Ноты (фортепиано) для учащихся 1 класса музыкальной школы — более 27 полезных сборников
1. Милич. Б. Фортепиано 1 класс (2006)
Это учебное пособие, созданное для учеников 1 класса детских музыкальных школ действительно незаменимо. Пьесы, этюды и ансамбли из этого сборника обязательно есть в репертуаре всех начинающих пианистов.
«Фортепиано» для 1 класса содержит все те музыкальные произведения, который должен освоить юный пианист на первом году обучения.
2. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 1 класс
Составители Бакулов и Сорокин, издание 1991 года. Эта книга входит в Педагогический репертуар для ДМШ.
3. Азбука игры на фортепьяно С. А. Барсукова
Это пособие для детей в возрасте пяти семи лет, учащихся 1-ого и подготовительного класса Детской музыкальной школы. Основная задача книги подать в доступной форме новый материал для юных пианистов. Материал подается от простого к сложному.
4. Еще много методичек, пособий, хрестоматий и сборников для 1 класса ДМШ:
Источник
Сценарий сольного фортепианного концерта «Волшебные звуки»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рефтинская детская школа искусств»
Сценарий сольного фортепианного концерта
Разработчик: Жугрина Полина Борисовна,
преподаватель МАУДО «Рефтинская ДШИ»
Рефтинский 2019 г.
Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. При этом, обучающийся должен обладать необходимыми качествами, характерными для исполнителя, например, музыкальностью, целеустремленностью, творческим мышлением, сценической выдержкой и др. Лишь немногие, особенно одарённые дети, способны выступить с сольной программой, подготовленной для публичного представления своих успехов, являющейся своего рода высшей планкой, подведением итогов творческой деятельности обучающегося на определенном этапе образовательной деятельности.
Выступление с сольной программой призвано создать условия для формирования ключевых компетенций обучающегося: музыкально-исполнительских, творческих, познавательных, аналитических, коммуникативных качеств, социальных навыков и проч. Таким образом, сольный концерт является эффективной формой практической деятельности,
направленной на развитие творческого потенциала личности и формирования ключевых компетенций начинающего музыканта.
Следует отметить, что сольные фортепианные концерты в Рефтинской детской школе искусств стали доброй традицией: в разные годы на этой сцене выступали наши ученики Данил Соколов, выпускник Академического музыкального колледжа при Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского, ныне студент Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова; Герман Мархасин — выпускник УМК г. Екатеринбург, ныне студент Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Форму сольного концерта можно практиковать на различных ступенях обучения обучающихся, имеющих для этого необходимые музыкальные способности и качества личности.
Сценарий сольного фортепианного концерта обучающегося Рефтинской ДШИ Германа Визнера «Волшебные звуки».
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем концертном зале на вечере фортепианной музыки!
Музыка – это необъятный мир ярких красок, глубоких переживаний и невероятных впечатлений. «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет». (Эти слова принадлежат немецкому поэту Людвигу Иоганну Тику.)
Чтобы овладеть навыками игры на любом музыкальном инструменте, нужны не только музыкальные способности, необходимы терпение, усидчивость, настойчивость, умение справляться с трудностями и, конечно, нужна большая любовь к музыке.
Сегодня своё искусство вам дарит ученик 5 класса музыкального отделения, лауреат международных и дипломант всероссийского конкурса Герман Визнер, преподаватель М.Г. Волненко.
Мы проведём небольшой экскурс во времени и услышим, как менялась музыка вместе со сменой эпох.
Концертную программу открывает Трёхголосная инвенция №15 си минор гениального немецкого композитора эпохи барокко И.С. Баха.
der Вach – «ручей», в переводе с немецкого. «Не ручей — море должно было быть его имя». «Пред Бахом, мы все — дети» (Л.В. Бетховен)
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы . Бах — непревзойдённый мастер полифонии . Никто из музыкантов не мог сравниться с Бахом в знании гармонии, а сам Иоганн Себастьян просто не выносил неразрешенных аккордов. По утверждению его современников, незаконченные музыкальные фразы выводили его из себя. Однажды он пришел на прием, где играл не слишком хороший музыкант, который как только увидел великого композитора — сразу растерялся и… прекратил игру. При этом последний аккорд был диссонирующим. Услышав это, Бах, даже ни с кем не поздоровавшись, кинулся к инструменту и разрешил аккорд. После чего спокойно пошел здороваться с гостями и хозяином.
Следует отметить, что талант Баха не ограничивался областью композиции. Он был лучшим среди современников исполнителем на органе и клавесине. Однажды Баха пригласили в Дрезден участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым превосходство Баха.
2-х и 3-хголосные инвенции, наряду с ХТК, создавались прежде всего с учебной целью: «Для пользы и употребления стремящегося к учению музыкального юношества, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел», в исполнении Г. Визнера прозвучит
Трёхголосная инвенция №15 си минор.
Следующее произведение представляет уже новую эпоху, новую образность, новые возможности… В.А.Моцарт является ярчайшим представителем эпохи классицизма.
Природа одарила человечество великим гением, которым является Вольфганг Амадей Моцарт. Гений — это, конечно, огромный талант, но и не меньшая трудоспособность. Творческое наследие Моцарта поражает своим объемом и многообразием. Написанного им хватило бы на десяток других творческих судеб: оставивший в своем наследии такие шедевры, как оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», Моцарт создал особую эпоху и в жанре симфонии. За двадцать лет он написал около пятидесяти симфонических циклов. К глубочайшим по мысли и выражению чувств творениям относится и его церковная музыка, в первую очередь непревзойденный шедевр — Реквием. Им создано 55 концертов, 32 струнных квартета, 19 сонат для клавира. Всего около 626 произведений за короткую -30 с небольшим творческую жизнь.
Считается, что музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт-эффекте. Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушивала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста. К тому же от этой музыки у людей повышается концентрация внимания.
О Моцарте и его музыке оставили удивительные отзывы его «будущие музыкальные коллеги», отечественные композиторы:
«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки» (П.И. Чайковский)
«Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии» (Д.Д. Шостакович)
Вы услышите I часть сонаты фа мажор В.А. Моцарта
Исполняет Г. Визнер
Продолжая музыкальное путешествие во времени, обратимся к имени австрийского пианиста, композитора и педагога Карла Черни. Черни родился в 1791 году в Вене в год смерти В.А. Моцарта. Трудно найти музыканта, не знакомого с творчеством Карла Черни. Его дарование было настолько незаурядно и ярко, что Л.В. Бетховен, услышав его выступление в 1800 году, сам предложил заниматься с мальчиком 1 раз в неделю, очень высоко отзывался о таланте и успехах ученика, а впоследствии именно ему доверил первое исполнение своего Третьего концерта и обучение своего племянника. Несмотря на успешную исполнительскую деятельность, с 1815 года Черни полностью отдался композиции и педагогике, и вскоре его признали одним из лучших фортепианных педагогов в Вене. Безусловно, самым ярким его учеником стал Ференц Лист.
Творческое наследие Черни как композитора многогранно. Это реквиемы, симфонии, концерты, камерные произведения, романсы. Однако популярностью пользуется именно фортепианное творчество, в особенности сборники его этюдов, представляющие большую ценность для пианистов. Становление и рост любого начинающего пианиста невозможны без развития фортепианной техники. Огромную роль в этом играют этюды – специальные пьесы — упражнения для освоения какого-либо технического приёма. Музыканты любят исполнять этюды Черни из-за очевидной пользы, которую они приносят, а также мелодичности и художественности большинства сочинений.
Карл Черни Этюд №17 ор. 740
И вновь новая эпоха — XIX век, романтизм в музыке. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира человека, жизни души. Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность, рельефность и индивидуальность. Внимание к чувствам приводит к смене жанров: господствующее положение приобретает «лирическая исповедь». Одним из главных представителей этого направления в музыке стал Фридерик Шопен. Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в его творчестве являются вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку:
Как сердцу высказать себя?
Другому, как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изречённая – есть ложь.
Фридерик Шопен Вальс ор. 69 №1
С темой лирической исповеди очень часто переплетается тема природы. Для романтиков природа — выражение духовной жизни. В природе романтик всегда видит зеркало, отражение либо собственной душевной тоски, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Поэтому природа наделяется смыслом, нередко более красноречивым, чем смысл слов.
Восхваление красоты родной земли, нередко в связи с воспоминаниями о детстве, характерное для романтического искусства, прослеживается и в фортепианном цикле русского композитора 19 века П.И. Чайковского «Времена года», состоящего из 12 характеристических картин, посвящённых каждому из12 месяцев года. «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
Идея цикла и названия пьес принадлежала Н.М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал. Осенью 1875 года издатель «Нувеллиста» предложил Чайковскому написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го предыдущего месяца. Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил композитору еще одно «усовершенствование»: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Против этой идеи Чайковский не возражал. Следует признать, что по прошествии уже большого исторического периода мы воспринимаем эти стихотворные строки как органичную поэтическую составляющую всего цикла. Более того, эти стихотворные «ключики» к каждой пьесе хорошо подходят ко многим другим произведениям композитора. Названия пьес звучат так:
Во второй пьесе цикла — «Февраль. Масленица», композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора:
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир».
С первых звуков ощущение праздника наполняет душу слушателя.
П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»
Рубеж 19-20 века в России – сложное, противоречивое время. И вместе с тем — великая эпоха русского культурного ренессанса, «Серебряный век» — одна “из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпоха творческого подъема поэзии и философии, эпоха появления новых имён, новой чувствительности.
Среди поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце 19 — — начале 20 века, следует отметить имя А.Н. Скрябина. Музыка Александра Скрябина — замечательная страница «серебряного века» русской культуры. Это — чуткая «сейсмограмма» внутреннего мира художника, живущего накануне, в межвременье, в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий, и всем существом устремленного навстречу грядущему обновлению. Отсюда ее повышенный, доходящий часто до экзальтации, эмоциональный тонус, ее энергетика, ее импульсивность и внутреннее беспокойство, непрерывная изменчивость и прихотливая игра нюансов, поэтизация состояний томления, порыва, утонченный лиризм и недосказанность, а также — ее волевая устремленность, взрывчатость и драматизм. Одних слушателей музыка Скрябина покоряла вдохновенной силой, других возмущала своей необычностью.
Ранние скрябинские миниатюры ещё сохраняют драгоценный тон лирического высказывания, унаследованный им от романтиков, в частности Шопена, фиксируя тончайшие движения души. Поразительно богатство этих состояний, запечатлённых в звуках, поразительна законченность и ясность пьес, лаконизм и отточенность формы. В ранних прелюдиях Скрябина фортепиано «поёт» — и не только верхним главным голосом, но и побочными, сопровождающими, запрятанными в сложных плетениях звуковых линий, как ветви в листьях. Так основная тема 4-й прелюдии из оп.11 могла бы существовать как очень выразительное соло виолончели. В основу этой прелюдии положен отрывок из неоконченной баллады си-бемоль минор: «Прекрасная страна! И жизнь здесь другая!», а в прелюдии № 22 напрашивается аналогия со звучанием струнного квартета; на сей раз вначале солирует воображаемая скрипка, в середине на первый план выходит виолончель.
А.Н. Скрябин прелюдии №4, №22 из ор.11
Младший современник А.Н. Скрябина С.С. Прокофьев ворвался в бурный вихревой поток начала XX века, как нечто неповторимое и новаторское. Он был художником дерзким, своенравным, не терпевшим никаких штампов, и его произведения, как правило, были новым словом в искусстве.
В 1909 году С.С. Прокофьев окончил Петербургскую консерваторию как композитор, в 1914 году — он блестяще сдал экзамен как пианист, исполнив в выпускной программе наряду с другими произведениями и свой Первый фортепианный концерт. Прокофьеву была присуждена первая премия имени Рубинштейна — прекрасный рояль. Со временем он стал крупнейшим пианистом-виртуозом.
В 1935 году был создан балет «Ромео и Джульетта». До Прокофьева музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира – поэтичное, глубокое, содержащее реалистические и блестящие психологические портреты. «Вот друг Ромео – весельчак Меркуццио, сыплющий острыми шутками, но готовый в любой момент обнажить ножны и ринуться в схватку с врагом и даже погибнуть, вступившись за свою честь и честь своего друга Ромео.
С.С. Прокофьев «Меркуццио» из балета «Ромео и Джульетта» в переложении для фортепиано.
Исполняет Герман Визнер.
«Музыка подобно дождю
Капля за каплей просачивается
в сердце и оживляет его»
Сегодня радость встречи с музыкой нам подарил Герман Визнер.
Пожелаем Герману Визнеру дальнейших творческих успехов! До новых встреч.
Источник