Концерты гайдна для двух фортепиано

Список концертов Йозефа Гайдна — List of concertos by Joseph Haydn

Ниже приводится частичный список концертов по Гайдн (1732-1809). В каталоге произведений Гайдна Хобокена концерты для большинства инструментов относятся к категории VII с разной буквой для каждого сольного инструмента (VIIa — для скрипичных концертов, VIIb — для виолончельных концертов и т. Д.). Исключение составляют концерты для клавишных и для баритона, которые относятся к категориям XVIII и XIII соответственно.

Содержание

Для скрипки

  • Концерт для скрипки № 1 до мажор , Hob. VIIa: 1 (ок. 1765 г.)
  • Концерт для скрипки № 2 ре мажор, Hob. VIIa: 2 (1765, потеряно)
  • Концерт для скрипки № 3 ля мажор , Hob. VIIa: 3 «Мелкер Концерт» (ок. 1770 г.)
  • Концерт № 4 для скрипки соло соль мажор , Hob. VIIa: 4 (1769)

Другие концерты (Hob. VIIa: A1 / B1 / B2 / D1 / G1) не являются подлинными, то есть не написаны Йозефом Гайдном.

— D1 — Концерт en ré majeur, для виолончели и оркестра (2 гаутбуа, 2 корса, 2 виолончели, альт и басс) (произведение Карла Стамица?) — G1 — Концерт, en sol majeur, для виолончели и кордов (2 альта и баса) (произведение Майкла Гайдна?) — А1 — Концерт en la majeur для скрипки и т. Д. (Произведение Джованни Мане Джорновичи?) — B1 — Концерт, en si bémol majeur, pour violon et cordes (2 альт и басс) (Майкл Гайдн) — B2 — Концерт en si bémol majeur, pour violon et cordes (2 альта и баса) (Кристиан Каннабич)

Читайте также:  Отверстие у гитары название

Для виолончели

  • Концерт для виолончели № 1 до мажор , Hob. VIIb: 1 (1761-5)
  • Концерт для виолончели № 2 ре мажор, Hob. VIIb: 2 (соч.101) (1783)
  • Концерт для виолончели № 3 до мажор, Hob. VIIb: 3 (проиграно)
  • Концерт для виолончели № 4 ре мажор, Hob. VIIb: 4 (подделка, написана Джованни Баттистой Констанци в 1772 году?)
  • Концерт для виолончели № 5 до мажор, Hob. VIIb: 5 (ложный, написанный Дэвидом Поппером в 1899 году)

Для виолончели (контрабас)

  • Концерт для альта с оркестром D, Hob. VIIc: 1 (потеряна; возможно, была сожжена и разрушена?)

Для рожка

  • Концерт для валторны ре мажор, Hob. VIId: 1 (проиграно)
  • Концерт для двух валторн ми-бемоль, Hob. VIId: 2 (проиграно)
  • Концерт для валторны № 1 ре мажор, Hob. VIId: 3, 1762 г.
  • Концерт для валторны № 2 ре мажор, Hob. VIId: 4 (сомнительно; возможно, Майкл Гайдн), 1781 г.
  • Концерт для двух валторн ми-бемоль, Hob. VIId: 6 (атрибут; возможно, Майкл Гайдн или также Антон Розетти; возможно, Hob. VIId: 2?)

Для трубы

Для флейты

  • Концерт для флейты D, Hob. VIIf: 1, (потеряно, 1780?)
  • Концерт для флейты D, Hob. VIIf: D1 (ложный, Леопольд Хоффман )

Гайдн написал еще несколько концертов, но все они утеряны.

Для гобоя

  • Концерт для гобоя до мажор , Hob. VIIg: C1 (1790?) (Сомнительно, возможно, Игнац Мальзат)

За 2 лиры организовать

Эти концерты были написаны для Фердинанда IV, короля Неаполя , любимым инструментом которого была lira organzata — инструмент, похожий на шарманку . В современных постановках в качестве солистов используются флейта и гобой (или две флейты).

  • Концерт № 1 до мажор, Hob. VIIh: 1, (1786)
  • Концерт № 2 соль мажор, Hob. VIIh: 2, (1786)
  • Концерт № 3 соль мажор, Hob. VIIh: 3, (1786) «Романтическое» движение, позже адаптированное к «Военному» движению Симфонии № 100.
  • Концерт № 4 фа мажор, Hob. VIIh: 4, (1786)
  • Концерт № 5 фа мажор, Hob. VIIh: 5, (1786) вторая и третья части, позже адаптированные как часть симфонии № 89
Читайте также:  Еду для детей ноты

Для баритона

Известны 3 концерта для баритона, которые были утеряны или имеют сомнительную подлинность.

  • Концерт для баритона ре мажор, Hob. XIII: 1 (до 1770 г.)
  • Концерт для баритона ре мажор, Hob. XIII: 2 (до 1770 г.)
  • Концерт для 2-х баритонов D, Hob. XIII: 3 (до 1770 г.)

Для клавесина, органа или фортепиано

  • Концерт для клавишных № 1 до мажор, Hob. XVIII: 1 (1756)
  • Концерт для клавишных № 2 реже, Hob. XVIII: 2 (1767)
  • Концерт для клавишных № 3 фа с духами и струнными, Hob. XVIII: 3 (1771)
  • Концерт для клавишных № 4 соль мажор, Hob. XVIII: 4 (1770)
  • Концерт для клавишных № 5 до мажор со струнами, Hob. XVIII: 5 (1763)
  • Клавиатурный концерт № 6 фа для скрипки и струнных (Двойной концерт), Hob. XVIII: 6 (1766)
  • Концерт для клавишных № 7 фа, Hob. XVIII: 7 (существует с другой медленной частью, как фортепианное трио Hob. XV: 40)
  • Концерт для клавишных № 8 до мажор, Hob. XVIII: 8 (1766)
  • Концерт для клавишных № 9 соль мажор, Hob. XVIII: 9 (сомнительная подлинность, 1767 г.)
  • Концерт для клавишных № 10 до мажор, Hob. XVIII: 10 (1771)
  • Концерт для клавишных фа, Hob. XVIII: F1
  • Концерт для клавишных фа, Hob. XVIII: F2
  • Концерт для клавишных № 11 ре мажор, Hob. XVIII: 11 (1779–80) 1-й мвмнт (помощь ·информация )

В приведенном выше списке, где, как отмечалось, № 9 является сомнительным, только №№ 3, 4 и 11 считаются подтвержденными как подлинные.

Два произведения, которые Гайдн часто называет и даже публикуются как фортепианные концерты и которые обычно преподают младшим ученикам, на самом деле являются Divertimenti, сгруппированными в Hob. XIV. Конкретно они Hob. XIV: 3 («Маленький концерт» до мажор) и Hob. XIV: 4 (еще один «концерт» до мажор). Однако еще одно произведение аналогичной технической сложности, которое также идентифицировано и опубликовано как концерт, — это Концерт фа, Hob. XVIII: F1.

Читайте также:  We well we will rock you гитара

Источник

Концерты гайдна для двух фортепиано

Cd1
1 — 3. Piano Concerto G-dur, Hob.XVIII:4
4. — 6. Piano Concerto F-dur, Hob.XVIII:7 attrib. F.J.Haydn
7. — 9. Piano Concerto D-dur, Hob. XVIII:11

Cd2
1. Variationen f-moll Hob. XVII:6
2. — 4. Klaviersonate Nr. 33 c-moll Hob. XVI:20
5. — 7. Klaviersonate Nr. 62 Es-Dur Hob. XVI:52
8. — 10. Klaviersonate Nr. 60 C-Dur Hob. XVI:50

Deutsche Kammerphilarmonie (cd1)

Михаил В. Плетнёв / Mikhail V. Pletnev
(piano & conductor)

[mp3 (320 Kbps)] [буклет .jpg] [5% инф. для восст.] [Σ = 319.3 мб]

BB (для форума) Комментарии

Всего комментариев: 14

Спасибо, Алексей! Гайдна сонаты совсем мало слушал (Emanuel Ax запомнил прочтение) Представляете, Бренделя ожидаю подходящего случая для концерта до сих пор, отчасти виной тому открывшаяся «виолончельная волна». но к творчеству Гайдна душа просится. Причем Моцарт равно с Рихтером и с Гизекингом способствует такому немало.
Удивительное дело, до сих пор испытываю недоумение по поводу исполнения в концерте одним музыкантом сразу двух важных ролей — дирижера и солиста. Впервые услышал такое дело в фортепианных концертах Бетховена в исполнении Баренбойма с Берлинской Филармонией. Видимо, это вполне нормально. Еще потом такое же дело вышло у Гезы Анда в исполнении им клавирных концертов Моцарта.
Теперь вот Плетнёв интересен еще и с этой точки зрения.

Фотография очень живая!

Согласен, звучания самой Музыки вполне достаточно, извините.

при этом сам придерживаюсь крепко того убеждения, что Гайдн, как говорится, «без лишнего шума», но при этом весьма основательно совершил серьезную революцию в музыке того времени, обосновать мне трудно это, но какое-то чувство всегда говорит именно об этом при прослушивании его музыки. я могу заблуждаться, что тоже простительно, но все это очень и очень интересно. особенно глава заключительная, т.е. «Поздний Гайдн», «Поздний Моцарт», «Поздний Бетховен». получается, все три венских классика «в последнем слове» точно соприкоснулись с чем-то очень и очень Глобальным. так кажется

добавил: т.е. это была именно глобальная волна, в которой Я-Муза плавилась в я-автор. на пике этой волны непременно должен был появиться совершенно новый композитор. и появился. Франц Шуберт
могу ошибаться, но эту волну сам Шуберт мог попросту не выдержать и потому был уязвлен. в том числе оказался беззащитным перед болезнью, которая предательски проходила рядом. помните, я Вам поэтому в личку отсылал любопытный материал с Казиником о Шуберте «Свободный полет», что ли. важно не личность там рассказчика, а та сквозная мысль, которую он несет, признаюсь охотно посмотрел эту передачку

Источник

Концерты гайдна для двух фортепиано

В основной части каталога произведений Гайдна, в старом добром Хобокене, дан список из 11 клавирных концертов. Ещё несколько концертов сомнительного авторства даются в приложении. Между тем, и по поводу сочинений из основной части очень мало ясности.
Во-первых, сама атрибуция эти концертов Гайдну вызывает сомнения и споры как минимум в 6 случаях из 11-ти. Автограф Гайдна сохранился вообще лишь для одного концерта (№4).
Во-вторых, не очень ясно, какому именно инструменту композитор предназначал главную партию. Лишь в отдельных случаях исследователи сходятся по этому вопросу (например, что концерт №1 всё-таки органный). Впрочем, и это не исключает исполнения данных концертов на других инструментах.
Наконец, многие концерты дошли до нас в разных версиях оркестровки. В каких-то источниках партию солиста сопровождают лишь две скрипки и бас, в каких-то — тот же самый концерт вдруг расцвечивается партиями гобоев и валторн, а то и трубами в компании с литаврами. И установить, какая именно оркестровка является авторской, а какая пестрит более поздними добавлениями со стороны третьих лиц, почти невозможно — опять же, из-за отсутствия авторских манускриптов. А сами понимаете, музыка, исполненная на клавесине в сопровождении струнного трио, производит са-авсем другое впечатление, чем та же музыка, сыгранная на органе с большим оркестром, духовыми и литаврами.

Так или иначе, представляю вашему вниманию все 11 концертов из основной части каталога Хобокена + концертино фа мажор, которое из всех произведений, данных Хобокеном в приложении, считается гайдновским с наибольшей степенью вероятности.

Концерт №1. Хотя солирующий инструмент в данном случае ясен, относительно оркестра ясности нет. Поэтому даю две разные исполнительские версии:
1) для органа, струнных и 2 гобоев (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнных, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.).

Концерт №2. В одном из манускриптов приписывается Бальдассаре Галуппи, однако считается гайдновским. Обычно сольная партия поручается органу, хотя возможны варианты, как свидетельствуют следующие исполнительские версии:
1) для органа и струнного оркестра (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
2)
для пианофорте, струнных, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.
3) для современного фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .
* Исполнение на клавесине представлено здесь и здесь.

Концерт №3. Редкий случай, но в авторстве Гайдна никто не сомневается 🙂 Концерт был написан около 1765 г. и опубликован в Париже в 1784 г. Берлинский манускрипт 18 века содержит партии двух валторн, которые, вполне вероятно, написаны не Гайдном. Поэтому представляю следующие версии:
1) для клавесина и струнных (солист Тон Копман, 1982 г.);
2) для фортепиано, струнных и 2 валторн (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.).
3) для пианофорте, струнных и клавесина континуо
(солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт №4. Единственный концерт, для которого сохранился авторский манускрипт. Однако и здесь есть сомнения в оркестровке. В 1784 г. этот концерт был опубликован вместе с партиями гобоев и валторн, авторство которых оспаривается. Отсюда несколько версий:
1) для пианофорте и струнного оркестра (солист Андреас Штайер, 2004 г.);
2) для клавесина, струнных, 2 гобоев и 2 валторн (солистка Ясуко Мицуи, 1987 г.).

3) для пианофорте, струнных, 2 гобоев, 2 валторн и клавесина континуо (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт №5. Возможно, написан Гайдном, но также присывается Вагензайлю. Из обилия вариантов исполнения предлагаю три:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.
* Исполнения на клавесине представлены здесь и здесь .

Концерт №6. Единственный двойной концерт Гайдна (за возможным исключением концертов для 2 валторн и 2 кларнетов крайне сомнительного авторства). Обычно обозначается как концерт «для скрипки и чембало», но может исполняться и на другом клавишном инструменте, о чём свидетельствуют три исполнительских версии:
1) для скрипки и клавесина со струнным оркестром (солисты Михаил Вайман и Алла Жохова; точный год записи не указан, но это застойные советские времена);
2) для скрипки, органа и струнного оркестра (солисты Зузанна Шольц и Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для скрипки и пианофорте со струнными (солисты Готфрид фон дер Гольтц и Андреас Штайер, 2004 г.).

Концерт №7. Содержит гайдновскую музыку, но композитором, вполне возможно, был не Гайдн. Такой вот парадокс. Этот концерт представляет собой переработку одного из фортепианных трио Гайдна (Hob. XV:40), но кто её сделал — неясно. В оригинальном манускрипте в качестве автора указан Вагензайль. Здесь духовых инструментов в оркестре нет, только струнные. Но вот сколько их должно быть. Исполнительские версии таковы:
1) орган в сопровождении лишь струнного трио (солист Мартин Хазельбёк, 1982 г.);
2) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
3) фортепиано со струнным оркестром (солист Михаил Плетнёв, 1996 г.).
* Исполнение на клавесине представлено здесь .

Концерт №8. Несомненно, написан для органа (поэтому его иногда назвают органным концертом №2). Автор, вероятно, Гайдн, хотя в оригинальном манускрипте композитором назван Леопольд Гофман (Хоффман). Партии двух валторн или труб, как и партия литавр, сохранились в берлинском манускрипте, но отсутствуют в других источниках. Плюс к этому, сохраняется неопределённость количества струнных инструментов. Отсюда три варианта:
1) для органа со струнными (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) для органа, струнного трио, 2 труб и литавр (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) для органа с большим оркестром (солист Фердинанд Клинда, 1975 г.).

Концерт №9. По поводу аутентичности концерта споры идут до сих пор. Кто-то считает его гайдновским, кто-то — нет. Концерт почему-то исполняется крайне редко, поэтому даю два разных исполнения с одинаковым составом инструментов:
1) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Себастьян Кнауэр, 2008 г.)
2)
современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Каспар Франтц, 2009 г.) — см. БОНУС .

Концерт №10. Вероятно, написан Гайдном. В единственном сохранившемся манускрипте автор обозначен как ‘Heyden’ . Партий духовых в оркестре нет. Исполнительские версии:
1) орган со струнным оркестром (солист Тон Копман, 1979 г.);
2) орган в сопровождении струнного трио (солист Антон Хольцапфель, 2007 г.);
3) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

Концерт №11. Самый популярный клавирный концерт Гайдна. Авторство несомненно, как и то, что партии двух гобоев и двух валторн в оркестре написаны самим Гайдном. Варианты возникают лишь в связи с солирующим инструментом:
1) клавесин (солистка Эльжбета Стефаньска-Лукович);
2) пианофорте (солист Йорг Демус, 1969 г.);
3) современное фортепиано (солистка Марта Аргерих, 1994 г.).
Интересна также исполнительская версия, где солирует пианофорте, но в оркестре присутствует и клавесин континуо:
4) (солист Рональд Браутигам, 2004 г.) — см. БОНУС.

Концерт Hob. XVIII:F2. Это небольшое произведение (его нередко называют концертино) написано для камерного состава. Варианты исполнений:
1) клавесин и струнное трио (солист Тон Копман, 1980 г.);
2) орган и струнное трио (солист Оливье Верне, 2008 г.);
3) фортепиано и струнное трио (солист Харальд Козик, 2008 г.);
4) современное фортепиано в сопровождении струнного оркестра (солист Филипп Антремон, 1995 г.) — см. БОНУС.

1.04.2010
В качестве бонуса добавлены:

Источник

Оцените статью