Концерты для фортепиано стравинского

Концерт для фортепиано и духовых

Фортепианному концерту принадлежит особое место в наследии композитора – он открыл новую страницу в творческой и исполнительской биографии Стравинского. Будучи первым сочинением, написанным в концертном жанре, он также явился первым опусом, в котором Стравинский предстал перед аудиторией и в качестве исполнителя сольной партии.

Исключительно смелый, антиромантический по характеру замысел концерта предполагал преимущественно «ударно» трактованное фортепиано и духовые.

Столь необычный ансамбль представлялся композитору идеальным образцом взаимодействия тембров: согласно ремарке Стравинского, контрастирующая ударному соло группа духовых продлевала звучание фортепиано и создавала эффект человеческого дыхания.

Апеллируя к высоким традициям эпохи барокко, композитор сочетает приемы Баха и Генделя с острой интерваликой, звучащей абсолютно «по-стравински», и приходит к совершенно оригинальной композиции, отличающейся жанрово-стилевой многозначностью.

Работа над Концертом началась в 1923г. В 1924 г. он был закончен.

23 мая 1924 г. состоялась премьера Фортепианного концерта в Париже (солист – автор).

Концерт для фортепиано и духовых (точное название должно было быть — Концерт для фортепиано, духовых, литавр и контрабасов) состоит из трех частей: Largo – Allegro – Largo (1 часть), Largo (2 часть), Allegro – Largo (3 часть).

Торжественное вступление Largo ассоциируется с медленными ариями Генделя или с Бранденбургскими Концертами Баха. Обращает на себя внимание пунктирная ритмика, типичная для музыки 18 в.; позднее она встретится и в «Аполлоне Мусагете», и в «Орфее».

На базе староклассических ритмов и интонаций Стравинский конструирует и следующее далее Allegro, тема которого выросла из торжественного вступления; темой Largo и заканчивается вся первая часть после небольшой фортепианной каденции.

Напевная мелодия второй части – на фоне мерных аккордов – снова рождает в памяти музыкальные образы великих классиков начала 18 в. Только бифункциональные гармонии сопровождающих аккордов выдают современное происхождение этой музыки.

Ретроспективный характер придан и второй лирической теме, основанной на скромной диатонике. Но и здесь возникающие противосложения с замысловатым ритмическим рисунком вносят «поправку времени».

Интонационное «столкновение» тем по мере развития все более обостряющееся, заставляет вспомнить об обычной «тематической работе» Стравинского в более ранних сочинениях. После двух динамических подъемов вновь возвращается первая тема, звучащая теперь как далекое воспоминание.

Третья часть концерта начинается повторением последнего такта предыдущей второй части, но в динамизированном варианте.

И снова в облике темы проглядывают характерные черты полифонического тематизма 18в., в частности в типичной кодетте, используемой в дальнейшем как материал для имитаций. В этой части, пожалуй, в наибольшей степени впечатляет контрапунктическая техника Стравинского с различными перемещениями мотивов. Тема преобразуется (на С-dur`ном основании) в последовательность терпких политональных аккордов (политональные квартсекстаккорды Es/e). Позднее они же накладываются на гармонии четвертой и третьей ступеней до мажора, затем та же тема проходит в увеличении – в сочетании с беспокойно акцентированными, синкопированными шестнадцатыми. Звучит каноническое стреттное изложение новой темы, производной от главной, и, наконец, — репризное проведение самой главной темы.

Концерт завершается спокойным движением Lento, повторяющего музыку торжественного вступления к первой части.

В этом Концерте Стравинский использует классические формы (староклассическое Allegro, 3-хчастные построения, вариации), воскрешая ритмоинтонационную практику композиторов первой половины 18 в., токкатную и полифоническую фактуры. Исходя из этих традиций, он многое динамизирует, особенно в ладовом и метрическом отношениях: звучания жесткие, остро диссонирующие.

Таково хотя бы заключительное Lento Концерта, в котором пунктирная торжественная тема излагается бифункциональными созвучиями (доминанта и тоника ля минора) на фоне «восклицающих» малых нон у духовых.

В целом Концерт оставляет впечатление холодной, жесткой и порой нарочито рационаличтической музыки, в которой знакомые интонации и приемы 18в. сильно деформированы.

В этом и других неоклассических произведениях Стравинского на смену русской интонационной сфере приходит гораздо более «нейтральные» интонации немецкой и итальянской полифонической музыки 17 и 18 столетий.

Источник

Концерты Игоря Стравинского

Глава №36 книги «История зарубежной музыки — 6»

Концерты, написанные Стравинским в разные годы, можно подразделить на две группы: произведения для солирующих инструментов с оркестром и для камерного состава. К первой группе отнесем Концерт для фортепиано, духовых инструментов, контрабасов и ударных (1924), Каприччио для фортепиано с оркестром (1929), Концерт для скрипки с оркестром (1931), Движения для фортепиано с оркестром (1959); ко второй — Концерт для двух фортепиано (1935), концерт для камерного оркестра «Дамбартон окс» (1938), Ebony concerto (1945), Концерт для струнного оркестра in D (1946).

В сольном концерте Стравинский трактует инструмент соло как облигатный — не противопоставленный остальным инструментам, а существующий в ансамбле, слитый с ним и выделяющийся лишь характером звука или большими виртуозными возможностями благодаря мастерству исполнителя. Особое внимание композитор уделяет различным сочетаниям солирующего инструмента с инструментами оркестра. Исключительно смел и антиромантичен звуковой замысел Фортепианного концерта: фортепиано, трактованное non legato, преимущественно в ударном плане, и духовые.

Можно попытаться найти образцы, которые послужили Стравинскому импульсом в сочинении концертов: это Бах в Фортепианном концерте, Вивальди — в Скрипичном концерте. Но главное то, что, отталкиваясь от этих образцов, Стравинский приходит к абсолютно оригинальной композиции, отличающейся жанрово- стилевой многозначностью. Так, в первой части Фортепианного концерта применяется инвенционное письмо в духе Баха (тема Allegro сходна с темой фуги c-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира»), во второй части оно сочетается с русской кантиленой, которая чередуется с импровизациями в духе баховских органных и клавирных фантазий, а финал возвращает к генделевско-баховскому типу фактуры, в которую внедряются большие септимы и уменьшенные октавы, звучащие абсолютно «по-стравински». В четырехчастном Скрипичном концерте вивальдиевские фактурные прототипы в Токкате (первая часть) соседствуют с разными типами мелодики двух инструментальных арий (вторая и третья части), из которых одна тяготеет к французской инструментальной мелодике, а другая — к немецкой. Арии представляют два разных облика инструментального монолога. Каприччио (четвертая часть), кажется, вновь возвращает к вивальдиевским образам. Однако ритмические перебои, острота инструментального мышления, «стравинские» остинато везде вносят свои властные коррективы, и не только частные.

Стравинский переплавляет в реторте своего стиля тематический, жанровый материал разных эпох. Примером такой переплавки может служить тема вступления в Фортепианном концерте, которая из интрадной, барочной — темы скорбного шествия — превращается в коде финала в трагически окрашенную, нервно, с перебоями пульсирующую тему. В Каприччио для фортепиано с оркестром барочные идеи ансамблевого музицирования сочетаются (в духе каприччио!) с пианистическим пальцевым орнаментом в стиле Вебера и. с джазированными оборотами.

В «Движениях» вырисовывается иная стилевая модель: это Веберн. Пять коротких частей, соединенных интерлюдиями, написаны на основе двенадцатитоновой серии *,

* Серийность распространяется не только на звуковысотность, но и на параметры ритма, тембра, динамики, то есть возникает так называемая сериальность.

фрагменты которой используются в каждой части. Конечно, серия здесь применяется «по-стравински», с устойчивыми звеньями. Композитор отмечал, что «каждый раздел произведения ограничен известным диапазоном инструментальных красок», фортепиано здесь звучит регистрово рассредоточенно, господствуют скачки, «разбросанность» фактуры.

Источник

Концерт для двух фортепиано (Стравинский) — Concerto for Two Pianos (Stravinsky)

Концерт для двух фортепиано
Игорь Стравинский
Родное имя Концерт для фортепиано с оркестром Каталог
  • W66 (Эрик Уайт)
  • HH58 (Гарри Хальбрайх)
  • CC80 (Клиффорд Цезарь)
Год 1935 г. ( 1935 ) Период Классическая музыка 20 века Стиль Неоклассицизм Сочиненный 1 930 -1 935 ( 1930 ) Продолжительность 20 : 00 Движения 4 Премьера Дата 21 ноября 1935 г. ( 1935-11-21 ) Место расположения Париж Исполнители Игорь и Сулима Стравинские

Концерт для двух фортепиано (иногда называемый также концерт для двух фортепиано соло или скорее его итальянский первоначальное название, концерт в Pianoforti из — Soli ) представляет собой композицию по русским композитором Игорем Стравинским . Оно было закончено 9 ноября 1935 года и вместе с его Сонатой для двух фортепиано в настоящее время считается одним из его основных сочинений для фортепиано в его неоклассический период. Это также была первая работа Стравинского после того, как он стал гражданином Франции.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Стравинский решил, что после написания Концерта для фортепиано и духовых инструментов он хочет исследовать возможности фортепиано как сольного инструмента. Стравинский имел в виду пьесу, для которой оркестр не понадобился бы (если он жил в городе, где не было местного оркестра), и которую можно было бы сыграть он сам и его сын Сулима Стравинская . Он начал работать над произведением, которое станет первой частью Концерта в 1931 году в Вореппе, после завершения скрипичного концерта , хотя он обнаружил, что не может закончить сочинение, в котором два фортепиано играли бы одновременно и полностью дополняли друг друга.

Затем он сделал перерыв и снова взялся за концерт после того, как закончил свой « Концертный дуэт и Персефона» , хотя его снова прервали из-за аппендэктомии . Выяснив, что он дал трехлетний перерыв в сочинении, и это могло привести к радикальному различию между его первой частью и остальной работой, он решил попросить Pleyel et Cie построить ему двойное пианино, одно присоединен к задней части другого. Плейель смог в конечном итоге изобрести его, поэтому Стравинский закончил Концерт в 1935 году. В 1963 году Стравинский заявил в беседе с американским дирижером Робертом Крафт в своей книге « Диалоги и дневник» (1963), что «Концерт, пожалуй, мой« любимый »среди моих чисто музыкальных произведений. инструментальные пьесы «. Стравинский утверждал, что его вдохновляли вариации Брамса и Бетховена и особенно фуги Бетховена.

Порядок движения

Порядок движений был сложной задачей для Стравинского из-за его перерыва во время написания этого произведения. Стравинский заявил в разговоре с Робертом Крафтом, что третья часть должна была быть помещена после первой части. Тем не менее, эксперт Стравинского Эрик Уолтер Уайт утверждает, что Стравинский поставил вариации после фуги, но в конце концов решил изменить их, потому что последний аккорд фуги был сильнее.

Ключевые системы

В произведении есть заметные закономерности, указывающие на то, что каждое движение имеет разную тональность.

Первое движение в Е — минор , даже если он модулирует к B ♭ основным в его средней части, ее наиболее удаленный ключ можно. Однако фоновые голоса часто диссонируют с двумя мелодическими сюжетами, что порождает битональность . Второе движение в соль мажор и, как и в первом движении, он также модулирует к D ♭ мажор , его наиболее удаленным ключом, в его центральной секции. Первая вариация — соль минор и модулируется до B ♭ мажор , вторая — в той же тональности, что и предыдущая, и модулируется до C ♯ минор , третья остается в той же тональности, что и предыдущая, и меняется на A ♯ минор. (который является энгармонической тональностью с B ♭ минор ), и последняя вариация вращается вокруг G-минор или E ♭ мажор, в то время как гармонизация первого фортепиано подразумевает до мажор. В конечном итоге последняя вариация модулируется до ре мажор. И прелюдия, и фуга находятся в ре мажоре , но ближе к концу нисходящая хроматическая гамма, исполняемая одновременно обоими фортепиано, превращается в ми мажор .

Выступления

Премьера композиции состоялась в Париже , на сольном концерте, который дал Université des Annales 21 ноября 1935 года в зале Gaveau . Стравинский дал два концерта в один и тот же день (один утром, а другой вечером), дав 15 концертов. минутная речь перед каждым. Впоследствии концерт был сыгран в течение следующих месяцев с его сыном Сулимой Стравински по всей Европе и Южной Америке.

Сыграв его в Баден-Бадене , Стравинский подписал контракт с французским подразделением Columbia Records на коммерческий выпуск концерта, который в конечном итоге был выпущен после его смерти из-за войны.

Состав

Этот концерт разделен на четыре части, хотя третья часть также разделена на четыре части. Типичное выполнение этой работы должно длиться около 20 минут. Названия движений изначально были написаны на итальянском языке :

  1. Con moto
  2. Ноттурно: Адажиетто (Ноктюрн)
  3. Quattro variazioni (четыре варианта):
  • Вариация I (Вариант I)
  • Вариазион II (Вариант II)
  • Вариацион III (Вариант III)
  • Вариация IV (Вариант IV)

Первая часть

Первая часть имеет форму, которая напоминает первую часть сонаты с ее тональными областями и ее повторением ; это движение полно повторяющихся нот и аккордов, в которых основана его энергия и импульс. В центральной части этого движения группы шестнадцатых нот сгруппированы в шестигранники, повторяющиеся в 4
4 .

Вторая часть

Вторая часть, Notturno , была описана Стравинским как «не столько ночная музыка, сколько послеобеденная музыка, фактически, пищеварительная система для самых крупных движений», поскольку он также заявил, что первая фортепианная партия была похожа на «балерину в лице клавесин ».

Третье движение

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Третья часть представляет собой набор вариаций на тему, которая присутствует не в этой части, а в фуге следующей части. Эти четыре вариации характеризуются разной скоростью, мелодическими линиями в разных октавах на протяжении всего движения; в последнем варианте, типичный метод Стравинского (ые остинаты в G и B ♭ , то есть, третий интервал) присутствует. В различных заявлениях Стравинский утверждает, что он мог бы оркестровать это конкретное движение, но он хотел, чтобы эта композиция оставалась композицией для двух фортепиано, чтобы он и его сын могли ее играть.

Четвертая часть

Четвертая и последняя часть — медленная прелюдия и четырехголосная фуга, за которой следует афтерфуга, в которой ноты темы представлены в инверсии. Вместе с четырьмя голосами есть еще один голос, который повторяет ноты секступлетом, что является прямым отсылкой к первой части. Он заканчивается сильно диссонирующим аккордом фортиссимо двух фортепиано, за которым следует более мягкий и более созвучный аккорд, который закрывает концерт, хотя в 1957 году Стравинский выразил американскому пианисту Полу Джейкобсу, что он хотел убрать более мягкий аккорд. Стравинский считал, что это движение было единственным во всем концерте, которое он любил больше всего.

Каталоги

Концерт входит в одни из самых полных каталогов произведений Игоря Стравинского. В каталоге Эрика У. Уайта концерт указан под номером W66, Гарри Халбрайх — под номером HH58, а Клиффорд Цезар — под номером CC80.

Источник

Оцените статью