Корелли гавот ноты для домры

Нотный архив Бориса Тараканова

Несуществующая страница.

К сожалению, страницы, адрес которой вы указали, не существует на нашем сервере.

Возможные причины:

  • Вы могли набрать адрес с ошибкой.
  • Ссылка, введённая вами, устарела.
  • Страница удалена администрацией сайта.
  • Страница перемещена администрацией сайта.
  • Вам могли прислать неверную ссылку.
  • Страница находится в стадии разработки.
  • Страницы, запрашиваемой вами, не существовало.

Что делать:

  • Проверьте, правильно ли набран адрес.
  • Обратите внимание на язык набора текста: возможно, ошибка в этом.
  • Если страница, которую вы запрашиваете, обязательно должна быть у нас, но её почему-то нет — обратитесь с предложением о её создании к администрации сайта.

Привязки к инструменту и жанру заданы пока не для всех композиций.
Рекомендуем пользоваться фильтром по композитору или поисковой строкой.

Источник

Хрестоматия по аккомпаниаторской практике — ноты для музыкального училища

Самоучители (пособия, ноты)

Учебные пособия в pdf

Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
ноты для баяна, аккордеона
Педагогический репертуар — музыкальное училище
составители Б. Егоров, Г. Левкодимов
«Музыка», 1991г.
(pdf, 8.26 Mb)

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставили перед учебными заведениями культуры и искусства задачи значительного повышения качества специального обучения и эстетического воспитания студентов на основе прогрессивных достижений общей и музыкальной педагогики, теории и практики исполнительства, науки и искусства в целом. При этом наиболее полно должны быть учтены общественные условия, в которых предстоит жить и работать выпускникам. Таким образом, максимальное приближение деятельности профессиональной школы к насущным требованиям жизни является главной задачей в деле подготовки широко образованных специалистов.

В процессе обучения молодые музыканты должны овладеть идейно-художественными основами музыкального искусства, глубоко изучить основные стили и жанры музыкальных произведений, приобрести профессиональные навыки в игре на инструменте, уяснить важную роль музыкального просвещения. Современный баянист и аккордеонист должны свободно владеть методами самостоятельной творческой работы над музыкальным произведением, уметь квалифицированно делать переложения для своего инструмента сочинений камерно-инструментальной, вокальной и оркестровой музыки, хорошо владеть навыками чтения с листа, транспонирования, игры по слуху, уметь аккомпанировать солистам, танцорам, хору.
Для решения задач подготовки профессиональных музыкантов в учебных планах отделов народных инструментов музыкальных училищ предусмотрено изучение комплекса специальных дисциплин, важной составной частью которого является аккомпаниаторская практика. Этот предмет имеет особое значение для баянистов и аккордеонистов, так-как именно эти специальности получили широкое распространение в концертмейстерской работе.

Задача данной Хрестоматии состоит в том, чтобы по возможности систематизировать наиболее целесообразный музыкальный материал, необходимый для полноценного формирования музыканта-концертмейстера. В Хрестоматию вошли лучшие образцы народных и советских массовых песен, романсы и популярные произведения русской и зарубежной классики в переложении для балалайки и домры в сопровождении баяна или аккордеона. Их фактура, мелодический и гармонический язык достаточно ясны и доступны, что полностью соответствует педагогическим задачам воспитания и развития навыков аккомпанирования. Весь художественный материал расположен в порядке возрастающей трудности и предназначен для исполнения на массовых инструментах с готовыми аккордами, что позволяет использовать данное пособие не только в музыкальных, культурно-просветительных и педагогических училищах, но и в смежных звеньях системы музыкального образования — старших классах ДМЩ и ВШОМО, в курсах концертмейстерского класса институтов культуры и вузов искусств. Однако, основной акцент сделай на среднее звено, так как Хрестоматия составлена в полном соответствии с программой «Аккомпаниаторская практика» для музыкальных училищ.

Следует отметить, что пьесы для аккомпанемента охватывают самые массовые и доступные формы музицирования — сопровождение солирующим инструментам (балалайке, домре) и голосу (вокальному ансамблю), В условиях отделов и факультетов народных инструментов музыкальных учебных заведений это создает наиболее благоприятные условия для приглашения солистов-инструменталистов и способствует успешному проведению учебного процесса.

Приступая к работе над художественным материалом в классе аккомпаниаторской практики, педагог должен объяснить студенту, что, в отличие от сольного исполнения, успех интерпретации будет зависеть от совместных усилий всех участников ансамбля — солиста (солистов) и аккомпаниатора.
Студенту-аккомпаниатору необходимо развивать умение внимательно слушать солиста, понимать его художественные намерения и гибко дополнять общее звучание, создавая нужный звуковой образ, колорит, настроение. Только охватывая музыкальное целое (симбиоз содержания и формы), можно найти необходимые пропорции в звучании самых мелких деталей.
С одной стороны, аккомпанемент, являясь частью музыкального произведения, содержит разнообразные выразительные средства — ритмо-гармоническую основу, определенную метрическую пульсацию, мелодические образования, регистровые и тембровые контрасты, с другой — имеет свое смысловое единство и требует особого художественно-исполнительского решения. Отсюда все формы сопровождения (от простой до сложной) содержательны и всегда выполняют художественно-образную роль. Важно точно определить, какую смысловую нагрузку в’ том или ином случае будет нести аккомпанемент. В этом плане условно различают три степени смысловой нагрузки аккомпанемента: фон, диалог, конфликт. Если сопровождение — фон, то оно всегда полностью подчинено солирующему голосу (инструменту). Отсюда и более приглушенный уровень звучания. Когда сопровождение -диалог, то партия аккомпанемента может уравновешиваться в звучании с солистом. Сопровождение-конфликт может создать резкий контраст к основному образу, то есть динамическая шкала звучания аккомпанемента может значительно изменяться в ту или иную сторону.

В зависимости от содержания изучаемого музыкального произведения, особенностей его формы и структуры, а также от смысловой значимости партии сопровождения необходимо построить работу над всеми средствами выразительности, какие использовал композитор в каждом конкретном сочинении. Главнейшие из них — артикуляция, фразировка, динамика, агогика.
Работая над артикуляцией и фразировкой, студент должен глубоко проникать в структуру музыкальной речи. Здесь необходимо ясно различать два основных уровня — фонетический (характер штрихов) и синтаксический (строение мотивов, фраз, предложений, периодов). В зависимости от характера звучания (штриха) и логики (структуры) музыкальной речи решаются и технологические задачи исполнения — выбор соответствующих приемов звукоизвлечения (туше, мех), аппликатуры, логика смены меха, применение тембровых регистров (на аккордеонах и регистровых баянах), нахождение звукового баланса партий правой и левой руки.

Динамика и агогика теснейшим образом связаны с артикуляцией и фразировкой и наполняют музыкальную речь гибкими мельчайшими изменениями временного и интонационного плана. Общая линия развития динамики в произведении непосредственно зависит от логической последовательности основных элементов музыкальной речи. Все это требует тщательного анализа всех средств выразительности в процессе работы над музыкальным сопровождением. Любое художественно оправданное изменение (ускорение или замедление) в партии солиста должно находить понимание и поддержку у аккомпаниатора в соответствующем художественному образу звучании.
Из соподчиненной логики фонетического и синтаксического уровней в процессе работы будет последовательно выстраиваться основной — композиционный уровень, то есть форма и вся архитектоника музыкального произведения, что и является конечной целью любой интерпретации, воссоздающей в реальном звучании художественный замысел композитора или народного музыканта-творца.
Важным разделом работы над художественным аккомпанементом является изучение акустических особенностей солирующих инструментов или голосов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас). Необходимо знать их рабочие диапазоны, особенности звучания в разных регистрах, динамическую шкалу. Эти знания помогут найти соответствующую палитру звуковых красок для создания необходимого художественного образа и будут способствовать большей выразительности исполнения.
Педагог должен постоянно требовать от студента-аккомпаниатора тщательной отделки своей партии, напоминая, что формальное, лишь метрически четкое исполнение сопровождения несовместимо с тонкой выразительностью мелодического рисунка партии солиста.

Творческая активность аккомпаниатора может ярко проявляться в тех разделах произведения, где баян (аккордеон) звучит самостоятельно — во вступлении, проигрыше или заключении. В них аккомпаниатор должен дополнить логическое развитие музыкального образа. Так, например, во вступлении важно создать соответствующее художественно-эмоциональное настроение и подготовить вступление солиста, а затем гибко следовать за ним. В заключительном разделе необходимо добиться художественной завершенности музыкального развития, которое было достигнуто в процессе исполнения.
Ясное понимание своих функций в раскрытии содержания исполняемого музыкального произведения, единые художественные и исполнительские намерения солиста и аккомпаниатора создают необходимые предпосылки для хорошего профессионального ансамбля.

Следует подчеркнуть, что знания, навыки и умения, приобретенные студентами в курсе аккомпаниаторской практики, крайне необходимы им для последующей самостоятельной творческой деятельности, так как концертмейстерская работа является одной из самых демократических форм музицирования и имеет широкую сферу применения.

В заключение составители Хрестоматии выражают большую благодарность доцентам кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Р. В. Белову и В. Е. Зажигину и председателю предметно-цикловой комиссии баяна и аккордеона музыкального училища им. Октябрьской революции, заслуженному работнику культуры РСФСР В. Д. Накапкину за ценные замечания и пожелания при подготовке рукописи к печати.
Б. Егоров, Г. Левкодимов.

  • I Пьесы для балалайки
    • М. Глинка. Что, красотка молодая
    • Как за морем диво. Русская народная песня. Обработка А. Лядова
    • хав козак на вШноньку. Украинская народная песня. Обработка А. Илюхина
    • Припевка. Русская народная песня. Обработка Ю.Блинова
    • Микита. Белорусский народный танец. Обработка Е. Авксентьева
    • Сеяли гурали. Польская народная песня. Обработка М. Низюрского
    • А. Гедике. Русская
    • Г. Камалдинов. Плясовая
    • На Иванушке чапан. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского
    • Тимоня. Курская плясовая. Обработка В. Хватова
    • Ю. Блинов. Колыбельная
    • С. Прокофьев. Песня
    • М. Глинка. Славься. Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»
    • А. Грибоедов. Вальс
    • М. Глинка. Андалузский танец
    • П. Чайковский. Неаполитанский танец. Из балета «Лебединое озеро»
    • В. Андреев. Вальс «Искорки»
    • К. М. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок»
    • Й. Гайдн. Менуэт
    • А. Корелли. Гавот
    • Н. Чайкин. У околицы
  • II Пьесы для домры
    • Как ходил, гулял Ванюша. Русская народная песня. Обработка С. Фурмина.
    • Гусачок. Русский народный танец. Обработка С. Фурмина
    • Ой, лопнув обруч. Украинская народная песня. Обработка А. Семячкина
    • В. А. Моцарт. Вальс
    • Ой, пущу я кониченька. Украинская народная песня. Обработка В. Золотарева
    • Ж. Ф. Рамо. Менуэт
    • Р. Шуман. Веселый крестьянин. Из «Альбома для юношества»
    • Т. Хренников. Как соловей о розе. Песня из спектакля «Много шума из ничего».
    • Д. Кабалевский. Артековская полька
    • Д. Шостакович. Маленький марш
    • В. А. Моцарт. Менуэт
    • Дж. Россини. Хор тирольцев. Из оперы «Вильгельм Телль»
    • И. С. Бах. Сицилиана. Из сонаты № для флейты и фортепиано
    • А. Аренский. Журавель
    • А. Гурилев. Полька-мазурка
    • А. Варламов. Что ты рано, травушка
    • А. Корелли. Сарабанда
    • А. Глазунов. Пиццикато. Из балета «Раймонда»
    • Д. Шостакович. Контрданс
    • А. Шалаев. Фантазия на тему русской народной песни «У зари-то, у зореньки». Фрагмент.
    • Калинка. Русская народная песня. Обработка А. Александрова
    • Я на камушке сижу. Русская народная песня. Обработка В. Авророва
    • В. Захаров. Колхозная полька
  • III Песни и романсы для голоса
    • Ах! Не одна во поле дороженька. Русская народная песня. Обработка К. Вильбоа
    • Над полями да над чистыми. Русская народная песня. Обработка А. Зорина
    • Степь да степь кругом. Русская народная песня. Обработка А. Живцова
    • Расчешу ль я головушку. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора
    • Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора. Слова
      Ф. Глинки
    • Потеряла я колечко. Русская народная песня. Обработка И. Ильина
    • Выхожу один я на дорогу. Русская народная песня. Обработка Ан. Новикова. Слова М.Лермонтова.
    • Хуторок. Русская народная песня. Обработка Е. Климовского. Слова А. Кольцова
    • Что ты жадно глядишь на дорогу. Русская народная песня. Обработка неизвестного автора. Слова Н. Некрасова
    • Дивлюсь я на небо. Украинская народная песня. Обработка В. Зарембы. Слова М. Петренко.
    • Выходили красны девицы. Русская народная песня. Обработка А. Лядова
    • А. Гурилев. Колокольчик. Слова И. Макарова.
    • П. Булахов. Нет, не люблю я вас! Слова Зименко
    • А. Гурилев. Я говорил при расставаньи. Слова А. Фета
    • П. Булахов. Колокольчики мои. Слова А. К. Толстого
    • А. Варламов. Белеет парус одинокий. Слова М. Лермонтова
    • А. Алябьев. Соловей. Слова А. Дельвига.
    • А. Гурилев. Разлука. Слова А. Кольцова.
    • А. Гурилев. Сердце-игрушка. Слова Э. Губера
    • А. Варламов. Горные вершины. Слова М. Лермонтова
    • М. Глинка. В крови горит огонь желанья. Слова А. Пушкина
    • Ф. Шуберт. Серенада. Слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева
    • А. Даргомыжский. Мельник. Слова А. Пушкина
    • Ф. Шуберт. Баркарола. Слова Ф. Л. Штольберга, перевод А. Плещеева
    • А. Даргомыжский. Мне грустно. Слова М. Лермонтова
    • Р. Шуман. Я не сержусь. Из цикла песен «Любовь поэта». Слова Г. Гейне. Перевод Ф.Берга
    • П. Чайковский. Средь шумного бала. Слова А.К.Толстого
    • Н. Римский-Корсаков. Октава. Слова А. Майкова
    • Ф. Шуберт. В путь. Из цикла «Прекрасная мельничиха». Слова В. Мюллера, перевод И. Тюменева
    • С. Ирадъе. Голубка. Русский текст Т. Сикорской
    • А. Рамирес. Странники. Слова Ф. Луны, перевод В. Трякина. Обработка Г. Левкодимова.
    • Мишель. Музыка и слова Дж. Леннона и П. Маккартни, перевод В. Татаринова
    • С. Намин. Мы желаем счастья вам! Слова И. Шаферана
    • Г. Пономаренко. Ивушка. Слова В. Алферова.
    • В. Темное. Вербы. Слова О. Левицкого
    • Б. Мокроусов. Одинокая гармонь. Слова М. Исаковского
    • М. Блантер. Лучше нету того цвету. Слова М. Исаковского
    • В. Соловьев-Седой. Услышь меня, хорошая. Слова М. Исаковского
    • Ю. Слонов. Волжанка. Слова А. Пришельца.
    • М. Блантер. Черноглазая казачка. Слова И. Сельвинского
    • А. Петров. Я шагаю по Москве. Песня из одноименного кинофильма. Слова Г. Шпаликова
    • В. Шаинский. Уголок России. Слова Е. Шевелевой
    • И. Дунаевский. Моя Москва. Слова М. Лисянского

Источник

Читайте также:  Голосочек закатимый ноты хор пятницкого
Оцените статью