Концерты моцарта для фортепиано с валторной
В.А. Моцарт Концерты для фортепиано с оркестром
Вольфанг Амадей Моцарт – это не только величайший композитор XVIII века, но и талантливый пианист, гастролирующий по странам Европы вместе с сестрой с раннего детства. Будучи ребенком, он уже сочинял композиции для собственного выступления. Среди них значительную часть занимали фортепианные концерты с оркестром. На протяжении всей жизни Моцарт не охладевал к жанру концерта и продолжал сочинять композиции, отличающиеся эмоциональностью, красочностью и чувственностью.
Историю создания Концертов для фортепиано Моцарта, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта
В переводе с итальянского языка концерт переводится как состязание. С давних времен солирующий инструмент как бы состязался с оркестром в виртуозности исполнения. Именно в творчестве Вольфанга Амадея Моцарта партия фортепиано и оркестра стала равнозначной. Это означает, что фортепиано, которое до этого времени считалось инструментом для аккомпанемента теперь в равной степени могло исполнять соло.
Фортепианные концерты Моцарта для пианистов ассоциируются прежде всего с высшей школой певучего фортепианного исполнения и необыкновенной импровизационностью, которая характеризуется яркостью возникающих образов.
Концертам композитора чужды манерность и вычурность, черты столь характерные для музыки модных сочинителей того времени. Композиции, наполненные естественностью и искренностью способны тронуть до глубины души.
Интересные факты
- Всего издано 27 фортепианных концертов. Существует 28 концерт, который не был издан, потому что композитор не дописал финал. Сегодня неоконченный концерт Моцарта все равно исполняется пианистами, в качестве финала используется III часть 5-го концерта.
- В 1776 году композитору был заказано произведение для исполнения на 3-х клавесинах. Графиня Лодрон, сделавшая заказ, хотела получить такую композицию, которую она могла бы играть со своими дочерьми. В дальнейшем музыкант сделал аранжировку на собственное сочинение, так получился концерт для двух фортепиано с оркестром.
- Первые 4 концерта гений написал в возрасте 11 лет. 5 концерт был написал лишь спустя семь лет.
- В творчестве композитора можно найти один концерт для двух солирующих роялей с оркестром и один концерт для трех солирующих роялей с оркестром, пользующихся огромной популярностью у исполнителей.
- Порядковый номер сочинений, который мы можем увидеть в названии произведения Моцарта называется Кёхель, в честь исследователя. Дело в том, что Вольфанг Амадей никогда не указывал номер сочинения, из-за чего было музыковедам было сложно классифицировать композиции по периодам. В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания.
- Каденцию к 20 концерту Моцарта написал Людвиг ван Бетховен. Авторские варианты каденций не сохранились.
- Наиболее плодотворным периодом для сочинения концертов для фортепиано можно считать временной промежуток с 1782 – 1786 года. В это время композитор переехал в Вену, где постоянно устраивал «академии» — это авторские концерты, где Моцарт выступал в роли не только исполнителя, но и дирижера и композитора. Тогда было сочинено 15 концертов.
Концерт для фортепиано с оркестром №9 (Es-dur) KV.271
Это сочинение композитор написал в возрасте 20 лет и посвятил пианистке Женом. Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей:
- I часть – это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме.
- II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность. Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией.
- III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм.
Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра – этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости.
Фортепианный концерт №20 (d-moll) KV.466
Считается одним из популярнейших произведений, написанных гением. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. 10 февраля 1785 года работа над оркестровкой была завершена, а уже 11 февраля композитор непринужденно исполнял музыку для великосветского общества, играя и дирижируя одновременно.
Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание. Главной особенностью тематизма можно назвать контрастность образов, широкую эмоциональную амплитуду, при этом главным образом является мрачно-возбужденный тематизм, изложенный в экспозиции I части.
Структура произведения классическая, то есть состоит из 3 контрастных друг другу частей:
- I часть написана в сонатной форме. Для экспозиции характерно наличие тревожности, которая проявляется в наличии синкопированного ритма. Побочная партия серьезно отличается по образу, в ней можно услышать пасторальные напевы, ведущая партия у деревянно-духовых инструментов. В репризе происходит драматизация образов главной партии.
- II часть написана в жанре романса. Мрачный d-moll сменяется на легкий B-dur, музыка дарит слушателю внутреннее спокойствие. Виртуозность и импровизационность словно свежий ветер перемен, который может унести далеко от всех невзгод.
- III часть. Несмотря на мрачное начало в финале утверждается оптимистический конец, все в жизни разрешимо.
Сочинение полностью отражает концепцию автора, что свет всегда пробивается сквозь даже самую непроглядную тьму.
Концерт для фортепиано с оркестром №21 (С-dur) KV467
Концерт для фортепиано с оркестром в тональности до мажор был написан композитором для собственного выступления. Первое исполнение состоялось 12 марта 1785 года. Музыкант сочинил его всего за три дня, и тут же продемонстрирован публике. Слушатели были в восторге от стихийности и жизнерадостности музыки.
Концерт состоит из трех частей, контрастных между собой:
- I часть – Allegro (быстрая, стремительная, страстная)
- II часть – Andante (медленная, задумчивая)
- III часть – Allegro vivace assai (Быстрая, оживленная)
Первая часть композиции как будто изнутри наполнена светом, радостью и оптимизмом. Оркестровая партия будто выражает ликование, праздник молодой души. Но вдруг, в партии фортепиано проходит холодная минорная тема. На мгновение праздник остановился, подул ледяной ветер, который внес нотку драматизма в веселье. Вновь возвращается жизнерадостный тематизм.
Вторая часть начинается с потрясающей по красоте темы у струнной группы оркестра. Эта же тема будет виртуозно варьироваться в партии солирующего фортепиано, на фоне будет сопровождение струнных пицциакато.
Третья часть немного неустойчивая, изначально наполнена интонациями вопроса, на которые нет ответа. Музыка расцветает с новой мощью и красотой, в каждом музыкальном построении словно утверждается мысль о том, что нужно продолжать жить и радоваться каждому мгновению.
Фортепианный концерт №23 (A-dur) KV488
Сочинение музыкального произведения связано с переездом в столицу Австрии, Вену. Именно здесь композитор нашел, то что так долго искал, а именно признание фортепианной музыки. В этой стране активно совершенствовался инструмент, а также проводилась печать музыкальных произведений для пианино. Так в этот период творчество всего за 4 года, автор сумел сочинить 15 фортепианных концертов с оркестром, среди которых особую популярность получил 23.
Премьера прошла 2 марта 1786 года и была успешной для композитора.
Композиция состоит из трех частей:
- I часть олицетворяет контраст между оркестром и фортепиано. Украшением является виртуозная каденция.
- II часть написана в жанре сицилианы.
- III часть – это диалог между фортепиано и оркестром.
Блеск и игривость музыки – вот, что отражает сущность не только музыки, но и характера Вольфанга Амадея Моцарта. Потрясающая виртуозность и импровизационность концерта делают его одновременно самым сложным, но и самым красивым в творчестве венского классика. Сегодня концерт активно исполняется крупнейшими мировыми пианистами.
Музыка Концертов для фортепиано Моцарта в кинематографе
Произведение | Фильм |
Концерт №9 | «Солнечный супермен» (2014) |
«Пока мы молоды» (2014) | |
Концерт №20 | «Призрак в доспехах» (2017) |
«Моцарт в джунглях» (2016) | |
«Сен-Лоран. Стиль – это я!» (2014) | |
«Принцесса на Рождество» (2012) | |
Концерт №21 | «Разные миры» (2015) |
«Явление» (2008) | |
«Схватка» (2007) | |
«Возвращение Супермена» (2006) | |
Концерт №23 | «Мы женщины» (2015) |
«12 обезьян» (2015) | |
«Новый свет» (2005) |
Фортепианные концерты Вольфанга Амадея Моцарта разнообразны и прекрасны. В них можно найти палитру чувств, выраженных в нотном тексте. Красота, свет и мечтательность словно освещают путь человека, хотя бы один раз в жизни, послушавшего музыку гениального Моцарта.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт Моцарта №23
Источник
Мелодии Моцарта: 9 онлайн-концертов
М ы составили подборку произведений одного из самых популярных классических композиторов ― Вольфганга Амадея Моцарта. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге и за 35 лет своей жизни успел создать более 600 музыкальных произведений. Многие из них считаются вершинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.
Примерно с пяти лет Моцарт уже сочинял небольшие музыкальные пьесы, которые играл своему отцу, а к 17 годам написал больше 40 крупных работ. Один из представителей венской классической школы Йозеф Гайдн называл его величайшим композитором, которого знает «лично и по имени».
Оперу «Милосердие Тита» Моцарт создал на заказ для коронации императора Леопольда II королем Богемии. Впервые это произведение исполнили 6 сентября 1791 года в Праге. А концерт для двух фортепиано с оркестром №7 композитору заказала графиня Антония Лодрон ― она хотела играть его вместе с двумя дочерьми. Эту работу часто называют «Лодрон», по имени заказчицы. Последнее сочинение Вольфганга Амадея Моцарта ― «Реквием» — стало одним из самых известных и часто исполняемых произведений классического репертуара.
Слушайте оперу «Милосердие Тита», «Реквием», Симфонию №40 и другие сочинения Моцарта в исполнении музыкальных коллективов из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа.
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 6 (Моцарт) — Piano Concerto No. 6 (Mozart)
Концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор | |
---|---|
№ 6 | |
В. А. Моцарт | |
- 3 ( Аллегро аперто
- Andante un poco adagio
- Рондо: Аллегро )
Концерт для фортепиано № 6 в Б-бемоль мажор , К. 238, был составлен Моцарта в январе 1776 г. Его концерт № 7 (К. 242) для трех фортепиано и его концерт № 8 (246) К. до мажор последует через три месяца. Эти три работы разделяют то, что Катберт Гирдлстоун называет стилем галанта .
Работа состоит из трех частей :
Произведение оценивается для двух флейт , двух гобоев , двух валторн , соло- фортепиано и струнных . Это слегка текстурированная работа с самого начала карьеры Моцарта. Партитура с автографом хранится в Библиотеке Конгресса США . Моцарт намеревался опубликовать партитуру после того, как сочинил ее, но она появилась в печати только после его смерти в 1793 году. Однако он исполнил произведение в Мюнхене в 1777 году и в Аугсбурге 22 октября 1777 года. Студентка Роуз Каннабич исполнила сочинение в Мангейме 13 февраля 1778 года. Анджела Хьюитт отмечает, что первые исполнения сочинения были, вероятно, на клавесине, а не на фортепиано .
Музыка
Первая часть в форме сонаты обозначена как Allegro aperto . «Аперто» буквально означает «открытый», атрибут, часто используемый в ранних концертах Моцарта, и хотя точное значение, которое имел в виду Моцарт, неизвестно, оно передает «сияние и веселье», как отмечает пианистка Анджела Хьюитт . Развития предлагает эпизод второстепенного режима арпеджио и сломанную октаву в пианино, противопоставлено «слезные интервалами» гобой. Именно в развитии, и только там, Гердлстон считает, что движение «дает нам представление об истинном Моцарте», поскольку перепросмотр воспроизводит «благовоспитанный, аристократический добрый нрав» открытия движения. Моцарт дал короткую каденцию.
Во второй части ми-бемоль мажор с пометкой Andante un poco adagio две флейты заменяют гобои первой части. Музыка простая и нежная. Хьюитт прослеживает элементы Анданте в Концерте до мажор , K. 467: «использование триоли , приглушенных струнных и баса пиццикато ». Она отмечает «изумительный эффект светотени » при переключении между мажорной и минорной тональностями, техника, принятая во многих его более поздних работах.
В финальном рондо вместо флейт возвращаются гобои, но выделяются рожки. Хьюитт вспоминает, что Моцарт однажды попросил сестру напомнить ему «дать рогам что-нибудь стоящее». Они способствуют танцевальному характеру движения. Отрывок соль минор называют «единственной поистине виртуозной страницей концерта, требующей очень ловкой игры пальцами в стиле барокко». Моцарт написал еще одну короткую каденцию с паузами, которые солист еще должен импровизировать.
Источник