Концертные этюды для фортепиано кто писал

Этюд — это: этюды великих композиторов

Этюд – это понятие многогранное. В театральном искусстве это упражнение, которое позволяет совершенствовать актёрскую технику. В музыке это — сложное произведение. В изобразительном искусстве – это набросок будущего рисунка, пейзажа, портрета и так далее. Этюд также бывает и в спорте – это вид шахматной позиции.

Что такое этюд в музыке

Этюд – это слово французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает «изучение». В музыке этюд – это пьеса для исполнения на каком-либо инструменте. Она, как правило, небольшая по объёму. В основе такой пьесы лежит частое повторение того или иного трудного для исполнения приёма. Предназначаются этюды для того, чтобы музыкант совершенствовал свою технику игры.

Этот музыкальный жанр стал широко известен в 18 веке.

Самые знаменитые авторы этюдов

Как уже было сказано выше, этюд – это музыкальная пьеса виртуозного характера. Она предназначена для оттачивания музыкантом исполнительского мастерства.

  • Фредерик Шопен.
  • Карл Черни.
  • Клод Дебюсси.
  • Роберт Шуман.
  • Камиль Сен-Санс.
  • Ференц Лист.

Карл Черни

Безусловно, самым известным автором этюдов для фортепиано является Карл Черни. Он написал более тысячи произведений такого рода. Его этюды предназначены для разных уровней и типов техники. Многие его пьесы этого жанра составляют целые циклы, например, «Школа фуги», «Школа беглости пальцев» и так далее. Его этюды больше других используются в музыкальных учебных заведениях. Он был не только композитором, но ещё и выдающимся педагогом. Его учениками были: Сигизмунд Тальбек, Ференц Лист, Теодор Куллак, Леопольд де Мейер и многие другие. К. Черни написал более 800 произведений только для тренировки беглости пальцев и исполнительской техники.

Читайте также:  Behind blue eyes разбор для гитары

Фредерик Шопен

Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.

Фредерик Шопен всего написал 27 этюдов. Двадцать четыре произведения из них были сгруппированы автором в две тетради, в каждую из которых входит 12 пьес. Остальные три — были опубликованы отдельно. Первая тетрадь этюдов Ф. Шопена включает в себя произведения, которые были написаны в 1831-1832 годах. Она посвящена другу композитора – Ференцу Листу. Вторая тетрадь включает в себя этюды, созданные в 1836 году. Она посвящена Мари д’Агу.

Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur. Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой. Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.

Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.

Ференц Лист

Ещё один выдающийся композитор, который работал в таком жанре – это Ференц Лист. Этюды его разнообразны. Многие из них объединены в циклы. Ф.Лист, так же, как и Фредерик Шопен, стремился углублять в своих этюдах художественное содержание. Он считал, что виртуозность должна помогать художнику высказаться до конца. В возрасте 15 лет Ференц задумал сочинить цикл, в который входило бы 48 этюдов во всех тональностях. Но написал и опубликовал из них всего двенадцать. Первые этюды Ф. Листа были лишь упражнениями на развитие беглости пальцев. Они очень напоминали произведения его учителя – Карла Черни. Через 12 лет Лист переработал свои этюды и создал произведения для концертных выступлений. Самые знаменитые его пьесы этого жанра:

Ференц Лист также написал цикл этюдов по каприсам Никколо Паганини. Он задумал эти произведения с целью передать виртуозность и техническое совершенство великого скрипача на фортепиано. Композитор был очень увлечён творчеством Никколо Паганини.

У Ференца Листа имеются и другие этюды, имеющие глубокое содержание и поэмный склад.

Источник

Жанр этюда и его эволюция.

Этюд (от французского «etude»-буквально изучение,учение) – инструктивная музыкальная пьеса , первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте.Пьесы подобного рода стали появляться в изобилии после 1800 года. Развитие жанра этюда связано прежде всего с расцветом вначале 19 века виртуозного исполнительства на фортепиано (этюды для фортепиано И.Б.Крамера,М.Клементи,М.Шимановской,И.Мошелеса,К.Черни).Позднее появляются этюды для скрипки (Р.Крейцер,П.Роде),виолончели (Д.Поппера) и других инструментов.У композиторов –романтиков ( Н.Паганини,Ф.Лист,Ф.Шопен,Р.Шуман,Ф.Мендельсон,И.Брамс) этюд становится художественно значительным произведением,трактованным либо как яркая концертная пьеса,либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем выдающиеся сборники этюдов создали С.Рахманинов,А.Скрябин,К.Дебюсси и другие.В их творчестве этюд продолжает сохранять значение художественного произведения. Рассмотрим эволюцию этюда от инструктивной пьесы до художественно значимого произведения в творчестве выдающихся композиторов Западной Европы 19- начала 20 веков – М.Клементи,К.Черни,Ф.Листа,Ф.Шопена,К.Дебюсси.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_rabota_zhanr_etyuda.docx 27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД ГДД(Ю)Т им.Н.К.Крупской

Жанр этюда и его эволюция

(Клементи, Черни, Лист, Шопен, Дебюсси)

Выполнила: педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ГДД(Ю)Т им.Н.К.Крупской Кроха Е.С.

2. Эволюция жанра этюда в творчестве западно-европейских композиторов 19- начала 20 веков…………………………………………

2.1.Первые образцы инструктивного этюда в творчестве М.Клементи….

2.2.Энциклопедия фортепианной техники в инструктивных этюдах К.Черни……………………………………………………………………………..

2.3.Концертно-виртуозный жанр этюда в творчестве Ф.Листа…………….

2.4.Жанр художественного этюда в творчестве Ф.Шопена……………….

2.5.Новый вид виртуозного художественного этюда в творчестве К.Дебюсси……………………………………………………………………….

3.Заключение(дальнейшая эволюция этюда)……………………………..

Приложение (нотные примеры)…………………………………………….

Введение

Этюд (от французского «etude»-буквально изучение,учение) – инструктивная музыкальная пьеса , первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте.Пьесы подобного рода стали появляться в изобилии после 1800 года. Развитие жанра этюда связано прежде всего с расцветом вначале 19 века виртуозного исполнительства на фортепиано (этюды для фортепиано И.Б.Крамера,М.Клементи,М.Шимановской,И.Мошелеса,К.Черни).Позднее появляются этюды для скрипки (Р.Крейцер,П.Роде),виолончели (Д.Поппера) и других инструментов.У композиторов –романтиков ( Н.Паганини,Ф.Лист,Ф.Шопен,Р.Шуман,Ф.Мендельсон,И.Брамс) этюд становится художественно значительным произведением,трактованным либо как яркая концертная пьеса,либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем выдающиеся сборники этюдов создали С.Рахманинов,А.Скрябин,К.Дебюсси и другие.В их творчестве этюд продолжает сохранять значение художественного произведения. Рассмотрим эволюцию этюда от инструктивной пьесы до художественно значимого произведения в творчестве выдающихся композиторов Западной Европы 19- начала 20 веков – М.Клементи,К.Черни,Ф.Листа,Ф.Шопена,К.Дебюсси.

Эволюция жанра этюда в творчестве западно-европейских композиторов 19-начала 20 веков

Первые образцы инструктивного этюда в творчестве М.Клементи

Конец 18-начало 19 века- время бурного развития фортепианного искусства. Фортепиано приобретает широкое распространение.Оно становится излюбленным концертным инструментом. Его используют в домашнем быту и для обучения музыке.Усилившаяся в это время специализация во всех сферах культуры постепенно привела к разделению профессии музыканта: на месте композитора-импровизатора-исполнителя в одном лице характерной фигурой того времени является композитор-виртуоз, даже виртуоз-композитор. Среди виртуозов того времени были серьезные музыканты, ставившие в своей композиторской и исполнительской деятельности подлинно художественные задачи.Но немало встречалось и виртуозов салонного направления, занимавшихся писанием и исполнением блестящих, незначительных по содержанию пьесок со всякого рода эффектными пианистическими трудностями.Крупнейшими центрами музыкально-исполнительской культуры рубежа18-19 веков были Лондон и Вена. Здесь сформировались лондонская и венская школы фортепианного искусства. Основателем и главой лондонской школы пианизма был итальянский композитор , пианист-виртуоз и педагог Муцио Клементи (1752-1832). Клементи принадлежал к крупнейшим виртуозам своего времени. Велика была его заслуга в области фортепианной педагогики. Его учениками были многие пианисты – Крамер,Фильд,Бергер,Калькбреннер, Мошелес (они во многом определили развитие фортепианного искусства в 19 веке).

«Лондонская пианистическая школа» Клементи была связана с художественными принципами эпохи музыального классицизма.Перед исполнителем возникали новые задачи. Бурный расцвет фортепианного искусства привел к тому ,что унаследовав технику клавиризма,фортепиано в это время уже далеко ушло в отношении технических средств.Игра на фортепиано требовала современных приемов исполнения, так как механика этого инструмента коренным образом отличалась от механики клавесина. Если перед клавесинистом не возникала проблема развития силыпальцев,так как клавиатура клавесина была легка и звук не зависел от силы нажима клавишей,то этот вопрос стал чрезвычайно важным при игре на фортепиано. Новая техника требовала четкости, силы и быстроты удара, для того, чтобы передать динамические оттенки произведения. В этом отношении Клементи явился первым педагогом – основателем школы, сыгравшей значительную роль в истории пианизма.Он одним из первых расширил новые звуковые возможности фортепиано и преимущества его перед клавесином, поэтому Клементи был прозван современниками « отцом фортепианной музыки». Его методика имела художественное оправдание технических принципов, в основе которой лежало максимальное развитие пальцевой техники. Развивая ее, Клементи исходит из изолированных пальцевых движений. Движений кисти,использования веса и давления руки считалось необходимым избегать. Пальцы нужно было держать таким образом,чтобы они как бы превращались в маленькие молоточки. В аккордовых построениях для усиления звучности он применял приём падения всей руки на клавиатуру с крепкой опорой на кончики пальцев. Такой способ извлечения «fortissimo» был отличительной чертой его школы. Основой для формированиятехники ученика служили упражнения и этюды. На них стремились прежде всего развить силу,ровность,независимость и беглость пальцев. Начинали обучение с 5-пальцевых упражнений. Ученик должен был поставить руку на 5 клавиш,правую-в одной октаве, левую –в другой,и затем медленно и щимся громко,высоко поднимая пальцы,выстукивать соответствующие звукипосле этих упражнений изучали трели,двойные ноты,октавы и другие технические формулы. Играть эти упражнения надо было долго и систематично.С помощью их тренировались не только ученики, но и виртуозы.

К наиболее ранним выдающимся образцам инструктивных этюдов относится сборник Клементи « Ступень к Парнасу»( «Gradus ad Parnassum»). Это первый в истории пианизма сборник этюдов,составляющих как бы энциклопедию фортепианной техники.Он состоит из трех томов и включает сто произведений,которые в сущности,нельзя назвать этюдами. Это скорее хрестоматия ,посвященная различным формам и стилям фортепианной музыки. Этот сборник включает фуги,каноны ,скерцо,каприччио,рондо, «драматическую сценку»и много этюдов. Именно они и получили распространение в педагогической практике (в настоящее время обычно пользуются сборником из 29 избранных этюдов под редакцией Таузига).Наряду с чисто техническими этюдами,от начала до конца в которых разрабатывается одно и тоже задание, многие этюды представляют собой скорее пьесы,в которых те или иные задачи подчинены художественному содержанию.

Этюды Клементи предназначены в первую очередьдля выработки чеканной пальцевой техники позиционного типа.В основу их положены разнообразные пальцевые последования,обычно многократно повторяемые – на одном месте или секвенционно,в неизменном или варьированном виде, иногда с добавлением выдержанных звуков. Нередко встречаются задания на укрепление 4-го и 5-го пальцев (пример № 1). Встречаются этюды для развития силы удара, в которых каждый палец попеременно нажимает одну и ту же клавишу, в то время как другие пальцы выдерживают аккордовые звуки ( пример № 2). Для укрепления и развития самостоятельности пальцев используются разнообразные комбинации разбитых аккордов ( пример № 3). Клементи придавал большое значение активному подкладыванию первого пальца.Примером такого упражнения является следующий этюд ( пример № 4). Многие этюды Клементи рассчитаны на развитие пальцевой беглости: чисто позиционные построения ( пример № 5); секвентные построения ( пример № 6); смешанные виды фигураций ( пример № 7).Немалое место в сборнике « Gradus» занимают этюды на ломаные арпеджио и октавы, а также на двойные ноты терции, сексты и кварты. В целом эти пьесы дают четкое представление о принципах развития фортепианной виртуозности с позиций школы Клементи.В сборнике « Gradus» можно встретить образцы того нового фортепианного стиля,который вначале 19 века зарождался вместе с романтическим направлением в музыке.Здесь мы находим страницы, характерные Вебера, Шуберта и даже предвосхищавшие стилевые черты более поздних представителей романтизма – Шумана и Шопена. Так, например, в этюде № 2 средняя часть не только по техническому рисунку, но и по мелодической линии и гармоническому плану аналогична эпизодам из « Perpetuum mobile» Вебера ( пример № 8). Насколько предвосхитил Клементи фортепианные краски романтиков,можно судить по ряду других этюдов. Например, певучий,мелодичный этюд g-moll № 48 построен вгк трехголосном изложении, в котором ведущий мелодическую линию и аккомпанирующий голос проходят в правой руке ( пример № 9). Особый интерес как образец нового фортепианного стиля представляет собой этюд № 5 В-dur, здесь мелодическая фигурация приближается к пианизму Шопена (пример № 10).

Таким образом, Клементи можно считать родоначальником инструктивного этюда, который развивал определенные технические навыки.Его этюды были предназначены для выработки чеканной пальцевой техники. Многие его этюды по сути являлись художественными произведениями и служили гармоничному, целостному развитию учеников. Большая заслуга Клементи состоит в том, что он является основателем стройной и последовательной школы фортепианной техники начала 19 века.

Энциклопедия фортепианной техники в инструктивных этюдах К.Черни

Дальнейшая эволюция этюда связана с деятельностью выдающегося фортепианного этюда и мастера фортепианного Карла Черни (1791-1857). Это был человек разносторонней деятельности и феноменальной работоспособности . Уже в 14 лет он пользовался известностью как педагог. Из его школы вышли такие музыканты-виртуозы как Лист, Лешетицкий, Д Альбер,Зилоти, Есипова,Дёлер, Кулак. Черни был необычайно плодовитым композитором-его перу принадлежат более тысячи произведений (861опус). В его творчестве сочетались черты классицизма и салонного романтизма. В жанре этюда,Черни, продолжая традиции Клементи, пишет этюды инструктивного плана. Громадное наследие фортепианно – инструктивной литературы,оставленное Черни,включает произведения различной трудности. В настоящее время широко применяются три сборника : в ДМШ – сборник « Избранные этюды» под редакцией Г.Гермера; в музыкальном училище – «Школа беглости» ор.299 и « Искусство беглости пальцев» ор.740. Черни, создавая свои этюды и упражненияинструктивного плана,стремился к максимально ясной постановке технической задачи,исключая все, что могло затруднить ее выполнение. Он специально создавал свои этюды непритязательными, исключительно целенаправленными, так как для себя он ставил следующую задачу: его сочинения призваны были помочь овладеть безотказной пианистической техникой. Очевидно, для Черни, с его рациональным складом мышления, ближе был вид инструктивного этюда, имеющий чисто прикладное, тренировочное значение.Тем более именно такой тип этюда отвечал в большей степени духу эпохи, так как в 30-40-е годы 19 века усилился интерес к проблемам фортепианной техники, разработке которых в полной мере отдал силы Черни. Но он не рассматривал исполнительскую технику лишь как сумму определенных моторных навыков; его этюды ставят конкретные музыкально- звуковые задачи, дают возможность овладеть разнообразными динамическими градациями, артикуляционными принципами. Этюды и упражнения Черни-фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками. От самых простейших,элементарных техических формул,представленных в сборниках этюдов ор.139,481,399,Черни ведёт исполнителя к задачам высшей виртуозной трудности. Этой цели служат «Виртуозная школа»ор.365,этюды р.818 и другие.Создавая произведения этюдного жанра,Черни учитывал даже различное строение рук исполнителей:пианистам с небольшими руками он посвятил,например,сборники «25 упражнений для маленьких рук» ор.748 и «32 упражнения для маленьких рук» ор.848.Пожалуй, нет ни одного аспекта фактуры и типа фортепианного изложения первой половины 19 века, которому Черни не уделил бы внимания. Его этюды и упражнения дают богатый материал для овладения видами фортепианной техники, связанными с подкладыванием первого пальца- всевозможными типами гамм и арпеджио. Они всесторонне подготавливают к овладению двойными нотами. В этюдах и упражнениях широко представлена техника украшений- различного рода мордентов, форшлагов и трелей. Значительное место отведено репетиционной, октавной и аккордовой фактуре. Можно встретить произведения с многоэлементной музыкальной тканью, подготавливающие к скачкам в партиях обеих рук, к тремоло; сочинения,развивающие полиритмические навыки.Также важно отметить, что основное внимание в его этюдах и упражнениях уделено наиболее характерным формулам фортепианной фактуры, которые встречаются в сочинениях Бетховена, Вебера, Мендельсона, Шопена, Шумана и Листа ( примеры № 11-16). Эти новые для того времени технические формулы, разрабатываемые Черни в этюдах, оказали определенное влияние на аппликатурные указания в этих сочинениях. В ряде сочинений он широко применяет приемы скольжения и перекладывания пальцев, характерные для пианизма Шопена и Листа (пример № 17). Прибегает Черни и к позиционной аппликатуре (пример № 18). Используя в этюдах и упражнениях различные виды фортепианного изложения, Черни на первый план все-таки выдвигал проблемы мелкой линейной техники, справедливо полагая, что она является «камнем преткновения» для подавляющего большинства пианистов.

Источник

Оцените статью