Концерт шопена для фортепиано с оркестром номер один

Концерт шопена для фортепиано с оркестром номер один

В первой части концерта ми минор (1830, посвящён Ф. Калькбреннеру) — гораздо большая ясность формы, чем в первой части концерта фа минор. Тональный план обращает внимание своеобразием. В нем классическая схема опять „вывернута» (как в сонате c-moll и трио g-moll): в экспозиции дано тональное единство (e-moll — E-dur), а в репризе — различие — противоречие (e-moll — G-dur). Тем самым классический принцип тональной борьбы и заключительного вывода-синтеза — заменяется романтической контрастностью (здесь мягкой), фрагменты которой подчас несколько формально связаны друг с другом, что можно видеть, например, в переходе к первому, C-dur’ному solo в разработке.

Все это, однако, не мешает ясной планировке тональных отрезков, центров и пространств первой части концерта. Это облегчается и чрезвычайной рельефностью тематизма, намного превосходящей рельефность тематизма первой части концерта f-moll.

И первую и вторую темы Allegro концерта e-moll можно считать ярчайшими образцами романтически-сентиментального мышления юного Шопена:

Внимая этим темам (Сравни тему примера 27 с темой романса Гурилева „Разлука» („На заре туманной юности»). Близость — разительная, и С. Лобачевская даже предполагает, что у Гурилева и Шопена был одинаковый народнопесенный источник.), задаешь себе вопрос: в чем их типичность, характерность?

Их создает целый ряд факторов. Во-первых, спокойное движение, обыгрывание выразительных изгибов. Весьма характерен, например, ход g-fis-e-h в тактах 2-3 из примера 27 (представляющий обращение „шопеновского мотива» Микетты). Такое излюбленное романтиками, особенно славянскими, движение с терции тоники на ее основной тон и затем скачок вниз на квинту носит в мажоре светлый, а в миноре печальный, в обоих случаях — ласково убеждающий, молящий характер. Во-вторых, задержания и непрестанное подчеркивание терций и квинт аккордов (а не их основного тона) (Известно пристрастие романтиков к окончанию пьес тоникой в мелодическом положении терции или квинты (а не основного тона) с целью придать и заключительному аккорду неполную устойчивость, „устремленность». Из произведений Шопена многие оканчиваются в мелодическом положении терции и меньшее число — в положении квинты.). Это способствует романтической томительности, неопределенности. Соответственно применены и гармонические средства, прежде всего аккорда из двух малых и одной большой терций, роль которого в первой части e-moli’ного концерта очень велика.

Читайте также:  Диваны с механизмом открывания аккордеон

У шопеновского концерта e-moll, как и у концерта f-moll, есть предшественники. Так, сравнивая первую часть концерта с первыми частями концертов Гуммеля a-moll op. 85 и h-moll op. 89, мы находим немало точек соприкосновения. Употребление тремоло, смены ритмических длительностей, планировка спокойных и драматически напряженных фрагментов, наконец, самый интонационный материал гораздо яснее, чем в концерте f-moll, ведут свою родословную от Гуммеля. Но, вопреки элементам сходства, шопеновская мелодика (согретая теплотой переживаний и великолепно развивающаяся) несравнимо выше мелодики Гуммеля, слегка жеманной и суховато-чувствительной. Несмотря на использование Шопеном ряда интонационных традиций западноевропейской музыки, мелос обеих тем первой части концерта e-moll отличается глубоко славянским характером своей пластической и задушевной напевности. Поэтому и легко проследить тут интонационное родство Шопена с Гурилевым, Глинкой, Чайковским.

Вторая часть e-moll’ного концерта, пожалуй, менее непосредственна, чем аналогичная часть концерта f-moll. Это не мешает ей быть совершенной в своем роде. Как и та, она приближается к типу шопеновских ноктюрнов (здесь образы воды, баркарольность) и, вместе с тем, дает прекраснейшие образцы юношеской шопеновской мелодики. Сам Шопен писал об этой части Т. Войцеховскому:

„Adagio (на самом деле — Larghetto, как и в концерте f-moll, как и в концертах Гуммеля. — Ю. К.) нового концерта — в E-dur. Оно не мощное, а скорее напоминает романс, спокойное, меланхолическое и должно производить впечатление ласкового взгляда туда, где думается о тысяче дорогих воспоминаний. Это какое-то мечтание в прекрасное весеннее время, но при месяце. Поэтому и сопровождается оно сурдинами, то есть скрипками, приглушенными родом гребешков, которые, сидя верхом на струнах, придают им какой-то носовой, серебристый звучок. Может быть, это и плохо, но чему стыдиться, если пишешь плохо помимо своего ведома — только результат покажет ошибку».

Итак, опять ноктюрн. Хорошо пишет об этом Larghetto А. Соловцов: „В многообразной, изящной, чисто шопеновской орнаментике слышатся неясные голоса природы — шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели. Колоритная звукопись, окрашенная в светло-мечтательные тона, сменяется то ласково-нежными, то пылкими речевыми интонациями».

В мелодике этой части мы находим, опять-таки, целый ряд характернейших черт: выделение квинт и терций, ходы септим (такты 24 и 26), национальные обороты, задержания и т. п.

В мелодии и гармонии E-dur’ного периода слегка намечаются интонационные моменты несравненного этюда ор. 10 № 3. Ломаный пассаж триолей (пример 29) дает образец шопеновской мнимой полифонии (спускающийся гаммовый ход верхнего мнимого голоса):

Этот же пассаж (наряду с пассажем из такта 39 от начала полонеза ор. 22) уже намечает техническую фактуру и мелодические обороты-обыгрывания этюдов Ges-dur (ор. 10) и a-moll (ор. 25 № 11). Двумя тактами позднее цитированного пассажа — интонационный зародыш gis-moll’ного (терцевого) этюда (В работе L. Hernadi показана на примерах органическая связь технической фактуры концертов Шопена с его этюдами. Очевидно, в некоторых случаях этюды предваряли технику концертов, а в других случаях являлись фиксацией ужо примененного (см. ,,Kwartalnik muzyczny», 1949, № 26—27, стр. 375—376).), а несколько дальше фактурные особенности, заставляющие вспомнить о баркароле ор. 60 и колыбельной ор. 57.

В конце первого solo — типичные для Шопена обыгрывания квинты тонического трезвучия верхним вспомогательным тоном (в сущности, это неполное плагальное диатоническое обыгрывание). Затем — мелодический оборот, начинающий выразительный cis-moll’ный фрагмент чувствительно-романтической лирики. Попевка ярко выраженного фольклорного типа, обведенная кружком, относится к числу излюбленных Шопеном, что вновь указывает на значительную определенность и стойкость шопеновских интонаций:

Примечательно проведение (с такта 80) темы (раньше H-dur’ной) в Gis-dur. Это уже очевидная трактовка соотношения всех трех тональностей (Е-Gis-H) как терцево-тонического.

Финал концерта (рондо с двумя темами) написан с мастерством и ясностью, не уступающими таковым качествам финала концерта f-moll, но не обладает его живой непосредственностью. В финале концерта e-moll больше виртуозного блеска и „внешней» игры красок. Не буду останавливаться на вновь выступающих тут чертах народности — в характерном аккомпанементе, в попевках тем (первой, второй, связующей), в ритмике и т. п. Тональный план финала весьма рельефен, он строится (как еще в рондо ор. 5) на чередовании тоники и субдоминанты, тоники и доминанты. Особо интересна кода финала и всего концерта. В ней — показательное новообразование шопеновской фактуры: стремительные гаммовые ходы постепенно поднимаются волнами из басов, захватывают все более высокие регистры фортепиано и заставляют радостно, импульсивно звенеть их. Это — quasi-импрессионистический заключительный „праздник» ликующей тоники — словно прообраз еще более яркой коды шопеновской тарантеллы.

Партии оркестра в концертах (и других концертных произведениях) Шопена до сих пор не были подвергнуты обстоятельному разбору. Высказывались даже мнения, что эти партии написаны не Шопеном (подозрение падало, в частности, без должных оснований, на И. Добжиньского).

Мнения в большинстве сходились (и сходятся) на том, что оркестр концертных произведений Шопена бледен и играет чисто служебную роль. Великий мастер оркестрового колорита — Берлиоз — говорил даже, что этот оркестр „не что иное, как холодный и почти бесполезный аккомпанемент».

То, что фортепиано играет в концертных произведениях Шопена главенствующую роль — бесспорно. Но мера этого главенства не везде одинакова: оно безраздельно в полонезе ор. 22 и приметно скромнее в концертах. Когда все уцелевшие подлинники партитур Шопена будут опубликованы и изучены, выяснится, вероятно, что, вовсе не претендуя на симфонизм концертных сопровождений и выказывая множество неловкостей оркестровки (в силу недостатка опыта и, отчасти, интереса), Шопен, однако, неоднократно проявлял и в области оркестра то чутье тембрового колорита (вспомним, хотя бы, интродукцию Краковяка), которым в высшей, непревзойденной степени отмечен его пианизм.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Барышомания (24)
  • Турецкая песня (21)
  • Родительский день (4)
  • шедевры музыки (4)
  • Урок турецкого языка (2)
  • Пушкин (1)
  • спорт (1)
  • плееры (1)
  • Бетховен (0)
  • (0)
  • а вы пмните? (13)
  • американский ликбез (1)
  • англия (7)
  • архитектура (7)
  • балет (18)
  • беседы с мудрецами (11)
  • ведение дневника (43)
  • вечерний отдых (86)
  • восток — дело тонкое (15)
  • галерея (47)
  • гитара (0)
  • дача (22)
  • доброе утро (22)
  • Документальное кино (6)
  • дом и дворик московский (41)
  • живопись (118)
  • животные (8)
  • избранное — любимые посты (38)
  • изобретатели (5)
  • история (43)
  • История гимнов (1)
  • история джаза (4)
  • камни и амулеты (11)
  • кино (57)
  • китай (22)
  • классическое искусство (3)
  • книги (74)
  • Лиру (5)
  • мастер (2)
  • минута славы (4)
  • мои клипы (8)
  • мосты (5)
  • Музыка (155)
  • музыкальные инструменты (19)
  • музыканты исполнители (36)
  • наука (3)
  • Нац.парки россии (2)
  • Неформат (8)
  • Новости (22)
  • новости мира (6)
  • Обычаи и праздники (7)
  • опера (16)
  • оперетта,мюзикл (2)
  • Оперные певцы и дивы (61)
  • оркестры мира (3)
  • памятники (22)
  • песня, романс (204)
  • Пещеры и гроты (0)
  • Последний концерт — память (52)
  • поэзия-стихи (209)
  • природа (122)
  • проза (2)
  • публицистика (4)
  • путешествия (4)
  • Путешествия (12)
  • размышления (26)
  • разное (77)
  • рамочки и схемы (30)
  • редкость музыкальная (1)
  • религия (19)
  • ретро (2)
  • рок—ролл (2)
  • рок—ролл,классика рока (1)
  • романтика (3)
  • русский голос (7)
  • саундтреки (9)
  • Сказания,мифы,приметы (6)
  • скульптура (5)
  • ссылки (0)
  • Старая пластинка (1)
  • Стихи становятся песней (4)
  • танец (22)
  • театр (5)
  • театр (1)
  • тема с вариациями (5)
  • тесты на темы (11)
  • Укромные уголки России (1)
  • уроки (33)
  • Учёные и изобретатели (3)
  • фото (24)
  • футбол (26)
  • цитаты (2)
  • Цитаты (1)
  • шахматы (4)
  • Шопен (27)
  • электронная музыка (2)
  • юмор (28)
  • япония (15)

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

Музыка

Стена

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Шопен — Первый Фортепианный концерт

Фортепианный концерт №1 Фридерика Шопена

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 в исполнении Даниила Трифонова.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 был написан польским композитором Фридериком Шопеном в 1830 году после Второго, написанного несколькими месяцами раннее, но получил свой номер из-за более раннего издания в 1833 году, в то время как Второй концерт был напечатан в 1836 году.

К жанру фортепианного концерта Шопен обращался в польский период своего творчества, ещё во время учёбы в варшавской Высшей школе музыки. Всего им было написано два фортепианных концерта. Оба концерта (e-moll и f-moll) полны юношеского порыва, обаяния, поэтичности, а их образные сферы, воплощённые в определённом характере тематизма получили дальнейшее развитие во всей последующей жанровой палитре творчества Шопена.

Обращение Ф. Шопена к данному жанру, безусловно, связано с процессом становления его пианистического профессионализма. В первой половине XIX века начался стремительный взлёт концертного пианизма, обусловленный кардинальным расширением концертной жизни и безграничных возможностей фортепиано как концертного инструмента. В связи с этим возрастает и роль пианиста как самостоятельного исполнителя, тогда как во второй половине XVIII века уровень виртуозности пианиста был естественно ниже. К тому же многие композиторы-романтики первой половины XIX века, такие, как знаменитые Ференц Лист, Роберт Шуман, или менее известный Иоганн Непомук Гуммель, в первую очередь развивались или пытались развиваться как пианисты-виртуозы, и лишь потом они становились композиторами, не утрачивая при этом свободного, виртуозного владения инструментом (позднее такой путь личностного развития определился и в творчестве таких русских композиторов, как А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова).

Источник: АМК при МГК им. П.И. Чайковского,
теоретическое отделение.

Концерт №1 открывается оркестровым вступлением. Песенная тема вступления носит яркий, фанфарный характер. Темп «Allegro maestoso» создают торжественное величественное настроение. Мелодическая линия вступления – волнообразная. После небольшого вступления, звучит первая тема. Некоторые исследователи находят в первой теме черты славянской песни. Музыковед С. Лобачевская указывает на конкретное сходство с романсом Гурилева «На заре туманной юности». Лобачевская предполагает, что это сходство объясняется тем, что оба композитора не раз слышали и интересовались украинскими и белорусскими песнями.

Средняя часть концерта – «Романс» написана в тональности E-dur. Интересна трактовка ремарки Larghetto самим композитором: «Larghetto-это не мощное, а скорее романтическое. Это какая-то греза в лунную ночь». Вторая тема написана в тональности H-dur. По сравнению с первой темой она более певучая, насыщена малосекундовыми интонациями. Часть завершается прозрачной кодой.

Финал концерта написан в форме рондо. Все темы имеют основу народной танцевальной музыки. В образной сфере можно говорить о картине народного гулянья. Тема рефрена энергичная, яркая, бодрая. Написана в ритме краковяка с четкими акцентами, размашистым мелодическим рисунком. Эта идея воплощается в творчестве Шопена в таких жанрах как мазурки, вальсы и другие. Радостный характер основных тем, богатство фортепианных красок, виртуозная эффектность – все это определяет праздничный тон финала концерта e-moll.

Текст: Мартыненко Владислав

Источник

Оцените статью