Концерта для фортепиано с оркестром хачатуряна

Концерта для фортепиано с оркестром хачатуряна

«Очевидно, моей творческой индивидуальности свойственна тяга к «концертности», к стилю красочно-виртуозного письма. Мне по сердцу сама задача создания произведения, в котором преобладает жизнерадостное начало свободного соревнования солиста-виртуоза с симфоническим оркестром».

Три концерта Арама Хачатуряна – для фортепиано с оркестром, скрипки с оркестром и виолончели с оркестром – занимают видное место в отечественной концертной литературе.
Два из них – скрипичный и фортепианный – сыграли большую роль в определении пути этого жанра в ХХ веке, послужив образцом для многих композиторов. Виолончельный концерт, созданный в 1968 г. и посвященный Кнушевицкому, занимает более скромное место в истории музыки, но весьма существенно дополняет представление о Хачатуряне как композиторе-симфонисте.

Концерт для фортепиано с оркестром написан в 1936 году. Он впервые был исполнен 12 июля 1937 г. в Москве, в Сокольниках выдающимся пианистом современности Львом Обориным и оркестром под управлением Л.Штейнберга. Воистину, это произведение стало значительным явлением в советской музыке. Критики писали о триумфальном шествии Концерта, который стал «подлинным праздником фортепианного творчества», одним из самых «репертуарных» произведений на концертных эстрадах мира.
Фортепианный концерт Хачатуряна – произведение новаторское. Творчески претворив особенно близкие ему традиции концертного стиля Листа, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Хачатурян открыл новые горизонты в развитии этого жанра, в трактовке его формы, композиционного строения, характера тематизма. «Впрочем , – рассказывает сам композитор, – скромность фактуры второй части моего фортепианного концерта, прослушанного Сергеем Прокофьевым еще в процессе сочинения, вызвала его шутливое замечание: «А здесь, что же, пианист у вас будет мух ловить?»
Концерт насыщен замечательными по выразительности и красоте, разнообразными по характеру музыкальными темами, уходящими своими глубочайшими истоками к различным пластам народной музыки Востока. Мужественные и лиричные, задумчивые и шуточные, песенные и танцевальные, обаятельно нежные или огненно-темпераментные, они придают музыке жизненную образность, национальную характерность, неповторимые черты хачатуряновского стиля.
Концерт посвящен его первому исполнителю – Льву Оборину. Вот как вспоминает об этом сам пианист:
«Наше творческое содружество началось с исполнения концерта. Автор посвятил это произведение мне, что я с признательностью рассматриваю как оценку первому моему исполнению этого Концерта. Фортепианный концерт – одно из лучших сочинений Хачатуряна. Он быстро обошел эстрады нашей страны и также быстро нашел признание за рубежом. Мне кажется, трудно было назвать крупного пианиста, репертуар которого не включал бы этого произведения. Его одинаково любят и исполнители старших поколений, и молодежь.
Чем же увлекает меня эта музыка…? Да тем, пожалуй, что характерно и для всего творчества Хачатуряна: могучим темпераментом, самобытностью, яркой виртуозностью партий солирующего инструмента и оркестра. Позволю себе сказать, что Фортепианный концерт Хачатуряна – одно из немногих современных произведений этого жанра, являющихся поистине концертом, а не просто пьесой для фортепиано с оркестром. В нем есть масштабность, есть яркое острое противопоставление и соревнование солиста и коллектива…»

Читайте также:  Jumpsuit twenty one pilots ноты для фортепиано

Хачатурян никогда не скрывал своего особого отношения к скрипке. Достаточно того, что все лучшие темы из сочинений композитора ассоциируются в основном со скрипкой или виолончелью.
Летом 1940 г. в подмосковном Доме творчества Союза композиторов «Руза», в окружении замечательной русской природы, за 2 с половиной месяца Хачатурян написал одно из лучших своих сочинений – Скрипичный концерт. «Писал я его с огромным увлечением. Музыкальные мысли переполняли меня, опережая темпы записи их на нотной бумаге» , – вспоминает композитор.
Композиция Скрипичного концерта с внешней стороны не поражает особенными новшествами. Вся сила эмоционального воздействия произведения заключена именно в тематизме произведения, в щедром и необычайно выразительном мелосе.
Осенью того же года, 16 сентября, сочинение прозвучало в Москве во время Декады советской музыки. Исполнял его тогда еще молодой, но уже всемирно известный скрипач Давид Ойстрах (ему же и посвящен концерт).
«Никогда мне не забыть праздничный вечер в только что построенном Зале имени П.И.Чайковского, где состоялась премьера… – вспоминал скрипач. – В зале среди слушателей были Прокофьев, Шостакович, Мясковский…
Хорошо помню летний день 1940 года, когда Арам Хачатурян приехал к нам на дачу. Он был так захвачен своим новым сочинением, что сразу же устремился к роялю. Играя с присущим ему пылом и вдохновением, он заворожил всех нас. Музыка искренняя, своеобразная, исполненная мелодических красот, народного колорита, остроумная, словно искрилась. Все эти черты, которыми Концерт до сих пор радует слушателей, произвели тогда незабываемое впечатление. Было ясно, что родилось новое, яркое произведение, что ему предстоит большая жизнь на концертной эстраде.
Моей скрипке суждено было положить начало этой жизни. Я получил вскоре от автора экземпляр концерта, над которым и начал работать. Премьера состоялась в 1940 году в Москве в Зале имени Чайковского. Дирижировал А.В.Гаук, со свойственным ему темпераментом и искренностью интерпретировал музыку Хачатуряна этот большой музыкант.
Высоко оценили Концерт и все любители музыки. В короткий срок он был повторен дважды, покорив всех своей праздничностью, жизненным пульсом, характерными для всего творчества Хачатуряна. Смело можно сказать, что это произведение равнодушным не оставило никого. В годы войны Скрипичный концерт Хачатуряна был уже широко известен и часто звучал по радио, своим светлым характером, жизненной энергией помогая переносить невзгоды, укрепляя веру в будущее и победу…»

Хачатуряновский концерт в интерпретации Ойстраха произвел громадное впечатление на слушателей, завоевав публику буквально «с ходу». Собственно, в день премьеры концерта и определилась судьба Скрипичного концерта. Его популярность росла день ото дня, с феноменальной скоростью. Вскоре произведение приобрело всемирную известность. Сегодня, продолжая свое победное шествие на зарубежных эстрадах, он входит в репертуар лучших скрипачей мира. Он выдержал большое количество записей на пластинки во многих странах мира.
За Скрипичный концерт Хачатурян получил Государственную премию.

Читайте также:  Джаз ноты что это

Мысль о создании Виолончельного концерта зародилась у А.Хачатуряна еще во время занятий на виолончели, в годы учебы в Музыкальном училище.
Однако реализовать свою мечту композитору довелось лишь через двадцать лет, уже будучи автором широко известных Скрипичного и Фортепианного концертов.
Концерт для виолончели с оркестром был написан в 1946 году. Автор посвятил Виолончельный концерт его первому исполнителю – Святославу Кнушевицкому. Премьера состоялась осенью того же года в Большом зале консерватории. Произведение было исполнено Кнушевицким мастерски и с большим артистизмом, однако впечатление от концерта сложилось неполное. Несмотря на выразительный тематизм, яркое симфоническое развитие, богатство гармонических красок, концерт, к сожалению, не был оценен слушателями должным образом.
Виолончельный концерт Хачатуряна – лирическая поэма, проникнутая духом народной песенности. В интонационно-ритмическом развитии тем-мелодий Хачатуряном внедрены своеобразные черты народного искусства ашугов и сазандаров, что придает музыке Концерта неповторимую красоту национального колорита.
Безусловно, в композиционном смысле Виолончельный концерт Хачатуряна во многом родственен ранее написанным Фортепианному и в особенности Скрипичному. Однако в отношении стиля он ближе к симфоническим произведениям, таким, как балет «Гаяне», «Симфония с колоколом».
В целом Виолончельный концерт отвечает строгим требованиям жанра. Однако, по мнению критиков, в некоторых эпизодах произведения композитор отдал предпочтение внешней виртуозности, что несколько отяжелило сольную партию.
К числу достоинств концерта относят мелодическое богатство, мастерство симфонического развития, жизнеутверждающий лиризм. Среди исполнителей этого произведения – талантливые виолончелисты – Даниил Шафран, Карине Георгиан…

Источник

Арам Хачатурян Концерт Для Фортепиано С Оркестром

А Хачатурян Концерт для фортепиано с оркестром I часть Солист Н Петров Дирижирует автор 1977

A Khachaturian Concerto For Piano And Orchestra Movement 1

Арам Хачатурян Концерт для фортепиано с оркестром

A Khachaturian Concerto For Piano And Orchestra Movements 2 3

Арам Хачатурян Концерт рапсодия для фортепиано с оркестром

А Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром

Sofya Bugayan Aram Khachaturian Piano Concerto In D Flat Major Mariinsky Theatre

Khachaturian Aram Violin Concerto Mvt 1 Score

А И Хачатурян Скрипичный концерт ре минор

Nikolai Petrov Plays Khachaturian Piano Concerto Op 38 Video 1972

Khachaturian A Concerto For Piano And Orchestra M Voskresensky

Арам Хачатурян 1977

Арам Хачатурян Вальс из музыки к драме Михаила Лермонтова Маскарад Дирижирует автор 1962

Ilia Papoian Piano 2018 06 06

Арам Хачатурян Вальс Война и мир 1966 Clip Custom

Арам Хачатурян Адажио Спартака и Фригии

Арам Хачатурян Сюита из балета СПАРТАК дир Павел Коган

Хачатурян Вальс Маскарад Khachaturian Masquerade Waltz

Авторский вечер Арама Хачатуряна БЗК 1975 Наталия Шаховская виолончель А Хачатурян дирижёр

ХАЧАТУРЯН Симфония 1 ми минор

А Хачатурян Адажио из балета Спартак Дирижирует автор 1975

Khachaturian Violin Concerto 1st Mvt Polina Senatulova

Aram Khachaturian Cello Concerto E Moll А Хачатурян Концерт для виолончели с оркестром

Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром 1 часть Khachaturian Violin Concerto In D Minor 1 Mvmnt

Борис Березовский форт концерт Арама Хачатуряна фрагмент 1 части

А Хачатурян Концерт рапсодия для виолончели с оркестром

А Хачатурян Концерт 1 Des Dur Исполняют Вадим Самохин и Алена Николаева

Инструментальный концерт Концерт для скрипки с оркестром А И Хачатуряна

Арам Хачатурян Армянское солнце мировой музыки

Арам Хачатурян 23 12 2020

А Хачатурян Танец с саблями

Арам Хачатурян Концерт для скрипки

ХАЧАТУРЯН КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ

Арам Хачатурян проводит свои концерт

А Хачатурян Концерт для фортепиано с оркестром 2 часть

А Хачатурян Концерт для скрипки

А Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром 3 ч домра

А Хачатурян Концерт для скрипки 1 часть

А Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром Нарек Симонян

Чапкевич Иван 17 лет Арам Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром I часть

Арам Хачатурян Скрипичный концерт IIIч 22 01 2017 М Горобцов Оркестр им В В Андреева

КАМЧАТСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР ВАЛЬС АРАМА ХАЧАТУРЯНА

Khachaturian Piano Concerto I Allegro Maestoso Victor Minasian Ashchen Agasarian

Ереван Дирижер Арам Хачатурян Ода Радости Пло

Инструментальный концерт Концерт для скрипки с оркестром А Хачатуряна 7 класс

А Хачатурян Танец Эгины из балета Спартак 1977

А Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром 1 часть 2011г

25 10 15 Симфонический оркестр и Арам Бадалян комп Арам Хачатурян

Арам Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром 3 я Часть

Здесь Вы можете скачать Арам Хачатурян Концерт Для Фортепиано С Оркестром. Также рекомендуем скачать бесплатно mp3 песню А Хачатурян Концерт для фортепиано с оркестром I часть Солист Н Петров Дирижирует автор 1977 размером 19.54 MB. Слушайте онлайн и скачивайте mp3 в высоком качестве.

Слушают

Арам Хачатурян Концерт Для Фортепиано С Оркестром

Дети Фристайла Альбом Скачать

Monster Lemon Demon На Русском

Sunmaiya Danush Tiktok

Рассказы Виктории Токаревой

Azarbaijan Uzbekistan Mening Vatanim Uzbekistan Mp3

Сардор Рахимхон Жоним Тукилдику Мани

Приключения Муравья Ферды Сказка

Сборник Украинских Песен Для Гулянки

Группа Крылатая Пехота Давай За Нас

Бала Туралы Әндер Мп3

Танец Маша И Медведь

Mr Kg Ntlo Ea Swa

Elona Leka 2021

Акунин Ореховый Будда

Сборник Музыки Без Слов

Why Does My Heart Feel So Bad Moby

Ayahuasca Hauswerks Doorly

Рамазан Раджабов 2019

Dancing Club Mix Kashius Feat Sabrina

Читы На Версию Майнкрафт 1 12 2 Килаура Minecraft

The Weeknd Momma Bug

Поздравление Внучке 18 Лет От Бабушки

Stoto Many Dreams Ago

Читает Сергей Чонишвили

Роман Злотников Элита Элит

Cristian Castro Y Jonnasroy

Meilleurs Dedicase Du Mois De Juin

Женщина За Пятьдесят На Мужчин Смотрит Жадно

Жума Баяны 20 04 2018 Ажылык

سيقي واحد من الناس

Ajiniyaz Xojambergenov Dunya Bul Mp3 Skachat

Скачивают

Sudrabu Sirds Un Sudrabu Aifs Aye

Electronic Music Alok Alive

Хорошо Быть Мужиком

Samp Textdraw Animation Test

Death Mode Scal Update Video Calamity Mod Death Mode Let S Play

Best English Love Songs 2021 Backstreet Boys Westlife Brian Adams Greatest Hits Love Songs Ever

E A Adeboye Rccg Pastor Needs Your Prayers His Hands Deeper Life Pastor

Rich The Kid Nasty Official Music Video New

Negativ Original Elvis Moise Departe De Tine Official

Nobody Beats The Biz

В Мясников Как Хорошо Быть Мужиком

Larry Coryell Morning Sickness

Простой Ремонт Электро Биде Izumi Es Wd1R Почему Биде Стало Само Отключаться

Gnome 40 Customization

Мужиком Быть Просто Класс

Tower Of Glory Hand Cross

Батл Задание От Джамили

Top 10 Most Streamed Schoolboy Q Songs Spotify 21 January 2021

Елена И Сергей 25 Лет Вместе Серебряная Свадьба

Источник

Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

При первых звуках поэтичного вальса к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» или «Танца с саблями» из балета «Гаянэ» слушатель сразу догадывается, что это музыка Хачатуряна, в которой чувствуется сочный колорит восточных мелодий, стремительный танцевальный ритм и особая красочность звучания оркестра.

Биография

Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов — саза, кеманчи или тара.

Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н. Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.

В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».

Первая симфония сразу была признана выдающимся произведением. В ней уже тогда проявилась такая черта творчества Хачатуряна, как импровизационность. Импровизировать — это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Здесь же это означало лёгкость и вместе с тем чёткость мелодии. Недаром композитор использовал много фольклорного материала — танцевальные мелодии Грузии и Армении.

Вслед за Первой симфонией появляется Концерт для фортепиано с оркестром. В нём также соединяются яркие национальные ритмы с чёткостью, свойственной классическим концертам Чайковского. Композитор пробует свои силы в самых разных жанрах — пишет балет «Счастье», поставленный впервые Ереванским театром балета, а также музыку к кинофильмам и ко многим драматическим пьесам.

По заказу театра им. Вахтангова Хачатурян создаёт знаменитый «Вальс» к драме М. Лермонтова «Маскарад», а для спектакля МХАТа «Кремлёвские куранты» пишет песню «Море Балтийское».

Наиболее крупным произведением стал Концерт для скрипки с оркестром, посвящённый Давиду Ойстраху, с которым композитора связывала не только дружба, но и длительное творческое сотрудничество.

В годы войны Хачатурян пишет свой второй балет – «Гаянэ», в котором рассказывает о борьбе советских людей с врагами.

С 1950 года он преподавал в Московской консерватории и впервые начал выступать как дирижёр. Любопытно, что исполнял он только произведения собственного сочинения, считая, что композитор не может воплотить музыку, сочинённую другим.

Центральное произведение послевоенного времени — балет «Спартак», ставший своеобразной визитной карточкой Большого театра. Появлению этого балета на сцене Большого театра предшествовала долгая история. Премьера «Спартака» состоялась в 1956 году в Ленинграде. Несмотря на то, что балет был восторженно принят публикой и критикой, композитор счёл необходимым доработать его музыку, и на сцене Большого театра была поставлена практически новая версия балета.

В нём музыкальными средствами рассказана история восстания древнеримских рабов и воссоздана история любви Спартака и Фригии. Новизна балета в том, что Хачатурян строит его драматургию на соединении динамичных массовых сцен и своеобразных танцевальных монологов героев. Это отражено и в характере музыки.

В последние годы жизни композитор работал над монументальным сочинением совершенно нового типа. Это был концерт-рондо, каждая из частей которого должна была исполняться оркестром с одним из солистов — на скрипке, виолончели и на фортепиано. Однако Хачатурян так и не успел закончить работу над этим новаторским сочинением.

Значение его творчества заключается в создании им практически новой музыки, музыки ХХ века, отличающейся особым динамизмом, драматичностью конфликта, мелодической выразительностью, специальной тональностью сольных партий.

Вот почему произведения Хачатуряна входят в программу произведений, обязательных для исполнения участниками Московского международного конкурса имени П. Чайковского.

Концерт для скрипки с оркестром

Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости. Его музыка передаёт характерное для композитора страстное упоение земной красотой, поющей, животворящей, лучезарной.

Это произведение принадлежит к числу популярнейших творений советской музыки. Эта популярность во многом связана с достоинствами сочинения. С особой силой здесь проявился дар композитора создавать музыку, опирающуюся на народное творчество. В концерте не использованы подлинные народные мелодии, но весь он является выражением армянской народной песенности.

Композитор, следуя традициям, варьирует мелодии, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой. Праздничный, приподнято-восторженный тон Концерта вызывает ассоциации с цветущей природой Армении, рождает в сердцах слушателей ответный восторг: «Да будет свет! И да будет радость!» (Б. Асафьев.)

Произведение это очень сложно для исполнения и требует от скрипача огромного мастерства. Но это не просто виртуозность ради виртуозности. Она является средством выражения содержания музыки, её жизнерадостности, праздничности. Концерт посвящён известному скрипачу Давиду Ойстраху, который и был первым исполнителем этого сочинения.

В концерте три части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении. В центре их — лирическая «песня», которую обрамляют две танцевальные части.

Первая часть открывается энергичным и напористым оркестровым вступлением, которое сразу же вводит нас в сферу активного действия.

Чёткий, упругий ритм и танцевальный характер отличают главную партию сонатного аллегро. Эта тема, исполняемая солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья.

Побочная партия своей импровизационностью напоминает пение народных певцов-ашугов.

В разработке, состоящей из трёх разделов, подвергаются развитию все три темы. Результатом этого развития становится сближение этих тем, когда плавная мелодия побочной партии наполняется энергичными ритмами, а танцевальная главная партия становится более лиричной. Как и положено, разработка завершается блестящей виртуозной каденцией скрипки. (В концерте есть так называемая каденция — большой эпизод, который солист исполняет без оркестра).

В репризе все темы первой части Allegro con fermezzo варьируются, обрастают подголосками, движение становится все более динамичным. Такая реприза называется динамической. Завершает первую часть кода, утверждающая волевой мужественный образ первой части.

Вторая часть Andante sostenuto — самый лиричный образ концерта. Это своеобразная «песня без слов», которая «поётся» на фоне прекрасного кавказского пейзажа. Вы никогда не были на Кавказе? Представьте величественные горы, освещённые лучами солнца, какая-то первозданность горного пейзажа. Потому и музыка, его рисующая, звучит как гимн солнцу, красоте, природе.

Финал, 3 часть Allegro vivace — грандиозная картина народного праздника. Всё в нём полно движения, огня, энергии. Это как бы общий танец, из которого время от времени выделяются солисты. Движение танца постепенно становится всё более стремительным, как будто в танцевальный круг вливается всё больше людей. Оркестр подражает народным инструментам.

Большое значение в драматургии концерта играет кода финала. В ней в стремительном вихревом движении проносятся темы первой части, что объединяет произведение в единое целое.

Для творчества Хачатуряна характерны оптимизм, жизнеутверждение. Вот и здесь драматические и лирические образы первой части превращаются в образы народного праздника, веселья, буйной пляски.

Вопросы и задания:

  1. Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей в «Творческую тетрадь».
  2. Какие принципы развития — контраст, повтор, вариационность — использует композитор в каждой части Концерта? В каком соотношении находятся в Концерте солирующая скрипка и оркестр?
  3. Если представить себе героя этой непрограммной музыки, то какими чертами его наделил композитор?
  4. Какие черты музыки Концерта Хачатуряна созвучны вашим мыслям и чувствам, восприятию современных слушателей?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром:
I. Allegro con fermezzo, mp3;
II. Andante sostenuto, mp3;
III. Allegro vivace, mp3;
Фрагменты первой части концерта:
Вступление, mp3;
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
Каденция, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Оцените статью