Концерты для фортепиано с оркестром брамса

Концерты для фортепиано с оркестром брамса

  • Поддержите наш сайт →

Piano Concerto No. 1 (d-moll), Op. 15

Послушать

Запись 17 апреля 1954 года

В 1850-е годы немецкой публике был известен молодой пианист Иоганнес Брамс, в репертуаре которого были фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. В начале 1880-х во всех крупных городах Германии и Австро-Венгрии успели оценить Первый концерт Брамса ре минор, соч. 15, в исполнении автора. Однако успех к сочинению пришел не сразу: премьера в Ганновере 22 января 1859 года и последовавшее вскоре исполнение концерта в Лейпциге Брамса не порадовало. Понятно, что «пронзительные диссонансы» и«неприятные звуки», как выразился обозреватель «Сигнала музыкального мира» Эдвард Бернсдорф, не понравились критикам. Как ни странно, публике концерт сперва тоже не понравился. В Лейпциге обошлось без аплодисментов. Фирма «Брайткопф и Гертель» даже отказалась сотрудничать с молодым и по-видимому неперспективным композитором.

А дело в том, что первые слушатели ждали привычной концертной музыки – виртуозной и необременительной. Вместо этого им предъявили сочинение симфонических масштабов, перекликающееся с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, но ошеломленные меломаны не смогли сполна насладиться даже Adagio – прекрасным образцом брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).

Источник

Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Одним из самых значимых событий в жизни молодого Иоганнеса Брамса стала встреча с Робертом Шуманом. Великий композитор, близкий к завершению своего жизненного пути, поистине «благословил» его, оценив по достоинству талант Брамса. Он многого ожидал от столь одаренного молодого коллеги и интересовался, чем он занят. Об этом Шуман расспрашивал в письме их общего друга – знаменитого скрипача Йозефа Иоахима: «Где же наш Иоганнес?… Летает высоко в облаках или теряет время среди цветов?» Под последним подразумевалось создание небольших фортепианных пьес – и Брамс действительно занимался этим с большим увлечением и успехом. Но Шуман желал, чтобы он «принял на работу бубны и трубы» – то есть принялся за создание крупного произведения с участием оркестра. При этом указал Брамсу ориентир – «вспомнить начало симфонии Бетховена и сделать нечто похожее». Шуман был убежден, что главное – начать, «а окончание придет само». Молодой композитор последовал этому совету, и результатом стало создание Фортепианного концерта № 1 ре минор.

Читайте также:  Больше не полетаем ноты для пианино

Примечательно, что сам Шуман создал лишь один фортепианный концерт, и сделал это уже в зрелом возрасте – Брамс же написал два таких произведения, и к сочинению первого из них он приступил, когда ему был всего двадцать один год. Возможно, такое различие в отношении к этому жанру было связано с тем, что Шуману не удалось реализовать мечту о карьере концертирующего пианиста-виртуоза, Брамс же в 1850-х гг. выступал как пианист, исполняя сочинения Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена в жанре концерта для фортепиано с оркестром. Но в истории создания концертов Шумана и Брамса можно усмотреть одну общую черту: оба композитора, начиная работать над этими произведениями, поначалу не собирались создавать фортепианные концерты. Шуман первоначально написал одночастную Фантазию, Брамс же создал сонату для двух фортепиано – в таком виде произведение было завершено в 1854 г. Но, как известно, ранние фортепианные сонаты Брамса Шуман именовал «скрытыми симфониями» – и это произведение тоже содержало в себе симфонический потенциал, и эту «скрытую симфонию» композитор решил переработать в симфонию «явную». Попытка эта успехом не увенчалась – четырехчастный цикл был сокращен до трехчастного (сарабанда, которая изначально была второй частью Сонаты для двух фортепиано, впоследствии была включена в Немецкий реквием). К конечном итоге, результатом переработки стала не симфония, а концерт, который называют иногда «симфонией с фортепиано». Первый фортепианный концерт был завершен к весне 1857 г.

История рождения ре-минорного концерта отразилась в соотношении фортепианной партии и оркестра, между которыми устанавливаются отношения равноправного партнерства. Наибольшим масштабом отличается первая часть – Maestoso. Создается впечатление, что Брамс действительно последовал совету Шумана, ориентируясь при ее создании на Девятую симфонию Бетховена, сходство в особенности проявляется в начальном разделе – широко развернутом и излагаемом без участия солирующего инструмента. В драматическую атмосферу вводит исполненное страсти «высказывание» струнных, сопровождаемое тремолирующими литаврами. Часть вторую – Adagio – Брамс называл «нежным портретом» Клары Шуман, это прекраснейший образец брамсовской лирики. Основную тему части, имеющей трехчастную форму, при первом проведении излагает фагот. Жизнерадостная третья часть, отмеченная чертами виртуозности – Allegro non troppo – по структуре сходна с финальным родно Третьего фортепианного концерта Бетховена. Из трех тем финала вторая может рассматриваться как очень серьезное видоизменение первой, третья же тема появляется в эпизоде. Мажорная кода построена на интонациях первой и третьей тем.

Читайте также:  Елочка ноты цветные для

Премьера Концерта для фортепиано с оркестром ре минор состоялась в январе 1859 г. в Ганновере, а вскоре после этого произведение прозвучало в Лейпциге, в обоих случаях солировал сам Брамс. Сказать, что произведение не было принято публикой – значит, ничего не сказать: при исполнении в Лейпциге слушатели даже не сочли нужным отблагодарить автора-исполнителя аплодисментами. Критики тоже приняли Концерт отнюдь не благосклонно – в рецензиях на него говорилось о «неприятных звуках» и «пронзительных диссонансах». После такого фиаско музыкальное издательство «Брайткопф и Гертель» сочло молодого автора бесперспективным и отказалось с ним сотрудничать. Истинной причиной неприятия Концерта публикой были «обманутые ожидания» – слушатели ожидали бравурных пассажей и других эффектных приемов в сочетании с относительной легкостью восприятия. «Симфония с фортепиано», исполненная глубокого смысла и сильных страстей, была непривычна в таком качестве. Лишь третье исполнение Первого фортепианного концерта было успешным, оно состоялось в марте 1859 г. в Гамбурге.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Брамс) — Piano Concerto No. 2 (Brahms)

Концерт для фортепиано с оркестром B ♭ мажор
№ 2
от Иоганнеса Брамса
Каталог Соч. 83 Сочиненный 1 878 -1881 ( 1878 ) Преданность Эдуард Марксен Выполнила 9 ноября 1881 г . : Будапешт. ( 1881-11-09 ) Движения четыре

Концерт для фортепиано № 2 в B ♭ основной , ор. 83 Иоганнеса Брамса отделяет 22 года от его первого фортепианного концерта . Брамс начал работу над этим произведением в 1878 году и завершил его в 1881 году, находясь в Прессбауме недалеко от Вены . Работа над этим концертом заняла у него три года, что говорит о том, что он всегда был самокритичным. Он писал Кларе Шуман: «Я хочу сказать вам, что я написал очень маленький концерт для фортепиано с очень маленьким и красивым скерцо». По иронии судьбы, он описывал огромную работу. Концерт посвящен его учителю Эдуарду Марксену . Публичная премьера концерта состоялась в Будапешт 9 ноября 1881 года, с Брамсом в качестве солиста и Будапештского филармонического оркестра , имел немедленный успех. Он продолжил исполнять пьесу во многих городах Европы.

СОДЕРЖАНИЕ

Сочинение

Деталь набрал 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета (B ♭ ), 2 фаготов , 4 рога (сначала 2 в B ♭ бас, 2 в F), 2 трубы (B ♭ ), литавр (B ♭ и F, A и D во второй части) и струнных . (Трубы и литавры используются только в первых двух частях, что необычно.)

Часть находится в четырех движений , а не три , типичные для концертов в классических и романтических периоды:

  1. Allegro non troppo (B ♭ мажор)
  2. Аллегро аппассионато (ре минор)
  3. Анданте (B ♭ мажор — F ♯ мажор — B ♭ мажор)
  4. Allegretto grazioso — Un poco più presto (B ♭ мажор)

Дополнительное движение приводит к тому, что концерт значительно длиннее, чем большинство других концертов, написанных до того времени, с типичными выступлениями длятся около 50 минут. По завершении Брамс отправил партитуру своему другу, хирургу и скрипачу Теодору Бильроту, которому Брамс посвятил свои первые два струнных квартета , назвав произведение «небольшими пьесами для фортепиано». Брамс даже охарактеризовал бурное скерцо как «небольшой огонек скерцо».

Описание

Произведение открывается следующим звуком валторны, который дает большую часть тематического материала для первой части:

Allegro non troppo

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Первая часть в концертном варианте сонатной формы . Основная тема вводится соло валторны с вступлением фортепиано. Деревянные духовые инструменты вводят небольшой мотив (заимствованный, возможно, неосознанно, из вступления первой части его серенады № 2 ), прежде чем появляется необычно расположенная каденция . Полный оркестр повторяет тему и вводит больше мотивов в оркестровую экспозицию. Фортепиано и оркестр работают вместе, чтобы развить эти темы в экспозиции фортепиано до того, как тональность изменится на фа минор (от фа мажор, доминанта), и фортепиано играет мощную и сложную часть перед появлением следующего оркестрового тутти. Развитие, как и многие подобные разделы в классический период, проходит путь от доминирующей тональности обратно к тонизирующей, в то же время интенсивно развивая темы. В начале перепросмотра тема воспроизводится до того, как будет слышен другой переход, возвращающийся к музыке, слышимой в фортепианной экспозиции (на этот раз в B ♭ мажор / минор). Кода появляется после части минорной тональности, завершая это движение.

Один из мотивов, повторяющийся в развитии, был отмечен музыковедами как имеющий сходство с Боевым гимном Республики и « Сэй, братья» , но маловероятно, что Брамс знал об этих гимнах.

Аллегро аппассионато

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Это скерцо в тональности ре минора и в сонатной форме с трио , вставленным в развитии. Вопреки замечанию Брамса «крошечный обрывок скерцо», это бурное движение. Фортепиано и оркестр вводят тему и развивают ее, прежде чем вмешивается тихая часть. Вскоре после этого фортепиано и оркестр начинают бурное развитие темы, прежде чем перейти к центральному эпизоду (ре мажор). Центральный эпизод оживлен и начинается с выступления полного оркестра, прежде чем вмешивается еще одна тихая часть; затем фортепиано интегрируется в оркестровый эффект, чтобы повторить тему центрального эпизода. Возвращается начальный раздел, но он очень разнообразен.

Тема скерцо очень похожа на тему скерцо в Серенаде Ре Брамса десятилетия назад.

Анданте

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Медленная часть находится в тонической тональности B ♭ мажор и необычна в использовании обширного соло для виолончели в фортепианном концерте (источником этой идеи может быть фортепианный концерт Клары Шуман , в котором медленная часть записана только для виолончели и фортепиано) . Впоследствии Брамс переписал тему виолончели и превратил ее в песню Immer leiser wird mein Schlummer («Мой сон становится все более мирным») на слова Германа Лингга . ( Соч.105, № 2 ). В концерте, виолончель играет тему в течение первых трех минут, прежде чем пиано приходит. Тем не менее, мягкий мелодичный кусок , что пианино играют вскоре сменяется тема бурной в B ♭ минор. Когда буря утихает, все еще в минорной тональности, фортепиано играет переходный мотив, который ведет к тональности F ♯ мажор, прежде чем виолончель войдет в реприз, в неправильной тональности, зная, что она должна вернуться к B. ♭ мажор, фортепиано и оркестр завершают переход, завершая тему в своей исходной домашней тональности B ♭ мажор. После того, как фортепиано играет переходные мотивы, оно быстро воспроизводит среднюю часть в мажорной тональности до того, как будет установлена ​​финальная кода.

Allegretto grazioso — Un poco più presto

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Последняя часть состоит из пяти четко различимых разделов, которые вводят и развивают пять различных тем.

В первом разделе (такты 1–64) представлены темы 1 и 2. Первая тема (также «основная тема») (1–8) сначала исполняется на фортепиано, а затем повторяется оркестром. Вторая тема (16–20) также представлена ​​фортепиано и повторяется — и расширяется — оркестром. Наконец, своего рода развитие первой темы приводит к следующему разделу.

Второй раздел (65–164) содержит следующие три темы. Тема 3 (65–73) сильно отличается от предыдущих, в основном из-за своего второстепенного сеттинга и своеобразного венгерского ритма. Тема 4 (81–88) по-прежнему находится в миноре, а тема 5 (97–104) — в фа мажоре. Каждая из этих трех тем повторяется взад и вперед несколько раз, что придает разделу характер развития.

Третий раздел (165–308) можно рассматривать как повторение первого; он построен на первых двух темах, но новый поразительный элемент представлен в 201–205 гг. и повторяется в 238–241 гг.

Четвертый раздел (309–376) повторяет темы 3, 5 и 4 в указанном порядке.

Заключительный раздел, кода, построен на основной теме, но даже здесь (398) Брамс представляет новый элемент, повторяя основную тему в тройном ритме (прием, который он использовал ранее для завершения своего скрипичного концерта) в небольшом марше. сначала играется на фортепиано, затем исполняется оркестр, который обменивается темами с солистом до финальных аккордов.

Источник

Оцените статью