Короткие рассказы про гитару

История гитары для детей

Гитара – один из самых распространённых музыкальных инструментов на сегодняшний день. В отличие от, например, фортепьяно или скрипки, освоить азы гитарной игры может практически любой, для обучения простейшим аккордам достаточно нескольких занятий.

Когда же впервые появился этот инструмент, без которого немыслим мир современной музыки?

Гитара в древности.

Первые упоминания о музыкальных инструментах, прототипах гитары, относятся ко II тысячелетию до н.э. Вариации этого струнно-щипкового инструмента были обнаружены на разных территориях:

— в Месопотамии так называемый киннор;

— в Древней Индии – вина и ситар, кстати, существующий до наших дней;

— в Древнем Египте – цитра и нефер;

— в древнегреческой и древнеримской культурах – кифара.

Все эти инструменты выглядели по-разному, но имели ряд схожих черт: полый округлый корпус из выдолбленного дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи, выступающий в роли резонатора, с деревянной шейкой, на которую крепились струны.

Аналогичные инструменты, выполненные из дерева, упоминаются также в древнекитайских текстах II — III веках н.э.

Само слово «гитара» по всей видимости имеет латинские корни и берет начало именно от античной кифары.

Гитара в Средние века.

Наибольшую популярность инструмент получил в Испании, именно эта страна заслуженно считается родиной современной гитары. В XIII веке гитара была очень востребована на территории королевства, историки выделяют два вида гитары:

мавританская гитара – инструмент овальной формы, игра производилась при помощи медиатора;

латинская гитара – имела более мягкий звук, судя по историческим свидетельствам и гравюрам, была очень популярна у уличных исполнителей и менестрелей.

В XVII веке произошел новый скачок в развитии музыкального инструмента. В 1674 году композитор Гаспар Санс опубликовал первое руководство по игре на гитаре, пережившее несколько изданий. В XVIII веке гитара стала еще больше похожа на современную, приобрела шесть струн, и вошла в состав большинства европейских концертных оркестров.

О популярности гитары в XIX веке свидетельствует и тот факт, что многие прославленные композиторы создавали свои произведения для гитары, в том числе Никколо Паганини, Гектор Берлиоз, Франц Шуберт и многие другие.

Гитара в России.

В России гитара появилась только в XVIII веке, когда с лёгкой руки Петра I , прорубившего окно в Европу, многие народные традиции и обычаи стали постепенно заменяться европейскими. Тем не менее до XIX века инструмент особого распространения не получил. Популяризатором гитарной музыки в России стал музыкант и композитор Андрей Сихра, ряд учёных считает его создателем классической русской семиструнной гитары.

Гитара в современности.

В первой половине XX веке в Европе получила распространение классическая гитара со знакомым нам деревянным корпусом в форме восьмёрки и длинным грифом, на который натягивались шесть струн (в России предпочтение отдавалось русской семиструнной гитаре).

В 1930-х годах произошла настоящая революция в музыкальном искусстве – началось использование электричества. Так появился новый инструмент – электрогитара — основа современной музыкальной культуры, — а также её разновидности: электроакустическая гитара, полуакустическая гитара и т.д. Электрогитара повсеместно использовалась при исполнении джазовых композиций, а затем стала основным инструментом вышедшей на лидирующие позиции рок-музыки, заняв достойное место в известнейших хитах Билли Хендрикса, Элвиса Пресли, The Beatles , Rolling Stones и других исполнителей музыки XX века.

Источник

Сообщение о гитаре. Доклад

Сообщение о гитаре 4 класс кратко расскажет вам много полезной информации об этом струнном музыкальном инструменте. Доклад «Музыкальный инструмент гитара» можно использовать во время подготовки к занятию.

Сообщение про гитару

Гитара является старинным щипковым струнным музыкальным инструментом, который, к тому же широко распространен и популярен во всем мире. Она обладает своей историей, особенностями и звуком. Благодаря возможностям и широкому спектру звучания этого инструмента его используют практически во всех жанрах современной музыки.

История появления гитары

Предки современных гитар появились во ІІ тыс. до н.э. и их отголоски присущи практически всем мировым культурам. Так, одним из древних родственников гитары был киннор, шумеро-вавилонский инструмент. Он является прототипом еврейского псалтири или псалтерия, десятиструнного инструмента, на котором свои псалмы исполнял царь Давид. В Индии и В Египте были известны набла, цитра, ситар, вина. На территории Киевской Руси были распространены гусли. В Древнем Риме и Греции популярностью пользовалась кифара, а в Китае в ІІІ-IV веках появились такие струнные инструменты как юэцинь и жуань. В ХV веке в Испании изобрели струнный инструмент в 5-ью спаренными струнами, названный испанской гитарой. Она имела вытянутый корпус и небольшую мензуру. А вот прототипом современного облика гитары стали европейские струнные музыкальные инструменты VI века (латинская и мавританская гитары), которые оказали влияние на формирование ее характеристик и внешнего облика. В ХVI веке появилась виуэла, внешне сильно напоминающую классическую современную гитару. В ХVIII веке остаточно оформился внешний вид гитары и на ней стали исполняться множество произведений великих композиторов.

В Россию классическая гитара попала в ХVIII веке, где потерпела небольшие изменения в строе и добавилась одна струна. Так появилась русская семиструнная гитара, которая пользовалась популярностью вплоть до ХХ века. После Второй мировой войны стали чаще играть на шестиструнной классической гитаре. В ХХ веке изобрели новые виды гитар, благодаря которым популярность к инструменту возросла в разы.

Виды гитар

  • Классическая гитара

Является родоначальницей существующих видов гитар. Наибольшей популярностью пользовалась в ХІХ веке. На ней исполняли фламенко и классическую музыку (впрочем, исполняют и сейчас). В ХХ веке она обрела вторую жизнь благодаря творчеству А. Сеговии.

У нее мягкое звучание, широкий гриф и нейлоновые струны. Иногда ставят металлические, но гриф может не выдержать такой нагрузки. Для выдачи звука используется пальцевая техника игры на инструменте.

  • Неклассическая акустическая гитара

К ней относится тип гитар, которые имеют корпус типа вестерн, джамбо, дредноут. Пользуются огромной популярностью среди гитаристов, начиная с ХХ века. Отличается относительно большим корпусом, узким грифом, в который вставили анкерный стержень для регулирования прогиба, и наличием пикгарда (защитной пластинки каплевидной формы). На ней устанавливаются только металлические струны. Издает насыщенный, яркий и мощный звук. Для выдачи звука часто используется медиатор. Неклассические гитары чаще всего используются в блюзе, фолке, кантри, роке.

  • Электроакустическая гитара

Представляет собой гитару со встроенным пъезозвукоснимателем. Ее можно подключать к колонке или комбику. Часто в корпусе имеется вырез для лучшего доступа к верхним ладам. В датчике гитары часто встраивают тюнер и эквалайзер для настройки музыкального инструмента.

  • Полуакустическая гитара

Гитара в корпусе которой есть полость для регулятора тембра. Дека достаточно крупная, видоизменено и уменьшено резонаторное отверстие. Такой вид гитары очень любят джазмены, поэтому ее называют еще джаз-гитарой. На ней играют через усилитель и с использованием медиатора.

  • Двенадцатиструнная гитара

Гитара оснащена 12 струнами, которые скомпонованы по 2 струны в 6 пар. Изготавливается исключительно из крепкого дерева, иначе может не выдержать и сломаться гриф. Используется для игры боем. Обладает широким, объемным и насыщенным звуком.

Первая электрогитара была запатентована в 1936 году. Лестер Уильям Полфусс в50-х годах ХХ века представил миру первую цельнокорпусную электрогитару. Она повлияла на современную музыку и породила новые жанры: рок, металл, рок-н-ролл.

Гитара интересные факты

  • Лучшим мастером по изготовлению гитар является Антонио Торреса, гитарный «Страдивариус».
  • В Музее музыкальных инструментов в консерватории Парижа находится гитара, на которой стоит дата 1602 год. Это первый дошедший до нас инструмент XVII века.
  • Самая большая гитара в мире имеет длину больше13 метров. Ее изготовили в Академии науки и технологии Хьюстена, США.
  • В 1931 году была изобретена электрически усиленная гитара. Ее автором был Джордж Бичемп.
  • Самая маленькая гитара была изготовлена из кремния в 1997 году в Карнельском университете Нью-Йорка. Ее длин составляет 10 микрометров.

Надеемся, что доклад о гитаре 4 класс помог Вам узнать много полезной информации о струнном щипковом музыкальном инструменте. А краткий рассказ о гитаре для детей Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Источник

С любовью к гитаре

Гитара не терпит шумных салонов, с недоверием вслушивается в напряженную тишину больших залов. Все это не для нее: она ищет интимного общения с аудиторией.

В страстных, жгучих объятиях гитары тает лед отчуждения и рождается чуткая доверительная беседа с её поклонниками.

Гитара снимает покровы с тайн человеческой души.

Вслушайся в звуки гитары – и ты поймешь, чем живет твое сердце.

Песни гитары наполняют душу весенней свежестью.

Гитара плачет, скорбит, страдает, но никогда не впадает в безысходное отчаяние.

На призыв гитары откликаются наши самые благородные чувства.

Волшебная сила гитары, словно крыло ангела, защищает измученную душу от волнений, страстей и грехов.

Гитара всегда желанна: свидания с нею ждешь, как встречи с любимой женщиной.

Тайна и магия лежат в родстве гитары и женщины.

Гитара – это инструмент возвышенных эмоций, но с ярко выраженным стремлением к оригинальности. Гитара похожа на гордую, независимую женщину, которая полюбит только того, кто равен ей.

Гитару можно завоевать преданной любовью и рыцарской отвагой, как своенравную цыганку Кармен или гордую царицу Тамар.

Гитара покоряется дерзким.

Оставьте гитару, если в вашей душе нет беззаветной любви к этому необыкновенно капризному инструменту.

Гитара не способна солгать, ибо шепчет о самом сокровенном и дорогом.

Даже ледяное сердце гитара согревает в теплых волнах любовных грез.

Гитара уносит слушателей от земных тревог в пленительный мир мечты.

Гитара – бальзам для душевных ран.

В пылкой исповеди гитары – и горечь разлуки, и радость встречи с возлюбленной.

Слушатели, затаив дыхание, внемлют гимну вечной любви, который творит гитара.

Гитара неукротима в стремлении к счастью.

В гитаре сокрыт священный трепет перед Божественной красотой и Вселенской гармонией.

Бескрайний и увлекательный мир гитары откроется каждому, кто вникнет в ее чарующие звуки, кто приложит усилия, чтобы понять ее строгую красоту, кто соотнесет порывы своей души с тем гимном жизни, который она творит с необычайной деликатностью и благородством!

Историки утверждают, что лютня была завезена в Европу из стран Ближнего Востока в XIV веке и стала популярным музыкальным инструментом примерно в середине XVI столетия. Иноземная гостья пришлась ко двору кичливым европейцам!

Нередко лютню сравнивают с женщиной, душа которой полна возвышенных чувств.

Изящный корпус лютни имеет овальную, миндалеобразную форму. В этом дивном инструменте столько обаяния, грации, женственности, а голос ее завораживает сердечной простотой, интимной доверительностью!

Лютня в итальянской народной музыке иногда груба и бесцеремонна, как скандальная крестьянка.

Свойственное лютне мягкое женское начало не исчезает даже в строгой средневековой полифонии.

В тембре лютни сплетаются солнечная мандолина и лунная арфа.

Гитара, как законная наследница лютни, переняла от своей матери редкий по красоте голос.

Лютня – почти идеальный аккомпанирующий инструмент. Гитара более независима и всякий раз заявляет о своей исключительности.

Лютня – строгая, набожная дама, гитара – светская красавица с непредсказуемым характером.

Лютня – инструмент небесной гармонии, гитара – человеческих страстей.

Покорная лютня веками томилась печальной узницей в сумраке средневековья. Гитара недолго взирала на ее слезы. Она гордо зазвучала в руках влюбленного человека.

Уму непостижимо, почему гитара потеснила на музыкальном Олимпе божественную лютню, как в свое время фортепиано – столь же божественный орган. Видимо, причиной тому – большая мобильность усовершенствованных инструментов и небывалая широта диапазона их выразительных средств.

СТАРШАЯ СЕСТРА ВИУЭЛА

Виуэла – старшая сестра гитары. Вот почему виуэлу нередко называют «старинной гитарой».

На виуэле играли при дворах испанских королей и грандов. Этот инструмент считался аристократическим, в отличие от гитары, которая была популярна среди простых людей.

Виуэла – инструмент, рождающий тихую ренессансную музыку, чьи звуки возносят слушателей к высотам незыблемого душевного покоя.

Виуэла умеет достичь такого высокого полета духа и кроткой безмятежности, которые возможны только за пределами земной жизни.

Виуэла благородна и сдержанна. Легко представить себе, что именно под ее аккомпанемент могли петь серенады славные рыцари, предшественники Дон Кихота.

Печаль виуэлы возвышенная, небесная, а радость – спокойная: в ней нет места для неистовых восторгов.

Истинное вдохновение виуэлы покоряет торжественной, величавой отстраненностью от земной жизни, оно без тени меланхолии, без намека на сладострастие.

Виуэле совершенно чужды бурные эмоции, чем грешит иногда порывистая гитара.

В старинной музыке виуэла – смиренная монахиня, гитара – шаловливая проказница.

Гитара возникла в результате замены двойных струн виуэлы на одинарные, что сделало звук нового инструмента более упругим и четким.

ГИТАРА В АНСАМБЛЕ

Орган наполняет пространство собора Божественной духовностью, гитара – порывами человеческой души. Вот почему их дуэт отличается таким богатством содержания.

Манерной декламации клавесина гитара противопоставляет живую человеческую речь.

Скрипку можно сравнить с цветущей розой, виолончель – с красавцем гладиолусом. Гитара – это ландыш, чей аромат опьяняет апрельской свежестью.

В дуэте с фортепиано гитара блекнет, теряет свою гордую осанку, будто сельская красавица – перед городской барышней.

Гитара прекрасно звучит на фоне акварельно-прозрачных оркестровых фактур, а также в ансамбле с такими инструментами, которые не подавляют ее хрупкий, кристально чистый голос.
У гитары свой самодостаточный мир. Она без фортепиано, скрипки или флейты способна выразить всю гамму наших переживаний. Более того: гитара – это камертон человеческой души.

ГИТАРА В СТАРИННОЙ МУЗЫКЕ

Гитара тиха и покорна в старинной музыке.

Гитара бесхитростна в народных танцах.

Гитара подчеркивает каждое движение, каждый жест танцующих галантных пар – придворных кавалеров и дам.

Гитара способна выразить глубокую, сдержанную скорбь в произведениях эпохи Ренессанса.

Гитаре доступно просветленное религиозное чувство, особенно в пьесах хорального склада старых мастеров.

Чтобы старинная музыка звучала на гитаре убедительно, недостаточно быть хорошим исполнителем. Надо знать внутренний мир людей, живших сотни лет тому назад.

ГИТАРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

Как только возникает романтическое чувство, гитара мгновенно оживает, молодеет душой.

Гитара звучит вдохновенно, когда передает поэзию романтических чувств.

Романтическая музыка гитары тревожит сердце воспоминаниями об утраченном счастье.

Гитара без труда переносит наше воображение во времена песен трубадуров и рыцарских поединков.

Соборы, замки, неземная любовь – все это превосходно воссоздает романтическая гитара.

До XVI века в Испании существовали две разновидности гитары: мавританская, звуки из которой извлекались щипком, и кастильская, на которой играли аккордами. Современный инструмент – своего рода гибрид двух своих предшественниц, вобравший в себя, помимо всего прочего, и два различных мироощущения: арабское и европейское. Вот почему шестиструнная чаровница стала наиболее ярким воплощением этнически пестрого испанского народа.
У гитары две грани души: благородная сдержанность придворной музыки и зажигательные ритмы народных танцев. Гитара – это Испания, элегантный Веласкес и ликующая коррида!

Какой роскошный букет из цветов испанской народной музыки подарила нам гитара!

Гитара безумствует в стихии испанского танца.

В искрометных испанских танцах гитара доводит себя до исступления, не замечая шумного праздника вокруг.

Как бы гитара ни веселилась в вихре испанского танца, в ней есть все-таки нечто очень древнее, темное, магическое, то, что скрыто в тайниках египетских пирамид и в гипнотизирующем взгляде верховного жреца.

Фламенко – это сакральное действо людей, охваченных экстазом радости, это пляска, исполненная чувственного неистовства, будто она совершается на раскаленных углях костра.

Фламенко – это испанская народная музыка, ворвавшаяся в прокуренную таверну, словно свежий весенний ветер.

Гитарист, как тонкий гурман, не устает наслаждаться причудливыми ритмами фламенко.

Испания не дала миру ни одного гитариста, чье творчество можно было бы сравнить с бессмертными произведениями Альбениса, Гранадоса, де Фальи, Родриго – все они играли на фортепиано! Однако вряд ли кто-либо из этой славной плеяды стал бы знаменитым композитором без подражания гитаре.

К ВЕРШИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Гитарист – это не просто музыкант, обычный храмовый служитель музы Эвтерпы. Гитарист – представитель высшего клана жрецов, посвященный в святые тайны искусства.

Честолюбие – не самое плохое качество в гитаристе. Действительно, трудно ожидать художественных взлетов от того исполнителя, кто не мечтает о покорении музыкального Олимпа!

Порой лучи славы ослепляют музыканта, он перестает видеть дорогу, по которой идет. Нужно постоянно прикрывать ладонью глаза, чтобы благополучно одолеть путь выдающегося гитариста.

Для одних гитара – это предмет слепого поклонения, идол, для других – самый лучший инструмент для выражения своих чувств и мыслей.

Необходим талант, чтобы подняться на Парнас искусства, но сколько бездарей путается под ногами гениев! То же мы наблюдаем среди гитаристов: толпа посредственностей мешает великим музыкантам идти вперед.

Тропинка, ведущая гитариста к славе, извилиста и крута. У подножья горы много друзей и поклонников, на вершине – уже нет никого рядом. Какие чудные перспективы открываются взору с высоты птичьего полета, и как горько осознавать свое одиночество!

Мы не можем назвать ни одного гениального пианиста или скрипача, кто достиг бы вершин мастерства самостоятельно, без помощи опытных педагогов. Почему же появляются одаренные гитаристы-самоучки? Видимо, дело в том, что гитара демократична по своей природе и чрезвычайно популярна. Она дает шанс прославиться каждому начинающему исполнителю, если тот настойчив, терпелив и талантлив.

Селедонио Ромеро был гитаристом-самоучкой, что не помешало ему добиться всемирной славы – как, впрочем, и многим другим самородкам: Фернандо Соро, Йозефу Мерцу, Николаю Макарову, Марку Соколовскому, Владимиру Русланову, Андресу Сеговии, Игорю Лютикову.

Великие гитаристы уникальны и неповторимы:
Андрес Сеговия – энтузиаст, подвижник гитары, который раскрывает ее безграничные возможности.
Джулиан Брим – всеми признанный мэтр, обнажающий духовную сущность музыкального искусства.
Джон Уильямс – мастер, чье исполнение отличается необыкновенно богатой палитрой красок.
Нарсисо Йепес – блестящий виртуоз, который плотью и кровью связан с испанской народной музыкой.
Элиот Фиск – мощный компьютер, способный воплотить в звуках любую идею, для чего имеет в своем распоряжении уникальную технику игры на гитаре.
Да, поразительное многообразие интерпретаций предлагают нам эти выдающиеся гитаристы ХХ века!

Сфера гитарного творчества кажется непосвященным маленьким островком первозданной природы, недоступным для туристов. На самом же деле это целый континент, Атлантида – загадочная, но не ушедшая под волны бушующего океана.

Невольно задаешься вопросом: когда миру явится Моцарт гитары? Пожалуй, не ранее, чем будут созданы произведения совершенной красоты и безупречной формы.

Гитара – едва ли не самый универсальный музыкальный инструмент.

Уникальность гитары заставляет ее искать собственный путь развития.

Музыковеды относят рождение классической гитары примерно к 1775 году. До этого свыше пяти столетий длился период ее становления. Но, как показывает сегодняшний день, гитара продолжает совершенствоваться. Воистину неисчерпаемы ее возможности!

Главными условиями совершенствования гитары всегда были и будут в дальнейшем виртуозность и красота звука. Этому инструменту, как скоростному фрегату, предстоит великое плавание!

Французский музыковед Элен Шарнассе тысячу раз права, когда утверждает, что «гитара – инструмент непрерывного обновления».

Гитару ожидает такое же славное будущее, каким замечательным было ее многовековое прошлое.

Источник

Читайте также:  Бах рондо гавот ноты
Оцените статью