки. Этот чистый образец музыкального чуда: всё понимаешь, когда слушаешь, но на язык слов это непереводимо.
Владимир Горовиц тоже постиг мудрость простоты.
5. Сергей Васильевич. Рахманинов. Концерт для фортепиано №2
Этот концерт — блестящий результат лечебного курса гипноза.
Лечился Рахманинов у московского психотерапевта Николая Владимировича Даля от последствий тяжёлой психической травмы, связанной с провалом его Первой симфонии. Рахманинов утратил способность сочинять музыку и переживал это так тяжело, что родные опасались за его жизнь.
Даль сумел внушить юному композитору, что внутри него зреет великая музыка, которая выведет его на новый творческий виток. Так и вышло. Концерт получился просто шедевральным. Это музыка человека, который сумел прорваться и заново открывает для себя жизнь. Рахманинов посвятил концерт своему доктору.
Источник
Что такое КОНЦЕРТ? От классики до нас
Прежде всего, надо определиться в терминологии. Понятие «Концерт» в классической музыке обозначает совсем не то, что обозначает в нашей повседневной жизни. Мало того, сам термин и его применение претерпевало существенные изменения, превратившись в итоге в классическую форму музыкального произведения, имеющую даже определённые рамки — которые, к слову, определили великие композиторы, вернее некоторые из них.
Этимологически слово «концерт» происходит от латинского слова «concertare» — состязаться . Странным образом, в итальянском языке от него произошло отглагольное существительное «concerto» , имеющее в общем-то противоположное значение — гармония или согласие . Возможно это что-то из парадокса «в споре рождается истина».
На рубеже XVI-XVII веков — недавно по меркам всемирной истории — музыка, как таковая, существовала только в церкви (если не считать народных песен) и концертами стали называть вокальные полифонические церковные произведения — церковный хор по-простому.
Одним из первых название концерты для своих полифонических кантат дал Иоганн Себастьян Бах , хотя и исключительно церковный композитор, но и постоянный новатор. Заметим, что вокальные партии пока в концертах звучали — всё-таки кантаты это больше вокальные произведения. Он взял это название не просто так из головы, а основываясь на произведениях предшественников венецианской музыкальной школы. В те времена уже был широко распространён сборник 1601 года выпуска «Сто духовных концертов», который кроме хора имел и инструментальное сопровождение — это ключевое уточнение.
Уже к концу XVII века появились наконец произведения, где полному оркестру противостоял вокал или солирующий инструмент. Огромный скачок в этом направлении сделал в конце XVII века Антонио Вивальди , который, возможно по собственной прихоти стал оформлять свои концерты, как трёхчастное произведение с двумя быстрыми частями (первой и последней) и медленной средней частью. Однако в то время по прежнему подавляющее большинство концертов не имело солирующих инструментов — таковы все скрипичные концерты Вивальди или Бранденбургские концерты Баха. Название концерт применяется уже вовсю, форма такая же, как сейчас, но само понятие обозначает не такую музыку, как сейчас.
Типичный образец концерта Иоганна Себастьяна Баха — солирующих инструментов нет. «Солирующую» партию ведёт сразу группа инструментов (в данном случае струнных), они же разделившись на две и больше групп выдают типично баховскую полифонию, которая всех нас и очаровывает. Обратите внимание, что там есть клавесин. Он выполняет функцию ударника в популярной музыке (или дирижёра в классической) — то есть просто задаёт ритм и его почти не слышно. До появления фортепиано пройдёт ещё не меньше пятидесяти лет.
И только во второй половине XVIII века австрийцы Йозеф Гайдн и особенно Вольфганг Амадей Моцарт определили окончательную форму концерта и ввели это понятие, как произведение для солирующего инструмента и оркестра. Надо сказать, что для этого нужна была определённая музыкальная уверенность и гражданская смелость — всё-таки менялись незыблемые формы, пришедшие из времён барочной музыки. Но, вероятно, Моцарт был в себе сильно уверен и все свои концерты делал по следующей структуре:
- Первая часть — всегда аллегро (быстрый темп) в сонатной форме (три части: экспозиция-развязка-реприза)
- Вторая часть всегда медленная
- Третья часть — всегда быстрая. как правило рондо (постоянный рефрен главной темы чередуется с отличающимися эпизодами)
Видите, насколько формализован был подход к сочинениям классической музыки. Что не помешало тому же Моцарту поднять до небес концерты, которые стали теперь самыми востребованными в мировой классической музыке — фортепианные концерты. Они им делались настолько изобретательно и богато мелодически, что до сих пор звучат интересно и современно. Моцарт создал огромное количество именно фортепианных концертов — 27, поскольку не без оснований считал рояль основным сценическим инструментом. Заметьте, что рояль в состав симфонического оркестра не входит, он всегда заявлен, как солирующий инструмент
Эту форму и структуру подхватил Людвиг Ван Бетховен в XIX веке и очень много сделал для её популярности. Бетховен вообще всегда отдавал должное своим предшественникам и именно благодаря ему, например, были напечатаны основные произведения Баха, которые до этого были только в рукописях 200 лет без малого. Продолжили использование именно этой, моцартовской формы концертов такие корифеи, как Лист, Шуман, Мендельсон и Брамс и, наконец, утвердили для конца XIX начала XX века наши — Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов и Сергей Сергеевич Прокофьев. И даже новаторы типа Стравинского и Шостаковича от патриархальной формы концерта никогда не отходили — в таком виде он и дошёл до наших дней. Вот Ван Клиберн, например, играет Первый фортепианный концерт Чайковского:
Кроме фортепианных концертов, разумеется, есть концерты для всех ведущих симфонических инструментов — для скрипки с оркестром, для флейты с оркестром, для виолончели с оркестром, для гобоя с оркестром и так далее. Но основными по прежнему остаются фортепианные концерты. Уже для краткости и не произносится «с оркестром», а так и говорится — фортепианный концерт. Многие из нас множество раз слышали ту или иную классическую музыку и не подозревали, что это фрагменты именно фортепианных концертов, так как по своей структуре именно концерты насыщены мелодиями до предела.
Кстати, легко можно судить о том насколько тот или иной композитор хорош в мелодизме. Чем больше у него написано концертов, тем лучшим мелодистом он является. Это касается традиционной классической послебарочной музыки XVIII-XX веков. Барочная музыка, как и современное её проявление (на мой взгляд) — минимализм работают несколько по другим законам. Там главное тональность и гармоника, а не мелодия.
Подытожим: КОНЦЕРТ в классической музыке обозначает трёхчастное произведение определённой структуры (аллегро-модерато-рондо) в которой основную партию исполняет солирующий инструмент, а весь остальной оркестр служит для сопровождения
Ну а в быту и повседневной жизни концертом называется любое представление музыкантов (и не только) на сцене — понятие несёт гораздо более широкий смысл
Источник