- Концерт рахманинова 2 для фортепиано с оркестром плетнев
- Михаил Плетнев исполнил Концерт для фортепиано с оркестром №2 Рахманинова с ГСО РТ
- Михаил Плетнев сыграет Второй концерт Рахманинова на закрытии фестиваля РНО
- Афиша
- Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
- В зале Дворянского собрания впервые был исполнен автором 15 ноября 1903 года
Концерт рахманинова 2 для фортепиано с оркестром плетнев
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2
Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.
Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.
Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.
За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.
Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.
Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.
24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.
Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.
Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.
Интересные факты
- Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
- В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым.
- Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.
- У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др.
- Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.
- По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
- Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
- Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.
Содержание
Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.
Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.
Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.
Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.
Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт.
Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек – это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов.
Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Источник
Михаил Плетнев исполнил Концерт для фортепиано с оркестром №2 Рахманинова с ГСО РТ
Сегодня знаменитый пианист и дирижер Михаил Плетнев выступил в ГБКЗ им. Сайдашева в рамках фестиваля «Белая сирень». Совместно с ГСО РТ он исполнил Концерт для фортепиано с оркестром №2 Сергея Рахманинова.
«Меломаны считают это почти невероятным событием — как вы знаете, в последние годы Плетнев крайне редко, только по особым счастливым случаям, выходит на сцену», — уточнил конферансье перед выходом музыканта на сцену.
«Второй концерт Рахманинова — редкий случай, когда посвящение адресовано не возлюбленной, не члену семьи и даже не учителю: концерт посвящен врачу, которого звали Николай Даль. Даль был психологом и гипнотизером и фактически спас Рахманинова от жесточайшей депрессии, в которую тот впал после грандиозного провала на премьере своей Первой симфонии. В течение почти пяти лет Даль разговаривал с Сергеем Васильевичем, играл ему на виолончели, вероятно, гипнотизировал, и в конце концов появилось это удивительное музыкальное лекарство для всех нас», — рассказал ведущий вечера.
Международный музыкальный фестиваль им. Сергея Рахманинова «Белая сирень» проходит в Казани в пятый раз. В этом году наш город с выступлениями посетят Денис Мацуев, Борис Березовский, Вадим Холоденко, Владимир Федосеев и другие знаменитые российские и зарубежные музыканты.
Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте
Источник
Михаил Плетнев сыграет Второй концерт Рахманинова на закрытии фестиваля РНО
МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Заключительный концерт VII Большого фестиваля Российского национального оркестра (РНО) пройдет в столичном Концертном зале имени Чайковского. За рояль сядет один из выдающихся пианистов современности, художественный руководитель РНО Михаил Плетнев.
В программе вечера — два наиболее часто исполняющихся сочинения Сергея Рахманинова: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, созданный в ранний период творчества композитора, и его последнее оркестровое произведение — «Симфонические танцы». Место за дирижерским пультом займет маэстро из США Хобарт Эрл.
Выступление со Вторым концертом Рахманинова станет для Михаила Плетнева вторым в качестве пианиста в новом сезоне. Ранее в рамках фестиваля прошел монографический концерт, посвященный современнику Рахманинова — Александру Скрябину, где Плетнев исполнил фортепианный концерт в собственной редакции.
VII Большой фестиваль РНО проходил в Москве с 7 по 26 сентября. Фестиваль впервые в истории современной России сфокусировал внимание слушателей на творчестве одного оркестра. За шесть прошедших фестивалей его программы включали концертное исполнение лучших опер русского и западноевропейского репертуара, программы симфонической и камерной музыки, блистательные оперные гала, синтетические проекты, объединяющие в себе музыку и слово, хореографические постановки, вечера джаза, грандиозные представления лучших образцов кантатно-ораториального жанра с участием сводных хоров и лучших солистов. Среди участников VII фестиваля — знаменитая скрипачка Виктория Муллова, испанский валторнист Хавьер Боне, итальянский дирижер Альберто Дзедда и другие.
Источник
Афиша
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
В зале Дворянского собрания впервые был исполнен автором 15 ноября 1903 года
Абонемент «Воспоминания о Большом зале» продолжает экскурс в историю одной из лучших концертных площадок мира, с которой связаны судьбы величайших композиторов. В центре программы, которую Академический симфонический оркестр филармонии исполнит под управлением народного артиста России Николая Алексеева – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, впервые прозвучавший в зале Дворянского собрания в 1903 году в исполнении автора. Солистом выступит прославленный пианист Вадим Руденко. Также в программу вошел Концерт для оркестра Бартока.
Мировая премьера Концерта № 2 для фортепиано с оркестром состоялась в 1901 году и ознаменовала триумфальное возвращение композитора. Дело в том, что в 1897 году Рахманинова настиг один из сильнейших в его жизни приступов депрессии, вызванный провалом Первой симфонии. Судя по всему, виноват был не автор, а исполнители, однако публика, коллеги и критики не смогли за проблемами оркестра расслышать музыки – и их бескомпромиссно уничижительная реакция не заставила себя ждать. Вскоре Рахманинов обнаружил, что не может сочинять, и поэтому сосредоточился на исполнительстве. Возможно, так преждевременно и трагично и завершился бы его композиторский путь, если бы не рекомендация обратиться к известному психотерапевту Николаю Далю. Сеансы начались в январе 1900 года и уже к апрелю Рахманинов почувствовал себя достаточно хорошо для того, чтобы отправиться в путешествие, откуда вернулся с набросками нового фортепианного концерта. Партитуру он посвятил Николаю Далю.
Соревновательная природа концертного жанра обычно реализуется в состязании солиста и оркестра, и с этой точки зрения название, данное Бартоком одному из самых известных своих сочиненией – Концерт для оркестра – выглядит парадоксально. Сам композитор объяснял: все оркестровые партии здесь настолько виртуозны, что каждый из музыкантов, исполняющих Концерт, заслуживает звания солиста. В партитуре, созданной в годы Второй мировой войны, во время вынужденной эмиграции Бартока в США, традиционные приемы европейского музыкального искусства сочетаются с интонациями венгерской народной музыки и усложненным языком XX века, а содержанием сочинения, чей смысловой вектор направлен – также в русле европейских симфонических традиций – «от мрака к свету», становится эпическое повествование о войне и мире.
Источник