Концерт шопена для фортепиано с оркестром фа минор

Знаменитые фортепианные концерты — Шопен — Второй концерт

Первое представление состоялось 17 марта 1830-го года в Варшаве. Партию фортепиано исполнял сам Шопен.

Этот концерт был написан раньше, чем Первый, но опубликован был позднее, потому и получил название Второго концерта.

Концерт состоит из трёх частей:

Фредерик Францишек Шопен — великий польский композитор и пианист-виртуоз, педагог, автор многочисленных замечательных фортепьянных произведений, родился в 1810 году, в деревне Желязова-Воля близ Варшавы (тогда Варшавское герцогство, фактически под французским протекторатом). Иногда композитора называют на французский манер Фредерик Франсуа, учитывая то, что отец Фредерика — Николя Шопен был французом да и почти половину жизни сам Фредерик прожил во Франции.

Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 9-летним мальчиком.
Войцех Живный был единственным наставником Шопена по фортепиано. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам, после чего Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

1829 — начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения.

1830 — навсегда покидает Варшаву. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине.

1831 — поселился в Париже. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный.

Портрет Шопена (1838)
Эжен Делакруа (1798-1863)

В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро.

1837 — Шопен заболел туберкулёзом легких. С этим временем совпадает его связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов. Тем не менее многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на Майорке.

1848 — после разрыва с Жорж Санд Шопен отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно подорвало его силы.
5(17) октября 1849 , по возвращении в Париж, Шопен умер.

Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта — композитора, которого Шопен ставил выше всех других.

На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами композиторов Керубини и Беллини.

Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс, превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обрёл мировую известность благодаря произведению «Революционный этюд».

Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла, эскиз
Генрик Гектор Семирадский (1843-1902)

Фредерик Шопен — Этюд N12 «Революционный»
Партия фортепиано — Владимир Горовиц

Всего Фредерик Шопенн написал 2 концерта (1829 , 1830 ), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1841 год), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано, песни.

Сам композитор был величайшим пианистом своего времени.

Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла (1887)
Генрик Гектор Семирадский (1843-1902)

Фредерик Шопен — Фантазия-экспромт
Партия фортепиано — Генрих Густавович Нейгауз

Фредерик Шопен — один из самых любимых моих композиторов. Его стиль узнаётся сразу, вне зависимости от того, слышал ты это произведение раньше или нет. В школьные годы переиграла практически все его экспромты, вальсы, прелюдии, ноктюрны, полонезы и мазурки. Что-то по программе, а большинство пьес разучивала сама. Наверное, это польская частичка моей многонациональной русской души так отзывалась на его музыку.

От денег, что давали мне родители в школу на завтраки, откладывала копеечку по копеечке (это не ради красного словца: 2 пончика — 8 копеек, чай 4 копейки), а на собранные деньги в книжном магазине «Дружба» покупала альбомы Шопена из его полного собрания сочинений под редакцией Падеревского, изданного в Польше. По тем временам, а это было приблизительно с 1959-го по 1964-й годы, по нашим меркам альбомы эти стоили дорого: 28 рублей за один том (всего в издании был 21 том), а после реформы 1961-го года 2,8 рублей за альбом. В СССР собственная книжная продукция, нотная в том числе, стоила намного дешевле — государство дотировало её издание. Все эти ноты, изданные в Союзе, можно было купить вразнобой или отдельными небольшими сборниками, что обошлось бы много дешевле, но мне хотелось иметь именно это собрание сочинений.
Нужно сказать, что иностранную книгу в СССР продавали тоже дешевле, чем она стоила в той стране, где была издана. Поляки, которые приезжали тогда во Львов к родным или как туристы, всегда в той же «Дружбе» покупали свои же книги. Особенно повышенным спросом у них пользовалась толстенная книга «Kuchnia polska» (Польская кухня), которая стоила 5 рублей, но это было позже, годах так в 1968-1970-ом, когда я уже училась в институте.

Существует много редакций сочинений Шопена. Издавались эти ноты в Варшаве, в Париже, в Лейпциге, в Санкт-Петербурге, в Лондоне и все редакции отличались одна от другой. Для того, чтобы внести ясность в разноголосицу этих изданий, институт Фредерика Шопена, основанный в Варшаве в 1934-ом году, решил осуществить новое польское издание произведений Шопена. Редакционную коллегию в 1936-ом году возглавил Игнаций Ян Падеревский (1860-1941) — польский пианист и композитор. В комиссию также вошли музыковед Людвиг Бронарский и профессор по классу фортепиано Варшавской консерватории Юзеф Турчиньский. Тома этого издания выходили из печати в Польше с 1949-го по 1960-й год, после чего многократно переиздавались. Сегодня это самое популярное издание произведений великого польского композитора.

The Best of Frederic Chopin
Лучшее из Фредерика Шопена

Можно включать этот ролик и заниматься своими делами. Под музыку Шопена не только хорошо работается, но и думается.

1. Etude Opus 25
2. Nocturne Number 1 Opus 9 ( 2:27 )
3. Nocturne Opus 15 ( 7:44 )
4. Nocturne B Flat minor, op 9 No 1 ( 11:08 )
5. Nocturne B major, op 32 No 1 ( 16:33 )
6. Nocturne C minor, op 48 No 1 ( 20:30 )
7. Nocturne C Sharp minor, op 27 No 1 ( 25:06 )
8. Nocturne D Flat major, op 27 No 2 ( 29:02 )
9. Nocturne E Flat major, op 9 No 2 ( 33:35 )
10. Nocturne E minor, op 72 No 1 ( 38:18 )
11. Nocturne F Sharp major, op 15 No 2 ( 41:43 )
12. Nocturne F Sharp minor, op 48 No 2 ( 44:27 )
13. Nocturne G minor, op 15 No 3 ( 50:59 )
14. Piano Prelude No 4 Opus 28 ( 55:33 )
15. Piano Prelude No 15 Raindrop ( 57:39 )
16. Piano Prelude No 7 Opus 28 ( 1:03:14 )
17. Polonaise Opus 53 Heroic ( 1:04:11 )
18. Polonaise No 1 c sharp minor op 26 No 1 ( 1:10:38 )
19. Prelude No 14 e flat minor op 28 ( 1:18:29 )
20. Prelude No 17 Ab major op 28 ( 1:19:03 )
21. Prelude No 18 f minor op 28 ( 1:22:02 )
22. Prelude No 3 G major op 28 ( 1:22:50 )
23. Prelude No 6 b minor op 28 ( 1:23:52 )
24. Prelude No 8 f sharp minor op 28 ( 1:26:00 )
25. Scherzo b flat minor op 31 ( 1:27:50 )
26. Valse f minor op 70 No 2 ( 1:37:49 )
27. Valse No 3 a minor op 34 No 2 ( 1:40:47 )
28. Valse No 6 D flat major op 64 No 1 Minuten-Walzer ( 1:46:15 )
29. Valse brilliante in E b Op 18 ( 1:48:00 )
30. Waltz A Flat major, op 69 No 1 ( 1:50:05 )

Документальный фильм о Фредерике Шопене (2007)

Фредерик Шопен — Второй фортепианный концерт
Партия фортепиано — Ланг Ланг
Венский филармонический оркестр
Дирижёр — Валерий Гергиев
Запись сделана на закрытии VII-го Московского Пасхального фестиваля в Московском международном Доме музыки (2008)

Фредерик Шопен — Второй фортепианный концерт
Партия фортепиано — Николай Луганский
Дирижёр — Александр Ведерников

С этим концертом получилось очень удачно: у меня есть два варианта его исполнения как раз теми молодыми пианистами, которым очень симпатизирую (Николай Луганский и Ланг Ланг), или говоря по-польски — mam sentyment do których.

Ведерников Александр Александрович, родился в 1964 году в Москве — советский и российский дирижёр.

В 1988 году окончил Московскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование.
В 1988-1991 годы — дирижёр Московского государственного академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1988 — 1995 годы ассистент, позднее второй дирижёр Академического Большого Симфонического Оркестра имени Петра Ильича Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

Александр Ведерников выступал с известными российскими оркестрами: ГАСО, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга и Новосибирска, оркестром Большого театра, а также европейскими оркестрами: Лондонским филармоническим, Оркестром BBC, Токийским филармоническим, Шотландским симфоническим, Шотландским королевским национальным оркестром, Штаатскапелле Дрездена, национальным оркестром RAI, симфоническими оркестрами Монреаля, Гааги, Будапешта и другими.

В качестве приглашённого дирижёра гастролировал в Австрии, Германии, Греции, Турции, Великобритании, Голландии, Швеции, Эстонии, Словении.

В 1995-2004 годы Александр Ведерников был художественным руководителем и главным дирижером основанного им симфонического оркестра «Русская филармония».
2001-2009 годы — музыкальный руководитель и главный дирижёр Большого театра России.

«Chopin. Pragnienie miłości» (2002)
«Шопен. Желание любви» — польский художественный фильм о жизни и творчестве Фредерика Шопена
Режиссёр — Ежи Антчак
В главной роли — Пётр Адамчик

«Прощальное послание» (1991) — франко-германский художественный фильм о Фредерике Шопене
Режиссёр — Анджей Жулавски
В главной роли — Януш Олейничак

И в этом, и в фильме «Шопен. Желание любви» всё несколько чересчур, но посмотреть их всё же стоит.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Шопен)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 был написан гениальным польским композитором Фридериком Шопеном в 1830 году после Второго, написанного в 1823 году, но получил свой номер из-за более раннего издания в 1833 году, в то время как Второй концерт был напечатан в 1836 году.

Строение

Концерт написан в трёх частях общеё протяжённостью около 41 минуты:

Allegro maestoso Форма первой части – сонатная. В первой части Ф. Шопен использует «двойную экспозицию» (вступление, г.п., п.п. звучат у оркестра, затем у солиста). Концерт открывается оркестровым вступлением (24 такта). Песенная тема вступления носит яркий, фанфарный характер. Tutti, темп «Allegro maestoso» создают торжественное величественное настроение. Мелодическая линия вступления – волнообразная. Кульминация вступления находится почти в самом конце периода. Роль вступления необычайно важна в данном концерте. Вступление будет проводиться еще неоднократно: в экспозиции солиста, разработке и репризе. Главная партия e-moll, звучащая у оркестра, мелодичная, лиричная. Солирует струнная группа. Основной элемент темы базируется на тонической гармонии (Т6), что вызывает чувство созерцания, безмятежности. Дальнейшие тремоло литавр и низких струнных, крещендо, создают состояние тревоги и волнения. Тема главной партии интонационно схожа с темой вступления. По характеру, образному содержанию, ритмическим особенностям и интонациям. Мягкой каденцией главной партии подготавливается побочная партия. Тональность E-dur, выбранная Шопеном, не соответствует классическим нормам сонатной формы . Побочная партия, написанная Шопеном в духе главной, не контрастируя ей. Сначала проводится у скрипок, затем у флейт. Партии интонационно тесно связаны. И главная и побочная партии лиричны, в обеих мечтательные раздумья, плавное кантилена. Обе партии в каденционной зоне насыщается характерными чертами патетики, приводящими к кульминации. Некоторые исследователи находят в побочной партии черты славянской песни. Музыковед С. Лобачевская указывает на конкретное сходство с романсом Гурилева «На заре туманной юности». Лобачевская предполагает, что это сходство объясняется тем, что оба композитора не раз слышали и интересовались украинскими и белорусскими песнями. Экспозиция солиста начинается с сокращенной темы вступления. Несколько блестящих, виртуозно-орнаментальных пассажей подготавливают появление главной партии. Главная партия у солиста несколько усложнена синкопированным и пунктирным ритмом. Это создает эффект грациозности. Сопровождение и «фундамент» главной партии поручено преимущественно струнной группе оркестра. Характер и образность партии не меняется в сравнении с ее проведением в оркестровой экспозиции. Масштабная связующая партия строится на арпеджированных пассажах солиста. Ярко и динамично развиваясь, она останавливается на доминанте (тональность E-dur), создавая ощущение «вопроса». Побочная партия солиста по сравнению с оркестровой экспозицией масштабно увеличена. По сравнению с ее проведением в экспозиции оркестра она более обостренна, из-за ритмических вкраплений, пиццикато в оркестре, октавном удвоении мелодии. Побочная партия плавно перетекает в заключительную, основываясь в последних тактах на ее интонациях, средствах выразительности и приемах письма. Плавность перехода также подтверждает общая тональность партий. Заключительная партия имеет большой масштаб. Так же можно говорить о сходстве со связующей партией в плане приемов письма (арпеджированные пассажи). Партия построение на секвенционном развитии (первое предложение) и неточных повторениях. Разработка строится на теме главной партии в сочетании с блестящими фигурациями солирующего инструмента, взятыми из заключительной партии. Наполнена энергетикой и волевой мощью. В оркестре звучат интонации волевого вступления. Масштабы разработки несколько уступают размаху экспозиции. Материал побочной, партии никоим образом в разработке не затронут, исходя из ее родства и неконтрастности с главной. В этом месте формы отсутствует традиционная каденция солиста (ее в первой части нет вообще). Разработка наполнена блестящими пассажами, что создает эффект импровизационности. Партия оркестра прозрачна, главенствующую роль играет солист. Доминантовый предыкт приводит к появлению репризы. Разработка не привела к новой стадии развития партий. Мощь разработки сохраняется и в репризе. Оркестровая реприза ограничивается проведением лишь вступления. Главная партия в репризе в e-moll. Побочная проводится в мажорной сфере (G-dur), чтобы не нарушить образного содержания. Отсюда, образы главной и побочной партий не изменены. В краткой оркестровой коде еще раз напоминает о себе тема вступления. Создается эффект «арки» (завершенности).

Средняя часть концерта – «Романс» написана в тональности E-dur. Интересна трактовка ремарки Larghetto самим композитором: «Larghetto-это не мощное, а скорее романтическое. Это какая-то греза в лунную ночь». Форма части – трехпятичастная (A-В-А1-В1-А2). В основу части положены две неконтрастные песенные темы. Они очень близки друг к другу по безмятежно спокойному настроению. После небольшого вступления, звучит первая тема. Орнаментальная тема с звукописными приемами письма написана в гомофонно-гармонической фактуре, в жанре ноктюрна. Уже в первом периоде тема постепенно насыщается сложными техническими приемами: излагается в октавном удвоении, затем арпеджированными аккордами, с применением форшлагов и группетто. Вторая тема написана в тональности H-dur. По сравнению с первой темой она более певучая, насыщена малосекундовыми интонациями, орнаментальными триольными пассажами в верхнем регистре. Сквозь музыкальную мысль «слышатся» голоса природы – шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели. Главенствующая роль в обеих темах отдана партии фортепиано. На долю оркестра приходится скромный аккомпанемент в виде гармонической поддержки. В процессе развития темы усложняются вкраплением ритмических фигураций, гаммаобразных пассажей. После ремарки а tempo 1 тема впервые получается насыщенное оркестровое проведение на фоне прозрачных фигураций солирующего инструмента. Часть завершается прозрачной кодой на материале темы A.

Финал концерта написан в форме рондо. Все темы имеют основу народной танцевальной музыки. В образной сфере можно говорить о картине народного гулянья. Тема рефрена энергичная, яркая, бодрая. Написана в ритме краковяка с четкими акцентами, размашистым мелодическим рисунком. Каждая фраза начинается с яркого затактового скачка доминантового звука на октаву с последующим логическим разрешением в тонику. Этот материал продолжается восходящим гаммаобразным движением. Гармонический язык в первом периоде основывается на тонико-доминантовом соотношении, что придает простоту, ясность музыкальной мысли. Оба эпизода не контрастны по отношению друг к другу, так и к самому рефрену. Интонационно схожи (начало со скачка и затакта); легкая танцевальная жанровая природа. Одна из особенностей 3 части – тематическое богатство, что явно в духе народных жанров: песен, танцев. Эта идея воплощается в творчестве Шопена в таких жанрах как мазурки, вальсы и другие. Радостный характер основных тем, богатство фортепианных красок, виртуозная эффектность – все это определяет праздничный тон финала концерта e-moll.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Познакомившись с историей жанра концерта, мы выяснили характерные черты, закономерности нескольких видов концерта (в хронологическом порядке). Фредерик Шопен не привнес в этот жанр новаторских особенностей. Он соединил в своем первом концерте лирическую песенность, грациозность и торжественность, народно-бытовые краски. В концерте композитор использует черты тех жанры, которые нам известны по его фортепианному творчеству (прелюдия, ноктюрн, этюд и др.). Темы всех трех частей песенные, что соответствует стилю композитора. В первой части Шопен «взращивает» каждую партию из интонаций вступления, тем самым создавая эффект единения, общей мысли. В концерте почти нет ярких контрастов, драматизма. Общее настроение – лирико-созерцательное (эту идею продолжают в своих концертах Р. Шуман и Э. Григ). В первой части слышится явное противопоставление вступление всей сонатной форме, это напоминает традицию Й. Гайдну. В дальнейшем тема вступления проводится в узловых моментах формы. Простые и оригинальные темы второй части композитор искусно варьирует, насыщая их орнаментальной мелизматикой, что тоже является элементом стиля Шопена. Яркое и праздничное настроение финала соответствует художественному замыслу всего концерта – лиричность, песенность, основанная на народных мелодиях, переходит в бурное, эмоциональное гулянье. Оркестровка концерта скромная, нейтральная. Служит фоном для солиста. Почти не используется медно-духовая группа и ударные (исключение кульминационные моменты в финале).

Традиционно в этом концерте следующее: — трехчастная структура; — использование двойной экспозиции; — наличие явных тематических связей между частями; — традиционный выбор форм для каждой части; — классичен метод образного развития (образ несущественно меняется в разработке и возвращается к первоначальному виду в репризе). Новаторство: — явное превосходство фортепианной партии над оркестровым звучанием. (Это можно пояснить ярким пианистическим дарованием композитором и фактическим отсутствием оркестрового творчества). — отсутствие традиционной каденции солиста в первой части (и в последующих), что объясняется приоритетом солирующего инструмента, а также общим лирическим звучанием части. Яркая виртуозная каденция явно бы нарушила драматургический замысел части.

Источник

Читайте также:  Диваны угловые раскладные аккордеон
Оцените статью