Основные отличия концертной гитары от других разновидностей этого музыкального инструмента
Гитара – это всеми любимый и один из самых давних музыкальных инструментов. Самоназвание — концертная гитара говорит за себя, этот инструмент незаменим в концертной программе. Но мало кто из людей знает, в чем заключается принципиальное отличие концертной гитары от ее современных аналогов, попробуем разобраться.
Концертная гитара делится на две разновидности:
Каждая из выше представленных видов концертных гитар используется в определенной области музыкального искусства и имеет свои особенности. Также гитары можно различить и по материалам, из которого изготавливается этот инструмент.
Простая гитара для начинающих изготавливается на основе шпона (современного материала ламинат) и применяется для обучения начинающих музыкантов – дилетантов игры на данном музыкальном инструменте. Более солидный инструмент выполнен на половину из того же шпона, а также из ели и кедра, такой инструмент можно увидеть у уличных музыкантов или в ресторанах ваших городов. Наиболее изысканной и дорогой в производстве считается – концертная гитара, она же профессиональная, выполнена полностью из высококачественных и отборных пород деревьев.
Концертная гитара достигла своего пика популярности в двадцатом веке, благодаря разным стилям музыкального искусства, начиная от классической концертной программы, заканчивая сопровождением кантри фестивалей. В то же время производством данного вида музыкальных инструментов стали заниматься разные страны мира, радуя любителей и поклонников музыки все новыми и новыми разновидностями гитар.
В период советской власти, в странах входящих в состав СССР было отлажено массовое производство гитар. Это были гитары с шестью и семью струнами- акустические. Эти гитары не отличались высоким качеством, но были доступны для обычных потребителей музыкальных инструментов. Именно эти факты и повлияли на неправильное представление о таком инструменте, как гитара у жителей стран советского союза.
В тот же период и Соединенные Штаты Америки производили концертные гитары. Благодаря ним мы и сейчас можем наслаждаться музыкой акустической гитары со стальными струнами. Данный инструмент отличается большими размерами, по сравнению с обычной гитарой и узким грифом. Разработкой акустической гитары США стало заниматься, из за огромной популярности в то время музыкального направления – кантри.
Какой бы ни была концертная гитара, ее задача одна для всех ее разновидностей, приносить удовольствие от игры.
Источник
Концертная гитара что это такое
На этой странице я хочу рассказать о конструкции гитары специально не вдаваясь в подробности технологического процесса. Но тем не менее я хочу, чтобы вы имели представление о конструкции и технологии гитары.
Перейду к рассмотрению именно концертной гитары, которая соответствует всем требованиям классической технологии изготовления гитар.
Концертная гитара — это, как правило, полномензурная гитара ( мензура 650мм., а сейчас есть тенденция к увеличению мензуры до 660мм.), изготовленная полностью из массива древесины без каких либо имитаций. Если накладка чёрная — значит это эбеновое дерево. Т. е. концертная — это не только размер гитары, но и качество и класс компонентов и регламентированная схема их сборки. В зависимости от мастера порядок сборки, форма, цветовое решение могут очень сильно отличаться, т. к. в гитарном мастерстве нет таких жёстких традиций. Форма головки, или корпуса, или подставки, вид канта, вид других украшений, лак, цвет могут различаться, безусловно, есть границы, но в целом всё достаточно либерально. Теперь постараюсь по порядку.
Гитара из массива изготавливается полностью из цельной древесины. Дека и дно гитары состоят из двух половинок. Двух симметричных половинок склеиваемых по середине вдоль корпуса гитары. Обечайки также одинаковые согнутые полоски древесины.
Как выглядят заготовки для гитары, т.е. какой вид имеют палочки, которые станут через какое-то время гитарой?
Дека — это две одинаковые дощечки. Под одинаковостью подразумеваются не только габаритные размеры, но и рисунок слоёв, текстура древесины. Одинаковые они визуально, потому что срезаются друг за другом при распиловке с заготовки большего размера. Также, естественно при такой распиловке соблюдается однородность деки по физическим характеристикам, ведь если даже подобрать одинаковые половинки деки срезанные с разных заготовок, то они не будут одинаковые по внутренним физическим свойствам; близкие, но неодинаковые. Типовой материал для деки — это ель различных типов и кедр. Есть и другие, но они не так распространены.
На картинке изображены две половинки заготовки деки. В таком виде они продаются на заготовительных предприятиях. Конечно, некоторые мастера сами пилят доски. Покупать непиленный материал дешевле, но это не единственная причина и предмет отдельного разговора. Каждый мастер выбирает материал по себе.
Эти половинки деки, как и дна, очень тщательно подгоняются, склеиваются, обрезается лишнее и ещё куча операций пока заготовки перестанут быть заготовками.
На обратную сторону деки приклеивается акустическая система . Одна из самых удачных систем является система «веер» , состоящая из минимум пяти основных, и дополнительных пружин — радиальных палочек из ели, кедра. «Веер» приклеивается под подставкой.
Лучи сходятся к розетке. Акустическая система необходима для равномерного распределения нагрузки и колебаний по деке, передаваемых струнами. Каждый мастер выбирает свою акустическую систему.
Дно гитары — это также две симметричные половинки, склеенные по центру. С внутренней стороны шов проклеивается полоской древесины для прочности. Поперёк на дне, как и на деке, приклеены рипы, необходимые для придания корпусу гитары достаточной прочности. Они прочнее, чем пружины, изготавливаются также из ели.
Обечайки — это также симметричные половинки. Материал дна и обечаек, как правило, один и тот же. Это правило должно соблюдаться беспрекословно для профессиональных гитар. Причём совпадать также должна и текстура материала обечаек и дна, не только название.
Когда говориться о материале изготовления классической гитары , то имеется ввиду материал изготовления как раз дна и обечаек, так как дека, как правило, всегда делается из ели или кедра.
Как гнутся обечайки? Древесина имеет свойство при нагреве с определённым увлажнением гнуться и, если форму зафиксировать, остудить и высушить, то древесина эту форму сохранит.
Высота обечаек напрямую влияет на частотную характеристику гитары. Поэтому маленькие гитары высокие по звучанию, а толстые — более басовые. Нормальный размер толщины порядка 100 мм. Обратите внимание на кубинские гитарные ансамбли, там можно увидеть как малюсенькую гитарочку-дрынчалочку, так и гитару по размерам больше напоминающую контрабас.
Потом к обечайкам приклеиваются клёцы и контробечайки. Получается промежуточный результат — рамка.
Клёцы — нижний и верхний. В верхний клёц (это такая деревянная форма, которая видна через отверстие, если посмотреть в него под углом в сторону основания грифа, нижний клёц не видно без зеркала) также вклеивается гриф. Клёц нужен для жёсткости корпуса; на нём сходятся все габаритные части гитары в том числе и гриф, который и вклеивается в клёц.
Контробечайки — это полоска древесины плотных пород, которая проходит вдоль склейки дека-обечайки, дно-обечайки для упрочнения склейки и всего корпуса гитары в целом. Они бывают цельные бывают с пропилами, а бывает, что и вовсе набраны из отдельных чопиков.
К рамке приклеиваются подготовленные, т .е. с рипами и акустической системой, дно и дека.
Также с внешней стороны углы гитары проклеиваются кантами , которые выполняют функцию как декоративную, так и закрывают торцы деки и дна от вредных воздействий, как влажность и служат дополнительными слагаемыми в прочность корпуса. Изготовляют кант из твердой древесины. Безусловно канты также являются элементами украшения гитары.
Гриф состоит из головки с колковой механикой, шейки, накладки с ладами и пятки.
Функция грифа не только держать струны, но и быть удобным посредником для человека. Неудобные, толстые и угловатые грифы допускаются некоторыми фабриками. Вот если бы компьютерная мышь была ежиком и кусалась за ладонь, а при быстром движении еще и царапалась.
Условия эксплуатации предъявляют к материалу грифа высокие требования. Как правило, шейка грифа выполнена из радиального красного дерева или клена.
Для того, чтобы на грифе вашей гитары было удобно играть, необходимо иметь нормальные высоты струн над накладкой, а точнее над верхушками ладов. Высоты могут быть разными, взависимости от натяжения струн и техники вашего звукоизвлечения.
Для того чтобы продолжить разговор о высотах надо уточнить, что гриф гитары ровный, иначе нормальные высоты струн будут искажены, чтобы компенсировать кривизну грифа.
И так высоты: так как струны разные по толщине и аплитуде колебания, то высота под каждой струной должна быть своя. Первая нейлоновая струна не дребезжит точно, если высота между осевой линией струны и верхушкой 12-го лада в районе 3.5мм. Если струны сильного натяжения, то не дребезжит и при 3.0мм. Если на таких высотах что-то не так, значит не в порядке плоскость верхушек ладов: или гриф кривой, или лады повылазили. Шестая нейлоновая струна немного капризнее первой, точнее пятая и шестая капризнее первой и второй. Минимальная высота между шестой струной и ладом 4.5мм., но может быть и выше, если струны дребезжат. Причины тому могут быть такие: гриф искривлен, не в порядке лады, струны мягкие, ваше звукоизвлечение очень интенсивно. Можно исправить гриф, лады, но, если вы играете на ученических струнах и к тому же интенсивно, то надо поднимать косточку для шестой и пятой струн. Третья и четвёртая получаются сами собой, ведь косточка(нижний порожек) одна. При сверхсильном натяжении и при игре фламенко расстояния могут быть меньше.
Краткая схема изготовления грифа: берется заготовка, будущая шейка распиливается вдоль пополам. Одна сторона переворачивается. Обе половинки склеиваются через прожилку. Роль прожилки как декоративная, так и обеспечение прочности. С соблюдением определенных углов (15 градусов) прикрепляется будущая головка. На головку сверху, часто и снизу, приклеивается дощечка из палисандра или эбенового дерева с целью скрыть шов склейки шейка-головка, также это укрепляет этот узел грифа и украшает его. Также с другого конца будущего грифа приклеивается заготовка пятки.
Существует два способа вклеивать гриф. Хорош тот способ, который у мастера получается лучше.
Испанская сборка гитары отталкивается от того, что верхний клёц и пятка грифа одно целое, т. е. клёц — это продолжение грифа и пятки. На месте мнимой границы между грифом и псевдоклёцом, делается паз, в который вставляются половинки обечайки. Заканчивают сборку корпуса дном, которое приклеивают ко всему остальному
Гриф вклеивается в корпус гитары, который уже закрыт, т. е. дека, дно, обечайки — всё на месте. Гриф вклеивается в клёц с помощью т. н. ласточкиного хвоста. Я пользуюсь европейским способом. И по умолчанию в тексте именно он.
Крепление типа ласточкин хвост , достаточно непростое дело. Что из себя представляет. В верхнем клёце выбран паз, сечение которого представляет собой трапецию, а на торце грифа делается, что называется инверсное изображение.
Теперь нужно со стороны деки всунуть и заклинить гриф в корпусе гитары. Естественно никаких дыр в месте соприкосновения грифа с обечайками, в одной плоскости поверхность шейки под накладку и дека, совпадают линии симметрии грифа и деки. Очень не просто, но потом десять, пятнадцать лет и привыкаешь.
После того, как гриф вклеивается в корпус гитары, выполняется последняя операция по столярке грифа — это приклейка накладки. Накладка изготовляется из сверхпрочной древесины. Этому несколько объяснений. Укрепление и утяжеление грифа в целом, внешняя поверхность накладки должна быть очень износостойкой и не истираться под пальцами.
Лады также важная составляющая часть гитары. Они должны быть обработаны специальным образом: плотно без колебаний держаться в пропиле, не выступать на торцах, вершины ладов должны находиться в одной плоскости.
Естественно, если вы постоянно слышите дрязг и щёлканье при игре, причём дефекты слышны через лад, на одном есть на следующем нет, потом опять, то скорее всего это ваши лады хотят посмотреть через голову друг друга. 🙂 Это требует ремонта.
Также важным технологическим процессом в изготовлении гитары является лакировка. Каждый мастер сам для себя выбирает последовательность, метод покрытия и лак для своих гитар. Лаков достаточно много. Синтетические лаки и органические лаки — основные их виды. Я пользуюсь шеллаком — это органический лак. Вот его определение из справочника.
Справочник «Растительное сырьё и биологически активные субстанции для косметики и парфюмерии».
Воскоподобное вещество, выделяемое тропическими насекомыми (Tachardia lacca), обитающими в Индии на определенных видах деревьев. В процессе накопления эта масса смешивается со смолистыми веществами и некоторыми продуктами жизнедеятельности насекомых; в качестве примесей в ней могут содержаться соединения мышьяка. Хорошо растворяется в щелочах, слабо — в бензоле, почти не растворяется в маслах. Обесцвеченный и очищенный шеллак — воск белого цвета вязкой консистенции, без указанных примесей. В его составе мирициловый и церотиловый спирты, сложные эфиры мирициновой и церотиновой кислот, а также монтановая, лигноцериновая кислоты. Применяется в производстве политур, красок, сургуча, свечей. В косметике используется как загущающий компонент, например, в лаках для волос. INCI: Shellac
История вещей. Журнал весёлых и любознательных.
Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок — лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски «shell», отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению — она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток — дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры. Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: «За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой». Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки — появилась долгоиграющая пластинка.
Всеми выше перечисленным признакам можно пользоваться как критериями при выборе гитары; постановки вопросов при заказе гитары мастеру или разговоров с продавцами. И в каком-то смысле эта статья является ответом на вопрос: как выбрать гитару?
Источник