Концерты для фортепиано современных композиторов

Пять самых знаменитых фортепианных концертов, которые вы должны знать

Концерт для фортепиано с оркестром — этот тот жанр, который любит и публика, и авторы. Солист-виртуоз плюс вся роскошь симфонического оркестра обычно дают очень яркий результат.

1. Пётр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано №1

Первый фортепианный концерт Чайковского был разруган в пух и прах пианистом, для которого и был написан и которому был посвящён — основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну. Тогда Чайковский снял посвящение и послал партитуру немецкому пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову в США. Там, в Америке, и началась триумфальная история этого концерта. Потом и Рубинштейн изменил своё мнение и включил этот концерт в свой репертуар.

После смерти Чайковского Первый концерт был отредактирован русским пианистом Александром Зилоти. В его редакции он исполняется по сей день.

Но в последнее время пианисты играют и авторскую, оригинальную версию. Например, Михаил Плетнёв:

Читайте также:  Красивейшие композиции для гитары

2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано ля минор

Коронное начало концерта с типичным норвежским мотивом — отличная идея композитора. Его невозможно забыть!

Этот супер популярный концерт принёс Григу первую широкую известность в Европе. Он был написан в год женитьбы Грига, и просто дышит счастьем. Вторая часть тоже очень хороша. Так и видишь все эти чудесные норвежские фьорды и скалы.

Юный Даниил Харитонов.

3. Вольфанг Амадей Моцарт Концерт для фортепиано №21

Он широко известен своей второй частью . Никакие оперы, сонаты и симфонии Моцарта не сравнятся с этой музыкой, которая просто обволакивает мир любовью.

Симпатичный клип с польским пианистом Яном Лисецким

4. Вольфанг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано №23

Этот концерт тоже широко известен по второй части . Люди написали горы книг, философских трактатов и романов, пытаясь понять, что есть человеческая жизнь. А Моцарт ответил на все вопросы за шесть минут этой музыки. Этот чистый образец музыкального чуда: всё понимаешь, когда слушаешь, но на язык слов это непереводимо.

Владимир Горовиц тоже постиг мудрость простоты.

5. Сергей Васильевич. Рахманинов. Концерт для фортепиано №2

Этот концерт — блестящий результат лечебного курса гипноза.

Лечился Рахманинов у московского психотерапевта Николая Владимировича Даля от последствий тяжёлой психической травмы, связанной с провалом его Первой симфонии. Рахманинов утратил способность сочинять музыку и переживал это так тяжело, что родные опасались за его жизнь.

Даль сумел внушить юному композитору, что внутри него зреет великая музыка, которая выведет его на новый творческий виток. Так и вышло. Концерт получился просто шедевральным. Это музыка человека, который сумел прорваться и заново открывает для себя жизнь. Рахманинов посвятил концерт своему доктору.

Источник

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать Статьи редакции

Продолжаем исследовать мир неоклассики.

В прошлой подборке мы рассказывали в основном о зарубежных современных композиторах, а теперь поговорим об отечественных.

Герои этого текста — преимущественно молодые ребята, часто без музыкального образования. Но это нисколько не мешает им сочинять, записываться с оркестрами, собирать полные залы и даже создавать музыкальные приложения.

Видимо, фамилия Рихтер уже предполагает, что её носитель будет заниматься музыкой (см. пианист Святослав Рихтер, композитор Макс Рихтер из предыдущей подборки). Кирилл Рихтер — суперзвезда современной российской неоклассики: в разное время его музыка звучала и в саундтреке к фантастическому фильму «Черновик», и в заставке FIFA 2018 американского FOX Sports, и в двухактном балете «Распутин» с Сергеем Полуниным.

При этом сам он никакого специального образования не получал и добился всего исключительно благодаря таланту, чувству фортепиано и безупречному музыкальному вкусу.

Свой стиль Кирилл характеризует как «экспрессивный минимализм», и это меткое определение. Посмотрите его интервью для проекта «ещёнепознер»: это час увлекательной беседы о самом разном и пробирающее исполнение пьесы «Механизмы» под занавес.

Если кратко, то экспрессивный минимализм — это музыка, которая использует достаточно минимальные средства музыкальной выразительности, но в то же время в ней очень важна экспрессия повествования и яркая история.

Ещё один самоучка, ставший звездой неоклассической музыки. Евграфов начинал с упражнений в Garage Band, а теперь его релизы выходят на престижном британском лейбле FatCat Records, где выпускаются, к примеру, Макс Рихтер и Hauschka.

А ещё он один из создателей приложения Endel, генерирующего звуковой ряд для разных ситуаций. Одна из пользовательниц этого приложения — певица Граймс, создавшая с помощью Endel нейроколыбельную для их с Илоном Маском сына по имени X Æ A-Xii.

В Endel мы используем знания о том, как работает музыка и как она может менять состояние человека. В приложении можно выбрать три режима: «Фокусирование», «Расслабление», «Сон». Например, в режиме «Сон» мы маскируем посторонние шумы, полагаясь на свои знания и исследования в психоакустике. Вообще, то, что мы делаем в Endel, не музыка. Если человек отвлекается на наш звуковой фон, то мы считаем свою работу проваленной.

Стилистический диапазон треков композитора — от нежной фортепианной игры до оркестровых переливов и электроники. На прошлогоднем альбоме Surrender Евграфов двинулся куда-то в сторону академического IDM с живой перкуссией: тяга к экспериментам и неожиданным звуковым текстурам отличает его от других отечественных неоклассиков, делающих упор на мягкое фортепиано.

Самый работоспособный композитор современной России: с 2011 года он выпустил 25 сольных альбомов, и это не считая EP, синглов и саундтреков.

Мищенко официально представляет японского изготовителя инструментов Roland и заведует лейблом Roomtone Records. Он писал музыку для Цирка дю Солей и VR-экскурсий по Эрмитажу, давал концерты в Храме Христа Спасителя. А недавняя беседа о неоклассике ИМИ.Конференции началась с вопроса о том, как он благодаря музыке заработал на квартиру в центре Москвы.

Вдохновение — для слабаков. Когда творческие люди говорят, что для создания чего-то им нужна Муза, записываю их в халтурщики. Чем сидеть два часа в позе йога и ждать визита богини, лучше просто начать работать. По себе знаю — как аппетит приходит во время еды, так же и новые идеи посещают тебя во время труда.

Ко внушительной дискографии Мищенко можно подступиться с любого пункта: например, с альбомов Kokkoro и Neopolyscassa. Первый сыгран на небольшом препарированном пианино с немецкой подводной лодки и записан при помощи бинауральных технологий. Получился такой ASMR-эмбиент, очень тихая музыка для вдумчивого прослушивания.

Второй альбом — полная противоположность: на Neopolyscassa царят космические синты и оживленная перкуссия, за которую отвечает экс-драммер инди-героев нулевых Bajinda Behind the Enemy Lines и Cheese People Илья Суслиников. Музыку ощутимо клонит в сторону современного джаза, и в целом она звучит довольно свободно даже по расплывчатым неоклассическим меркам.

В отличие от Миши Мищенко, Никола Мельников записал всего один полноформатный альбом «#22», да и тот сейчас не сыщешь на стримингах. Зато он делал саунд-дизайны для церемонии открытия финала чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке, Недели моды в Париже, гала-ужина Захи Хадид в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и мероприятий мировых брендов. А ещё он написал музыку для веселого рэп-мюзикла «Копы в огне». В общем, фигура.

От неоклассики Никола движется в сторону сдержанного нордического техно — в таком ключе выдержаны его последние релизы.

Профессионально я играю на рояле. Я не ограничиваю себя каким-то определенным жанром: классика, кроссовер, контемпорари и занимаюсь электронной музыкой. В этом я тоже разбираюсь: семплы, программы, секвенсеры, всякие железки. В XXI веке — за этим будущее. Самое сложное совместить эти два мира – академической и электронной музыки. Что, на самом деле, я всегда мечтал сделать. Это ведь очень тонкая работа! Такое произведение может получиться «загруженным», понятным только лишь одному композитору, либо «свалиться» в кич.

В конце 2010-го в сети появилось видео: небритый парень с сигаретой во рту сидит за фортепиано в поле и играет щемящий вальс — в духе Яна Тирсена, но исполненный и русской тоски. На последних тактах к нему присоединяется девушка с аккордеоном, взлетает стая птиц, закатное солнце бликует на камеру.

Парня зовут Евгений Гринько: раньше он играл на барабанах в угарной психоделической группе «Солнцецветы», но затем переключился на минимализм и очень в нём преуспел.

Благодаря загадочным алгоритмам Youtube его лёгкие пьесы стали особенно популярны в Турции — там он не раз собирал залы-тысячники. В России он тоже играет не в последних местах: вот, например, недавнее видео, снятое в 70-м павильоне ВДНХ. А характер его музыки хорошо описывают названия композиций: «Человек в старой помятой шляпе», «Серенада», «Однажды».

Как показали наши гастроли по Турции, люди там музыкально неплохо образованны. Они помимо своей культуры знают европейскую, американскую и русскую. Периодически спрашивают меня про какие-то русские группы, о которых я ничего не знаю, а они знают. У нас была такая история: мы играем кавер на песню «Полюшко-поле» композитора Книппера, и я рассказываю аудитории, что это не русская народная песня, а часть симфонии Книппера. Мы были с концертом в Конье — это религиозный город, где на концерт приходили смуглые девушки в платках, а организаторы говорили «иншалла». Я начал рассказывать эту историю, а они говорят: да мы знаем, знаем. Да как же вы знаете? Я сам недавно узнал об этом. Очень странно.

из интервью Colta

Композитор, пианистка, музыковед, драматург и автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг неё» — аналитического исследования академической музыки и мемов.

Её недавний альбом «Русские тупики» — цикл из 36 пьес длительностью от 20 секунд до одной минуты — это удачная попытка воссоздать дух салонной музыки. К записи прилагается перечень сопряжённых с этой музыкой понятий, среди которых — «русская зима», «русская тоска» и даже «дед мороз во гневе».

«Русские тупики» — это суперкороткие фортепианные пьесы. Назвать их репетитивными в полной мере нельзя: в одной пьесе, допустим, три строчки, внутри них ничего не повторяется, зато потом повторяется все вместе. Для меня важен сам материал, который я беру: при отсутствии прямых цитат из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Рахманинова здесь есть воспроизведение теней, их модуса. «Русские тупики» — это экстракт русской музыки XIX века и попытка её осмысления.

Источник

Десять композиций, которые помогут влюбиться в фортепиано

Во-первых. Людвиг Ван Бетховен «К Элизе»

Людвик Ван Бетховен

Михаил Оргиш: Мелодия довольно проста. Но это не та простота, которую может создать любой, только присев за рояль. В классическом мире «К Элизе» можно отнести к сегменту попсы – и чем младше музыкант, тем более она ему нравится. С течением времени профессионал перестаёт «торчать» от простоты, в силу того, что развитие и обучение предполагает освоение всё более сложных форм. Обычному слушателю это уже малопонятно, и он предпочитает просто, красиво, мелодично. Но составляя список десяти выдающихся произведений для фортепиано, невозможно не включить «К Элизе». Пожалуй, самый известный мировой фортепианный хит был написан более 200 лет назад, и с лёгкостью даст фору любым современным трекам любых современных композиторов. И это будет вечно».

Во-вторых. CHOPIN «Waltz Op.64 n.2»

Есть версии, что причиной написания вальса в до-диез минор послужила тоска по родине. Фредерик Шопен уехал из Варшавы в Европу на долгие годы. Другая версия – несчастная любовь: Шопен жил в Париже и любил Жорж Санд – болезненный юноша с рыцарским поведением тосковал по решительной женщине. Шопен умер в 1849 году через два года после написания вальса от болезни легких.

Михаил: «Как говорил великий Рахманинов: «При всём уважении к Листу, Шопен до сих пор остаётся в зените». С такой мыслью можно, конечно, и поспорить – но это говорил гениальный композитор и пианист. Что касается отношений с Жорж Санд, то женщины её бисексуального типа не ценят гения, который перед ними. Они слишком влюблены в себя и в свои чувства, чтобы ещё париться гуманными проблемами (вспомните хотя бы Дали и Галу).

Но парадокс в том, что гений как раз и любит такую женщину, ибо она сама – харизма и секс, в чистом виде.

Она проживает свою жизнь остро и полно, чем вызывает тотальный магнетизм: рядом с ней Шопен оживал, получая иллюзию счастья. А сам по себе гений, подлинный гений, счастливым быть не может: прошивка не та, а обновить нет возможности».

В-третьих. Сергей Рахманинов – «Итальянская полька»

В конце 1906 года композитор с женой уехали во Флоренцию, где в середине мая сняли дачу в Марина-ди-Пиза. К дому часто приходила итальянка с осликом, который вез небольшой орган. Женщина заводила его, раздавалась музыка. Она так понравилась Рахманинову, что тот записал польку, а после переложил для фортепиано (еще позже – для духового оркестра). Отсюда вопрос: почему произведение считают авторским, то есть принадлежащим Рахманинову?

Михаил: «Да, я слышал эту историю. Думаю, что Рахманинов не просто переложил, но и переписал многое из того, что услышал. Не исключено, услышь мы оригинал – его вообще было бы сложно узнать. Композиторское мышление – такая штука, что бывает невозможно проследить, что натолкнуло на создание произведения, настолько может быть всё иначе по сравнению с первоисточником. Исходя из этого, полька – Рахманинова, а не женщины с осликом. Хотя ей огромный респект – оказалась в нужном месте в нужное время».

Переходим к музыке «нью-эйдж»

Это классика с долей современности, и о причинах включения ее в топ лучших произведений пианистов Михаил говорит следующее: «Тут всё просто: эта музыка нашла отклик у публики. Не всем нужны поп-рок-электро-метал-трусы-сиськи-эпатаж-псевдопафос-группы. Классическое искусство, к сожалению, с этим не справляется: слишком сложно для обывателя. Спросите десять случайных человек на улице, кто выиграл последний конкурс Чайковского? Мало кто ответит, если не вообще по нулям. Однако потребность в высоком никуда не делась. Неоклассика – то самое направление к высокому в значительно более доступной обёртке. Безусловно, до академической музыки по её глубине и силе воздействия – как до Пекина на самокате, но опять же – для посвящённых. А обыватель этого Пекина даже и не ощутит – просто пожмёт плечами и скажет пару междометий».

В-четвертых. Yiruma – «River Flows in You»

В 2004 году южно-корейский композитор-пианист Юрима дебютировал на японской сцене. Сольные выступления в японских холлах сделали его одним из самых популярных корейских артистов «нью-эйдж» в Японии.

Михаил: «Я часто слышу от не слишком удачливых академических музыкантов мнение, что неоклассику писать легко и просто, но вот беда – лень. Это заманчивая и удобная позиция, но она неверна. Такими псевдомузыкантами, только чуть менее ленивыми, написаны тонны подобной музыки – и этот факт обрушил интерес к настоящей неоклассике: слушатель, за красивым названием и симпатичной картиночкой, часто стал сталкиваться с абсолютно бездарной музыкой. Пару раз ткнув в том же Вконтакте, Ютубе, или на Саундклауде на такого рода «музыку» – человек разочаровывается и перестаёт искать новые имена в этом сегменте. С другой стороны, благодаря наводнению из отстоя, подлинные имена приобретают ещё большую ценность – например, Людовико Эйнауди, Олафур Арналдс, Юрима, и другие».

В-пятых. Ludovico Einaudi – «Fly»

Итальянца Людовико Эйнауди и его произведение «Fly» 2006 года создания мы можем знать по саундтрекам (почти всем) к фильму «1+1». В целом вся его музыка уходит корнями в поп, рок и фолк.

В-шестых. Jon Schmidt – «All of Me»

Американский пианист признавался, что на него оказали влияние произведения Бетховена. Композиция «All of Me» 2011 года отлична от предыдущих двух большей задорностью и динамизмом, тем не менее, в ней отчетливо прослеживаются фольклорные нотки направления «нью-эйдж».

Михаил: «Да, академический музыкант, зашоренный академическим образованием слабо воспринимает неоклассику – ему она кажется бледной неудачной копией. Ну не торкают его мелодии, построенные на меньшем количестве нот, чем он привык слушать и исполнять. И ничего с этим не сделаешь. И ещё есть чисто психологический фактор, в котором многие академовцы боятся себе признаться – изучив тонны классики, не комильфо получать удовольствие от такого «простенького» стиля. «Я же академический серьёзный музыкант! Работник культуры! Как я могу обращать на это своё внимание»? В принципе, таких людей большинство, и их можно понять. Шагнуть чуть дальше, за свои привычные рамки – удел немногих отважных. И тут такой шаг особенно опасен: нужно отключить от памяти почти все музыкальные разделы мозга, и потом на эту чистую пустыню дозированно пробовать насадить новые оазисы. Полюбив оазисы, мозг вскоре вернёт и джунгли, но теперь это будет полное изобилие всех форм. Процесс долгий и сложный, и даётся единицам».

Музыканты, которые пишут саундтреки для фильмов

В-седьмых. Yann Tiersen – «la valse d’amelie», 2001

Французский композитор-мультиинструменталист Ян Тирсен – создатель официального трека к фильму «Амели». При прослушивании однозначно представляешь Париж, горячий шоколад, художников с мольбертами и Эйфелеву башню.

Михаил: «Ну да, Франция ощущается. Почему? Наверно потому что сильный художник не может не впитывать атмосферу своей жизни, и не писать соответственно бытию. Как-то излишне философски, но так и есть. Тирсен – самый первый композитор, который начал писать просто, красиво и минималистично. Точнее, первый из хорошо раскрученных. К сожалению, на данный момент это удел многих музыкантов-инструменталистов: попал к производству правильного фильма, сделал чёткий саундтрек – всё, ты в обойме. Но фильмов на всех не хватает. Именно Тирсен породил иллюзию, что такую музыку могут писать многие и в большом количестве. Однако он в этом не виноват. Более того, его «Skyline» – один из последних альбомов – написан совершенно не в том стиле, который сделал Тирсена известным. Наверное, он устал от простоты, а писать-работать-то нужно, вот и вьётся его музыкальная душа по неизведанным дорогам».

В-восьмых. Clint Mansell – «Together We Will Live Forever», 2006

Перейдем к Клинту Мэнселу, написавшему саундтрек «Вместе мы будем жить вечно» к фильму «Фонтан» Даррена Аронофски. Даже абстрагируясь от самого фильма, сама композиция несет ощущение неминуемости смерти. Экзистенциализм в чистом виде.

Михаил: «Режиссёр Аронофски почти все свои фильмы отдаёт на саундтрек Манселлу – и это не удивительно, они очень хорошо понимают, чего друг от друга хотеть и ждать. По итогу получается тот самый катарсис, который и нужен зрителю. Прекрасная команда! Касательно эмоций, вызываемых треком – не знаю как насчёт смерти, но эта музыка отражает неминуемость жизни, во всей её неоднозначности. Все наши привычно-говоримые банальности о тьме и свете, добре и зле, чёрно-белых полосах трансформируются здесь в философскую созерцательность неразгаданной тайны жизни. И эта тайна скорее, конечно, грустная, так уж сложилось».

В-девятых. Nils Frahm – «Unter 2011»

Что можно сказать о немецком композиторе Нильсе Фраме и его произведении «Unter»? Фрам использует игру на рояле и пианино вместе, недавно представил публике объединенный инструмент весом 100 кг. «Второй аспект примечательности трека Фрама, – добавляет Михаил, – так называемый препарированный рояль, а проще говоря, подготовленный.

Самый простой приём – это засунуть в рояль что-то бумажное, и он уже станет издавать не такие звуки, как обычно. У Нильса Фрама же есть целая прикольная студия с разными финтифлюшками, которые он периодически в рояль засовывает и слушает, что из этого получается».

Михаил: «На самом деле, у Фрама есть один вменяемый альбом – это «Felt». Если смотреть с точки зрения неоклассики. Всё, что до него – очень на любителя. А всё, что после – уже не неоклассика, а электронная эклектика (там, кстати, есть мощные вещи – меломанам обязательно к прослушиванию). Так вот, касательно альбома «Felt»: в треке «Unter», который я выбрал, есть так называемая Вивальдиевская Секвенция, использование которой несёт безотказный эффект на слушателя, независимо от пола, возраста или религиозных стремлений. Кратко проводя ликбез, можно сказать, что половина попсовых песенных хитов, если не 80%, имеют в своей структуре Вивальдиевскую Секвенцию, в том или ином виде: полную, неполную, видоизменённую. Это – от Антонио Вивальди, известного своей нетленкой «Времена Года» – имейте в виду. Не то, чтобы он прямо придумал эту Секвенцию, но он использовал ее настолько часто, что растиражировал приём на века. Самый кассовый приём в мировой музыкальной культуре.

Кстати говоря, Нильс Фрам издаётся на Лондонском Лейбле Erased Tapes Records – пожалуй, единственный крупный лейбл в мире, имеющий реальные доходы от продажи и поддержки нестандартной музыки. Респект. Зайдите послушать – там много интересного!»

Пианист Михаил Оргиш по окончании Консерватории занялся шоу-бизнесом, создав в 2009 году группу «Август» (позже «Лермонт»). После пика популярности группы на горизонте замаячили московские продюсеры, что, однако, не пошло на пользу группе, и она распалась, несмотря на то, что ей пророчили большую славу в нише «Би-2». Сейчас Михаил сочиняет неоклассику – конкурентов в этой нише у Оргиша в Беларуси нет. Записывается на японском лейбле Riccolabel: на альбоме Михаила Оргиша «Again Alone» около 55 минут музыки, сконцентрированных в 13 треков.

В-десятых. Mike Orgish – «Soulf 2015» (Майк Оргиш)

В окончании подборки пристальнее посмотрим в сторону самого Mike Orgish, а также его произведения «Soulf». Да, музыка направлена на универсального слушателя и призвана в доступной форме изложить содержание высокого искусства для неофита. Почему же современной молодежи так трудно воспринимать на слух классику, если слушать ее постоянно?

Михаил: «Я вообще не знаю ни одного человека, который относит себя к молодёжи и постоянно слушает классику. Если, конечно, это не студент Консерватории. Знаю людей, которые постоянно висят в телефоне, постоянно смотрят сериалы, постоянно играют в игры, постоянно выкладывают посты с глуповатыми комментариями – но чтобы постоянно слушать классику… Может, банально прозвучит, но у современного человека жизнь полна моральных забот, проблем и вечного диссонанса между желаемым и достигнутым в жизни. В этих реалиях будет ли человек утруждать себя ещё и прослушиванием сложной для него музыки? Наверняка нет. Если говорить о истоках – первобытном мире, то составляющими первых музыкальных проявлений были голос и удар. Попевки были простые, повторяемые и короткие. Ударные также – ритмичные и чёткие. Вам это напоминает что-нибудь? Именно. Поп масс-маркет 20-го века. Вокал плюс ударные – вот музыкальные истоки. Вертикаль веков именно в этом – в простоте, повторяемости, запоминаемости вокала, и чёткой поддержке остальной пачки. Именно поэтому классика проиграла как приоритетный музыкальный жанр. Первобытное в людях гораздо сильнее любого элитарного.

И последнее. Об одиночестве или «Again Alone» Михаила Оргиша

Одиночество – полезное ощущение, которого мы всё больше боимся. Напрасно. Бег и суета современного мира – иллюзия, а реально львиную долю нашей жизни мы проводим наедине с самими собой. Наверно, одиночество не может быть гипервесёлым. Скорее, это созерцание спокойствия, и музыка способна повлиять на выявления того одиночества, которое свойственно именно вам. А после сделать из этого ощущения своего союзника – дело техники. Оставайтесь наедине с музыкой и закрывайте глаза. Медитируйте. Отпускайте мысли, не бойтесь подумать о чём-то пугающем, страшном, или выходящем за рамки вашей морали – пропустите через себя все, самые дальние волны, не прячьте их. Выйдя на свободу, с ними гораздо легче поговорить, понять, принять, и жить дальше».

Источник

Оцените статью