Концерты для фортепиано для левой руки

🎹 Одной левой: музыка для пианистов с одной рукой

Среди огромного количества сочинений, написанных для фортепиано, есть довольно много (примерно около тысячи опусов) для одной левой руки и даже для двух левых рук. Такую музыку писали Лист, Брамс, Скрябин, Равель, Сен-Санс, Бриттен, Хиндемит и Прокофьев.

Вопрос – зачем они это делали и кому всё это предназначено?

Фортепианный спорт высоких достижений

Основных целей две:

  • покорить новые вершины фортепианной виртуозности
  • дать репертуар для тех, у кого по разным причинам действует только одна, левая рука (ниже будет о том, почему именно левая).

Первую задачу непревзойдённо выполнил знаменитый американский пианист и композитор Леопольд Годовский. Он сделал головоломные переложения этюдов Шопена, в том числе, и для левой руки.

Здесь Борис Березовский играет виртуозный Революционный этюд Шопена сначала в оригинале, а потом в переложении для одной левой (с отметки 2.44).

Фортепианная производственная травма

Самая распространённая беда пианиста – переигранная правая рука. По этой причине в своё время Шуман распрощался с мечтой стать пианистом.

А вот Скрябин, который слишком усердно пытался преодолеть техническую ограниченность своих маленьких рук и серьёзно переиграл правую, всё же сумел восстановить её функции. Но проблема время от времени возвращалась. Поэтому ему было очень важно развивать левую руку, чтобы защищать правую от сверхнагрузок.

Его Прелюдия и Ноктюрн для левой руки – прекрасная музыка и искусная имитация двуручной фортепианной фактуры. Закройте глаза, и вы никогда не поймёте, что тут чего-то не хватает (целых пяти пальцев).

Здесь Прелюдию играет Юджа Ванг.

Такая же проблема и такой же повод написать замечательный 👉Этюд для левой руки был у русского пианиста и композитора Феликса Блюменфельда.

Разбитый стакан и неудачная охота

Руки пианиста – тончайшим образом настроенный инструмент для производства музыки. Современные цифровые технологии меркнут перед тем, как устроена эта система взаимодействия мозга, тончайших двигательных функций, слуха и художественной интуиции, которая формируется годами ежедневных упражнений. Естественно, пианисты берегут свои руки от травм.

Но несчастные случаи, болезни и войну никто не отменял. И на этом поле разворачивается много драматических историй о том, как пианисты остаются в профессии, героически преодолевая отсутствие одной руки.

Случаи бывают разные.

✔В правой руке английской пианистки Харриет Коэн раскололся на части стакан с водой. Американец Гарри Граффман вывихнул средний палец (это случилось уже на закате его карьеры), а его соотечественник Леон Флейшер заболел торсионной дистонией, что привело к мышечной дистрофии правой руки. Но все они продолжили играть на сцене одной левой рукой.

✔Есть примеры, совершенно поражающие воображение, как, например, история венгерского графа пианиста Геза Зичи.

Ему было 14 лет, когда во время охоты его ружье разорвалось прямо в его руках. От правой руки практически ничего не осталось. Но это не остановило его в желании стать пианистом и композитором.

В итоге он упорно разрабатывает левую руку, берёт уроки фортепиано и композиции у Листа, выступает с ним в концертах, гастролирует по всей Европе и собирает восторженные отзывы критики (кстати, абсолютно все сборы он всегда отдавал на благотворительность).

Одновременно Зичи получил университетское образование, сделал карьеру юриста, писателя, крупного политического и общественного деятеля и ещё написал много музыки в разных жанрах.

Венгрия наградила графа Зичи всевозможными орденами и медалями за его многочисленные заслуги.

Охоту он тоже не оставил, и научился метко стрелять с левой руки.

Военные ранения

Есть три известных пианиста, которые потеряли правую руку во время войны, но не перестали играть на сцене.

✔Сын сталелитейного австрийского магната Пауль Витгенштейн (его брат известен как крупный философ) был ранен в локоть правой руки во время Первой мировой войны.

Он попал в русский плен, где ему ампутировали руку, но после окончания войны он вернулся к фортепианной карьере и, обладая неограниченными финансовыми ресурсами, заказал для себя полный концертный репертуар самым известным композиторам Европы.

Равель, Рихард Штраус, Хиндемит, Прокофьев, Бриттен и многие фигуры более скромного уровня написали для него музыку в разных жанрах. Именно на деньги Витгенштейна был создан главный корпус качественной оригинальной музыки для левой руки. До смерти Витгенштейна всё это было его личной собственностью. Но позже эту музыку исполняли и другие пианисты.

Особенно большой популярностью пользуется написанный для Витгенштейна Концерт для левой руки Равеля.

Послушать и посмотреть, как его играет Борис Березовский, можно 👉здесь.

✔Инвалид Первой мировой чех Отакар Холлман (пуля попала в ладонь его правой руки) первоначально был скрипачом.

Но, поскольку одной рукой на скрипке играть невозможно, после ранения он перешёл в лагерь пианистов и добился в деле фортепианного исполнительства значительных успехов.

Как и Витшенштейн, он заказал себе много произведений для левой руки. Для него писали Леош Яначек, Богуслав Мартину и многие другие композиторы.

✔Немецкий пианист Зигфрид Рапп потерял руку уже во время Второй мировой войны. К этому времени музыки для левой руки было довольно много, и он выбирал себе репертуар из того, что было.

Кстати, именно он впервые исполнил Четвёртый фортепианный концерт Прокофьева для левой руки, который композитор написал для Пауля Витгенштейна (Витгенштейн, обладавший всеми правами на этот концерт, но сам его не играл, долго не давал согласия на это исполнение).

Почему для левой, а не для правой?

Потому что, как ни странно, левая рука соло звучит лучше, чем правая соло. Она удобнее расположена относительно фортепианной клавиатуры: бас и средний регистр дают ощущение полноты тона, а первым и вторым пальцами (большим и указательным) получается ярче играть мелодию в более высоком регистре.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки (Равель) — Piano Concerto for the Left Hand (Ravel)

Фортепиано Концерт для левой руки в ре мажор была написана Мориса Равеля в период между 1929 и 1930 годами, одновременно с его фортепиано с оркестром соль мажор . Его заказал австрийский пианист Пауль Витгенштейн , потерявший правую руку во время Первой мировой войны . Премьера Концерта состоялась 5 января 1932 года, Витгенштейн в качестве солиста выступил с Венским симфоническим оркестром.

СОДЕРЖАНИЕ

Композиция и премьера

Произведение было заказано Полом Витгенштейном , пианистом, потерявшим правую руку во время Первой мировой войны.

При подготовке к композиции, Равель изучил несколько частей , написанные для одной руки фортепиано, в том числе Камиль Сен-Санс «ы Шесть Études налить ли главные Гоша (Шесть Этюдов для левой руки) (Op. 135), Годовский » s транскрипции для левая рука от Frédéric Chopin ‘s Этюды (Opp. 10 и 25), Карл Чернь ‘ s Эколь де л основные гоши (Школа левой руки) (Op. 399), 24 études налить ли главные Гоша (Op. 719), Алькан ‘s Fantaisie в A ♭ основного (Op. 76 No. 1), и Александр Скрябин ‘ s Прелюдия и ноктюрн для левой руки (Op. 9).

Витгенштейн дал премьеру с Робертом Хегером и Венским симфоническим оркестром 5 января 1932 года; Равель сначала предложила премьеру Артуро Тосканини , но тот отказался.

Первым французским пианистом, исполнившим произведение, был Жак Феврие , выбранный Равелем.

Состав

В одном источнике цитируется, что Равель говорит, что пьеса находится только в одном движении, а в другом — говорится, что пьеса разделена на две части, соединенные вместе. По словам Мари-Ноэль Массон, пьеса имеет трехчастную структуру: медленно – быстро – медленно, вместо обычного быстрого – медленного – быстрого. Какой бы ни была внутренняя структура, 18–19-минутная пьеса без пауз согласовывает несколько частей в разных темпе и тональности . Ближе к концу пьесы часть музыки ранних медленных частей накладывается на более быструю музыку, так что одновременно возникают два темпа.

Концерт начинается с того, что контрабасы мягко арпеджируют неоднозначную гармонию (EADG), являющуюся фоном необычного соло контрафагота . Хотя позже этим нотам придается большой структурный вес, они также являются четырьмя открытыми струнами на контрабасе, создавая вначале иллюзию того, что оркестр все еще настраивается . Как это принято в концерте, тематический материал сначала звучит в оркестре, а затем звучит эхом на фортепиано . Не столь традиционна драматическая фортепианная каденция, которая сначала представляет солиста и прообразует фортепьянную постановку вступительного материала. Этот материал включает в себя как тему A, так и тему B, хотя тема B мало освещается. Дополнительная тема, представленная в начале, имеет несколько сходств с песнопением Dies Irae .

Отрывок из более быстрой части, иногда называемой скерцо , показан в следующем примере.

a8 g4. >> \ new Staff <\ time 6/8 \ clef bass 8 rr rr 8 rr rr 8 rr rr 8 rr rr> >>>»>

На протяжении всего произведения Равель создает двусмысленность между тройным и двойным ритмами . Этот пример подчеркивает один из наиболее ярких примеров этого.

Прием и наследство

Хотя сначала Витгенштейну не понравились его ритмы и гармонии, связанные с джазом, пьеса ему понравилась. Когда Равель впервые услышал, как он играет этот концерт на частном концерте во французском посольстве в Вене, он был в ярости. Он слышал строки, взятые из оркестровой партии и добавленные к соло, измененные гармонии, добавленные партии, вырезанные такты и, наконец, недавно созданная серия великолепных закрученных арпеджио в финальной каденции. Композитор был вне себя от возмущения и недоверия ». Позже Витгенштейн согласился исполнить концерт, как было написано, и двое мужчин уладили свои разногласия, «но весь эпизод оставил горечь во рту у обоих».

В мае 1930 года у Равеля возникли серьезные разногласия с Артуро Тосканини по поводу правильного темпа для Болеро (он провел его слишком быстро, что не понравилось Равелю, который сказал, что он должен играть с меньшей скоростью, которую он имел в виду, или не играл вообще). В сентябре Равель наладил отношения и пригласил Тосканини дирижировать мировой премьерой фортепианного концерта для левой руки, но дирижер отказался.

Еще до премьеры, в 1931 году, Альфред Корто сделал переложение для фортепиано в два руки с оркестром; однако Равель не одобрил его и запретил его публикацию или исполнение. Корто проигнорировал это и сыграл свою аранжировку, из-за чего Равель написал многим дирижерам, умоляя их не привлекать Корто к исполнению его концерта. После смерти Равеля в 1937 году Корто возобновил исполнение своей аранжировки и даже записал ее с Шарлем Мунком, руководящим оркестром Парижской консерватории.

Источник

Список произведений для левой руки с оркестром — List of works for piano left-hand and orchestra

Это список концертов и концертных произведений для левой руки с оркестром.

Первое такое сочинение было опубликовано еще в 1895 году венгерским графом Гезой Зичи . Самый известный левый концерт является фортепианным концертом для левой руки в D от Мориса Равеля , который был написан для Пола Витгенштейна между 1929 и 1930. Витгенштейном, который потерял правую руку в Первой мировой войне, по заказу целого ряда таких работ примерно в то время, как и Отакар Холлманн . Совсем недавно Гэри Граффман заказал несколько концертов для левой руки.

Содержание

Список

Композитор Работа Год
Ганс Абрахамсен Остался один 2015 г.
Марио Альфагуэль Первый концерт для левой руки для фортепиано с оркестром, соч. 145 2003 г.
Марио Альфагуэль Второй концерт для левой руки для фортепиано с оркестром, соч. 185 2007 г.
Йозеф Бартовски Концерт для фортепиано с оркестром № 2 для левой руки (написанный для Холлмана ) 1952 г.
Арнольд Бакс Концерт для фортепиано (левая рука) с оркестром 1948 г.
Уильям Болком Гея для двух фортепиано для левой руки и оркестра (по заказу Граффмана для его игры с Леоном Флейшером ) 1996 г.
Сергей Борткевич Концерт для фортепиано № 2 для левой руки, соч. 28 (по заказу Витгенштейна ) 1924 г.
Рудольф Браун Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (для Витгенштейна) 1927 г.
Бенджамин Бриттен Диверсии для левой руки и оркестра (по заказу Витгенштейна) 1940 г.
К. Кертис-Смит Концерт для фортепиано (левая рука) с оркестром (по заказу Леона Флейшера ) 1991 г.
Ричард Дэниэлпур Концерт для фортепиано с оркестром № 3 в вариациях со знаком зодиака 2002 г.
Норман Демут Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки (по заказу Витгенштейна) 1947 г.
Норман Демут Легенда для левой руки фортепиано и оркестра (по заказу Витгенштейна) 1949 г.
Лукас Фосс Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки 1993 г.
Дарон Хаген Семь последних слов : Концерт для левой руки и оркестра фортепиано (по заказу Граффмана ) 2002 г.
Дэвид Хейнс Концерт № 1 для левой руки с оркестром 1999 г.
Пол Хиндемит Klaviermusik mit Orchester , соч. 29 (по заказу Витгенштейна ) 1923 г.
Шинитиро Икебе Концерт для фортепиано № 3 2013
Игорь Иванек INRI , Концерт для фортепиано левой рукой с оркестром 2006 г.
Леош Яначек Каприччио для левой руки и камерного ансамбля (предложено Отакаром Холлманном, но написано не специально для него) 1926 г.
Эрих Вольфганг Корнгольд Концерт для фортепиано с оркестром до-диез для левой руки , соч. 17 (по заказу Витгенштейна) 1923 г.
Йозеф Лабор Концертная пьеса в форме вариаций для фортепиано для левой руки с оркестром (сочинена для Витгенштейна) 1916 г.
Йозеф Лабор Концертная пьеса фа минор (по заказу Витгенштейна, премьера которого состоялась в 1936 году) 1917 г.
Йозеф Лабор Концертная пьеса си-бемоль минор (ми-бемоль мажор?) 1923 г.
Курт Леймер Концерт для фортепиано № 2 (в одной части) 1944–48
Богуслав Мартину Концертино (позже переименованный в Дивертисмент) для левой руки фортепиано и камерного оркестра H.173 (по заказу Холлманна ) 1926 г.
Пер Хенрик Нордгрен Концерт для фортепиано левой руки и камерного оркестра, соч. 129 2004 г.
Дитер Новка Концерт для левой руки для фортепиано с оркестром, соч. 71 1971 г.
Луис Прадо Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки (Concierto de piano para la mano izquierda, написанный для Гэри Граффмана , 2001 г., премьера которого состоялась им в 2002 г.) 2001 г.
Сергей Прокофьев Концерт для фортепиано № 4 для левой руки , соч. 53 (по заказу Витгенштейна, но никогда не играл им; премьера в 1956 году Зигфридом Раппом ) 1931 г.
Морис Равель Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки ре мажор (по заказу Витгенштейна) 1929–30
Нед Рорем Концерт для фортепиано с оркестром № 4 для левой руки (по заказу Гэри Граффмана ) 1993 г.
Франц Шмидт Концертные вариации на тему Бетховена (по заказу Витгенштейна) 1923 г.
Франц Шмидт Концерт для фортепиано № 2, для левой руки (по заказу Витгенштейна) 1934 г.
Гюнтер Шуллер Концерт для 3 рук (для Лорина Холландера и Леона Флейшера ) 1990 г.
Эдуард Шютт Парафраз для фортепиано с оркестром (написанный для Витгенштейна) 1929 г.
Лучян Мария Шкерянц Концерт для фортепиано левой руки с оркестром 1963 г.
Станислав Скровачевский Концерт Никколо для левой руки с оркестром 2003 г.
Рауль Соса Концерт для фортепиано левой рукой со струнным оркестром 1989 г.
Рихард Штраус Parergon zur » Sinfonia Domestica « для фортепиано с оркестром, соч. 73 (по заказу Витгенштейна) 1927 г.
Рихард Штраус Panathenäenzug: Sinfonische Etüden in Form einer Passacaglia для фортепиано с оркестром, соч. 74 (по заказу Витгенштейна) 1925 г.
Александр Тансман Концертная пьеса для фортепиано с оркестром 1943 г.
Йоханнес Пол Тилман Концертино для фортепиано (левая рука) с оркестром, соч. 65 1954 г.
Карл Вайгль Концерт для левой руки 1924 г.
Такаши Ёсимацу Концерт для фортепиано левой руки и камерного оркестра «Нота Цефея», соч. 102 2007 г.
Геза Зичи Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль для левой руки (сам для себя) 1895 г.
Ян Циммер Концерт для фортепиано № 5 для левой руки, соч. 50 1961 г.

Работает только для правой руки

Существуют и произведения только для правой руки, но их гораздо меньше, чем только для левой.

Концертные произведения с участием фортепиано для правой руки включают:

  • Анри Клике-Плейель (1894–1963) — Концерт для правой руки с оркестром
  • Артур Блисс — Концерт для двух фортепиано в 3 руки с оркестром, соч. 17 (1968; первоначально для тенора, фортепиано, струнных и ударных; затем аранжировка для 2 фортепиано и оркестра для Филлис Селлик и Сирила Смита ; затем аранжировка Блисс и Клиффорд Филлипс для 2 фортепиано в 3 руки и оркестра)
  • Малкольм Арнольд — Концерт для двух фортепиано в три руки с оркестром (также известный как Концерт для Филлиды и Сирила ), 1969. Один пианист играет двумя руками, другой — только правой рукой.
  • Гордон Джейкоб — Концерт для трех рук на одном фортепиано, 1969 (написанный для Селлика и Смита).

Источник

Читайте также:  Ноты элтона джона для пианино
Оцените статью