- «И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ ФОРТЕПИАНО» Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны
- Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Н.В.
- Концертная практика как эффективная форма обучения пианистов в младших классах ДШИ и ДМШ
- Характеристика концертной практики в рамках обучения младших школьников в классе фортепиано детской музыкальной школы. Условия для преодоления негативных последствий сценического волнения. Методические приемы подготовки учащихся к публичному выступлению.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Аннотации
- Ключевые слова: музыкальная педагогика, концертное выступление, концертная практика, сценическое волнение, младший школьный возраст.
- Основное содержание исследования
- Концертное выступление — это с одной стороны демонстрация успехов в обучении игре на инструменте, с другой стороны — уникальная возможность, свойственная исполнительским видам искусства — донести до слушателей собственную интерпретацию музыкального произведения [2]. Работа по подготовке к успешному концертному выступлению начинается с самого первого этапа — знакомства с произведением, продолжается на протяжении разбора и разучивания и завершается непосредственно исполнением на сцене. Основной формой обучения, позволяющей учащимся приобрести навыки публичного исполнения музыкальных произведений, является концертная практика. Она должна быть организована и спланирована таким образом, чтобы с самых первых шагов у начинающего музыканта формировать навыки, знания и умения, необходимые для успешной концертной деятельности.
- Несмотря на многовековой музыкально-педагогический опыт, накопленный в системе дополнительного образования, вопросы подготовки учащихся к сценическим выступлениям, построения системы концертной работы в музыкальной школе, способствующей достижению устойчивых результатов, не подверженных негативному влиянию сценического волнения в ходе исполнения, до настоящего времени разработаны недостаточно. Данное противоречие определило проблемунашей работы — поиск путей развития сценической устойчивости, раскрепощённости, эмоциональности, выдержки и самообладания, гармоничного воспитания музыканта-исполнителя младшего школьного возраста в процессе подготовки к выступлениям и в ходе концертной практики.
- Анализ литературы по теме исследования позволил установить, что музыкально-исполнительская деятельность — это особое многокомпонентное образование, обладающее структурой и иерархичностью строения. Концертная деятельность имеет тесную связь с творчеством, она носит продуктивный характер, который предполагает внесение в прочтение нотного текста собственной интерпретации исполнителя. Концертное выступление — это кульминационный момент, особый вид музыкального творчества исполнителя. Одна из острых проблем, стоящих в музыкально-педагогической практике — это проблема негативных последствий сценического волнения и их преодоления [1].
- Такие выдающиеся педагоги-пианисты как Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнесина, И. Гофман, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз были убеждены в том, что психологические сложности, возникающие перед учащимся?музыкантами в процессе публичного выступления, преодолимы при определенной направленности действий в ходе подготовки к выступлению и соответствующей компетентности преподавателя. Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержатся в книгах, статьях, методических разработках многих музыкантов и педагогов: Д.Д. Благого, JI. JI. Бочкарева, A. JI. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, JI. A. Маковец, С.И. Савшинского, С.Е. Фейнберга, Г.М. Цыпина и др.
- Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования опыта публичных выступлений, так как дети в этом возрасте воспринимают выступление на сцене как праздник, и чаще всего недостаточно хорошо могут отрефлексировать те или иные неудачные моменты выступления. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте имеется возможность сформировать у учащегося позитивное отношение к выступлениям. Концертная практика младших школьников может быть представлена самыми различными видами деятельности от зачетных форм, предполагающих выполнение определенных программных требований, до участия в конкурсах, фестивалях и концертных программах.
- Для преодоления негативных последствий сценического волнения у учащихся младшего школьного возраста важным является соблюдение следующих условий:
- ? учет индивидуально — личностных (темперамент, реагирование на стрессовые ситуации и т.д.) и возрастных особенностей учащихся;
- ? наработка опыта сценических выступлений;
- ? грамотный подбор репертуара и качественная подготовка учащегося к выступлению;
- ? знание и умение применять техники саморегуляции.
- Процесс подготовки учащегося к сценическому выступлению — особый этап концертной практики учащегося. Подготовка учащегося к сценическому выступлению предполагает ряд этапов: ознакомления с произведением — технического воплощения исполнительского замысла — предконцертной подготовки. На каждом этапе выполняются свои задачи, которые тесно взаимосвязаны и грамотная работа педагога по выбору произведения, первому знакомству ученика с новым материалом, подбору грамотной рациональной аппликатуры, отслеживанию и отработке технических сложностей и т.д. ведут к итогу — успешному выступлению на сцене.
- Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное в музыкальном искусстве и транслировать его художественные ценности. Широкий спектр открытых выступлений дает будущим музыкантам опыт в приобретении столь важной основы профессионализма, как исполнительство на публике. Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить музыкальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм [3].
- Исследование показало, что наибольшей популярностью у учащихся пользуются безоценочные формы концертной деятельности, предполагающие сценарий и/или развивающийся сюжет, такие как концерты — сказки, концерты в детских садах и школах, тематические концерты, концерты класса, что делает эти формы концертной деятельности полезными для формирования у учащихся положительного опыта публичных выступлений [4]. Доказана эффективность следующих методических приемов подготовки учащихся к выступлению на сцене [5]:
- ? на публику выставлять произведения, которые нравятся ребёнку, хорошо выученные, чтобы вселить веру в свои силы у начинающего исполнителя, причем пьесы для исполнения могут быть очень лёгкими;
- ? проигрывание ситуации в условиях «репетиционного концерта» — тренировка ситуаций, которые происходят на концерте: как выйти, как поклониться, как сесть за инструмент, сама игра на инструменте, как уйти со сцены. Всё это помогает ребёнку лучше адаптироваться на концерте и снизить уровень страха и тревожности;
- ? первоначально выступить перед одноклассниками. Это помогает во время выступлений постепенно повышать уровень ответственности. Такое пробное выступление способствует развитию раскрепощённости и эмоциональности, формирует концентрацию внимания, собранность;
- ? психологическая настройка перед концертом помогает учащемуся почувствовать поддержку со стороны педагога, ощутить уверенность;
- Список литературы
- Подобные документы
«И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ ФОРТЕПИАНО» Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны
Скоро подойдёт к завершению ещё один учебный год, который был наполнен напряжённой работой преподавателей и обучающихся. Подводить итоги учебного года, завершая его отчётным концертом, стало традицией, пожалуй, во всех музыкальных школах.
21 мая в Екатеринбургской детской школе искусств №9 состоялся отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны «И льются звуки фортепиано».
В уютном концертном зале собрались верные поклонники и любители фортепианной музыки: мамы, папы, бабушки и дедушки, одноклассники, друзья, коллеги.
Вечер начался с приветственного слова Натальи Валерьевны, которая пожелала всем ребятам успешного выступления, а слушателям хорошего настроения и ярких впечатлений.
Первыми выступили учащиеся младших классов. За них, таких неопытных, Наталья Валерьевна переживала больше всего. Но ребята с достоинством показали своё мастерство. Вот на сцене обучающиеся 1 класса, которых у Натальи Валерьевны трое. Чутко и проникновенно Набойченко Егор сыграл «Менуэт» Л. Моцарта, затем весело и непринуждённо «В садике» С. Майкапара. Зорихина Мария весело исполнила «Украинскую народную песню» и «Маленькую польку» Д. Кабалевского. Очень старалась Гаврилова Мария и буквально обворожила публику своим трепетным отношением к любимым произведениям. В ее исполнении прозвучали «Менуэт» Л. Моцарта, «Этюд» И. Берковича и «Танец медвежат» Ю. Виноградова. Образно, с душой, исполнили свои номера обучающиеся второго класса: Волкова Полина «Сарабанду» А. Гедике, «Сонатину» Д. Штейбельта и «Этюд» К. Черни; Жаркова Злата крепко и уверенно сыграла пьесу «Маленький командир» С. Майкапара; Турянская Анна с нежностью исполнила «Менуэт» И. Баха, «Сонатину» Л. Бетховена и виртуозно «Этюд» Л. Шитте; Харюшина Анна очень точно изобразила «Муху-цокотуху» Шульгина и легко исполнила «Вальс» С. Майкапара; задушевно и проникновенно прозвучали «Менуэт» И. Баха, Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» В. Моцарта и «Старинная французская песенка» П. Чайковского в исполнении Пьянкова Марка.
«На первый взгляд кажется, что играть на рояле и выступать перед публикой очень легко. Но так могут подумать только те, кто не представляет себе, насколько сложен труд музыканта. Чтобы достигнуть мастерства, начинают обучение в раннем детстве и продолжают всю жизнь» — сказала Наталья Валерьевна, продолжая концертную программу.
Далее красиво звучал «Менуэт» Г. Беренса и «Мамин вальс» Львова-Компанееца в исполнении Гаврилюк Анастасии, ученицы 3 класса. Уверенно выступали обучающиеся 4 класса: Кукарских Григорий исполнил «Токкатину» Д. Кабалевского, а Иванищева Екатерина «Куранту» Г. Генделя и «Сонатину» М. Клементи. В исполнении Смоленскрй Екатерины, ученицы 5 класса, прозвучала очень красивая музыка: Д. Циполи «Сарабанда» и «Багатель» Л. Бетховена. Блестяще и виртуозно исполнил «Этюд» К. Черни, «Ноктюрн» Э. Грига и «Прелюдию» Д. Кабалевского ученик 6 класса Смирнов Андрей, чем покорил всех зрителей. Степанова Вероника, выпускница 7 класса, достойно представила публике свою экзаменационную программу: «Сарабанду» ре минор из Французской сюиты И.С. Баха, «Фантазию» ре минор В. Моцарта и Балладу «Бразильское озеро» А. Мачаварина, достаточно технически сложные произведения.
Финальным номером концертной программы стало выступление дуэта в составе: ученик 6 класса Смирнов Андрей (фортепиано-соло) и Бахтина Ирина Александровна (партия синтезатора). В их исполнении прозвучала замечательная, очень красивая композиция Рауля Ди Блассио «Нино», которая не оставила равнодушным никого из присутствующих в зале. Им бурно аплодировали и кричали «Браво!»
Несомненно, концерт удался. Никто не остался в стороне — на сцену вышли все учащиеся класса преподавателя Эмоновой Натальи Валерьевны. С душевной теплотой и сопереживанием встречали зрители каждого выступающего. Все остались довольны — дети успешным выступлением, а родители яркими впечатлениями. После каждого выступления юным артистам преподносилась веточка свежих хризантем в знак благодарности от слушателей.
В завершении концерта Наталья Валерьевна выразила большую благодарность всем родителям за замечательных детей, за помощь и поддержку, за терпение и взаимопонимание, пожелала всем здоровья, счастья, уверенности в завтрашнем дне, радости, добра и вдохновения и пригласила на следующие концерты, которые будет проводиться в «ЕДШИ №9».
Заведующая отделением специального фортепиано,
преподаватель Эмонова Наталья Валерьевна
Отчётный концерт класса специального фортепиано преподавателя Эмоновой Н.В.
Источник
Концертная практика как эффективная форма обучения пианистов в младших классах ДШИ и ДМШ
Характеристика концертной практики в рамках обучения младших школьников в классе фортепиано детской музыкальной школы. Условия для преодоления негативных последствий сценического волнения. Методические приемы подготовки учащихся к публичному выступлению.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.08.2018 |
Размер файла | 17,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Концертная практика как эффективная форма обучения пианистов в младших классах ДШИ и ДМШ
Серебренникова К.А., студентка магистратуры,
кафедры музыкального искусства,
институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Научный руководитель: Князева Г.Л.
канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального искусства,
институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Россия, г. Москва
Аннотации
Ключевые слова: музыкальная педагогика, концертное выступление, концертная практика, сценическое волнение, младший школьный возраст.
Основное содержание исследования
Концертное выступление — это с одной стороны демонстрация успехов в обучении игре на инструменте, с другой стороны — уникальная возможность, свойственная исполнительским видам искусства — донести до слушателей собственную интерпретацию музыкального произведения [2]. Работа по подготовке к успешному концертному выступлению начинается с самого первого этапа — знакомства с произведением, продолжается на протяжении разбора и разучивания и завершается непосредственно исполнением на сцене. Основной формой обучения, позволяющей учащимся приобрести навыки публичного исполнения музыкальных произведений, является концертная практика. Она должна быть организована и спланирована таким образом, чтобы с самых первых шагов у начинающего музыканта формировать навыки, знания и умения, необходимые для успешной концертной деятельности.
Несмотря на многовековой музыкально-педагогический опыт, накопленный в системе дополнительного образования, вопросы подготовки учащихся к сценическим выступлениям, построения системы концертной работы в музыкальной школе, способствующей достижению устойчивых результатов, не подверженных негативному влиянию сценического волнения в ходе исполнения, до настоящего времени разработаны недостаточно. Данное противоречие определило проблемунашей работы — поиск путей развития сценической устойчивости, раскрепощённости, эмоциональности, выдержки и самообладания, гармоничного воспитания музыканта-исполнителя младшего школьного возраста в процессе подготовки к выступлениям и в ходе концертной практики.
Анализ литературы по теме исследования позволил установить, что музыкально-исполнительская деятельность — это особое многокомпонентное образование, обладающее структурой и иерархичностью строения. Концертная деятельность имеет тесную связь с творчеством, она носит продуктивный характер, который предполагает внесение в прочтение нотного текста собственной интерпретации исполнителя. Концертное выступление — это кульминационный момент, особый вид музыкального творчества исполнителя. Одна из острых проблем, стоящих в музыкально-педагогической практике — это проблема негативных последствий сценического волнения и их преодоления [1].
Такие выдающиеся педагоги-пианисты как Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнесина, И. Гофман, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз были убеждены в том, что психологические сложности, возникающие перед учащимся?музыкантами в процессе публичного выступления, преодолимы при определенной направленности действий в ходе подготовки к выступлению и соответствующей компетентности преподавателя. Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержатся в книгах, статьях, методических разработках многих музыкантов и педагогов: Д.Д. Благого, JI. JI. Бочкарева, A. JI. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, JI. A. Маковец, С.И. Савшинского, С.Е. Фейнберга, Г.М. Цыпина и др.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования опыта публичных выступлений, так как дети в этом возрасте воспринимают выступление на сцене как праздник, и чаще всего недостаточно хорошо могут отрефлексировать те или иные неудачные моменты выступления. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте имеется возможность сформировать у учащегося позитивное отношение к выступлениям. Концертная практика младших школьников может быть представлена самыми различными видами деятельности от зачетных форм, предполагающих выполнение определенных программных требований, до участия в конкурсах, фестивалях и концертных программах.
Для преодоления негативных последствий сценического волнения у учащихся младшего школьного возраста важным является соблюдение следующих условий:
? учет индивидуально — личностных (темперамент, реагирование на стрессовые ситуации и т.д.) и возрастных особенностей учащихся;
? наработка опыта сценических выступлений;
? грамотный подбор репертуара и качественная подготовка учащегося к выступлению;
? знание и умение применять техники саморегуляции.
Процесс подготовки учащегося к сценическому выступлению — особый этап концертной практики учащегося. Подготовка учащегося к сценическому выступлению предполагает ряд этапов: ознакомления с произведением — технического воплощения исполнительского замысла — предконцертной подготовки. На каждом этапе выполняются свои задачи, которые тесно взаимосвязаны и грамотная работа педагога по выбору произведения, первому знакомству ученика с новым материалом, подбору грамотной рациональной аппликатуры, отслеживанию и отработке технических сложностей и т.д. ведут к итогу — успешному выступлению на сцене.
Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное в музыкальном искусстве и транслировать его художественные ценности. Широкий спектр открытых выступлений дает будущим музыкантам опыт в приобретении столь важной основы профессионализма, как исполнительство на публике. Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить музыкальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм [3].
Исследование показало, что наибольшей популярностью у учащихся пользуются безоценочные формы концертной деятельности, предполагающие сценарий и/или развивающийся сюжет, такие как концерты — сказки, концерты в детских садах и школах, тематические концерты, концерты класса, что делает эти формы концертной деятельности полезными для формирования у учащихся положительного опыта публичных выступлений [4]. Доказана эффективность следующих методических приемов подготовки учащихся к выступлению на сцене [5]:
? на публику выставлять произведения, которые нравятся ребёнку, хорошо выученные, чтобы вселить веру в свои силы у начинающего исполнителя, причем пьесы для исполнения могут быть очень лёгкими;
? проигрывание ситуации в условиях «репетиционного концерта» — тренировка ситуаций, которые происходят на концерте: как выйти, как поклониться, как сесть за инструмент, сама игра на инструменте, как уйти со сцены. Всё это помогает ребёнку лучше адаптироваться на концерте и снизить уровень страха и тревожности;
? первоначально выступить перед одноклассниками. Это помогает во время выступлений постепенно повышать уровень ответственности. Такое пробное выступление способствует развитию раскрепощённости и эмоциональности, формирует концентрацию внимания, собранность;
? психологическая настройка перед концертом помогает учащемуся почувствовать поддержку со стороны педагога, ощутить уверенность;
младший школьник концертная практика фортепиано
? ансамблевое выступление — очень полезно для неуверенных в себе учащихся. В ансамбле вырабатываются: чувство ответственности, чувство коллективного соучастия и взаимной поддержки;
? выступление дома — так называемое домашнее музицирование — это один из очень важных приёмов подготовки к концерту. Для учащихся это служит серьезной психологической поддержкой, убеждает их в заинтересованности родителей в музыкальных занятиях.
Список литературы
1. Князева Г.Л. Методы развития способности к творческой интерпретации музыкальных произведений в классе фортепиано // Перспективы развития педагогики музыкального образования в контексте интеграции культурных традиций: сборник материалов международной научно-практической конференции. — М.: МГПУ, 2015. — С.108-111.
2. Князева Г.Л. Освоение художественных стилей на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования // Искусствознание: теория, история, практика. 2016. №1 (15). — С.55-59.
3. Князева Г.Л. Творческая интерпретация в становлении личности будущего педагога-музыканта // Инновационные проекты в системе модернизации музыкально-педагогического образования: материалы научно-практического мероприятия. — М.: МГПУ, 2014. С.69-73.
4. Серебренникова К.А., Князева Г.Л. Концерт агитационного характера как эффективная форма привлечения учащихся в учреждения дополнительного образования // Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. Коллективная монография. — М.: Издательство «Перо», 2016. — С.213-218.
5. Серебренникова К.А., Олейник Д.В. Психолого-педагогические условия организации концертной деятельности младших школьников // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. — М.: Издательство «Перо», 2017. — С.308-313.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Определение методов и форм работы, способствующих развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано. Методические рекомендации по формированию эстетического восприятия музыки при обучении детей игре на фортепиано.
дипломная работа [981,4 K], добавлен 19.12.2011
Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано. Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста. Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка. Основы нотной грамоты детей.
курсовая работа [61,5 K], добавлен 18.11.2014
Анализ теоретических источников по методикам обучения младших школьников решению текстовых задач на движение. Выявление уровня подготовки учеников, затруднений учащихся в образовательном процессе. Методические рекомендации для учителей по обучению.
дипломная работа [141,0 K], добавлен 07.09.2017
Особенности традиционной и вальдорфской систем обучения, их развитие и применение в отечественных и зарубежных школах. Анализ результатов эмпирического исследования познавательного интереса младших школьников в классах с разными системами обучения.
курсовая работа [33,5 K], добавлен 22.10.2012
Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников. Особенности обучения в начальных классах. Психологический подход к пониманию сущности чтения. Сопоставительный анализ методов обучения грамоте в истории педагогики.
курсовая работа [52,1 K], добавлен 16.11.2009
Источник