- История одной песни. Ямщик не гони лошадей
- Королевские гитары ямщик не гони лошадей
- Слова Н. Риттера Музыка Я. Фельдмана
- Мне некуда больше спешить, Мне некого больше любить, Ямщик, не гони лошадей!
- Романс увидел свет в 1915 году. Но за столетие популярности своей не потерял. Если не слова целиком, то уж припев этого романса – «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить….» знает каждый . Что интересно, в памяти отложилось исполнение романса мужским голосомдля , а оказывается …., но всё по порядку.
- Поэтические строки, положенные в основу «Ямщика», были написаны Николаем Алексеевичем фон Риттером, весьма известным до революции поэтом (как сказали бы сейчас, поэтом-песенником).
История одной песни. Ямщик не гони лошадей
…мне некуда больше спешить…. Кому незнакомы эти слова из одного из лучших русских романсов- «Ямщик, не гони лошадей».! Так уж устроена ассоциативная память человека , что при некоторых жизненных ситуациях в памяти всплывают мелодия и слова этого романса. И чем старше становишься, тем чаще хочется сказать «Ямщик. мне некуда больше спешить. «
«Ямщик, не гони лошадей» — русский романс, относящийся к так называемым ямщицким песням. О них я уже писала.
Автор стихов: Николай Алексеевич фон Риттер, автор музыки: Яков Лазаревич Фельдман.Приблизительные даты создания: стихи написаны не позднее 1905 года, музыка — в 1915 г.
Точная дата появления стихотворного текста неизвестна, но написано стихотворение не позднее 1905 года. Музыка к ним — не позднее 1914 года, а скорее всего — в 1915 г. Стихи, хоть и были сочинены лет на десять раньше, но обрели известность значительно позже благодаря появившемуся музыкальному оформлению.
Музыка к романсу «Ямщик, не гони лошадей» была сочинена как ответ на романс «Гони, ямщик!» Романс «Гони, ямщик!» написан от лица женщины, пережившей измену любимого. Романс не относится к широко известным. Может быть, именно поэтому не сохранилось никакой информации ни об его авторах (только фамилии: К.
Почему ответ — неизвестно. Стало ли это только творческим «разговором» или авторы обоих романсов хорошо друг друга знали, — неизвестно. Возможно, что композитор увидел общую тему романса: обманутая в любви женщина. Ведь первой исполнительницей романса «Ямщик, не гони лошадей» тоже стала женщина — певица Агриппина Сергеевна Гранская.
И далеко не всем известно, что за историей этого произведения скрывается не жестокий роман, а чистая и верная любовь. На фото: Агриппина Сергеевна Гранская, Николай фон Риттер, Яков Фельдман
В 1905 году Николай фон Риттер написал стихи будущего романса „Ямщик, не гони лошадей”. Успешный юрист по гражданским делам, Риттер был также талантливым поэтом. Многие известные композиторы писали музыку на его стихи, да и сам автор порой тоже сочинял музыку. Возможно, стихотворение о ямщике осталось бы неизвестным, если бы не случай.
В 1913 году в одном из московских издательств встретились и познакомились два автора: обрусевший немец Николай фон Риттер и начинающий еврейский композитор и музыкант Яков Фельдман. Такова историческая правда об авторах истинно русского романса. Поэт показал свои стихи – Фельдман выбрал некоторые из них, чтобы положить на музыку. „Ямщик, не гони лошадей” особенно приглянулся композитору своей неизбывной печалью и трагедийным звучанием.
В те годы Яков Лазаревич Фельдман в воронежском варьете „Бристоль” руководил оркестром, который благодаря его стараниям достиг высокого исполнительского уровня. Вообще-то, Фельдман был одессит. Как многие еврейские дети, он с ранних лет занимался музыкой, играл на многих инструментах, и другой карьеры, чем быть музыкантом, для себя не видел. Успешно окончив музыкальную школу знаменитого Пинхуса Столярского, он выступал как пианист, был вторым дирижером ряда оркестров.
Однажды после концерта к нему подошел элегантно одетый мужчина.
— Я слышал ваше выступление, — сказал он. — Предлагаю вам контракт на работу в Воронеже. У наших музыкантов нет хорошего руководителя.
— Почему бы и нет? — ответил Фельдман. — Воронеж, конечно, не Одесса, но город неплохой.
Прослушав музыкантов, Яков схватился за голову: играли они просто скверно. Работа предстояла огромная. Яков с утра до ночи проводил со своими оркестрантами, занимался с каждым индивидуально и со всеми вместе, добиваясь чистоты звучания, полной согласованности, понимания требований дирижера. Музыканты старались, они понимали, что от этого во многом зависит их будущее. Поэтому репетировали усердно и охотно, и оркестр стал быстро меняться к лучшему. Уже через год его нельзя было узнать. Выступления оркестра начали пользоваться успехом у любителей музыки. Его стали приглашать на гастроли в другие города. В Воронеж начали приезжать известные певцы, чтобы выступить в сопровождении оркестра Фельдмана. Сам дирижер взялся за сочинение музыки, и значительно пополнил репертуар оркестра интересными пьесами.
Некоторые произведения репертуара Фельдман писал сам. В том же 1913 году на гастроли в Воронеж приехала молодая, но уже популярная певица Агриппина Сергеевна Гранская. Девушка не обладала ни большим диапазоном, ни силой голоса, не блистала красотой, но покорила воронежскую публику мгновенно. Концерты производили фурор, звучали несмолкаемые аплодисменты… Критики отмечали, что певица выступает в жанре интимной песни или романса-настроения. Гранская создала на эстраде образ чистый и целомудренный, ей удалось чистым и красивым тембром задеть в душе слушателей какие-то не тронутые доселе струны. Сумела она завоевать и сердце дирижёра –
29-летний Фельдман влюбился сразу, безоглядно и на всю жизнь. Девушка ответила взаимностью. Год спустя Агриппина Сергеевна стала супругой Фельдмана. Они начали гастролировать вместе как самостоятельный дуэт, и решительно везде их принимали на ура.
Любовь всегда раскрывает в человеке дремавшие силы и таланты. Чувства к несравненной Агриппине Сергеевне вдохновили Якова Лазаревича на сочинение собственных романсов, хотя прежде ничем „таким” он не увлекался. С этих пор на протяжении 15 лет все свои сочинения он посвящал только своей возлюбленной. Надпись посвящения ей стоит на всех его прижизненных изданиях романсов, начиная с того самого 1913 года.
Первым романсом, написанным Фельдманом для Гранской, как раз и был „Ямщик, не гони лошадей”. Молодая певица стала его первой исполнительницей. Аккомпанировал ей на рояле сам автор. Наши современники привыкли слышать „Ямщика” чаще всего в мужском исполнении или же контральто, но Гранская была обладательницей нежнейшего сопрано. Романс имел оглушительный успех. Это был полный триумф! Сначала его запел Воронеж, а следом – вся Россия.
Считается, что „Ямщик, не гони лошадей” был написан как ответ на популярный в те годы романс К. Остапенко на стихи В. Семенова „Гони, ямщик!”, обязанный своей славой известной певице Анастасии Вяльцевой, которая с 1910 года неизменно включала его в концерты и записывала на пластинки. В романсе Семёнова есть такие слова:
Гони, ямщик, быстрее вдаль,
Авось рассеем грусть-печаль.
Пусть разлюбил – тоска пройдёт.
Гони, ямщик, скорей вперёд…
Но поэтическая душа Риттера дала выход полярному отражению слов Семёнова:
Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить…
Был ли это ответ – останется загадкой, но фактом остается то, что оба романса объединяет тема обманутой любви. „Ямщик” потряс слушателей своей искренностью, печалью безответной любви…
Романс приобрёл большую народную популярность. Исполнители буквально вырывали романс друг у друга. Не было нотного издательства, не издавшего этот романс, не было ни одной русской фирмы грампластинок, не штамповавшей его с разными исполнителями. „Ямщик” стал гвоздём сразу двух сезонов – 1915 и 1916 годов. На повторных тиражах романс рекламировался как „излюбленнейший” и „новейший”. На сюжет романса даже был снят Е. Бауэром в 1916 году немой фильм с одноимённым названием, в котором главные роли сыграли Н. Тэффи и И. Перестиани. Успех картины был велик, но до наших дней фильм не сохранился. Признаком сногсшибательной популярности служили и появившиеся в 1916 году пародии, а также возникновение в 1917 году романсового ответа „Эй, ямщик, гони-ка к „Яру”!” а потом – знаменитые „Бубенцы”. Романс Риттера и Фельдмана стал частью русского фольклора. И всё бы хорошо, не случись революция в России…
В 20-е годы советская власть запретила романс как жанр, его безжалостно изгнали с концертных площадок, объявив классово чуждым и несовместимым с идеалами коммунизма. Но к этому времени „Ямщик” уже стал настолько любимым и популярным произведением, что его всё равно пели на свадьбах и вечеринках и просто от грустного настроения, неотделимого от жизни личности в эти трагические годы. Причём слова и музыку искренне считали народными. Также романс продолжал жить богатой жизнью за рубежом, везде, где оказались русские эмигранты. Но сам Фельдман даже боялся напоминать о своей причастности к знаменитому романсу. Лишь через много лет романс „Ямщик, не гони лошадей” вернулся к слушателям, заняв место в одном ряду с самыми популярными вокальными произведениями.
Какова же была дальнейшая судьба авторов романса и первой исполнительницы? Автор текста романса Николай фон Риттер, чьи стихи были положены в основу романса, до революции был автором многих лирических стихотворений, в том числе положенных на музыку разными композиторами: «Ах, зачем эта ночь», «В небе ясном пташечка», «Весенний сон», «Всей силою страсти», «Где туберозы и левкои», «Как янтарь вино горит» и мн. др. Он родился и вырос в интеллигентной семье, отец его был известным литератором и журналистом. Николай Алексеевич получил прекрасное гуманитарное образование, стал поэтом, но и не только поэтом — он и сам положил на музыку несколько своих стихотворений, ставших таким образом романсами (романс «Шутила ты»). Происходил он из обрусевших немцев — в 1766 году его предок Георг фон Риттер приехал в Россию, поступил в Московский полк и к началу XIX века дослужился до генерал-лейтенанта. Приняв Российское подданство, он и все его потомки стали жителями России. Потомки Георга верно служили России, были генералами, профессорами, литераторами. Как память о своем немецком происхождении многие из них сохраняли приставку «фон».
Писателем был и Алексей фон Риттер, отец поэта Николая фон Риттера. Ничего выдающегося ни отец, ни сын не создали, их произведения забыты, видимо, навсегда. И только несколько романсовых текстов Николая все же остались жить.
Первая мировая война и революция 1917 года в России вынудила к эмиграции и многих русских людей, которых стали рассматривать как не русских или не нужных стране и государству. Покинул Россию после 1917 года и Николай фон Ритер, его следы затерялись в эмиграции. Где и когда он закончил свои дни, неизвестно, но стихотворение о ямщике навечно вписало его имя в мировую историю русских романсов.
Фельдман и Гранская переехали в Москву, но адаптироваться к новой действительности так и не смогли. В 1925 году Агриппина Сергеевна скончалась от тяжёлой болезни. Фельдман пережил супругу на четверть века. Он гастролировал по стране, по-прежнему посвящал новые сочинения памяти жены, но ни одно из его произведений не достигло такой высоты и проникновенности, как „Ямщик”, который так и остался его лучшим „звёздным” творением. Триумфального возвращения своего романса Фельдману не было суждено дождаться.
Прошло сто лет. Давным-давно нет на наших дорогах ямщиков, погоняющих лошадей… Наша современность – век стремительного развития технического прогресса, бесконечного потока информации, cумасшедших скоростей… Но этот маленький лирический музыкальный шедевр Риттера и Фельдмана по-прежнему остаётся нам дорог. Трогательный до слёз, он пробуждает в нас тонкие и нежные чувства.
Как жажду средь мрачных равнин
Измену забыть и любовь,
Но память — мой злой властелин,
Все будит минувшее вновь.
Припев: Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить…
Ямщик, не гони лошадей.
Все было лишь ложь и обман,
Прощай и мечты, и покой,
И боль незакрывшихся ран
Останется вечно со мной.
Припев.
Послушаем в исполнении разных певцов.
Борис Штоколов
Источник
Королевские гитары ямщик не гони лошадей
…мне некуда больше спешить…. Кому незнакомы эти слова из одного из лучших русских романсов- «Ямщик, не гони лошадей».! Так уж устроена ассоциативная память человека , что при некоторых жизненных ситуациях в памяти всплывают мелодия и слова этого романса. И чем старше становишься, тем чаще хочется сказать «Ямщик. мне некуда больше спешить. «. <-29->!
.К 100 летию первого исполнения романса»Ямщик, не гони лошадей»
Слова Н. Риттера
Музыка Я. Фельдмана
Как грустно, туманно кругом,
Тосклив, безотраден мой путь,
А прошлое кажется сном,
Томит наболевшую грудь!
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!
Как жажду средь мрачных равнин
Измену забыть и любовь,
Но память, мой злой властелин,
Всё будит минувшее вновь!
Ямщик, не гони лошадей.
Всё было лишь ложь и обман…
Прощай, и мечты и покой!
А боль незакрывшихся ран
Останется вечно со мной!
Ямщик, не гони лошадей!
Романс увидел свет в 1915 году. Но за столетие популярности своей не потерял. Если не слова целиком, то уж припев этого романса – «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить….» знает каждый . Что интересно, в памяти отложилось исполнение романса мужским голосомдля , а оказывается …., но всё по порядку.
Первой исполнительницей «Ямщика» была обладательница нежнейшего сопрано — Агриппина Сергеевна Гранская, которой, собственно говоря, и был посвящен этот прекрасный романс. Дело в том, что на протяжении как минимум 15 лет композитор Фельдман все свои произведения посвящал только Агриппине Сергеевне. Любил ее безумно, все потому.
— Яков Лазаревич Фельдман, 29-летний музыкант, впервые увидел Гранскую, молоденькую начинающую певицу, в Воронеже в январе 1913 года: она приехала на гастроли по контракту в местное варьете «Бристоль», — рассказывает исследовательница истории русского романса Елена Уколова. — Агриппина покорила воронежскую публику с ходу, многие критики недоумевали: как, за счет чего? Она не отличалась ни яркой красотой, ни мощным голосом. Потом нашли объяснение: Гранская «пела душой».
Воронеж пал, и Фельдман тоже. Чувства к несравненной Агриппине вдохновили Якова Лазаревича на сочинение собственных романсов, хотя прежде ничем «таким» он не увлекался. Уже в 1913 году в одном из харьковских издательств выходит первая книжка произведений Якова Фельдмана. На обложке надпись: «Романсы с успехом исполняются талантливой певицей Агриппиной Гранской и ей же посвящаются». Год спустя Агриппина Сергеевна стала супругой Фельдмана.
Поэтические строки, положенные в основу «Ямщика», были написаны Николаем Алексеевичем фон Риттером, весьма известным до революции поэтом (как сказали бы сейчас, поэтом-песенником).
Но вот стихи, это не любовная тривиальная драма поэта. Всё сложнее. Первая мировая постепенно истощала страну. На фоне всенародной депрессии начались немецкие погромы.
Каково это было выдержать давно обрусевшим, верой и правдой служившим России немцам, например Николаю фон Риттеру, — продолжает Уколова. — Предок поэта Георг фон Риттер приехал в Россию в 1766 году, поступил в Московский полк и к началу XIX века дослужился до генерал-лейтенанта. В середине XIX века Риттеры были среди профессоров Московского университета. Отец поэта писал книги, печатался в московских газетах. И вдруг — погромы, преследования. «Как грустно, туманно кругом, Тосклив, безотраден мой путь, А прошлое кажется сном, Томит наболевшую грудь. Ямщик, не гони лошадей!» — в отчаянии написал Николай фон Риттер.
«Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить!»
Николай фон Риттер покинул Россию после 1917 года, его следы затерялись в эмиграции. Яков Фельдман и Агриппина Гранская остались на родине, обосновались в Москве, однако приспособиться к обновленной действительности так и не смогли. Агриппина Сергеевна умерла в 1925 году. Яков Лазаревич пережил ее на четверть века: работал в разных городах — музицировал, дирижировал, но прежней славы не снискал уже никогда. «Ямщик» так и остался его звездной песней.
В 1920 году романс «Ямщик….» был запрещён в РСФСР, его вычеркнули из репертуара на много лет. Надо было быстро строить коммунизм, а здесь — некуда спешить!
Жаль только, в годы гонений были почти забыты имена его создателей: композитора Якова Фельдмана и поэта Николая фон Риттера .
Романс был написан Фельдманом для самого высокого женского голоса- сопрано, которым обладала первая исполнительница романса Агрипина Гранская. А звучит он сейчас в диапазоне голосов от сопрано до баса.
Романс настолько полюбился, чт о его исполняют и маститые оперные исполнители, так и эстрадные. Кто только не исполнял его !-. Есть даже оркестровое и джазовое з исполнение романса. Не чураются петь его и исполнители приблатнённого шансона. Отметились и зарубежные исполнители, в том числе Поль Мориа. Всех не перечислишь. Значит всенародная любовь этого романса . И судя по количеству исполнителей в инете, это самый исполняемый русский романс
Я не ставил себе задачу скомпоновать антологию одного романса, Да это и невозможно! Просто напомнить, что есть такое гениальное произведение — Романс «Ямщик, не гони лошадей»
А антология. Сделайте запрос в инете на русском языке музофон ямщик не гони лошадей. И антология перед Вами
В джазовом сопровождении
А в исполнении этого певца. я с трудом догадался, что это Ямщик
А теперь ложка дёгтя в стиле Климента(climent), он же falcon, он же calibr. Не успел ещё Федьдман разлиновать нотную линейку, даже ещё родиться, как за сто лет до этого Моцарт и Бах использовали эту мелодию в качестве главных тем в своих произведениях. И как бы написал и подчеркнул Климент, он же. — привет из Австрии и Германии.
Да, в 1916 году был снят фильм по романсу. Но ни записи первого исполнения, ни фильма не сохранилось.
Юра, спасибо! Очень интересно и познавательно! Потрясающий романс! Вот только насчёт «самого исполняемого» я бы поспорил с тобой. Думаю, что лидер здесь — «Очи чёрные».
Юра, спасибо! Очень интересно и познавательно! Потрясающий романс! Вот только насчёт «самого исполняемого» я бы поспорил с тобой. Думаю, что лидер здесь — «Очи чёрные».
А о нём то я и забыл! Спасибо, что напомнил и уточнил!
Юра, спасибо за романс и рассказ о нем!
Можно, я чуть-чуть дополню.
Ямщик, не гони лошадей!
Этот романс-шедевр увидел свет в 1915 году, как ответ на романс « Гони, ямщик! »
Романс «Гони, ямщик!» написан от лица женщины, пережившей измену любимого. Романс не относится к широко известным. Может быть, именно поэтому не сохранилось никакой информации ни об его авторах (только фамилии: К. Осипенко — автор стихов и В. Семенов — автор музыки), ни об истории его создания.
Но совершенно ясно одно: романс появился не позже 1914 года, и тому есть достоверное свидетельство — именно как ответ на него в 1915 году появился другой романс, приобретший огромную известность: «Ямщик, не гони лошадей » , авторами которого являются тоже основательно забытые Николай фон Риттер (стихи) и Яков Лазаревич Фельдман (композитор).
Ныне романс «Гони, ямщик!» известен в исполнении многих певиц.
Но почему он оказался на столько времени забыт?
Ответ на этот вопрос несложен. Новая Советская власть видела в самом жанре романса буржуазное искусство, мало отвечающее народному духу и относилась к нему — ко всему жанру — как к врагу, то есть уничтожала. И действительно, романс не воспевал ни трудовые будни, ни патриотизм. Он плохо уживался среди маршей и бравурных восхвалений политического режима. Романс — это вокальное камерное музыкально-поэтическое произведение, затрагивающее тонкие личные духовные чувства — то, что отвергалось на первых порах советскими идеологами. Сам жанр не был запрещен, хотя какие-то из произведений действительно находились под запретом (например, в 1920 году был запрещен ряд романсов: «Гори, гори, моя звезда», «Ямщик, не гони лошадей » и другие — как не соответствующие духу и устремлениям советского человека ).
Постепенно, очень постепенно, лишь на поздних этапах советского строя романс как жанр стал возрождаться. Но к этому времени ушло целое поколение, помнившее прежний романс.
Куда, скажите, мне с тоской деваться, Где найти душе забвенье и покой? Я не могу ни плакать, ни смеяться С истерзанной душой. Припев. Он так любил, что, думала я, вечно Будем жить мы с ним всегда любовью той, Но вдруг разбил мечты бесчеловечно, Разбил алтарь святой! Припев. Он разлюбил, так пусть другой полюбит. Я, назло ему, отдамся вновь любви. Быть может, этот тоже меня сгубит, Но месть горит в душе… Припев: Гони, ямщик, быстрее вдаль, — Авось, рассеем грусть-печаль. Пусть разлюбил, тоска пройдет. Гони, ямщик, скорей вперед! Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D1%8F%D0%BC%D1%89%D0%B8%D0%BA_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81)
Оба романса относятся к так называемым Ямщицким песням.
Ямщицкие песни появились в России вместе с ямщиками. Такие песни могли напевать сами ямщики в дороге, погоняя коней и проносясь мимо русских деревень и городов; так, в пути песни и слагались под цокот копыт и звон бубенцов. Кони-тройки стали считаться чуть ли не символом русской поэзии XIX века.
Первым, кто привнес в русскую поэзию, казалось бы, совсем не поэтический образ ямщика и придал ему столько поэтичности, что тройка лошадей прочно «влетела» на полном скаку в русскую литературу, был Александр Пушкин. Помните у него:
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…
Стихотворение Пушкина впервые напечатано в 1826 году в журнале «Московский вестник», а в 1831 году оно опубликовано в виде песни с нотами — композитор А. Алябьев положил стихи на музыку.
Считается, что серии ямщицких песен положило начало создание романса «Вот мчится тройка удалая » (автор стихов: Фёдор Глинка, композитор Алексей Николаевич Верстовский ) в 1828 году. Первым поэтическо-музыкальным откликом на этот романс стало положенное в 1832 году на музыку Павлом Петровичем Булаховым стихотворение Пера Вяземского под названием «Еще тройка» и получившийся в результате романс « Тройка мчится, тройка скачет ». Подчеркивая связь своего произведения со стихотворением Федора Глинки, Вяземский дал ему название «Еще тройка».
А дальше — в русскую музыкально-поэтическую культуру вошел целый ряд «троек и ямщиков». Часто они перекликаются друг с другом, вступают в творческие «разговоры» — когда один романс пишется как ответ на другой, заимствуют друг у друга строчки и даже целые строфы, пререкаются, в чем-то повторяя друг друга, в чем-то различаясь.
Источник