Концертное выступление по фортепиано

Содержание
  1. «И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ ФОРТЕПИАНО» Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны
  2. Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Н.В.
  3. Концертная практика как эффективная форма обучения пианистов в младших классах ДШИ и ДМШ
  4. Характеристика концертной практики в рамках обучения младших школьников в классе фортепиано детской музыкальной школы. Условия для преодоления негативных последствий сценического волнения. Методические приемы подготовки учащихся к публичному выступлению.
  5. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  6. Аннотации
  7. Ключевые слова: музыкальная педагогика, концертное выступление, концертная практика, сценическое волнение, младший школьный возраст.
  8. Основное содержание исследования
  9. Концертное выступление — это с одной стороны демонстрация успехов в обучении игре на инструменте, с другой стороны — уникальная возможность, свойственная исполнительским видам искусства — донести до слушателей собственную интерпретацию музыкального произведения [2]. Работа по подготовке к успешному концертному выступлению начинается с самого первого этапа — знакомства с произведением, продолжается на протяжении разбора и разучивания и завершается непосредственно исполнением на сцене. Основной формой обучения, позволяющей учащимся приобрести навыки публичного исполнения музыкальных произведений, является концертная практика. Она должна быть организована и спланирована таким образом, чтобы с самых первых шагов у начинающего музыканта формировать навыки, знания и умения, необходимые для успешной концертной деятельности.
  10. Несмотря на многовековой музыкально-педагогический опыт, накопленный в системе дополнительного образования, вопросы подготовки учащихся к сценическим выступлениям, построения системы концертной работы в музыкальной школе, способствующей достижению устойчивых результатов, не подверженных негативному влиянию сценического волнения в ходе исполнения, до настоящего времени разработаны недостаточно. Данное противоречие определило проблемунашей работы — поиск путей развития сценической устойчивости, раскрепощённости, эмоциональности, выдержки и самообладания, гармоничного воспитания музыканта-исполнителя младшего школьного возраста в процессе подготовки к выступлениям и в ходе концертной практики.
  11. Анализ литературы по теме исследования позволил установить, что музыкально-исполнительская деятельность — это особое многокомпонентное образование, обладающее структурой и иерархичностью строения. Концертная деятельность имеет тесную связь с творчеством, она носит продуктивный характер, который предполагает внесение в прочтение нотного текста собственной интерпретации исполнителя. Концертное выступление — это кульминационный момент, особый вид музыкального творчества исполнителя. Одна из острых проблем, стоящих в музыкально-педагогической практике — это проблема негативных последствий сценического волнения и их преодоления [1].
  12. Такие выдающиеся педагоги-пианисты как Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнесина, И. Гофман, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз были убеждены в том, что психологические сложности, возникающие перед учащимся?музыкантами в процессе публичного выступления, преодолимы при определенной направленности действий в ходе подготовки к выступлению и соответствующей компетентности преподавателя. Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержатся в книгах, статьях, методических разработках многих музыкантов и педагогов: Д.Д. Благого, JI. JI. Бочкарева, A. JI. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, JI. A. Маковец, С.И. Савшинского, С.Е. Фейнберга, Г.М. Цыпина и др.
  13. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования опыта публичных выступлений, так как дети в этом возрасте воспринимают выступление на сцене как праздник, и чаще всего недостаточно хорошо могут отрефлексировать те или иные неудачные моменты выступления. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте имеется возможность сформировать у учащегося позитивное отношение к выступлениям. Концертная практика младших школьников может быть представлена самыми различными видами деятельности от зачетных форм, предполагающих выполнение определенных программных требований, до участия в конкурсах, фестивалях и концертных программах.
  14. Для преодоления негативных последствий сценического волнения у учащихся младшего школьного возраста важным является соблюдение следующих условий:
  15. ? учет индивидуально — личностных (темперамент, реагирование на стрессовые ситуации и т.д.) и возрастных особенностей учащихся;
  16. ? наработка опыта сценических выступлений;
  17. ? грамотный подбор репертуара и качественная подготовка учащегося к выступлению;
  18. ? знание и умение применять техники саморегуляции.
  19. Процесс подготовки учащегося к сценическому выступлению — особый этап концертной практики учащегося. Подготовка учащегося к сценическому выступлению предполагает ряд этапов: ознакомления с произведением — технического воплощения исполнительского замысла — предконцертной подготовки. На каждом этапе выполняются свои задачи, которые тесно взаимосвязаны и грамотная работа педагога по выбору произведения, первому знакомству ученика с новым материалом, подбору грамотной рациональной аппликатуры, отслеживанию и отработке технических сложностей и т.д. ведут к итогу — успешному выступлению на сцене.
  20. Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное в музыкальном искусстве и транслировать его художественные ценности. Широкий спектр открытых выступлений дает будущим музыкантам опыт в приобретении столь важной основы профессионализма, как исполнительство на публике. Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить музыкальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм [3].
  21. Исследование показало, что наибольшей популярностью у учащихся пользуются безоценочные формы концертной деятельности, предполагающие сценарий и/или развивающийся сюжет, такие как концерты — сказки, концерты в детских садах и школах, тематические концерты, концерты класса, что делает эти формы концертной деятельности полезными для формирования у учащихся положительного опыта публичных выступлений [4]. Доказана эффективность следующих методических приемов подготовки учащихся к выступлению на сцене [5]:
  22. ? на публику выставлять произведения, которые нравятся ребёнку, хорошо выученные, чтобы вселить веру в свои силы у начинающего исполнителя, причем пьесы для исполнения могут быть очень лёгкими;
  23. ? проигрывание ситуации в условиях «репетиционного концерта» — тренировка ситуаций, которые происходят на концерте: как выйти, как поклониться, как сесть за инструмент, сама игра на инструменте, как уйти со сцены. Всё это помогает ребёнку лучше адаптироваться на концерте и снизить уровень страха и тревожности;
  24. ? первоначально выступить перед одноклассниками. Это помогает во время выступлений постепенно повышать уровень ответственности. Такое пробное выступление способствует развитию раскрепощённости и эмоциональности, формирует концентрацию внимания, собранность;
  25. ? психологическая настройка перед концертом помогает учащемуся почувствовать поддержку со стороны педагога, ощутить уверенность;
  26. Список литературы
  27. Подобные документы
Читайте также:  Один шаг назад укулеле

«И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ ФОРТЕПИАНО» Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны

Скоро подойдёт к завершению ещё один учебный год, который был наполнен напряжённой работой преподавателей и обучающихся. Подводить итоги учебного года, завершая его отчётным концертом, стало традицией, пожалуй, во всех музыкальных школах.

21 мая в Екатеринбургской детской школе искусств №9 состоялся отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны «И льются звуки фортепиано».

В уютном концертном зале собрались верные поклонники и любители фортепианной музыки: мамы, папы, бабушки и дедушки, одноклассники, друзья, коллеги.

Вечер начался с приветственного слова Натальи Валерьевны, которая пожелала всем ребятам успешного выступления, а слушателям хорошего настроения и ярких впечатлений.

Первыми выступили учащиеся младших классов. За них, таких неопытных, Наталья Валерьевна переживала больше всего. Но ребята с достоинством показали своё мастерство. Вот на сцене обучающиеся 1 класса, которых у Натальи Валерьевны трое. Чутко и проникновенно Набойченко Егор сыграл «Менуэт» Л. Моцарта, затем весело и непринуждённо «В садике» С. Майкапара. Зорихина Мария весело исполнила «Украинскую народную песню» и «Маленькую польку» Д. Кабалевского. Очень старалась Гаврилова Мария и буквально обворожила публику своим трепетным отношением к любимым произведениям. В ее исполнении прозвучали «Менуэт» Л. Моцарта, «Этюд» И. Берковича и «Танец медвежат» Ю. Виноградова. Образно, с душой, исполнили свои номера обучающиеся второго класса: Волкова Полина «Сарабанду» А. Гедике, «Сонатину» Д. Штейбельта и «Этюд» К. Черни; Жаркова Злата крепко и уверенно сыграла пьесу «Маленький командир» С. Майкапара; Турянская Анна с нежностью исполнила «Менуэт» И. Баха, «Сонатину» Л. Бетховена и виртуозно «Этюд» Л. Шитте; Харюшина Анна очень точно изобразила «Муху-цокотуху» Шульгина и легко исполнила «Вальс» С. Майкапара; задушевно и проникновенно прозвучали «Менуэт» И. Баха, Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» В. Моцарта и «Старинная французская песенка» П. Чайковского в исполнении Пьянкова Марка.

Читайте также:  George michael roxanne ноты

«На первый взгляд кажется, что играть на рояле и выступать перед публикой очень легко. Но так могут подумать только те, кто не представляет себе, насколько сложен труд музыканта. Чтобы достигнуть мастерства, начинают обучение в раннем детстве и продолжают всю жизнь» — сказала Наталья Валерьевна, продолжая концертную программу.

Далее красиво звучал «Менуэт» Г. Беренса и «Мамин вальс» Львова-Компанееца в исполнении Гаврилюк Анастасии, ученицы 3 класса. Уверенно выступали обучающиеся 4 класса: Кукарских Григорий исполнил «Токкатину» Д. Кабалевского, а Иванищева Екатерина «Куранту» Г. Генделя и «Сонатину» М. Клементи. В исполнении Смоленскрй Екатерины, ученицы 5 класса, прозвучала очень красивая музыка: Д. Циполи «Сарабанда» и «Багатель» Л. Бетховена. Блестяще и виртуозно исполнил «Этюд» К. Черни, «Ноктюрн» Э. Грига и «Прелюдию» Д. Кабалевского ученик 6 класса Смирнов Андрей, чем покорил всех зрителей. Степанова Вероника, выпускница 7 класса, достойно представила публике свою экзаменационную программу: «Сарабанду» ре минор из Французской сюиты И.С. Баха, «Фантазию» ре минор В. Моцарта и Балладу «Бразильское озеро» А. Мачаварина, достаточно технически сложные произведения.

Финальным номером концертной программы стало выступление дуэта в составе: ученик 6 класса Смирнов Андрей (фортепиано-соло) и Бахтина Ирина Александровна (партия синтезатора). В их исполнении прозвучала замечательная, очень красивая композиция Рауля Ди Блассио «Нино», которая не оставила равнодушным никого из присутствующих в зале. Им бурно аплодировали и кричали «Браво!»

Несомненно, концерт удался. Никто не остался в стороне — на сцену вышли все учащиеся класса преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны. С душевной теплотой и сопереживанием встречали зрители каждого выступающего. Все остались довольны — дети успешным выступлением, а родители яркими впечатлениями. После каждого выступления юным артистам преподносилась веточка свежих хризантем в знак благодарности от слушателей.

В завершении концерта Наталья Валерьевна выразила большую благодарность всем родителям за замечательных детей, за помощь и поддержку, за терпение и взаимопонимание, пожелала всем здоровья, счастья, уверенности в завтрашнем дне, радости, добра и вдохновения и пригласила на следующие концерты, которые будет проводиться в «ЕДШИ №9».

Заведующая отделением специального фортепиано,
преподаватель Эмонова Наталья Валерьевна

Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Н.В.

Источник

Концертная практика как эффективная форма обучения пианистов в младших классах ДШИ и ДМШ

Характеристика концертной практики в рамках обучения младших школьников в классе фортепиано детской музыкальной школы. Условия для преодоления негативных последствий сценического волнения. Методические приемы подготовки учащихся к публичному выступлению.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 16.08.2018
Размер файла 17,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Концертная практика как эффективная форма обучения пианистов в младших классах ДШИ и ДМШ

Серебренникова К.А., студентка магистратуры,

кафедры музыкального искусства,

институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель: Князева Г.Л.

канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального искусства,

институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

Аннотации


Ключевые слова: музыкальная педагогика, концертное выступление, концертная практика, сценическое волнение, младший школьный возраст.


Основное содержание исследования


Концертное выступление — это с одной стороны демонстрация успехов в обучении игре на инструменте, с другой стороны — уникальная возможность, свойственная исполнительским видам искусства — донести до слушателей собственную интерпретацию музыкального произведения [2]. Работа по подготовке к успешному концертному выступлению начинается с самого первого этапа — знакомства с произведением, продолжается на протяжении разбора и разучивания и завершается непосредственно исполнением на сцене. Основной формой обучения, позволяющей учащимся приобрести навыки публичного исполнения музыкальных произведений, является концертная практика. Она должна быть организована и спланирована таким образом, чтобы с самых первых шагов у начинающего музыканта формировать навыки, знания и умения, необходимые для успешной концертной деятельности.


Несмотря на многовековой музыкально-педагогический опыт, накопленный в системе дополнительного образования, вопросы подготовки учащихся к сценическим выступлениям, построения системы концертной работы в музыкальной школе, способствующей достижению устойчивых результатов, не подверженных негативному влиянию сценического волнения в ходе исполнения, до настоящего времени разработаны недостаточно. Данное противоречие определило проблемунашей работы поиск путей развития сценической устойчивости, раскрепощённости, эмоциональности, выдержки и самообладания, гармоничного воспитания музыканта-исполнителя младшего школьного возраста в процессе подготовки к выступлениям и в ходе концертной практики.


Анализ литературы по теме исследования позволил установить, что музыкально-исполнительская деятельность — это особое многокомпонентное образование, обладающее структурой и иерархичностью строения. Концертная деятельность имеет тесную связь с творчеством, она носит продуктивный характер, который предполагает внесение в прочтение нотного текста собственной интерпретации исполнителя. Концертное выступление — это кульминационный момент, особый вид музыкального творчества исполнителя. Одна из острых проблем, стоящих в музыкально-педагогической практике — это проблема негативных последствий сценического волнения и их преодоления [1].


Такие выдающиеся педагоги-пианисты как Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнесина, И. Гофман, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз были убеждены в том, что психологические сложности, возникающие перед учащимся?музыкантами в процессе публичного выступления, преодолимы при определенной направленности действий в ходе подготовки к выступлению и соответствующей компетентности преподавателя. Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержатся в книгах, статьях, методических разработках многих музыкантов и педагогов: Д.Д. Благого, JI. JI. Бочкарева, A. JI. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, JI. A. Маковец, С.И. Савшинского, С.Е. Фейнберга, Г.М. Цыпина и др.


Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования опыта публичных выступлений, так как дети в этом возрасте воспринимают выступление на сцене как праздник, и чаще всего недостаточно хорошо могут отрефлексировать те или иные неудачные моменты выступления. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте имеется возможность сформировать у учащегося позитивное отношение к выступлениям. Концертная практика младших школьников может быть представлена самыми различными видами деятельности от зачетных форм, предполагающих выполнение определенных программных требований, до участия в конкурсах, фестивалях и концертных программах.


Для преодоления негативных последствий сценического волнения у учащихся младшего школьного возраста важным является соблюдение следующих условий:


? учет индивидуально — личностных (темперамент, реагирование на стрессовые ситуации и т.д.) и возрастных особенностей учащихся;


? наработка опыта сценических выступлений;


? грамотный подбор репертуара и качественная подготовка учащегося к выступлению;


? знание и умение применять техники саморегуляции.


Процесс подготовки учащегося к сценическому выступлению — особый этап концертной практики учащегося. Подготовка учащегося к сценическому выступлению предполагает ряд этапов: ознакомления с произведением — технического воплощения исполнительского замысла — предконцертной подготовки. На каждом этапе выполняются свои задачи, которые тесно взаимосвязаны и грамотная работа педагога по выбору произведения, первому знакомству ученика с новым материалом, подбору грамотной рациональной аппликатуры, отслеживанию и отработке технических сложностей и т.д. ведут к итогу — успешному выступлению на сцене.


Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное в музыкальном искусстве и транслировать его художественные ценности. Широкий спектр открытых выступлений дает будущим музыкантам опыт в приобретении столь важной основы профессионализма, как исполнительство на публике. Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить музыкальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм [3].


Исследование показало, что наибольшей популярностью у учащихся пользуются безоценочные формы концертной деятельности, предполагающие сценарий и/или развивающийся сюжет, такие как концерты — сказки, концерты в детских садах и школах, тематические концерты, концерты класса, что делает эти формы концертной деятельности полезными для формирования у учащихся положительного опыта публичных выступлений [4]. Доказана эффективность следующих методических приемов подготовки учащихся к выступлению на сцене [5]:


? на публику выставлять произведения, которые нравятся ребёнку, хорошо выученные, чтобы вселить веру в свои силы у начинающего исполнителя, причем пьесы для исполнения могут быть очень лёгкими;


? проигрывание ситуации в условиях «репетиционного концерта» — тренировка ситуаций, которые происходят на концерте: как выйти, как поклониться, как сесть за инструмент, сама игра на инструменте, как уйти со сцены. Всё это помогает ребёнку лучше адаптироваться на концерте и снизить уровень страха и тревожности;


? первоначально выступить перед одноклассниками. Это помогает во время выступлений постепенно повышать уровень ответственности. Такое пробное выступление способствует развитию раскрепощённости и эмоциональности, формирует концентрацию внимания, собранность;


? психологическая настройка перед концертом помогает учащемуся почувствовать поддержку со стороны педагога, ощутить уверенность;

младший школьник концертная практика фортепиано

? ансамблевое выступление — очень полезно для неуверенных в себе учащихся. В ансамбле вырабатываются: чувство ответственности, чувство коллективного соучастия и взаимной поддержки;

? выступление дома — так называемое домашнее музицирование — это один из очень важных приёмов подготовки к концерту. Для учащихся это служит серьезной психологической поддержкой, убеждает их в заинтересованности родителей в музыкальных занятиях.

Список литературы

1. Князева Г.Л. Методы развития способности к творческой интерпретации музыкальных произведений в классе фортепиано // Перспективы развития педагогики музыкального образования в контексте интеграции культурных традиций: сборник материалов международной научно-практической конференции. — М.: МГПУ, 2015. — С.108-111.

2. Князева Г.Л. Освоение художественных стилей на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования // Искусствознание: теория, история, практика. 2016. №1 (15). — С.55-59.

3. Князева Г.Л. Творческая интерпретация в становлении личности будущего педагога-музыканта // Инновационные проекты в системе модернизации музыкально-педагогического образования: материалы научно-практического мероприятия. — М.: МГПУ, 2014. С.69-73.

4. Серебренникова К.А., Князева Г.Л. Концерт агитационного характера как эффективная форма привлечения учащихся в учреждения дополнительного образования // Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. Коллективная монография. — М.: Издательство «Перо», 2016. — С.213-218.

5. Серебренникова К.А., Олейник Д.В. Психолого-педагогические условия организации концертной деятельности младших школьников // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. — М.: Издательство «Перо», 2017. — С.308-313.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение методов и форм работы, способствующих развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано. Методические рекомендации по формированию эстетического восприятия музыки при обучении детей игре на фортепиано.

дипломная работа [981,4 K], добавлен 19.12.2011

Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано. Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка. Основы нотной грамоты детей.

курсовая работа [61,5 K], добавлен 18.11.2014

Анализ теоретических источников по методикам обучения младших школьников решению текстовых задач на движение. Выявление уровня подготовки учеников, затруднений учащихся в образовательном процессе. Методические рекомендации для учителей по обучению.

дипломная работа [141,0 K], добавлен 07.09.2017

Особенности традиционной и вальдорфской систем обучения, их развитие и применение в отечественных и зарубежных школах. Анализ результатов эмпирического исследования познавательного интереса младших школьников в классах с разными системами обучения.

курсовая работа [33,5 K], добавлен 22.10.2012

Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников. Особенности обучения в начальных классах. Психологический подход к пониманию сущности чтения. Сопоставительный анализ методов обучения грамоте в истории педагогики.

курсовая работа [52,1 K], добавлен 16.11.2009

Источник

Оцените статью