Концерт шумана для фортепиано с оркестром анализ

Концерт для фортепиано с оркестром (Шуман) — Piano Concerto (Schumann)

Концерт для фортепиано с оркестром
от Роберта Шумана
Ключ Несовершеннолетний Каталог Соч. 54 Период Романтичный Сочиненный 1841 г. ( 1841 ) Движения 3 Премьера Дата 4 декабря 1845 г. ( 1845-12-04 ) Место расположения Дрезден

Концерт для фортепиано в ля минор , соч. 54 немецкого композитора- романтика Роберта Шумана был завершен в 1845 году и является единственным фортепианным концертом композитора . Полное собрание сочинений было впервые представлено в Дрездене 4 декабря 1845 года. Это один из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов эпохи романтизма.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Шуман ранее работал над несколькими фортепианными концертами . Он начал одну с одной ми-бемоль мажор в 1828 году, с 1829 по 31 год он работал над одной фа мажор , а в 1839 году он написал одну часть концерта ре минор . Ни одна из этих работ не была завершена.

Уже 10 января 1833 года Шуман впервые высказал идею написания фортепианного концерта ля минор. В письме к своему будущему тестю Фридриху Вику он писал: «Я думаю, что концерт для фортепиано должен быть до мажор или ля минор». 17–20 мая 1841 года Шуман написал фантазию для фортепиано с оркестром, свою « Фантазию ля минор». Шуман безуспешно пытался продать этот моноблок издателям. В августе 1841 г. и январе 1843 г. Шуман переделывал пьесу, но безуспешно. Его жена Клара , опытная пианистка, затем убедила его превратить его в полноценный фортепианный концерт. В 1845 году он добавил Intermezzo и Allegro vivace, чтобы завершить работу. Это остался единственный концерт для фортепиано с оркестром, который закончил Шуман.

Читайте также:  История фортепиано проект 2 класс

Премьера первой части ( Phantasie ) состоялась 13 августа 1841 года в Гевандхаусе в Лейпциге с Кларой Шуман в роли солистки. Полная версия с тремя частями была впервые представлена ​​в Дрездене 4 декабря 1845 года, снова с Кларой Шуман и посвященным Фердинандом Хиллером в качестве дирижера. Менее чем через месяц, 1 января 1846 года, в Лейпциге состоялся концерт под управлением Феликса Мендельсона .

После этого концерта, Шуман написал две другие пьесы для фортепиано с оркестром: Интродукция и Аллегро Appassionato в соль мажор , соч. 92, а также Интродукция и Аллегро Концертная в ре минор , соч. 134.

Приборы

Концерт рассчитан для 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн , 2-х труб , литавр , струнных и соло-фортепиано. С помощью этого инструментария Шуман выбрал для этого концерта обычную оркестровку ранней романтической музыки .

Состав

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Произведение, отмеченное в партитуре, состоит из трех частей:

  1. Allegro affettuoso (ля минор)
  2. Интермеццо: Андантино грациозо (фа мажор)
  3. Allegro vivace (ля мажор)

Между этими двумя последними движениями нет перерыва ( attacca subito ). Продолжительность концерта составляет от 30 до 35 минут, в зависимости от интерпретации.

Часть первая: Allegro affettuoso

Основная часть концерта отмечена Allegro affettuoso ; его происхождение лежит в одночастной фантазии, написанной Шуманом в 1841 году, в основе которой лежит музыкальное развитие конфликта между неистовым Флорестаном и мечтательным Евсевием, двумя персонажами, которые Шуман часто использовал для выражения двойственности бытия. Движение установлено в ритме 4/4.

Пьеса начинается с энергичного удара струнных и литавр, за которым следует яростная нисходящая атака фортепиано. За этим экспозиционным аккордом следует нисходящая ритмически резкая аккордовая последовательность сольного фортепиано, соответствующая идеалу шумного Флорестана.

Только тогда главную сказочную тему Евсевия вводит гобой вместе с другими духовыми инструментами . Мелодия начинается с нот C – H – A – A, которые обозначают итальянское написание имени CHiArA жены Шумана Клары, которая была солисткой на мировой премьере фортепианного концерта. После вступления деревянных духовых инструментов тема передается солисту. Шуман предлагает большое разнообразие этой темы.

В ходе первой части Шуман во многом меняет эту тему. Сначала он предлагает это в ля минорной тональности части, затем мы снова слышим ее в мажоре, и мы также можем слышать небольшие отрывки мелодии в очень медленной части ля-бемоль. Оркестр и особенно кларнет часто используются против фортепиано в этой части: в то время как сольный инструмент посвящен основной теме концерта, струны начинают напевать подобную Флорестану синкопированную побочную мысль (такт 41), которая становится становится все более и более доминирующим, пока одна из вариаций главной темы Евсевия не повторяется тихо, но настоятельно.

Далее следует подраздел Animato . В конце Шуман вводит вторую тему, которая не достигает значения главной темы.

Впоследствии развитие основной части начинается в форме драматического причитания (такт 156). Эта часть почти достигает положения самостоятельной средней секции. В ля-бемоль мажор на метрически измененную главную тему ссылаются фортепианные арпеджио. Но внезапно аккорды темы Флорестана прерывают покой основной темы. Речь идет о борьбе двух идеалов, которая формирует дальнейшее развитие с быстрыми изменениями soli и tutti.

С дальнейшей драматической прогрессией и модуляцией ля минор, наконец, достигается реприза, которая цитирует экспозицию почти тон в тон. Последняя напряженная прогрессия рождает сольную каденцию монументального размера и виртуозности (такт 402). Несомненно, это кульминация движения.

В коде доминирует пульсирующий таинственный ритм 2/4. Чуть позже это превратилось в яростный марш Давидсбюндлера . Основная часть концерта заканчивается четырьмя аккордами тутти.

Вторая часть: Интермеццо — Андантино грациозо

Это движение в форме ABA с клавиатурой фа мажор. Фортепиано и струнные открывают пьесу небольшой нежной мелодией, которая слышна на протяжении всей части ля. В секции B в доминанте виолончели, а затем и другие струнные и духовые инструменты демонстрируют певческую тему, заимствованную из фортепианной расцветки в 7-м такте. Фортепиано сопровождает певческую тему и вмешивается, но не играет ведущей. После укороченного повторения части A часть завершается небольшими проблесками темы первой части, прежде чем сразу перейти к третьей части.

Третья часть: Allegro vivace

Движение начинается с огромного взлета по струнам, в то время как фортепиано берет основную тему ля-мажор. Шуман демонстрирует в этом движении большой колорит и разнообразие. Хотя номинальный размер составляет 3/4, в действительности механизм чередуется между 6/4 и 3/2. Произведение отлито в форме гибридной сонаты-рондо с расширенной и волнующей кодой, заканчивающейся длинным роликом литавры и мощным аккордом оркестра.

Намерение

Несмотря на три части, произведение сохранило характер фантастики. Основная идея, выраженная в произведении, — это тоска и счастье между двумя любящими людьми. В этом произведении Шуман музыкально трансформирует свою борьбу за Клару. Основная тема первой части похожа на мелодию арии Флорестана из оперы Людвига ван Бетховена « Фиделио» . Соответствуя Бетховену, Шуман видел в этой теме выражение тесной связи между лояльностью и борьбой за свободу. Таким образом, концерт, как и многие другие его сочинения, основан на жизненном стремлении Шумана бороться с мещанством музыкальными средствами.

Прием

Современное восприятие работы было неизменно положительным. Клара Шуман после премьеры писала: «. как изобретательно, как интересно от начала до конца, как свежо и как красиво связное целое!»

Особый упор был сделан на искусную, красочную и независимую оркестровую обработку, которая оставляет место как для фортепиано, так и для оркестра. Leipzig Allgemeine Musikzeitung оценил состав на 31 декабря: «потому что, к счастью, это позволяет избежать обычного однообразия жанра, давая, с большой любовью и заботой, обязательной комнатой оркестра без уменьшения роли фортепиано, и управляет красиво соединить обе независимые части вместе ».

Dresdner Abendzeitung высоко оценил «довольно независимую, красивую и интересную оркестровую обработку» и признает, что «отход фортепианной партии на задний план», безусловно, можно рассматривать как прогресс.

Возможно, это произведение было использовано Эдвардом Григом в качестве модели при написании его собственного фортепианного концерта , также ля минор . В концерте Грига, как и в концерте Шумана, используется единственный мощный оркестровый аккорд в его вступлении перед входом на фортепиано с аналогичным нисходящим росчерком. Сергей Рахманинов, в свою очередь, использовал концерт Грига как образец для своего первого фортепианного концерта .

Он стал одним из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов эпохи романтизма. На записях он часто использовался в паре с концертом Грига.

Источник

4. рассмотреть вопросы интерпретации фортепианных произведений Шумана

Название 4. рассмотреть вопросы интерпретации фортепианных произведений Шумана
страница 2/2
Дата публикации 25.05.2015
Размер 278.45 Kb.
Тип Документы

l.120-bal.ru > Документы > Документы

Концерт для фортепиано с оркестром a moll, ор. 54

2.1 Анализ фортепианного концерта Шумана

Рассмотрим, каким образом выше названные черты стиля Шумана находят свое воплощение в фортепианном концерте.

Прежде всего, его необычный образный чстрой, который включает в себя лиризм. Эмоциональность, экспансионизм, импульсивность, антитезы.

Говоря о лиризме Шумана, концерт – выражение ярко лирического начала.

Сам жанр концерта возник как воплощение виртуозного начала – соревнование оркестра и солиста. Концерт – это подчеркнутая виртуозность. У Шумана главное – лирика, выражение чувств. Например, в эпизоде Andante espressivo – мажорный вариант главной темы (лирический центр первой части. Композитор обращается к излюбленному романтиками жанру возвышенных элегий, лирических гимнов.

Каденция в конце I части – насыщенная лирическая импровизация. При исполнении иногих сочинений Шумана крупной формы нелегко добиться внутренней цельности. Эта задача особенно сложна в некоторых циклах, где основной внутренней связи пьес служит лирический подтекст, доступный лишь чуткому уху.

Одной из особенностей образного строя Шумана является эмоциональность, импульсивность. Это все проявляется в разработке I части концерта (две новые вариации на главную тему Piu animato). Разработка принадлежит к тем высоким примерам, что создал Шуман в области мелодии широкого дыхания.

Появление Главной темы в ее первоначальном облике несет определенную эмоциональную, психологическую нагрузку.

Экспансивность у Шумана – одна из черт стиля, также нашла свое отражение в концерте. Вступление своей патетичностью, даже экспансивностью своего тона настраивает на восприятие следующего музыкального материала.

Тема Коды близка к «гражданским» образам Шумана (финалы «Симфонических этюдов», «Карнавал», некоторые из «Новеллет»).

При исполнении пианисту приходится сочетать различные манеры исполнения: «фресковую» — для обрисовки крупным планом массовых сцен и детализированную, богатую оттенками при воспроизведении главных образов.

Еще одна яркая особенность стиля Шумана – принцип антитез – в музыке часто бунтарские (флорестановские) порывы сменяются порой пассивными настроениями( эвзебиевские).

В музыке I части концерта – два крайних эмоциональных полюса: скорбная патетика, господствующая в первоначальном минорном варианте Гланой темы и возникающая далее праздничность.

Следующий далее диалог фортепиано и орвестра напоминает оживленную «игру –соревнование» двух противоположных начал.

Выделяется тема фонарных юбиляций. В конце Интермеццо появляется мотив из Iчасти. Игра мажора и минора напоминает о двойственности этого образа.

Теперь поговорим об одной из главных романтических особенностей стиля – о новаторстве в области крупной формыо цикличности. Цикличность наиболее характерна для творчества Шумана – это последовательность отдельных небольших пьес, объединенных общей идеей, свободно, по замыслу композитора, следующих одна за другой. Таковы «Бабачки» — одно из его первых сочинений, гениальный «Карнавал», «Детские сцены», «Лесные сцены», «Фантастические пьесы» и др.

Форма I части концерта – сонатное allegro с эпизодом между экспозицией и разработкой.

Разделы этой части, за исключением вступительного к экспозиции и разработке, основаны на материале Главной темы. Всю композицию можно представить и как сонату. И как цикл свободных вариаций. Как и в «Карнавале», Шуман прибегает к вариационности изложения музыкального материала.

В истории концертного жанра, концерт Шумана выделяется не только своими художественными достижениями, но и смелым использованием сквозного монотематического развития.

I часть концерта написана на материале темы Главной партии, она же появляется в конце II части, и на ней же основана и Главная тема финала.

Проводя некоторую параллель с «Карнавалом», можно отметить наличие в нем единой музыкальной темы на протяжении всего цикла, в концерте же заметно господство Главной темы.

В рондообразном финале присутствует любимая Шуманом атмосфера карнавальности. Основные темы то выступают на первый план, то смешиваются с карнавальной суетой.

В работе над исполнением пианисту важно проявить внимание ко всем, даже мельчайшим штрихам, коким автор выписал тот или иной музыкальный портрет.

Теперь коснемся шумановской фактуры. Она насыщенна,многопланова, полифонична, с использованием особой ритмики. Шуман питает особое пристрастие к наиболее характерным ритмическим рисункам: пунктирному ритму, синкопированию, полиритмии и т.д.

Излюбленный прием композитора – ритмическая остинатность краткой острохарактерной ячейки, превращает, например, период в серию импульсов, объединенных одним стремлением в целостную конструкцию.

Этим достигается особая интенсивность эмоционального состояния тем концерта.

Тематической изюминкой финала является ритмованная тема вальса – побочная партия E dur.

Вкаденции Шуман близок Баху в понимании этого жанра, особенно в полифонической музыкальной ткани.

При исполнении многих сочинений крупной формы Шумана, нелегко добиться внутренней цельности. Исполняя шумановские мелодии, необходимо владеть богатой палитрой звучания и искусством «пения на фортепиано». Но этого еще не достаточно для подлинно художественного их воспроизведения.

Главное – почувствовать и передать интонационное содержание глубоких и искренних человеческих чувств.

2.2 Особенности интерпретации фортепианных произведений Шумана

Выдающуюся роль в пропаганде творчества композитора в те времена, когда оно еще не получило штрокого признания и многим было непонятно, сыграла Клара Шуман (Вик). Глубокий, разносторонний музыкант, великолепная пианистка и автор довольно большого количества произведений, она выделялась как интерпретатор Бетховена, Шопена, Мендельсона, Брамса и, особеннно, сочинений своего мужа. Клара Шуман выступала во многих странах, в том числе и в России.

Много сделал для пропаганды творчества Р.Шумана всемирно известный русский пианист, выдающийся дирижер и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. В частности, он был замечательным исполнителем «Карнавала».

Распространению в России музыки Шумана способствовали концерты Бесплатной музыкальной школы,исполнительская и педагогическая деятельность Н.Рубинштейна, А. Есиповой и других пианистов.

Существует немало интересных записей произведений Шумана. Примером самобытной, исключительно образной передачи музыки композитора может служить исполнение «Карнавала» Сергеем Васильевичем Рахманиновым в записи 1929 года.

Об исполнениии С.В. Рахмангинговым «Карнавала» пишет А.Алексеев, выделяя необычайно рельефное воспроизведение пианистом карнавальных масок различными средствами. Так во «Флорестане» — ритм и необычайная энергия в фигурациях, в «Эвзебии» -неторопливость мелодических линий и постепенное погружение в глубины шумановской полифонии, создающее настроение созерцательности, мечтательности, в «Паганини» пианист выделяет басовые голоса, что придает облику знаменитого виртуоза демонические черты, в «Шопене» — необычайная мягкость, приглушенность звука.

В «Карнавале» есть номер, представляющий загадку не только для слушателей, но и для исполнителей. Каждый, кто играл цикл. Задумывается, как исполнить «Сфинксы». Если следовать традиции. То при исполнении необходимо подчеркнуть размеренно шагающие октавы.

Рахманинов трактует иначе. Он использует текст композитора как канву для импровизации. Возникающая под его пальцами мрачная фантастическая музыка, «причудливая вибрация» (А. Алексеев) как нельзя лучше соответствует требуемому образу, воплощению его таинственности и грозного величия. Ритм у Рахманинова –это конструктивное начало, объединяющее пьесы «Карнавала». При помощи ритма пианист не только подчеркивает контрастность пьес, но и выявляет между ними связь. Достигается это следующим образом. Например, в конце «Пьеро» движение несколько ускоряется, затем интонации стремления тормозятся длительной задержкой на педали предпоследнего аккорда и мягким взятием последнего, тем самым осуществляется подготовка ритмоинтонаций «Арлекин». Излюбленный прием Рахманинова – борьба интонационных сил стремления и торможения.

Рахманиновская запись «Карнавала» послужила импульсом к обновлению традиций исполнения шумановского цикла.

Среди зарубежных интерпретаторов Шумана первой половины 20 века в первую очередь хочется назвать Альфреда Корто. Глубоко одухотвореннон исполнение им концерта и других сочинений Шумана производило глубокое впечатление.

Превосходными интерпретаторами Шумана стали основатели советской пианистической школы А.Гольденвейзер, И. Игунов., Г.Нейгауз, С.Фейнберг. Под редакцией Голбденвейзера вышло полное собрание фортепианных сочинений композитора. В «Бабачках» он достигает такойже картинности исполнения и силы образных характеристик, как Рахманинов в «Карнавале».

Тонко и поэтично исполняет Святослав Рихтер фортепианнный концерт Шумана. Увлекательно развертывая драматическое сопоставление контрастных образов, и проникновенно раскрывая в разных аспектах главный лирический образ – основную тему первой части (она звучит то светло и мечтательно, то напряженно – стремительно и мужественно), Рихтер целиком овладевает вниманием слушателей. С шутливой грациозностью передает перекличку с оркестром в средней части. Исполнение ритмически прихотливого вальса в финале отмечено безупречным вкусом. ,Чувство меры и облагороженная восторженность, дисциплина и импровизиционная свобода в этом замечательном исполнении концета как бы слиты в единое неразрывное целое.

Таким образом, в ходе работы можно выделить ряд важных признаков творчества Шумана.

Прежде всего это своеобразный образный строй шумановских произведений:

  1. лиричность
  2. эмоциональность
  3. экспансивность
  4. антитезы

Так же одним из основных качеств шумановского стиля является цикличность, которая присутствует в жанре крупной формы. Шумановская крупная форма носит все черты образного строя, фактуры, присущие его миниатюрам. Если у Бетховена даже миниатюра («Багатели») выглядит как часть сонаты, то у Шумана наоборот, сонатный жанр написан по тем же принципам, что и жанр миниатюр.

Хочется отметить и необычность фактуры Шумана – полифоничность, многоплановость, насыщенность полнозвучием, плотностью ткани. Шуман использует преимущественно аккордовое изложение. Шуман почти не применял обычного для того времени аккомпанемента в виде раздожннных гармонических фигураций. Если же они встречаются, то в них вплетается мелодический голос, что делает их непохожим на традиционное сопровождение.

Ярко характерны и шумановские ритмы. В основу положен ритмический принцип организованного движения, который получил распространение в музыке 18 века.

Шумановский ритмам свойственны: пунктирность, синкопирование, полиритмические эффекты.

Современникам Шумана творчество его казалось загадочным и недоступным. Своеобразный музыкальный язык, новые образы, формы – это требовало от слушателя работы ума, сердца, иначе – напряжения, стремления к пониманию.

Основная творческая тема Шумана – внутренний мир человека, его психологическое состояние. Взаимодействие внешнего и внутреннего насыщает резкой контрастностью музыку Шумана. Мятежность, неудовлетворенность вызывает быстрые переходы эмоциональных состояний – от бурного отчаяния к воодушивлению и подъему. Шуман писал. Что его «волнует все, что происходит на белом свете, — политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке» (6).

Таким образом, все то, что мы можем называть характерным словом «шумановское», а это ярко выраженные черты романтического мироощущения, новый образный строй, создание новых жанров, цикличность мышления композитора с наибольшей силой воплотилось в его фортепианной музыке.

Источник

Оцените статью