Концерт скрябина для фортепиано с оркестром ноты

Фортепианный концерт

Александр Николаевич Скрябин – великий русский композитор, замечательный педагог и превосходный пианист. Музыкальный талант Скрябина проявился весьма рано и в связи с этим в возрасте 6-7 лет Александр Николаевич уже занимался музыкой с такими великолепными педагогами как Г.Э.Конюс и Н.В.Зверев. Любовь к музыке не ослабевала, а с каждым годом становилась все сильней и сильней, она являлась смыслом жизни композитора. Обучение музыке, игре на фортепиано продолжилось и Александр Николаевич Скрябин успешно окончил консерваторию в Москве по классу фортепиано. Здесь его судьба наградила такими замечательными и мудрыми педагогами как В.И.Сафонов (великий русский педагог, получивший признание не только в России, но и далеко за ее пределами в качестве великолепного пианиста и педагога), С.И.Танеев (педагог и ученый внесший огромный вклад в развитие музыкальной грамоты), обучавший молодого композитора контрапункту и А.С.Аренский (замечательный композитор, дирижер и пианист), давшие Александру Николаевичу Скрябину крепкие знания по композиции. На основе всех полученных знаний и навыков Скрябин путешествовал по России и за рубежом, исполнял не только свои сочинения, но и виртуозно знакомил публику с произведением своих современников. Во многом Скрябин в то время был обязан М.П.Беляеву, который очень хорошо ему помогал, не только спонсируя поездки, но и издавая произведения молодого композитора. Немного позже Александр Николаевич занялся педагогической деятельностью как пианист.

Читайте также:  Открытка гитара ты лучший

В истории русской музыки имя Александра Николаевича Скрябина занимает огромное место не только как педагога, но и как замечательный композитор. Он был одним из ярких представителей музыкальной культуры конца XIX начала XX веков. В творческом наследии композитора представлены различные жанры, но наиболее яркими явились жанры фортепианной и симфонической музыки. В этот огромный ларец творческого самовыражения вошли такие жанры как прелюдии, этюды, мазурки, сонаты, экспромты, концерты, симфонии и многие другие. Но, несмотря на многообразие жанров и музыкальных форм, каждое произведение композитора является полным отображением мировоззрения Скрябина. Его сочинения пронизаны революционным бунтом, порывом, напряженностью и в то же время радостным ликованием, «одухотворенностью» и нежной лирикой. Тонко и практически незаметно связаны между собой в произведениях этого периода традиции позднего романтизма и уже ярко выраженные элементы импрессионизма, экспрессионизма и символизма. Он явился своего рода новатором, так как в область музыкальных жанров и средств музыкальной выразительности внес такие черты, которые при исполнении симфонической партитуры включали в себя партии света.

Творчество Скрябина стало важным этапом в процессе развития музыкального искусства и оказало огромное влияние на фортепианную и симфоническую музыку XX века.

Смотрите также ноты произведений композитора Александр Скрябин:

Источник

Рукописи А. Н. Скрябина
в Российской национальной библиотеке


Концерт для фортепиано с оркестром fis-moll

М. Г. Иванова, Н. В. Рамазанова

Реконструировать процесс работы композитора над Концертом в некоторой степени помогает изучение нотной партитуры, а также эпистолярное наследие музыкантов. Оркестровка Концерта давалась нелегко. Из опубликованной переписки А. Н. Скрябина известно, что его партитуры часто проверялись, Н. А. Римским-Корсаковым, который вносил исправления синим карандашом. Правка делалась также А. К. Лядовым и другими музыкантами, поскольку из-за рассеянности Скрябин часто допускал ошибки. В этой партитуре синим карандашом отмечено множество неточностей. Дописаны знаки альтерации, указаны параллельные октавы, пропущенные паузы, неправильный ритм. Приведем несколько записей, сделанных в партитуре:

Читайте также:  Какая марка пианино лучше для начинающих

Такое количество замечаний, во многом объясняет письмо Скрябина Н. А. Римскому-Корсакову от 19 апреля 1896 г., в котором он сообщает, что написанию партитуры мешает невралгия:

Предполагалось, что Концерт впервые будет исполнен в Москве в 1896 г., однако здесь он прозвучал гораздо позже – 18 марта 1899 г. в 9-м симфоническом собрании под управлением В. И. Сафонова. Что же касается первого исполнения, то оно прошло в Одессе 11 октября 1897 г.

В Петербурге Концерт Скрябина был представлен слушателям 28 ноября 1898 г. В этот день в театре Санкт-Петербургской консерватории проводилось 3-е Симфоническое собрание Санкт-Петербургского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества под управлением В. И. Сафонова, где Концерт А. Н. Скрябина прозвучал в исполнении автора. Процитируем самый мягкий отзыв об этом исполнении:

В Дневнике Н. Ф. Финдейзена мы находим еще более краткое замечание: «Скрябин – плох очень!» 3 . Через год в «Русской музыкальной газете» выходит заметка, совпадающая с оценкой этого выступления Николаем Федоровичем:

Несмотря на то, что Скрябин известен как блестящий пианист, такие отзывы о концерте, вероятно, были обоснованы. Даже его педагог В. И. Сафонов, оказывающий ему всяческую поддержку и высоко ценивший пианистический талант Скрябина, высказывает в письме к Ц. А. Кюи от 17 ноября 1898 г. свои опасения, по поводу возможной неудачи на концерте, которым ему предстояло дирижировать: «Хотя Скрябин и обещал играть, а все-таки опасаюсь, как бы при его нервности не произошло замены в самый последний момент. Поэтому на всякий случай запасите кого-нибудь на 28 Ноября» 5 .

Неудачное выступление могло быть вызвано разными причинами. Одна из них – болезнь рук. По воспоминаниям воспитывавшей его тети Любови Александровны Скрябиной, в возрасте 14 лет Саша после несчастного случая (наехавшего извозчика) сломал правую ключицу, в результате чего рука долгое время не действовала, однако при этом он сочинял и много играл левой рукой. Кроме того, на последних курсах Консерватории Скрябин переиграл правую руку, разучивая виртуозное произведение М. А. Балакирева – «Исламей», и долго не мог прийти в надлежащую форму. Подтверждением того, что Александра Николаевича беспокоила правая рука, может служить тот факт, что в Симфоническом собрании, о котором идет речь, на бис он исполнил Прелюдию и Ноктюрн для левой руки. Эти два сочинения были написаны им специально, чтобы иметь возможность продолжать свою исполнительскую карьеру, несмотря на проблемы с рукой.

Сам композитор связывал провал в исполнении Концерта с трагедией в семье В. И. Сафонова – внезапной болезнью 15-летней дочери Василия Ильича – Анастасии. Несмотря на ее тяжелое состояние, Сафонов считал своим долгом не сорвать назначенное выступление. По трагическому совпадению именно в день концерта Анастасия умерла. Александр Николаевич знал о ее болезни, и, связанным с этим, состоянии ее отца. На следующий после концерта день (29 ноября) он написал жене – Вере Исакович-Скрябиной:

В Отделе рукописей хранится письмо А. Н. Скрябина к А. К. Глазунову, в котором речь идет о получении им Глинкинской премии в 1904 г. за ряд сочинений: Reverie; 2 Прелюдии, op. 29; Фантазию, op. 28; 1-ю симфонию; Сонату для ф-п № 3, op. 23; Сонату для ф-п № 4, op. 30

«17 ноября 1904 г., Париж.

Дорогой Александр Константинович.

Так как я не знаю в какой форме и кому я должен заявить о своем согласии на получение премии, то я об таковом просто телеграфировал Груссу.

Если нужно официальное заявление в совет, то будь так любезен дать мне знать об этом, хотя бы через Грусса. Я просил прислать премию в Париж Poste-restante.

Извини, что так часто беспокою тебя и прими мой искренний дружеский привет.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром (Скрябин) — Piano Concerto (Scriabin)

Концерт для фортепиано фа — диез минор , соч. 20 — раннее произведение русского композитора Александра Скрябина (1872–1915). Написанная в 1896 году, когда ему было 24 года, это была его первая оркестровая работа и единственный концерт, который он сочинил. Скрябин закончил концерт всего за несколько дней осенью 1896 года, но закончил оркестровку только в мае следующего года (и только после постоянных уговоров своего издателя и покровителя Митрофана Беляева ). Беляев заплатил композитору 600 рублей (примерно 10 000 долларов в текущих ценах); его премьера состоялась в октябре 1897 года, а в конце концов он был опубликован в 1898 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Приборы

Концерт рассчитан для 2-х флейт и пикколо , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 4-х валторн , 2-х труб , 3-х тромбонов , литавр , струнных и соло-фортепиано.

Состав

Работа состоит из трех частей, общая продолжительность которых обычно составляет около 28 минут:

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром (Скрябин) — Piano Concerto (Scriabin)

Концерт для фортепиано фа — диез минор , соч. 20 — раннее произведение русского композитора Александра Скрябина (1872–1915). Написанная в 1896 году, когда ему было 24 года, это была его первая оркестровая работа и единственный концерт, который он сочинил. Скрябин закончил концерт всего за несколько дней осенью 1896 года, но закончил оркестровку только в мае следующего года (и только после постоянных уговоров своего издателя и покровителя Митрофана Беляева ). Беляев заплатил композитору 600 рублей (примерно 10 000 долларов в текущих ценах); его премьера состоялась в октябре 1897 года, а в конце концов он был опубликован в 1898 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Приборы

Концерт рассчитан для 2-х флейт и пикколо , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 4-х валторн , 2-х труб , 3-х тромбонов , литавр , струнных и соло-фортепиано.

Состав

Работа состоит из трех частей, общая продолжительность которых обычно составляет около 28 минут:

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром (Скрябин)

Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор соч. 20 — произведение Александра Николаевича Скрябина, написанное им в 1897 году. Первое исполнение концерта прошло 11 (по новому стилю 24) октября 1897 года в Одессе на вечере симфонической музыки местного отделения Русского музыкального общества. Автор исполнил партию солирующего инструмента, В. И. Сафонов дирижировал оркестром.

Концерт вошёл в русскую музыкальную классику, оставшись наряду с концертами Чайковского и Рахманинова одним из высших достижений её в этом жанре.

Содержание

Состав оркестра

Краткая характеристика

В концерте получили дальнейшее развитие черты новаторства композитора в области мелодики, гармонии и в жанровой трактовке произведения. Здесь ярко проявилось то стремление автора к поэмности, которое характеризует многие прелюдии, этюды и другие фортепианные пьесы. Уже в самом начале первой части в кратком оркестровом вступлении первая валторна интонирует краткую напевную мелодию, являющуюся как бы тематическим стержнем всего произведения и проходящую через все три части концерта. Такой приём впервые применён именно в скрябинском концерте, где решена проблема органической спаянности симфонического цикла, тревожившая многих, обращавшихся к этой сложной форме.

Характерной последовательностью трёх звуков, образующих стержень, начинается и сольная партия фортепиано. Затем этот мотив появляется у скрипок, которые развивают лирическую тему, изложенную солирующим инструментом. Характер исполнения темы определяется пометкой композитора «импровизационно», отсутствовавшей в издании Беляева, однако внесённой автором в числе прочих пометок в партитуру, принадлежавшую ученику Скрябина, пианисту и дирижёру Игорю Сергеевичу Миклашевскому (1894—1942), под управлением которого исполнялись все симфонические произведения композитора.

Части концерта образуют единое целое, отличающееся богатством образов, стройностью их развития, сопоставления и драматургического обращения.

В первой части с лирически-взволнованной первой темой контрастирует просветлённая вторая и на этом контрасте строится разработка, которая приводит к торжеству лирико-драматических образов.

Вторая часть концерта представляет собой тему с вариациями. Изложение темы поручено струнной группе без контрабасов, звучность которой подчёркивает элегически-созерцательный характер мелодии, сочинённой, как полагают в двенадцатилетнем возрасте. Тема преображается затем в пяти вариациях. Она развивается то в потоке фигураций солирующего инструмента, то в стремительной смене регистров на фоне упорно повторяющейся в оркестре ритмической фигуры, то в тяжёлой поступи похоронного марша и, наконец, утверждается в «сияющей» звучности заключительной вариации и финала.

В концерте проявилось мастерское владение композитором как сонатно-симфонической формой, так и приёмами вариационного развития. В процессе работы над партитурой автору приходилось решать самые разнообразные проблемы инструментовки, причём наиболее сложной из них была проблема соотношения звучности оркестра и солирующего инструмента. Внимательный анализ партитуры концерта свидетельствует о том, что буквально каждый такт свидетельствует о той продуманности оркестровки, которой отличаются и все последующие партитуры Александра Николаевича Скрябина

Строение концерта

Концерт состоит из трёх частей общей протяжённостью около 28 минут:

Источник

Оцените статью