Концерты чайковского для фортепиано с оркестром список

Чайковский

Жизнь и творчество русского композитора

Концерты и концертные пьесы

«Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич», — радостно сообщал своим друзьям весной 1875 года Сергей Иванович Танеев. Разумеется, он знал, что к этому времени уже были созданы все пять концертов для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна — некоторые из них превосходны — однако написал «первый русский». Молодой Чайковский уловил то важное, но так трудно выразимое словами, что делает сочинение в том или ином жанре национальной классикой, как стали классикой польской музыки фортепианные концерты Шопена или норвежской — знаменитый концерт Грига.

Жанр концерта для одного инструмента с оркестром очень привлекал Чайковского. Своего рода «борьба» между солистом и оркестром, их соревнование открывали, по его словам, бездну соблазнительных для композитора комбинаций. Многое роднит концерты Чайковского с его же симфониями: монументальность форм, их масштабность, интенсивное развитие музыкальных образов, наконец, огромная роль оркестра. Концерты — три фортепианных и скрипичный, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром — отличаются светлым, жизнеутверждающим характером, многое в них звучит торжественно — празднично.

Первый фортепианный концерт Чайковского, быстро завоевавший популярность и до сего дня остающийся одним из самых широко известных инструментальных сочинений этого композитора, отделяют от Третьего, созданного в год смерти, почти два десятилетия. Кроме концертов, Петр Ильич сочинил также Концертную фантазию для фортепиано с оркестром.

Все концерты и концертные пьесы Чайковского связаны с именами выдающихся музыкантов — исполнителей (Бюлов, Бродский, Фитценхаген, Брандуков). Отношения с ними и особенно их отношение к созданиям Петра Ильича лучше всего показывают необычность, новизну этих произведений. Николаю Григорьевичу Рубинштейну показался трудным, неисполнимым, непривлекательным Первый концерт (вскоре, впрочем, он стал его блестящим исполнителем, и Второй посвящен ему). Знаменитый скрипач, профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр по тем же причинам забраковал скрипичный (Концерт для скрипки оркестром), и его первым исполнителем стал молодой музыкант Адольф Бродский. Ныне этот концерт входит в репертуар чуть ли не всех скрипачей мира. Концертная фантазия (1884-й год), сыгранная Танеевым, впоследствии прекрасно зазвучала в исполнении Софии Ментер, которой и посвящена.

Читайте также:  Гамма ми минор с пальцами для фортепиано

Непросто складывалась судьба Вариаций на тему рококо: при жизни Чайковского ни один виолончелист кроме друга композитора, профессора Московской консерватории Вильгельма Фитценхагена, которому посвящены Вариации и к советам которого прибегал автор, их не играл.

Как и другие жанры творчества Чайковского, концертный жанр оказал огромное влияние на композиторов следующих поколений — достаточно вспомнить фортепианные концерты Рахманинова или скрипичный Глазунова.

Л. З. Корабельникова

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 2, Ор. 44, соль мажор. Запись в mp3

Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Рихард Краус, солист Шура Черкасский. Запись 1956 года.

Источник

Фортепианные концерты Чайковского

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Денис Мацуев (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор, соч. 75
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор, соч. 44
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23

Первый фортепианный концерт сочинен Чайковским за два последних месяца 1874 года (до февраля 1875-го автор был занят инструментовкой произведения). Видимо, в процессе работы над концертом композитор показывал его своему любимому ученику С.И. Танееву. Вот отзыв юного (восемнадцатилетнего!) студента, сообщавшего своим знакомым: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». Известно, что Чайковский и посвятил концерт первоначально Танееву, лишь позднее заменив это посвящение другим – Гансу фон Бюлову, впервые исполнившему концерт 25 октября 1875 года в Бостоне. Премьера сопровождалась шумным успехом. Чайковский писал Н.А Римскому-Корсакову: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен был повторять». Вскоре (1 ноября 1875 года) последовала и петербургская премьера, вызвавшая поначалу противоречивые отклики. Н.Г. Рубинштейн, сперва предъявивший автору множество претензий и высказавший требование переделок (от которых Чайковский наотрез отказался), спустя три года сделался одним из лучших исполнителей концерта. Очень высоко отзывался Чайковский об игре С.И. Танеева: «Часто вижусь с Танеевым, – писал он брату Модесту Ильичу Чайковскому. – Если б ты знал, как он великолепно играет мой концерт!»
Спустя полтора столетия Первый концерт Чайковского сделался таким же «именем собственным», как Пятая или Девятая симфонии Бетховена. Яркий героический тон, драматический пафос сочетаются в нем с виртуозным декоративным стилем и вместе с тем с тончайшим лиризмом. Речитативный тип мелодики – как и в операх Чайковского – легко и естественно переходит в закругленные «ариозные» формы, впитавшие в себя русскую и украинскую песенность. Первый концерт – одна из тех жемчужин, которые стали символом мировой музыкальной классики. На его «позывные» – широкий валторновый зачин, величественную колоннаду фортепианных аккордов, мощную ослепительную главную тему у струнных, поддержанных духовыми, – кто сегодня не откликнется!

Второй концерт для фортепиано с оркестром Чайковский сочинял с осени 1879 года до весны 1880-го и посвятил его Н.Г. Рубинштейну. Первое исполнение состоялось 18 мая 1882 года (солист С.И. Танеев, дирижер А.Г. Рубинштейн), увы, уже после кончины Н. Г. Рубинштейна. Критика и публика, высоко оценив Концерт и его исполнение, высказывали все же предпочтение Первому концерту, к тому времени завоевавшему изрядную популярность. Чайковский согласился с некоторыми критическими замечаниями и сокращениями, предложенными А.И. Зилоти, и после смерти композитора партитура Второго концерта была переиздана во второй редакции (1897).
Второй концерт по сию пору остается «в тени» Первого. Возможно потому, что этому по-своему яркому сочинению недостает абсолютной цельности замысла. Первая часть – блестящее, по-листовски виртуозное Allegro – привлекает изобретательно выписанным соревнованием солиста с оркестром. Вторая часть Andante неожиданно переключает течение музыки в камерный план: обширному фортепианному соло отвечают выразительные сольные партии виолончели и скрипки (не предвестие ли это траурного Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, которое Чайковский посвятит в 1882 году «памяти великого художника» – Николая Григорьевича Рубинштейна?) Бравурный финал поражает контрастом между грубоватым, «сниженным» характером тематизма (в который раз Чайковского упрекнут в нарочитой мелодической банальности!) и мастерской выделкой классической формы.

Третий концерт для фортепиано с оркестром, посвященный французскому пианисту Луи Дьемеру, – последнее произведение Чайковского – был закончен и инструментован всего за месяц до кончины композитора (в Клину к 3 октября 1893 года). История создания концерта необычна: весной 1892 года Чайковский задумывает новую симфонию (она должна была стать шестой по счету – программный «Манфред» автор не «нумеровал»). Закончив к декабрю эскизы и инструментовав первую часть симфонии, Чайковский неожиданно потерял интерес к ней: «Решил выбросить и забыть о ней. Решение это бесповоротно», – писал он своему племяннику В.Л. Давыдову в середине декабря. Но симфония получила новую жизнь – первая ее часть возродилась в Третьем фортепианном концерте, который Чайковский тотчас по завершении в первой декаде октября 1893 года показал С.И. Танееву. Тот весьма резко раскритиковал сочинение, по его мнению, недостаточно виртуозное для солиста. Чуть более года спустя, уже после смерти Чайковского,Танеев впервые исполнил концерт в Петербурге (7 января 1895 года).
Третий концерт – внешне, казалось бы, воспроизводит листовскую модель. Но в многочастных, по сути, концертах Листа разделы просто тесно спаяны между собой. Одночастный же Концерт Чайковского – развернутое сонатное аллегро: в его тематизме и характере развития, наряду с устойчивыми для автора образами – такова, например, лирическая побочная партия, последняя из проникновенных «тем любви» в творчестве Чайковского, – немало и новых черт: гротескных, «игрушечных», идущих от «Щелкунчика»; зловещих, пародирующих любовную тему и вызывающих в памяти удары судьбы из Шестой (настоящей Шестой!) симфонии. После обширной каденции солиста концерт завершается репризой, напоминающей еще раз мелодические контуры сочинения, и стремительно проносящейся кодой, устремленной к громогласному заключению.
Иосиф Райскин

Источник

Пётр Ильич Чайковский

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину . Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину . Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.

Сочинения

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор соч. 44

6 октября, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

10 октября, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Симфония № 5 ми минор, соч. 64

20 октября, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

24 ноября, начало в 19:00

«Филармония-2». Концертный зал
имени С. В. Рахманинова

28 марта 2022, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Пять пьес для скрипки с оркестром: Мелодия, «Размышление», Скерцо, «Меланхолическая серенада», Вальс-скерцо

Источник

Чайковский. Концерты и концертные пьесы

Чайковский. Концерты и концертные пьесы

  • Номер диска в каталоге: MEL CO 0493
  • Запись: 1952-1990
  • Дата выпуска: 2020

Чайковский. Антология концертных произведений.

Последний из серии цифровых альбомов «Мелодии» к 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского посвящен концертному жанру.

Именно благодаря Чайковскому жанр инструментального концерта прочно утвердился в русской музыке. Сейчас трудно представить себе, что первый фортепианный концерт был жестоко раскритикован другом и наставником Чайковского Николаем Рубинштейном (на премьеру концерта в его исполнении рассчитывал композитор). Но автор не изменил ни одной ноты – и оказался прав: впервые концерт исполнил Ганс фон Бюлов в США, позже его с блеском играл и сам Рубинштейн, признав свою неправоту. Такая же история произошла и с концертом для скрипки – прославленный Леопольд Ауэр отказался его играть, а первое исполнение в Вене вызвало шквал ядовитой критики. Лишь виолончельным «Вариациям на тему рококо» повезло больше – они сразу встретили горячий прием публики в России и за рубежом.

Популярность этих сочинений невольно затмила другие концертные опусы Чайковского. Вслед за Первым концертом для фортепиано был написан второй, изданный впоследствии с большими сокращениями. В нашем альбоме Второй концерт представлен в первой, наиболее полной авторской редакции (в том числе с удивительным по красоте солирующим «дуэтом» скрипки и виолончели во второй части). В 1884 году была закончена двухчастная «Концертная фантазия» – пожалуй, самое необычное произведение Чайковского в этом жанре. В последний год жизни композитор работал над третьим фортепианным концертом, но успел полностью завершить только первую часть.

Перу Чайковского принадлежит и несколько одночастных концертных пьес – как правило, это дружеские «приношения» знакомым музыкантам: «Вальс-скерцо» для скрипки написан для Иосифа Котека, «Pezzo capriccioso» для виолончели – для Анатолия Брандукова. По просьбе А. Брандукова, Чайковский также переложил для солирующей виолончели фортепианный «Ноктюрн» и «Andante cantabile» – медленную часть первого квартета; еще при жизни композитора эти пьесы превратились в неизменные бисы зарубежных гастролей Брандукова.

Концерты и концертные пьесы звучат в исполнении Михаила Плетнёва, Эмиля Гилельса, Леонида Когана, Мстислава Ростроповича, Александра Рудина и других крупнейших мастеров отечественного исполнительского искусства. Дирижеры – Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Александр Гаук, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев и другие. Записи 1952–1990 гг.

Источник

П. Чайковский – все концерты
для фортепиано с оркестром

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Филипп Копачевский (фортепиано)
Государственный академический
симфонический оркестр России
имени Е. Ф. Светланова
Дирижёр – Станислав Кочановский
В программе:
П. И. Чайковский
Концерты №№ 1, 2, 3 для фортепиано с оркестром

Великие фортепианные концерты

Филипп Копачевский

Филипп Копачевский родился в 1990 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории, затем консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Сергея Доренского). Лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Ф. Шуберта (Германия), Международного конкурса пианистов в городе Энсхеде (Нидерланды), обладатель специального приза XVI международного конкурса имени П. И. Чайковского.

Концерты музыканта регулярно проходят в Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Бразилии, Уругвае, Нидерландах, Франции, Италии, Греции, Аргентине, Китае, Эстонии, во многих городах России.

Он выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, Английским камерным оркестром, Sinfonia Varsovia, Filarmonica de Toscanini, Миланским оркестром имени Дж. Верди, Национальным оркестром Иль-де-Франс и другими знаменитыми коллективами.

Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Мишель Плассон, Юрий Симонов, Александр Дмитриев, Александр Сладковский, Станислав Кочановский, Дэниел Смит, Конрад ван Альфен, Эндрю Гурлей, Уильям Нолл, Бьярте Энгесет, Чарльз Оливьери-Монро, Евгений Бушков, Максим Венгеров, Пол Уоткинс.

Участвовал в Фортепианном фестивале в Майами, Arts Naples World Festival (США), Международном фестивале фирмы «Стейнвей» (США), фестивалях в Анси и Кольмаре (Франция), памяти Мстислава Ростроповича в Баку, Московском Пасхальном фестивале, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Балтийские сезоны» в Калининграде, «Владимир Спиваков приглашает» в Москве и российских регионах, «Звезды на Байкале», Crescendo, «Денис Мацуев приглашает», имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске. Принимал участие в мировой премьере балета Without хореографа Бенджамина Мильпье на сцене Мариинского театра. Участник проекта «Звезды XXI века» Московской филармонии.

Среди партнеров Копачевского в камерных ансамблях – Давид Герингас, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Павел Нерсесьян, Александр Гиндин, Андрей Баранов, Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Павел Милюков, Александр Рамм, Нарек Ахназарян, Валерий Соколов, Борис Андрианов. На сцене Концертного зала имени С. В. Рахманинова («Филармония-2») Филипп исполнил все фортепианные концерты Чайковского в один вечер в сопровождении Госоркестра России (дирижер – Станислав Кочановский).

Особую популярность Копачевский приобрел в Японии, где специально по заказу телекомпании NHK он записал диск с фортепианными произведениями Шопена. В сотрудничестве с голландскими звукозаписывающими фирмами Piano Classics и Brilliant Classics выпустил два CD с программами из сочинений романтиков. В сезоне 2017/18 вышли два диска с фортепианными произведениями Брамса.

Филипп Копачевский – лауреат молодежной премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского (2017), приуроченной к 80-летию со дня рождения поэта.

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполняется 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; пять раз участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

Станислав Кочановский

Станислав Кочановский родился в Ленинграде (Санкт-Петербург) в 1981 году. С отличием окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по трем специальностям: «хоровое дирижирование» (2004, класс профессора Татьяны Хитровой), «орган» (2004, класс профессора Нины Оксентян) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2008, класс профессора Александра Титова).

В 2010–2015 годах возглавлял Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии имени В. И. Сафонова, с которым представил более 50 симфонических программ, провел пять фестивалей и выпустил семь оперных спектаклей. В 2013 году дебютировал с оркестром Мариинского театра на фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей».

Станислав Кочановский дирижирует ведущими отечественными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, оркестр Мариинского театра.

С 2007 года сотрудничает с Михайловским театром, где под его управлением прошло более 60 оперных и балетных спектаклей. Как приглашенный дирижер выступает в Мариинском театре с операми «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского. Участвует в программах Санкт-Петербургского Дома музыки.

Станислав Кочановский выступает с Королевским оркестром Консертгебау, Роттердамским филармоническим оркестром, лондонским оркестром «Филармония», оркестрами Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Нидерландского и Итальянского радио (Турин), Бельгийским национальным оркестром, национальными оркестрами Лиона и Тулузы, филармоническими оркестрами Дрездена, Роттердама, Осло, Малайзии (Куала-Лумпур), Королевским оркестром Стокгольма, Симфоническим оркестром Бирмингема, Оркестром де Пари, Симфоническим оркестром Мельбурна, оркестром японской вещательной корпорации NHK, Национальным симфоническим оркестром Китая, Израильским филармоническим оркестром, фестивальным оркестром «Флорентийский музыкальный май» и другими коллективами.

За последние годы дирижер осуществил ряд постановок на крупнейших оперных сценах мира. В их числе «Пиковая дама» (режиссер – Роберт Карсен) и «Евгений Онегин» Чайковского (режиссер – Барри Коски) в Цюрихской опере, «Иоланта» Чайковского (режиссер – Мариуш Трелинский) на фестивале «Флорентийский музыкальный май», «Князь Игорь» Бородина (режиссер – Дмитрий Черняков) в Национальной опере Нидерландов в Амстердаме и «Борис Годунов» Мусоргского (режиссер – Стефано Пода) в Центре искусств Сеула. Всего в его репертуаре более 30 опер и балетов.

С 2017 года Станислав Кочановский выступает на знаменитом фестивале в Вербье, где под его управлением прозвучали оперы «Евгений Онегин» Чайковского и «Риголетто» Верди, а также симфоническая программа (солисты – Михаил Плетнёв и Люка Дебарг). Летом 2019 года музыкант вновь вернулся на фестиваль в Вербье с оперой «Волшебная флейта» Моцарта. Кроме того, дирижер стал регулярным гостем фестивалей «Звезды Белых ночей» в Мариинском театре, Klarafestival (Брюссель), MITO Settembre Musica (Милан и Турин).

Заметными событиями последних лет стали исполнения под управлением Кочановского редко звучащих произведений: «Предварительного действа» к «Мистерии» Скрябина – Немтина, Реквиема Лигети и «Венгерского псалма» Кодая, кантаты «Суламифь» Яна ван Гилсе, оркестровой фантазии «Русалочка» Цемлинского и симфонической притчи «Молчание» Мясковского, 21-й симфонии («Кадиш») Вайнберга, симфонической тризны «Памятник Лидице» Мартину.

Станислав Кочановский уделяет в своих программах особое внимание музыке современных композиторов: Ивана Феделе, Тобиаса Брострёма, Барта Висмана, Николы Кампогранде, Рольфа Мартинссона, Освальдо Голихова, Анны Торвальдсдоттир, Владимира Тарнопольского, Яна Ряэтса и других.

В сезоне 2020/21 Станислав Кочановский дебютирует с Венским и Бернским симфоническими оркестрами, Немецким симфоническим оркестром Берлина, оркестрами Франкфуртского и Финского радио.

Источник

Оцените статью