Концерт учащихся общего фортепиано

Концерт учащихся общего фортепиано

Удмуртская республика, г. Ижевск

Творческий проект-концерт учащихся общего фортепиано
«Фортепиано-король инструментов»

Для учащихся 1-7 классов ДШИ

выполнила:
Балашова Алла Владимировна,
преподаватель фортепиано

Ижевск
2014г.
Тема: «Фортепиано – король инструментов».

Цель проекта: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через опыт публичного выступления.

Задачи: — выработать потребность в общении с музыкой.
— расширения интереса у учащихся к игре на фортепиано, к фортепианному репертуару на примерах классического наследия.

Исполнители: учащиеся общего фортепиано МБОУ ДОД «ДШИ№7».

Организатор и ведущая: преподаватель фортепиано Балашова Алла Владимировна.

Актуальность темы:
Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Публичные выступления вызывают живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю.

Главная цель всего нашего обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др.
Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке и публичные выступления вызывают у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Сценарий
Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашем «Царстве» волшебных звуков фортепиано!
Предлагаем вам поближе познакомиться и еще раз восхититься удивительным и поистине величественным инструментом.

Перед рождением нашего инструмента были другие похожие на него и отличавшиеся устройством и звучанием. Вот лишь некоторые из них:

Орган – один из самых древних. Это клавишно-духовой инструмент. Он имеет несколько тысяч труб разной величины. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, и они звучат. С помощью двух или нескольких клавиатур, рычажков, кнопок, ножной клавиатуры органист заставляет звучать разные трубы, меняет окраску звука. Орган – это очень большой инструмент, поэтому он преимущественно использовался в соборах. На нем исполняли духовную музыку.
Итак, представим, на часах истории средние века.

Музыку светскую посвящали другому предшественнику нашего фортепиано клавесину — это старинный клавишный щипковый инструмент. При нажатии клавиши звук из струны извлекается щипком. Для этого в старину использовалось птичье перо, позже – металлические пластинки. Звук у клавесина негромкий, малопевучий, отрывистый, но звонкий.

Добро пожаловать на бал! В моде Менуэт! – танец французского происхождения. Исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями.

На закате XVIII века композиторами и музыкантами стала наиболее остро ощущаться потребность в новом клавишном инструменте, чья выразительность не уступала бы скрипке. Более того, инструмент должен был обладать динамическим разнообразием. Так появилось первое фортепиано – клавишно-ударный инструмент. При нажатии клавиш по струнам ударяют молоточки. Звук фортепиано, в отличие от клавесина, может быть громким и тихим. Отсюда и его название: форте (что означает «громко»), пиано (что означает «тихо»). Этот замечательный инструмент изобрел в 1709 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломео Кристофори. А этот инструмент — его родственник. Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Его место всегда в концертном зале.
Неудивительно, что после появления нового инструмента, фортепианная музыка становиться одной из основных областей творчества композиторов, в том числе и творчества великого австрийского композитора-романтика Франца Шуберта.
Его Фортепьянные танцы (более 400) становятся более поэтичными.

На часах истории начало 19 века — прекрасная и волнующая эпоха романтизма.

Ф.Шуберт «Немецкий танец»

Удивительное явление танец — это вид искусства, где мысли и чувства передаются движениями под музыку.
В конце XVIII века одним из популярнейших бальных танцев становится Вальс. Его танцуют все и везде, танцуют плавно кружащиеся пары. Вальс быстро распространился по многим странам. До сих пор композиторы остаются к нему неравнодушны.

Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Л.Рид «Прощальный вальс»

Наряду с вальсом композиторы обращаются и к другим танцам, имеющим народные корни. Так, например Мазурка – польский народный танец. В нем сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность. Полька – чешский народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Иногда композиторы объединяют особенности двух танцев в одном произведении.

Т.Остен «Полька-мазурка»
А сейчас перенесемся в Испанию. Слышатся звуки Фламе́нко — традиционный музыкально-танцевальный стиль, слияние музыкального сопровождения, пения и танца. Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой : ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике ; иногда, кастаньетами.
Для нашего инструмента нет ничего невозможного! Он может передать и эту колоритную музыку!

Тёмной и страстной,
Гордой цыганке
Ритмы фламенко
Дарил.
Звук кастаньеты
Эхом отдастся.
Песнь каблуками
Дробил.

Любите ли вы сказки? Вы согласны со мной, что все сказки очень музыкальны. А мультфильмы! Сколько у нас замечательных мультфильмов с лёгкими, запоминающимися песнями. Подружившись с фортепиано можно не только петь, но одновременно и аккомпанировать себе или друзьям.

В.Шаинский «Песня Чебурашки»

Вы, наверное, заметили, что многие произведения имеют своё название. Например, «Танец дикарей», «Вальс маленьких котят» и т.д. Эти названия произведениям дали сами композиторы. Такая музыка называется программной. Уже по названию можно догадаться, о чём она расскажет.

Не ищет покоя ковбой,
В пути моё счастье шальное.
Со мною мой «кольт», и мой конь,
А значит — удача со мною.

А. Касимова «Ковбой»

Одиноко в море лодка
Тихо по ветру плывёт,
И почти до горизонта
Вот сейчас она дойдёт.
Всё плывёт по ветру лодка,
Ищет счастья своего.
Может, где-нибудь далёко
И найдёт она его.

В.Ребиков «Лодка по морю плывет»

Нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на фортепиано, инструмент этот поистине универсален. Ведь на фортепиано можно сыграть любое произведение, любую музыку. Оно может запеть то человеческим голосом, то звучать как целый оркестр и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Из фортепиано можно извлечь богатейшую гамму чувств – нежных, страстных, задумчивых, светлых или, например, обрисовать красоту природы.
Весна грядет! И радостною песней полна природа. Солнце и тепло, журчат ручьи и праздничные вести зефир разносит точно волшебство!

Фортепиано — верный партнер, спутник и помощник в создании музыкального образа любому музыкальному инструменту.

У народа нет рояля,
Белого на ножках,
Но, зато, есть балалайка
с тульскою гармошкой!

Ю. Должиков «Романс-Ностальгия»

С помощью наших волшебных часов истории перенесемся на юг США конец XIX – начало XX века, где родился Джаз. Термин «джаз» с английского можно перевести как «энергичный», «грубый», «беспорядочный». Джаз – это искусство импровизации. И, конечно, на фортепиано мы играем и джазовую музыку.

О, Джаз!
Ты мир!
Твои шальные звуки не так шальны, как кажется сперва.
Ты — дивный мир науки. Науки поколений, волшебства.
Восторг, безумье, тихая печаль —
Сливается в тебе все воедино.

Джоплин «Артист эстрады»

М. Шмитц «Воспоминание»

Г.Уоррен «Поезд на Чатануга –чу -чу»

Еще один жанр музыки появившийся на свет в 19 веке — Ноктюрн от фр. nocturne — «ночной»)

…Петляет наобум воображенье,
Из мрака образы плывут и вновь
Бесследно тают в устье сновиденья.

А. Шаверзашвили «Ноктюрн»

На наших часах истории – наше время. Обратите внимание на этот инструмент. Синтезатор – ставший уже таким привычным в мире музыкального творчества. Но каким бы высокотехнологичным он ни казался, изобрели его в позапрошлом веке. Само же слово «синтезатор» содержит в себе греческий корень (synthesis), что означает соединение, сочетание или составление. Такое имя вполне отражает суть этого сложного аппарата, призванного создавать звуки, обрабатывать музыкальные записи и воспроизводить даже самые сложные композиции. Он становиться верным помощником фортепиано на открытых площадках и сценах.

Оно пришло
Неведомо откуда
Красивой бабочкой
Мне села на лицо
И нежно так
Глаза закрыла
Красивой музыкой
Вдруг голову вскружила
И потерявшись
Среди грез
Мгновенье это
Подарило.

А.Рыбников «Тема вдохновения»

Сегодня мы поделились друг с другом частичкой любви к фортепианной музыке. И хотим пожелать вам удачи, успехов и вдохновения, чтобы они помогали вам по пути постижения прекрасного и бессмертного искусства под названием — МУЗЫКА!!

Источник

Сценарий итогового концерта обучающихся младших классов фортепианного отделения

Сценарий итогового концерта обучающихся младших классов фортепианного отделения, который можно провести после родительского собрания.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий итогового концерта обучающихся младших классов фортепианного отделения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» п. Камыши Курского района Курской области

Итогового концерта обучающихся младших классов фортепианного отделения

Дюльдина Лариса Евгеньевна

преподаватель отделения фортепиано

24.05.2017г. (преп. Дюльдина Л.Е.)

Ученик 1:
Есть на свете мальчики
Не совсем обычные,
Есть на свете девочки
Не совсем привычные.

Ученик 2:
Не играют в мяч они
На футбольном поле,
А играют музыку
В музыкальной школе.

Ученик 3:
Не играют в классики

Средь детей нормальных,
А играют классику
В классах музыкальных.

Ведущий: Добрый день, уважаемые взрослые и дети, бабушки и дедушки, мамы и папы! Сегодня мы подводим итог нашей совместной работы с Вами и Вашими детьми. В нашем мероприятии участвуют учащиеся фортепианного отделения ДШИ п. Камыши.
Давайте постараемся, чтобы наш концерт прошёл увлекательно, а время — незаметно. По традиции открывают наш концерт ученики первого года обучения.

У них припасено для Вас много пьес-загадок. А написал их замечательные педагоги и композиторы И. Королькова, Л. Соколова, С. Ляховицкая, Д. Кабалевский, С. Артоболевская.

Вальсов много есть на свете,
Кружат взрослые и дети…
А для самых маленьких
И вальс зовется маленький!

Ведущий: Послушайте маленький вальс, в нём сохраняется главная особенность вальса — трёхдольный размер: раз—два—три—раз—два—три.

В исполнении Тишина Святослава ученика подготовительного класса звучит шутливый «Вальс собачек» композитор С. Артоболевская.

Танец-вращение, танец-кружение,
Счёт — раз-два-три,
Ах, какое движение!
В танце вдвоём мы вращаемся в зале.
Танца названье сказать не пора ли? (Вальс)

Для Вас прозвучит «Маленький вальс» композитора В. Кессельмана в исполнении Лобода Юлии. (Исполнение).

«Песенка Герцога» Дж. Верди из оперы «Риголетто» прозвучит в исполнении Дюкарева Матвея ученика 2 класса.

«Приди, поскорее, весна» РНП, прозвучит в исполнении Орешиной Насти, ученицы 2 класса.

Эти песни написаны в ритме вальса, трехдольном размере.

Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
“Тихо” в музыке – “пиано”.

Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
“Громко” – это значит “форте”!

Уберём игрушки, приляжем на подушку.
Ты закроешь глазки, и приснится сказка
Про кота—мурлыку, журавля—курлыку,
Курочку—квохтушку, лягушку—попрыгушку,
Про сластёну—мишку. Спи, моя малышка! (Колыбельная песня)

Ведущий: Как называется такая песня? (Ответ: колыбельная). Послушайте «Колыбельную» А. Филиппа в исполнении ученика 1 класса Ермоленко Ивана.

Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!
А теперь звучит в исполнении Тибаевой Евгении пьесу Д. Кабалевского «Клоуны». Он то плачет, то смеется.

Звук отрывистый и острый,
Звонким дождиком стучит.
Он и лёгкий, как пушинка,
И с атакою звучит (стаккато)

Используя этот штрих, (остро, легко, колюче) композиторы делают всевозможные зарисовки.

Ведущий: Следующим номером нашей программы выступит ученица 2 класса Радионова Милена. Она исполнит пьесу Д. Кабалевского «Ежик».

Ведущий: Послушайте в исполнении учащейся 2 класса Поздняковой Даши пьесу Караманова «Птички».

Чики-чирики, чик- чирик,

воробьишки с ветки –прыг!

Маленькая пьеса, но сколько в ней интересных моментов!

А сейчас прозвучит пьеса А.Жилинского «Мышки» в исполнении Латушкиной Марии.

Маленькое миниатюрное произведение в котором изображены и радость и страх и легкий побег.

Ведущий: Слово сонатина произошло от итальянского слова Sonatina — это разновидность сонатной формы без разработки. Это небольшая пьеса может содержать от одной до пяти частей. Сегодня мы услышим исполнение 1 части Сонатины До мажор композитора А.Тюрк в исполнении ученицы 1 класса Лобода Юлия. Исполнение.
А сейчас продолжим знакомство с крупной сонатной формой.

Выступает ученица второго класса Латушкина Мария. Она исполнит 1 и 2 части Сонатины С-durМ.Клементи.Исполнение.

Ансамбль Х Родригес «Кумпарсита» исп. Коновалова Лариса и Дюльдина Л.Е.

Ансамбль Л.Бетховен«Марш»к спектаклю «Афинские развалины» исп. Позднякова Даша и Тибаева Евгения.

Ансамбль Островский «Девчонки мальчишки» исп. Латушкина Мария и Дюльдина Л.Е.

И в заключении нашего концерта — выступает выпускница этого года Горякина Ангелина. Она исполнит Гендель «Куранта» и Бетховен «К Элизе».

Наш концерт подошёл к концу. Ребята подготовили и исполнили для Вас, уважаемые родители, выученные пьесы, показали свою мыслительную активность. Спасибо Вам, дорогие родители, за то, что подготовили для своих детей прекрасные костюмы к выступлению и они почувствовали себя настоящими артистами. Ваша помощь в подготовке детей неоценима.

До новых встреч!

Я поздравляю всех и учащихся и их родителей с окончанием учебного года, и с теми успехами, которые были достигнуты в этом году. Наступает волнующий момент нашего мероприятия. Прежде, чем перейти к вручению свидетельств нашим выпускникам, я хочу вручить грамоты и дипломы участникам всероссийских, международных конкурсов, школьных концертов, фестиваля (вручение по списку).

А теперь переходим к вручению Свидетельств. По поручению Администрации ДШИ и на основании приказа №30_ от мая 2017 года Свидетельство об окончании 7-ми летнего курса обучения в ДШИ по классу фортепиано вручается Горякиной Ангелине Андреевне.

Чтобы учиться и закончить музыкальную школу, следует приложить огромные усилия, труд, волю и, конечно, смелость. Ангелина достойно держалась на экзамене и смогла найти в себе силы для успешного выступления.

Поздравляю тебя, твоих родителей и желаю дальнейших успехов и достижений в учебе.

Пожелания ученикам и их родителям.

Школа искусств – это «Храм» в котором развивают творческие способности детей: выразительную речь, уверенное исполнение музыкальных произведений, умение красиво двигаться по сцене, память, внимание, воображение. Здесь учат культуре поведения на сцене, в зале; Развивают хороший музыкальный вкус, уважение к творческому наследию композиторов; воспитывает терпение, волю, желание выступать и быть услышанным.

Самостоятельность – возможность поставить перед собой цель и добиться ее собственными силами.

Это волевое качество человека. Известный исполнитель, скрипач. Г. Коган, говорил, что воля – это постоянство…. напор… В ДШИ – это самостоятельный разбор музыкального нотного текста, знание теории, посещение концертов.

У учащихся нужно развивать навык самостоятельно закреплять дома, выученные на уроке произведения. (Пришли домой – повторите, то над чем работали в классе).

Способствовать творческой самостоятельности.

На летних каникулах прошу родителей проследить, чтобы дети занимались. (Возможно, разобрать 1 произведение самостоятельно, от начала до конца).

Источник

Оцените статью