- Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 21, до мажор
- Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор
- Подобные посты
- Концерт для фортепиано с оркестром № 21 (Моцарт) — Piano Concerto No. 21 (Mozart)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Состав
- Культурные ссылки
- Концерта моцарта для пианино no 21
Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 21, до мажор
Моцартовская революция
25 концертов для фортепиано с оркестром Моцарта произвели переворот в жанре, бывшем до тех пор исключительно «салонным». Роль фортепиано — наследника старого клавесина — принципиально изменилась: фортепиано после Моцарта и благодаря ему превратилось в солирующий инструмент, для звучания которого стала характерной острая индивидуальность.
Фортепиано научилось «разговаривать» и вести исполненный драматизма диалог с оркестром, приводящий в финале к гармоническому согласию. Моцарт сумел раскрыть душу каждого солирующего инструмента, однако выразителем своей творческой воли сделал именно фортепиано, открыв тем самым неизвестные до того «материки» инструментальной музыки.
Фортепианный концерт № 21, до мажор (KV 467)
Фортепианные концерты Моцарта вот уже два века любимы не только слушателями, но и исполнителями. И не удивительно — ведь Моцарт писал их для своих собственных выступлений.
Еще в отроческом возрасте Вольфганг Амадей поражал знатоков и профанов виртуозной игрой на клавишных инструментах. Клавесин присутствовал в его жизни с тех пор, как он себя помнил. Уже в пятилетнем возрасте он сочинял менуэты, перебирая клавиши отцовского клавесина. Позже (к восьми годам) Моцарт выучился игре на скрипке, но клавишные навсегда остались его первой и главной любовью.
Фортепианный концерт до мажор похож именно на признание в любви инструменту. Он переливается, искрится и дает солисту возможность продемонстрировать блестящую технику.
Концерт был впервые исполнен 12 марта 1785 года, через три дня после того, как был написан, и сразу же вызвал восторг слушателей. Своим музыкальным настроением концерт несколько напоминает симфонию №41. Он столь же бурно стихиен и словно пронизан каким-то небесным светом (это и вообще характерно для Моцарта венского периода).
I. Allegro maestoso
II. Andante
III. Allegro vivace assai
Первая часть концерта — Allegro maestoso — похожа на веселый летний праздник с фейерверком. То здесь, то там зажигается игривая искра, проскальзывает легкий смешок. Надо сказать, что и все произведение воспринимается как нечто жизнерадостное, ликующее. Но в концерте есть и драматическая, минорная тема, которая звучит у фортепиано. Как будто сквозняк прошел по комнатам, задул свечи, обдал холодом декольтированные плечи дам.
Но свечи зажжены вновь — и праздник продолжается, хотя и несколько присмиревший, раздумчивый. Прелестнейшее Andante (пожалуй, лучшее у Моцарта) начинается темой струнных, которую чуть позже и еще более лирично повторяет фортепиано под аккомпанемент пиццикато.
Последняя часть, Allegro vivace assai, пленяет своей неуверенностью, вопросительными интонациями и радостным, уносящимся ввысь, завершением.
Сам композитор считал, что в концертах достигается «нечто среднее между слишком трудным и слишком легким» (как перекликаются эти слова с приведенным выше упреком Моцарта-отца!). Совмещая серьезное с приятным, Моцарт воплотил в музыке не что иное, как одну из главных идей эпохи Просвещения — «забавляя, поучать». И сделал это легко, стройно, с присущей ему одному виртуозностью.
Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 21, до мажор
Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора в исполнении не менее знаменитого сегодня Марка Бейрусона, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Моцарта, начиная с Зальцбурга – его Родины, через Инсбрук, Мюнхен и Озеро Св. Вольфганга в Вену – город его славы и при знания величия. Прекрасная музыка, прекрасное времяпровождение!
Источник
Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор
«Господин капельмейстер Моцарт будет иметь честь представить большой концерт в Бургтеатре, в ходе которого он выступит с новым Фортепианным концертом и выполнит различные импровизации», – такое объявление возвестило в начале марта 1785 г. об очередном выступлении Вольфганга Амадея Моцарта. Сегодня мы можем только догадываться о том, какими были импровизации, прозвучавшие в тот день, ведь искусство импровизатора мимолетно, зато доподлинно известно, о каком именно фортепианном концерте шла речь – это был Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор.
История его создания являет собою наглядное свидетельство не только того, как быстро умел работать великий композитор, но и того, как легко переходил он от одного музыкального образа к другому. Моцарт завершил до-мажорный концерт всего через неделю после предыдущего – ре-минорного – но как глубоко различны между собою эти произведения! Страстный и оживленный Двадцатый концерт совсем не похож на Двадцать первый, исполненный спокойствия и величия. Разнообразие произведений не вызывает удивления, если учесть, что они относятся к периоду, когда фортепианный концерт играл весьма важную роль в творчестве композитора – между 1782 и 1786 гг. было написано полтора десятка клавирных концертов. Это было связано с активной концертной деятельностью, которую Моцарт вел в Вене – его исполнительская слава в это время достигает апогея, и главным средством «общения» с публикой становится для него инструментальный концерт. Свое понимание сущности этого жанра композитор выразил в одном из писем к отцу: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту». Таким образом, клавирный концерт был для Моцарта жанром, сочетающим доступность и доходчивость музыкального языка с глубоким смыслом – и это позволяло обращаться не только к узкому кругу утонченных знатоков и ценителей (хотя и они могли найти нечто интересное для себя), но и к широкой публике.
Относясь к числу «больших венских концертов», Двадцать первый концерт наделен всеми теми чертами, которые характерны для них, и главная из них – симфонизация фортепианного концерта. Состав оркестра расширен – в него введены две трубы, а также литавры. Роль оркестровой партии весьма значительна – оркестровые эпизоды достаточно велики по объему, а фортепианная партия в ряде моментов приобретает сопутствующую функцию. Но всё же нельзя сказать, что фортепиано здесь отходит на второй план – его партия прямо-таки искрится блестящей техникой (композитор словно «объясняется в любви» к инструменту, стремясь представить его возможности публике во всей красе).
Концерт пронизан светлым, жизнерадостным настроением – этот образный строй становится очевидным уже в первой части – Allegro maestoso, которую открывает маршевая тема. Она сменяется более лиричной мелодией. Лишь один раз праздничный характер первой части омрачается появлением минорной новой темы, в чем-то предвосхищающей главную партию первой части Сороковой симфонии. Часть вторая – Andante – один из прелестнейших образцов лирики Моцарта. Прекрасную мелодию излагают струнные, затем она еще более трепетно звучит у фортепиано на фоне пиццикато струнных (вторая часть приобрела особую популярность и даже была использована в фильме «Эльвира Мадиган», созданном шведским кинорежиссером Бу Видербергом в 1967 г.). Финальное рондо начинается с полнозвучного оркестрового проведения подвижной, жизнерадостной темы. После лаконичной каденции фортепиано развивает ее вместе с оркестром. Привлекают внимание «вопросительные» интонации и «ответы» на них. Последнее появление темы приводит к ликующему, «уносящемуся ввысь» завершению.
Концерт № 21 до мажор впервые прозвучал в Вене в марте 1785 г., его с большим успехом представил публике сам Вольфганг Амадей Моцарт.
Подобные посты
Борис Эмильевич Блох
(р. 1951) «Пианист, вызывающий острое чувство тоски по прошлому, по пианизму великих», – так охарактеризовал один музыкальный критик исполнительскую манеру Бориса Эмильевича Блоха. Этот пианист, родившийся и начавший свой творческий путь в СССР, но рано покинувший родину, ныне известен ценителям фортепианного искусства во всем мире. Родина Бориса Блоха – Одесса. В семье, в которой он […]
Дариус Мийо
«…Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была “эпатировать буржуа”» М. Бауер. Дариус Мийо запомнился как создатель легкой карнавальной музыки и как музыкант, привнесший мотивы бразильской культуры в русло академической музыки. При этом он был одним из самых плодовитых композиторов XX века, его творческое наследие включает 430 опусов. […]
Хенрик Миколай Гурецкий
(1933–2010) Хенрик Миколай Гурецкий… Звезда этого композитора взошла на небосклоне польского музыкального искусства в 1950-х годах – наряду с Кшиштофом Пендерецким и некоторыми другими композиторами он стал одним из представителей авангарда в музыке Польши. Однако со временем стиль его изменился, и применительно к творчеству зрелого периода говорят о сакральном минимализме – направлении, сочетающем минималистические […]
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 21 (Моцарт) — Piano Concerto No. 21 (Mozart)
Концерт для фортепиано с оркестром до мажор | |
---|---|
№ 21 | |
В. А. Моцарт | |
Концерт для фортепиано № 21 в мажор , К. 467, был завершен 9 марта 1785 г. Моцарта , через четыре недели после завершения предыдущего ре минор концерта , K. 466.
СОДЕРЖАНИЕ
Состав
Концерт написан для фортепиано соло , флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн до мажор, двух труб до мажор, литавр и струнных.
Концерт состоит из трех частей :
- Allegro maestoso; в обычное время . Обозначение темпа есть в каталоге Моцарта его собственных работ, но не в рукописи автографа.
- Анданте в фа мажоре . И в партитуре для автографа, и в своем личном каталоге Моцарт обозначил счетчик как alla breve .
- Allegro vivace assai
Вступительное движение начинается тихо с фигуры марша, но быстро переходит к более лирической мелодии, перемежающейся с фанфарами на ветру. Музыка резко нарастает, скрипки заменяют основную мелодию маршей, которую теперь играют духовые. Эта воодушевляющая тема переходит в короткую, более тихую интерлюдию, отмеченную мотивом вздоха в медных духах. Марш возвращается, в конце концов переходя к выходу солиста. Солист играет краткую Eingang (разновидность сокращенной каденции ) перед тем, как перейти к трели на доминирующей G, в то время как струнные играют марш до мажор. Затем фортепиано вводит новый материал до мажор и начинает переходить к доминирующей тональности соль мажор . Сразу после того, как оркестровая каденция, наконец, объявляет о прибытии доминанты, музыка резко переходит на соль минор в отрывке, который в этом ключе напоминает главную тему Симфонии № 40 . Затем серия восходящих и падающих хроматических гамм переводит музыку к истинной второй теме пьесы, кипучей теме соль мажор, которую также можно услышать в Концерте Моцарта для третьего валторна . Далее следуют обычное развитие и перепросмотр. В конце части есть каденция , хотя оригинал Моцарта утерян.
Andante , в субдоминантовом ключе фа мажор, состоит из трех частей. Начальная часть предназначена только для оркестра и содержит приглушенные струнные. Первые скрипки играют сказочную мелодию под аккомпанемент, состоящий из вторых скрипок и альтов, играющих триоли с повторяющимися нотами, и виолончелей и баса, играющих пиццикато арпеджио. Весь основной мелодический материал движения содержится в этом оркестровом вступлении в фа мажоре или фа минор . Вторая часть знакомит с сольным фортепиано и начинается с фа мажор. Это не буквальное повторение, так как после первых нескольких фраз вставляется новый материал, переходящий в другую тональность. Когда знакомый материал возвращается, в музыке преобладают до минор и до мажор . Затем он модулируется до соль минор , затем си-бемоль мажор , затем фа минор, которая переходит к третьей части движения. Третий раздел снова начинается сказочной мелодией, но на этот раз в относительной тональности параллельной тональности фа мажор, ля-бемоль мажор . В течение этого заключительного раздела музыка возвращается к тонизирующим тонам фа минор, затем фа мажор, а короткая кода завершает движение.
Финальная часть рондо начинается с того, что весь оркестр исполняет веселую «прыгающую» тему. После короткой каденции к ней присоединяется фортепиано, которое продолжает развиваться. Очевидно, что стиль «звонка и ответа» — пианино и ансамбль обмениваются темами. Солист играет гаммы и фигурации арпеджио , усиливающие темы, а также короткую каденцию, возвращающуюся к основной теме. Основная тема появляется в последний раз, что приводит к всплеску весов, завершающемуся торжествующей нотой.
Культурные ссылки
Вторая часть была показана в шведском фильме 1967 года « Эльвира Мадиган» . В результате произведение стало широко известно как концерт Эльвиры Мадиган .
Песня Нила Даймонда 1972 года » Song Sung Blue » была основана на теме анданте-движения концерта.
Источник
Концерта моцарта для пианино no 21
В.А. Моцарт Концерты для фортепиано с оркестром
Вольфанг Амадей Моцарт – это не только величайший композитор XVIII века, но и талантливый пианист, гастролирующий по странам Европы вместе с сестрой с раннего детства. Будучи ребенком, он уже сочинял композиции для собственного выступления. Среди них значительную часть занимали фортепианные концерты с оркестром. На протяжении всей жизни Моцарт не охладевал к жанру концерта и продолжал сочинять композиции, отличающиеся эмоциональностью, красочностью и чувственностью.
Историю создания Концертов для фортепиано Моцарта, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта
В переводе с итальянского языка концерт переводится как состязание. С давних времен солирующий инструмент как бы состязался с оркестром в виртуозности исполнения. Именно в творчестве Вольфанга Амадея Моцарта партия фортепиано и оркестра стала равнозначной. Это означает, что фортепиано, которое до этого времени считалось инструментом для аккомпанемента теперь в равной степени могло исполнять соло.
Фортепианные концерты Моцарта для пианистов ассоциируются прежде всего с высшей школой певучего фортепианного исполнения и необыкновенной импровизационностью, которая характеризуется яркостью возникающих образов.
Концертам композитора чужды манерность и вычурность, черты столь характерные для музыки модных сочинителей того времени. Композиции, наполненные естественностью и искренностью способны тронуть до глубины души.
Интересные факты
- Всего издано 27 фортепианных концертов. Существует 28 концерт, который не был издан, потому что композитор не дописал финал. Сегодня неоконченный концерт Моцарта все равно исполняется пианистами, в качестве финала используется III часть 5-го концерта.
- В 1776 году композитору был заказано произведение для исполнения на 3-х клавесинах. Графиня Лодрон, сделавшая заказ, хотела получить такую композицию, которую она могла бы играть со своими дочерьми. В дальнейшем музыкант сделал аранжировку на собственное сочинение, так получился концерт для двух фортепиано с оркестром.
- Первые 4 концерта гений написал в возрасте 11 лет. 5 концерт был написал лишь спустя семь лет.
- В творчестве композитора можно найти один концерт для двух солирующих роялей с оркестром и один концерт для трех солирующих роялей с оркестром, пользующихся огромной популярностью у исполнителей.
- Порядковый номер сочинений, который мы можем увидеть в названии произведения Моцарта называется Кёхель, в честь исследователя. Дело в том, что Вольфанг Амадей никогда не указывал номер сочинения, из-за чего было музыковедам было сложно классифицировать композиции по периодам. В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания.
- Каденцию к 20 концерту Моцарта написал Людвиг ван Бетховен. Авторские варианты каденций не сохранились.
- Наиболее плодотворным периодом для сочинения концертов для фортепиано можно считать временной промежуток с 1782 – 1786 года. В это время композитор переехал в Вену, где постоянно устраивал «академии» — это авторские концерты, где Моцарт выступал в роли не только исполнителя, но и дирижера и композитора. Тогда было сочинено 15 концертов.
Концерт для фортепиано с оркестром №9 (Es-dur) KV.271
Это сочинение композитор написал в возрасте 20 лет и посвятил пианистке Женом. Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей:
- I часть – это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме.
- II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность. Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией.
- III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм.
Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра – этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости.
Фортепианный концерт №20 (d-moll) KV.466
Считается одним из популярнейших произведений, написанных гением. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. 10 февраля 1785 года работа над оркестровкой была завершена, а уже 11 февраля композитор непринужденно исполнял музыку для великосветского общества, играя и дирижируя одновременно.
Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание. Главной особенностью тематизма можно назвать контрастность образов, широкую эмоциональную амплитуду, при этом главным образом является мрачно-возбужденный тематизм, изложенный в экспозиции I части.
Структура произведения классическая, то есть состоит из 3 контрастных друг другу частей:
- I часть написана в сонатной форме. Для экспозиции характерно наличие тревожности, которая проявляется в наличии синкопированного ритма. Побочная партия серьезно отличается по образу, в ней можно услышать пасторальные напевы, ведущая партия у деревянно-духовых инструментов. В репризе происходит драматизация образов главной партии.
- II часть написана в жанре романса. Мрачный d-moll сменяется на легкий B-dur, музыка дарит слушателю внутреннее спокойствие. Виртуозность и импровизационность словно свежий ветер перемен, который может унести далеко от всех невзгод.
- III часть. Несмотря на мрачное начало в финале утверждается оптимистический конец, все в жизни разрешимо.
Сочинение полностью отражает концепцию автора, что свет всегда пробивается сквозь даже самую непроглядную тьму.
Концерт для фортепиано с оркестром №21 (С-dur) KV467
Концерт для фортепиано с оркестром в тональности до мажор был написан композитором для собственного выступления. Первое исполнение состоялось 12 марта 1785 года. Музыкант сочинил его всего за три дня, и тут же продемонстрирован публике. Слушатели были в восторге от стихийности и жизнерадостности музыки.
Концерт состоит из трех частей, контрастных между собой:
- I часть – Allegro (быстрая, стремительная, страстная)
- II часть – Andante (медленная, задумчивая)
- III часть – Allegro vivace assai (Быстрая, оживленная)
Первая часть композиции как будто изнутри наполнена светом, радостью и оптимизмом. Оркестровая партия будто выражает ликование, праздник молодой души. Но вдруг, в партии фортепиано проходит холодная минорная тема. На мгновение праздник остановился, подул ледяной ветер, который внес нотку драматизма в веселье. Вновь возвращается жизнерадостный тематизм.
Вторая часть начинается с потрясающей по красоте темы у струнной группы оркестра. Эта же тема будет виртуозно варьироваться в партии солирующего фортепиано, на фоне будет сопровождение струнных пицциакато.
Третья часть немного неустойчивая, изначально наполнена интонациями вопроса, на которые нет ответа. Музыка расцветает с новой мощью и красотой, в каждом музыкальном построении словно утверждается мысль о том, что нужно продолжать жить и радоваться каждому мгновению.
Фортепианный концерт №23 (A-dur) KV488
Сочинение музыкального произведения связано с переездом в столицу Австрии, Вену. Именно здесь композитор нашел, то что так долго искал, а именно признание фортепианной музыки. В этой стране активно совершенствовался инструмент, а также проводилась печать музыкальных произведений для пианино. Так в этот период творчество всего за 4 года, автор сумел сочинить 15 фортепианных концертов с оркестром, среди которых особую популярность получил 23.
Премьера прошла 2 марта 1786 года и была успешной для композитора.
Композиция состоит из трех частей:
- I часть олицетворяет контраст между оркестром и фортепиано. Украшением является виртуозная каденция.
- II часть написана в жанре сицилианы.
- III часть – это диалог между фортепиано и оркестром.
Блеск и игривость музыки – вот, что отражает сущность не только музыки, но и характера Вольфанга Амадея Моцарта. Потрясающая виртуозность и импровизационность концерта делают его одновременно самым сложным, но и самым красивым в творчестве венского классика. Сегодня концерт активно исполняется крупнейшими мировыми пианистами.
Музыка Концертов для фортепиано Моцарта в кинематографе
Произведение | Фильм |
Концерт №9 | «Солнечный супермен» (2014) |
«Пока мы молоды» (2014) | |
Концерт №20 | «Призрак в доспехах» (2017) |
«Моцарт в джунглях» (2016) | |
«Сен-Лоран. Стиль – это я!» (2014) | |
«Принцесса на Рождество» (2012) | |
Концерт №21 | «Разные миры» (2015) |
«Явление» (2008) | |
«Схватка» (2007) | |
«Возвращение Супермена» (2006) | |
Концерт №23 | «Мы женщины» (2015) |
«12 обезьян» (2015) | |
«Новый свет» (2005) |
Фортепианные концерты Вольфанга Амадея Моцарта разнообразны и прекрасны. В них можно найти палитру чувств, выраженных в нотном тексте. Красота, свет и мечтательность словно освещают путь человека, хотя бы один раз в жизни, послушавшего музыку гениального Моцарта.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт Моцарта №23
Источник