Королева тоника нота до

Королева тоника нота до

Понятие «Тоника» было затронуто в статье «Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника.». В этой статье мы рассмотрим тонику более подробно.

Что о тонике нам говорит словарь? «Тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные. Тоника — 1-я, начальная ступень гаммы любого лада». Всё правильно. Однако это неполная информация. Поскольку тоника должна создать ощущение завершённости, покоя, то при определённых условиях роль тоники может выполнить любая ступень лада, если эта ступень окажется более «устойчивой» относительно других.

Главная тоника

Если посмотреть на всё музыкальное произведение или его законченную часть, то главной тоникой будет именно 1-я ступень лада.

Местная тоника

Если мы рассматриваем часть произведения и обнаруживаем устойчивый звук, к которому стремятся другие звуки, то он будет местной тоникой.

Не музыкальный пример: мы едем на автомобиле из Москвы в Брест. Брест у нас — главный пункт назначения. В пути мы делаем остановки для отдыха, немного стоим на границе, заезжаем в Белорусские зáмки — это местные пункты назначения. Зáмки оставляют у нас впечатления, обычные остановки для отдыха мы помним плохо, редко обращаем на них внимание, а пассажир Вася вообще спит и не замечает ничего. Зато Брест Вася, конечно, увидит. Ведь Брест — главная цель нашей поездки.

Аналогия должна прослеживаться. В музыке также есть главная тоника (в нашем примере это Брест) и местные тоники (остановки на отдых, граница, зáмки).

Читайте также:  Пианино вятка или тверца
Устойчивость тоники

Если рассмотреть главную и местные тоники, то мы увидим, что степень устойчивости этих тоник разная (пример будет ниже). В одних случаях тоника — как жирная точка. Называют такую тонику «закрытой».

Есть тоники местные, которые довольно устойчивы, но подразумевают продолжение. Это «открытая» тоника.

Гармоническая тоника

Эта тоника выражается интервалом или аккордом, как правило, консонирующим. Чаще всего это мажорное или минорное трезвучие. Так что тоника может быть не только одним звуком, но и созвучием.

Мелодическая тоника

А эта тоника выражается именно звуком (устойчивым), а не интервалом или аккордом.

Пример

Теперь давайте рассмотрим всё вышесказанное на примере:

Этот фрагмент написан в тональности Ля-минор. Главная тоника — нота ля, поскольку она является I-й ступенью в звукоряде тональности Ля-минор. Мы нарочно во всех тактах (кроме 4-го) в качестве аккомпанемента берём аккорд Ля-минор, чтобы Вы слышали различную степень устойчивости местных тоник. Итак, разбираем:

Такт 1. Большим красным кругом обведена нота Ля. Это главная тоника. Хорошо слышно, что она устойчива. Маленьким красным кругом обведена также нота Ля, которая также хорошо устойчива

Такт 2. Большим красным кругом обведена нота До. Мы слышим, что она довольно устойчива, но уже не является той самой «жирной точкой». Она требует продолжения (открытая тоника). Дальше — интереснее. Маленьким красным кругом обведена нота До, которая является местной тоникой, а нота Ля (в синем квадрате) вообще никак не проявляет тонических функций!

Такт 3. В красных кружках находятся ноты Ми, которые довольно устойчивы, но требуют продолжения.

Такт 4. В красных кружках ноты Ми и Си. Это местные тоники, которым подчиняются остальные звуки. Устойчивость звуков Ми и Си значительно слабее тех, что мы рассмотрели в предыдущих тактах.

Такт 5. В красном кружке — главная тоника. Добавим, что это мелодическая тоника. Закрытая тоника. А аккорд является гармонической тоникой.

Вы познакомились с понятиями главная и местная, «открытая» и «закрытая», гармоническая и мелодическая тоники. Потренировались определять на слух разные виды тоник.

Источник

С чего начинается музыка? урок_5. Гамма До Мажор

На рисунке записаны все ноты первой октавы . Нота «до», повторяющаяся после «си» при пении (отсутствующая на рисунке), относится уже ко второй октаве. Если бы мы хотели написать «последнюю» ноту «до» для пения, мы бы написали ноту выше «си» между третьей и четвертой линейками нотного стана.

До Мажор — звукоряд с которого все начинают изучение нот.

ТОНИКА — первая ступень гаммы.

В гамме до мажор тоника (первая ступень) — нота «до» , поэтому и гамма носит название «до мажор». Соответственно в «ре мажор» первая ступень ( — нота «ре»; в «си-бемоль мажоре» — «си бемоль» и т.д.

Мажорную гамму можно построить от любой ноты, зная формулу построения по тонам. В данном случае «мажор» — это лад, определяющийся конкретной последовательностью нот по формуле: 2 тона-полутон-3 тона-полутон (см. урок 4)

ЗАДАНИЕ: напишите и сыграйте гаммы «ре мажор» и «соль мажор», используя теорию.

Источник

Обучающимся » В помощь обучающимся » Музыкальная азбука » Тоника. Тональность. Мажор и минор. Ступени.

Тоника . Т ональность . М ажор и минор . М узыкальная лестница и ее ступени.

Ася была очень горда собой. Все мелодии, которые она играла или пела, звучали у нее от разных клавиш. Она придумала для себя такую игру.
— Сейчас, — говорила себе Ася, — я сыграю эту песенку от ноты ДО. И получилось вот что:

— Так, сначала я прыгала через нотку наверх, а потом бежала вниз. А теперь попробую попрыгать и побегать от ноты РЕ:

Сначала Ася научилась играть песенку от всех белых клавиш. Потом решила взяться за черные. Конечно, она не знала точно, какие черные клавиши ей понадобятся, поэтому она подбирала их по слуху.
— Начну-ка я с клавиши ДО-диез. «Я и-ду, пе-сен-ку. » Что-то не получается! А ведь Сольмина говорила, что любую песенку можно сыграть от любой клавиши. Значит, буду подбирать звуки внимательно.

Попробуй вместе с Асей подбирать песенку.

Девочка так увлеклась этим занятием, что не заметила, как камертон, волшебный камертон, который подарила Сольмина, до этого спокойно лежащий на пианино, стал медленно двигаться. Вдруг он оказался в воздухе, и чьи-то скрюченные пальцы схватили его. Когда Ася заметила это, то было уже поздно:
фея Диссона крепко держала камертон в своих руках! Ася страшно испугалась: ведь она никогда больше не сможет вызвать Сольмину с помощью камертона, побывать в музыкальной стране (Сольмина предупредила, что с помощью камертона Ася и сама может совершить путешествие в музыкальную страну)
Ну все! — подумала Ася, прощай путешествие в страну музыки!
— Ха-ха! Сработал магнитик! — прошипела Диссона. — Теперь я устрою беспорядок в Музыкальном королевстве.
«Если Диссона исчезнет, — подумала Ася, — я никогда не увижу больше камертон и музыкальную страну! Значит, я должна удержать ее разговорами, а потом. что-нибудь придумаю».
— Уважаемая фея, — стараясь быть спокойной, заговорила Ася, — не могу ли я чем-нибудь вам помочь?
Фея недоверчиво взглянула на Асю.
— Ты хочешь мне помочь? Не знаю, не знаю. Правда, я всегда мечтала иметь свою ученицу, как Сольмина, но думаю, ты не захочешь у меня учиться. А зря! Я знаю и умею много. Музыканты даже считают, что без меня в Музыкальном королевстве было бы скучно. Например, я могу помочь изобразить в музыке какое-нибудь страшное cy щ ec тво или безобразие какое-нибудь. Вот возьму камертон Сольмины, сломаю его, и не будет больше чистых и красивых звуков. Вот как стукну!

Ася попыталась помешать ей, но фея стала исчезать. Девочка крепко уцепилась за ее платье и.

оказалась вместе с Диссоной на ступеньках какой-то лестницы. Фея вырвалась, бросилась вверх. Девочка — за ней! Ася сразу заметила, что ступени под их ногами были волшебные, они звучали, как настоящие клавиши!

Но что за странная лестница! Ее ступени были совсем не одинаковые: где — повыше, где — пониже. Не удивительно, что Ася быстро устала. Вдруг фея исчезла.
— Все, больше не могу! — сказала Ася и уселась на одну из ступенек.

— Ой, что ты делаешь! — прозвучал чей-то красивый голос. — Осторожно, ты сбила мою корону,
а я только что стала королевой! Сегодня у меня такой неудачный день, сплошные неприятности!
На ступеньке лестницы Ася увидела странную ноту: на ней были корона и мантия.
— Простите, пожалуйста! — бьютро заговорила Ася. — Я бежала за феей Диссоной, чтобы отнять у нее камертон, который подарила мне Сольмина, и.
— Ах, эта вредная фея и камертон утащила! Ну и денек! А мне-то каково?! Только стала королевой, и на тебе.
— Простите, ваше величество, скажите, пожалуйста, вы королева Музыкального королевства?
— Ну если честно, я обыкновенная нота ДО, но сейчас я королева Тоника! Сейчас я стою на первой, главной ступени музыкальной лестницы, на ней — мой трон, а в руке у меня волшебный магнит.

Ой, вот магнит у меня вдруг куда-то пропал.

Королева Тоника тяжело вздохнула и опустилась рядом с Асей на ступеньку.
— Простите, — сказала Ася, — это как-то странно, но разве мы с вами находимся на первой ступеньке лестницы? Мне казалось, что я долго поднималась по ней вверх.
— Ничего удивительного. Эта музыкальная лестница особая: в ней много ступеней, но через каждые семь ступеней — снова первая . Поэтому не удивляйся, что первая, главная ступень может оказаться и в середине лестницы, и в ее начале, и даже в конце.

Музыканты обозначают ступени лестницы римскими цифрами.
— Эта лесенка на гамму похожа, которую играешь по всем октавам. Я помню, мне Сольмина рассказывала про тон-полутон. И что гамма может быть построена от любого звука.
— Это все так, но здесь есть одно музыкальное волшебство: как только гамма оказывается на лесенке, она вскоре перестает быть просто набором звуков. Представь себе коробку с красками. Когда эти краски попадают в картину, они живут там совершенно другой жизнью. И звуки гаммы, попадая на музыкальную лестницу, начинают «общаться» друг с другом, то есть звучать в самых разных сочетаниях, но при этом подчиняясь особым законам. Эти отношения звуков между собой называются в музыке ладами. Понятно, что звуки, как и люди, ладят между собой по-разному Но звуки музыки всегда договариваются, какой между ними будет лад.
Поэтому музыкальных ладов несколько.
Самые известные лады в музыке — это мажор и минор . Они оба очень красивы. Они как свет и тень. Мажор — светлый и радостный, а минор — печальный и мечтательный

И вот, когда звуки гаммы решают, какой лад им подходит, они выбирают самый первый, самый важный звук;
его называют первой ступенью и дают особое имя — Тоника .
Как только известна тоника и выбран лад, звуки гаммы превращаются в тональность, если, конечно, будут подчиняться законам.
Тональность в музыке — это целый музыкальный мир, в котором звуки, выбрав королеву Тонику, распределяют между собой роли. Как в королевстве: есть
королева (она правит королевством),
король,
придворные,
слуги.
Королевой Тоникой может стать любой звук.

— Как это? Любой звук может стать королевой? И ДО, и ФА, и ФА-диез?
— Именно так! Выбрали королеву, выбрали лад — и, пожалуйста, вот тебе тональность!
Тональность называется по имени тоники и лада. Например, тональность ДО мажор, или ЛЯ минор, или МИ-бемоль мажор.
— А что, для каждой тональности своя лесенка?
— Нет, лесенка одна, да и она существует только в волшебной стране, ее ты не увидишь ни в нотах, по которым ты играешь, ни на клавишах, нигде. Но все звуки знают о ее существовании и подчиняются ее законам. А ее ступени так и называются — ступени тональности. Так вот, лесенка одна, но ее ступени могут быть разной высоты.
— Ага, когда я бежала, то заметила, что одни ступени были повыше, а другие — пониже. Ох, и устала я!
— Все правильно.
Лесенка может быть мажорной, и в ней ступени располагаются так: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Запомни это строение мажорной гаммы.

У минорной гаммы полутоны получаются между другими ступенями, в ней ступени располагаются так:
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Мажорная лесенка
полутон.
тон,
тон,
тон,
полутон,
тон,

Шагая по этим лестницам, не оступись, смотри внимательно, где тон, а где полутон.
Попробуй построй эти гаммы от разных нот по этим правилам, только будь внимательна, не перепутай тоны с полутонами.
Ася попрощалась с нотой ДО и оказалась опять у себя в комнате. Вздохнув, она посмотрела на то место, где когда-то лежал волшебный камертон Сольмины. Ничего, я его обязательно верну, ведь как вызвать эту вредную Диссону, я ведь знаю!

Задание.
1. Сыграй мажорную гамму от ноты ЛЯ, подглядывая на «мажорную» лесенку. Не перепутай, где тон, а где полутон, присмотрись к ступенькам!
Теперь сыграй минорную гамму, поглядывая на ступеньки «минорной» лесенки.

Минорная лесенка
тон.
тон,
полутон,
тон,
тон,
полутон,
Помни о чем говорила королева Тоника:
Начиная строить минорную гамму, будь осторожна, не споткнись о III (третью) ступень
Мажор

Минор

2. Выучи римские цифры: I — 1, II — 2, III — 3, IV — 4, V — 5, VI — 6, VII — 7.

Источник

Оцените статью