Концерт шопена для фортепиано с оркестром номер один
В первой части концерта ми минор (1830, посвящён Ф. Калькбреннеру) — гораздо большая ясность формы, чем в первой части концерта фа минор. Тональный план обращает внимание своеобразием. В нем классическая схема опять „вывернута» (как в сонате c-moll и трио g-moll): в экспозиции дано тональное единство (e-moll — E-dur), а в репризе — различие — противоречие (e-moll — G-dur). Тем самым классический принцип тональной борьбы и заключительного вывода-синтеза — заменяется романтической контрастностью (здесь мягкой), фрагменты которой подчас несколько формально связаны друг с другом, что можно видеть, например, в переходе к первому, C-dur’ному solo в разработке.
Все это, однако, не мешает ясной планировке тональных отрезков, центров и пространств первой части концерта. Это облегчается и чрезвычайной рельефностью тематизма, намного превосходящей рельефность тематизма первой части концерта f-moll.
И первую и вторую темы Allegro концерта e-moll можно считать ярчайшими образцами романтически-сентиментального мышления юного Шопена:
Внимая этим темам (Сравни тему примера 27 с темой романса Гурилева „Разлука» („На заре туманной юности»). Близость — разительная, и С. Лобачевская даже предполагает, что у Гурилева и Шопена был одинаковый народнопесенный источник.), задаешь себе вопрос: в чем их типичность, характерность?
Их создает целый ряд факторов. Во-первых, спокойное движение, обыгрывание выразительных изгибов. Весьма характерен, например, ход g-fis-e-h в тактах 2-3 из примера 27 (представляющий обращение „шопеновского мотива» Микетты). Такое излюбленное романтиками, особенно славянскими, движение с терции тоники на ее основной тон и затем скачок вниз на квинту носит в мажоре светлый, а в миноре печальный, в обоих случаях — ласково убеждающий, молящий характер. Во-вторых, задержания и непрестанное подчеркивание терций и квинт аккордов (а не их основного тона) (Известно пристрастие романтиков к окончанию пьес тоникой в мелодическом положении терции или квинты (а не основного тона) с целью придать и заключительному аккорду неполную устойчивость, „устремленность». Из произведений Шопена многие оканчиваются в мелодическом положении терции и меньшее число — в положении квинты.). Это способствует романтической томительности, неопределенности. Соответственно применены и гармонические средства, прежде всего аккорда из двух малых и одной большой терций, роль которого в первой части e-moli’ного концерта очень велика.
У шопеновского концерта e-moll, как и у концерта f-moll, есть предшественники. Так, сравнивая первую часть концерта с первыми частями концертов Гуммеля a-moll op. 85 и h-moll op. 89, мы находим немало точек соприкосновения. Употребление тремоло, смены ритмических длительностей, планировка спокойных и драматически напряженных фрагментов, наконец, самый интонационный материал гораздо яснее, чем в концерте f-moll, ведут свою родословную от Гуммеля. Но, вопреки элементам сходства, шопеновская мелодика (согретая теплотой переживаний и великолепно развивающаяся) несравнимо выше мелодики Гуммеля, слегка жеманной и суховато-чувствительной. Несмотря на использование Шопеном ряда интонационных традиций западноевропейской музыки, мелос обеих тем первой части концерта e-moll отличается глубоко славянским характером своей пластической и задушевной напевности. Поэтому и легко проследить тут интонационное родство Шопена с Гурилевым, Глинкой, Чайковским.
Вторая часть e-moll’ного концерта, пожалуй, менее непосредственна, чем аналогичная часть концерта f-moll. Это не мешает ей быть совершенной в своем роде. Как и та, она приближается к типу шопеновских ноктюрнов (здесь образы воды, баркарольность) и, вместе с тем, дает прекраснейшие образцы юношеской шопеновской мелодики. Сам Шопен писал об этой части Т. Войцеховскому:
„Adagio (на самом деле — Larghetto, как и в концерте f-moll, как и в концертах Гуммеля. — Ю. К.) нового концерта — в E-dur. Оно не мощное, а скорее напоминает романс, спокойное, меланхолическое и должно производить впечатление ласкового взгляда туда, где думается о тысяче дорогих воспоминаний. Это какое-то мечтание в прекрасное весеннее время, но при месяце. Поэтому и сопровождается оно сурдинами, то есть скрипками, приглушенными родом гребешков, которые, сидя верхом на струнах, придают им какой-то носовой, серебристый звучок. Может быть, это и плохо, но чему стыдиться, если пишешь плохо помимо своего ведома — только результат покажет ошибку».
Итак, опять ноктюрн. Хорошо пишет об этом Larghetto А. Соловцов: „В многообразной, изящной, чисто шопеновской орнаментике слышатся неясные голоса природы — шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели. Колоритная звукопись, окрашенная в светло-мечтательные тона, сменяется то ласково-нежными, то пылкими речевыми интонациями».
В мелодике этой части мы находим, опять-таки, целый ряд характернейших черт: выделение квинт и терций, ходы септим (такты 24 и 26), национальные обороты, задержания и т. п.
В мелодии и гармонии E-dur’ного периода слегка намечаются интонационные моменты несравненного этюда ор. 10 № 3. Ломаный пассаж триолей (пример 29) дает образец шопеновской мнимой полифонии (спускающийся гаммовый ход верхнего мнимого голоса):
Этот же пассаж (наряду с пассажем из такта 39 от начала полонеза ор. 22) уже намечает техническую фактуру и мелодические обороты-обыгрывания этюдов Ges-dur (ор. 10) и a-moll (ор. 25 № 11). Двумя тактами позднее цитированного пассажа — интонационный зародыш gis-moll’ного (терцевого) этюда (В работе L. Hernadi показана на примерах органическая связь технической фактуры концертов Шопена с его этюдами. Очевидно, в некоторых случаях этюды предваряли технику концертов, а в других случаях являлись фиксацией ужо примененного (см. ,,Kwartalnik muzyczny», 1949, № 26—27, стр. 375—376).), а несколько дальше фактурные особенности, заставляющие вспомнить о баркароле ор. 60 и колыбельной ор. 57.
В конце первого solo — типичные для Шопена обыгрывания квинты тонического трезвучия верхним вспомогательным тоном (в сущности, это неполное плагальное диатоническое обыгрывание). Затем — мелодический оборот, начинающий выразительный cis-moll’ный фрагмент чувствительно-романтической лирики. Попевка ярко выраженного фольклорного типа, обведенная кружком, относится к числу излюбленных Шопеном, что вновь указывает на значительную определенность и стойкость шопеновских интонаций:
Примечательно проведение (с такта 80) темы (раньше H-dur’ной) в Gis-dur. Это уже очевидная трактовка соотношения всех трех тональностей (Е-Gis-H) как терцево-тонического.
Финал концерта (рондо с двумя темами) написан с мастерством и ясностью, не уступающими таковым качествам финала концерта f-moll, но не обладает его живой непосредственностью. В финале концерта e-moll больше виртуозного блеска и „внешней» игры красок. Не буду останавливаться на вновь выступающих тут чертах народности — в характерном аккомпанементе, в попевках тем (первой, второй, связующей), в ритмике и т. п. Тональный план финала весьма рельефен, он строится (как еще в рондо ор. 5) на чередовании тоники и субдоминанты, тоники и доминанты. Особо интересна кода финала и всего концерта. В ней — показательное новообразование шопеновской фактуры: стремительные гаммовые ходы постепенно поднимаются волнами из басов, захватывают все более высокие регистры фортепиано и заставляют радостно, импульсивно звенеть их. Это — quasi-импрессионистический заключительный „праздник» ликующей тоники — словно прообраз еще более яркой коды шопеновской тарантеллы.
Партии оркестра в концертах (и других концертных произведениях) Шопена до сих пор не были подвергнуты обстоятельному разбору. Высказывались даже мнения, что эти партии написаны не Шопеном (подозрение падало, в частности, без должных оснований, на И. Добжиньского).
Мнения в большинстве сходились (и сходятся) на том, что оркестр концертных произведений Шопена бледен и играет чисто служебную роль. Великий мастер оркестрового колорита — Берлиоз — говорил даже, что этот оркестр „не что иное, как холодный и почти бесполезный аккомпанемент».
То, что фортепиано играет в концертных произведениях Шопена главенствующую роль — бесспорно. Но мера этого главенства не везде одинакова: оно безраздельно в полонезе ор. 22 и приметно скромнее в концертах. Когда все уцелевшие подлинники партитур Шопена будут опубликованы и изучены, выяснится, вероятно, что, вовсе не претендуя на симфонизм концертных сопровождений и выказывая множество неловкостей оркестровки (в силу недостатка опыта и, отчасти, интереса), Шопен, однако, неоднократно проявлял и в области оркестра то чутье тембрового колорита (вспомним, хотя бы, интродукцию Краковяка), которым в высшей, непревзойденной степени отмечен его пианизм.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Барышомания (24)
- Турецкая песня (21)
- Родительский день (4)
- шедевры музыки (4)
- Урок турецкого языка (2)
- Пушкин (1)
- спорт (1)
- плееры (1)
- Бетховен (0)
- (0)
- а вы пмните? (13)
- американский ликбез (1)
- англия (7)
- архитектура (7)
- балет (18)
- беседы с мудрецами (11)
- ведение дневника (43)
- вечерний отдых (86)
- восток — дело тонкое (15)
- галерея (47)
- гитара (0)
- дача (22)
- доброе утро (22)
- Документальное кино (6)
- дом и дворик московский (41)
- живопись (118)
- животные (8)
- избранное — любимые посты (38)
- изобретатели (5)
- история (43)
- История гимнов (1)
- история джаза (4)
- камни и амулеты (11)
- кино (57)
- китай (22)
- классическое искусство (3)
- книги (74)
- Лиру (5)
- мастер (2)
- минута славы (4)
- мои клипы (8)
- мосты (5)
- Музыка (155)
- музыкальные инструменты (19)
- музыканты исполнители (36)
- наука (3)
- Нац.парки россии (2)
- Неформат (8)
- Новости (22)
- новости мира (6)
- Обычаи и праздники (7)
- опера (16)
- оперетта,мюзикл (2)
- Оперные певцы и дивы (61)
- оркестры мира (3)
- памятники (22)
- песня, романс (204)
- Пещеры и гроты (0)
- Последний концерт — память (52)
- поэзия-стихи (209)
- природа (122)
- проза (2)
- публицистика (4)
- путешествия (4)
- Путешествия (12)
- размышления (26)
- разное (77)
- рамочки и схемы (30)
- редкость музыкальная (1)
- религия (19)
- ретро (2)
- рок—ролл (2)
- рок—ролл,классика рока (1)
- романтика (3)
- русский голос (7)
- саундтреки (9)
- Сказания,мифы,приметы (6)
- скульптура (5)
- ссылки (0)
- Старая пластинка (1)
- Стихи становятся песней (4)
- танец (22)
- театр (5)
- театр (1)
- тема с вариациями (5)
- тесты на темы (11)
- Укромные уголки России (1)
- уроки (33)
- Учёные и изобретатели (3)
- фото (24)
- футбол (26)
- цитаты (2)
- Цитаты (1)
- шахматы (4)
- Шопен (27)
- электронная музыка (2)
- юмор (28)
- япония (15)
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
—Музыка
—Стена
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Шопен — Первый Фортепианный концерт
Фортепианный концерт №1 Фридерика Шопена
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 в исполнении Даниила Трифонова.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор op. 11 был написан польским композитором Фридериком Шопеном в 1830 году после Второго, написанного несколькими месяцами раннее, но получил свой номер из-за более раннего издания в 1833 году, в то время как Второй концерт был напечатан в 1836 году.
К жанру фортепианного концерта Шопен обращался в польский период своего творчества, ещё во время учёбы в варшавской Высшей школе музыки. Всего им было написано два фортепианных концерта. Оба концерта (e-moll и f-moll) полны юношеского порыва, обаяния, поэтичности, а их образные сферы, воплощённые в определённом характере тематизма получили дальнейшее развитие во всей последующей жанровой палитре творчества Шопена.
Обращение Ф. Шопена к данному жанру, безусловно, связано с процессом становления его пианистического профессионализма. В первой половине XIX века начался стремительный взлёт концертного пианизма, обусловленный кардинальным расширением концертной жизни и безграничных возможностей фортепиано как концертного инструмента. В связи с этим возрастает и роль пианиста как самостоятельного исполнителя, тогда как во второй половине XVIII века уровень виртуозности пианиста был естественно ниже. К тому же многие композиторы-романтики первой половины XIX века, такие, как знаменитые Ференц Лист, Роберт Шуман, или менее известный Иоганн Непомук Гуммель, в первую очередь развивались или пытались развиваться как пианисты-виртуозы, и лишь потом они становились композиторами, не утрачивая при этом свободного, виртуозного владения инструментом (позднее такой путь личностного развития определился и в творчестве таких русских композиторов, как А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова).
Источник: АМК при МГК им. П.И. Чайковского,
теоретическое отделение.
Концерт №1 открывается оркестровым вступлением. Песенная тема вступления носит яркий, фанфарный характер. Темп «Allegro maestoso» создают торжественное величественное настроение. Мелодическая линия вступления – волнообразная. После небольшого вступления, звучит первая тема. Некоторые исследователи находят в первой теме черты славянской песни. Музыковед С. Лобачевская указывает на конкретное сходство с романсом Гурилева «На заре туманной юности». Лобачевская предполагает, что это сходство объясняется тем, что оба композитора не раз слышали и интересовались украинскими и белорусскими песнями.
Средняя часть концерта – «Романс» написана в тональности E-dur. Интересна трактовка ремарки Larghetto самим композитором: «Larghetto-это не мощное, а скорее романтическое. Это какая-то греза в лунную ночь». Вторая тема написана в тональности H-dur. По сравнению с первой темой она более певучая, насыщена малосекундовыми интонациями. Часть завершается прозрачной кодой.
Финал концерта написан в форме рондо. Все темы имеют основу народной танцевальной музыки. В образной сфере можно говорить о картине народного гулянья. Тема рефрена энергичная, яркая, бодрая. Написана в ритме краковяка с четкими акцентами, размашистым мелодическим рисунком. Эта идея воплощается в творчестве Шопена в таких жанрах как мазурки, вальсы и другие. Радостный характер основных тем, богатство фортепианных красок, виртуозная эффектность – все это определяет праздничный тон финала концерта e-moll.
Текст: Мартыненко Владислав
Источник