Короткий форшлаг фортепиано как исполняется

Короткий форшлаг фортепиано как исполняется

В главах данного раздела мы рассмотрим мелодические фигуры, украшающие мелодию. Называются такие фигуры мелизмами.
Что использовать, чтобы украсить мелодию?
Мелизмы исполняются за счёт длительности предыдущих нот, или за счёт нот, которые мелизм украшает. По этой причине длительность мелизма не учитывается в общей длительности такта (т. к. не вносит изменений в общую длительность).
Мелизмы представляют собой вспомогательные звуки, которые, чаще всего, находятся рядом с украшаемой нотой.
Мелизмы бывают следующих видов:

Форшлаг — вид мелизма, представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.

Короткий форшлаг.
Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.

Обозначение короткого форшлага.
Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: Короткий форшлаг. Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.

Рисунок 1. Пример короткого форшлага

Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:

— за счёт длительности предыдущего звука;
— за счёт длительности украшаемого звука;
— за счёт длительности любого из звуков.

Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука.


Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1

Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и нет).

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука.

Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2

Долгий форшлаг.
Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается. Длительность маленькой ноты указывается равной половине длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в полном соответствии написанным длительностям. Если основная нота указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет 2/3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1/3 от своей длительности.

Группетто — это вид мелизма заключающийся в быстром исполнении определённой последовательности нот, стоящей из основных и вспомогательных (в данном случае, соседних) звуков.

Обозначение.
Группетто обозначается либо так: , либо так: . Если группетто обозначено знаком , то мелизм начинается с верхней вспомогательной ноты. Если группетто обозначено знаком , то исполнение начинается с нижнего вспомогательного звука.
Если знак группетто стоит над нотой, то мелизм исполняется за счёт длительности этой ноты. Если знак группетто стоит между нотами, что мелизм исполняется за счёт длительности второй половины первой ноты.
Если верхний вспомогательный звук необходимо исполнить, используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят над знаком группетто.
Если нижний вспомогательный звук необходимо исполнить, используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят под знаком группетто.


Рисунок 1. Пример обозначения и исполнения группетто

Чтобы избежать разночтений, многие композиторы предпочитают прописывать группетто нотами, не сокращая нотную запись выше описанным способом.

Мордент — это вид мелизма, мелодическая фигура которого состоит из трёх звуков:
— Основной (высота звука совпадает с высотой украшаемого звука);
— Вспомогательный (если смотреть на клавиатуре фортепиано, то этот звук находится рядом с украшаемым звуком — справа или слева от него);
— Основной (это украшаемый звук).
По времени мордент играется за счёт украшаемого звука.

Обозначение.
Обозначается мордент следующим образом:
— Если вспомогательный звук играется выше на секунду:
— Если вспомогательный звук играется ниже на сeкунду: (волна перечёркнута вертикальной чертой)


Рисунок 1. В первом такте показано обозначение мордента, а во втором — как нужно его играть.

Ещё пример мордента:


Рисунок 2. В первом такте показано обозначение мордента, а во втором — как нужно его играть.

Трель — вид мелизма, мелодическая фигура которого состоит из двух быстро повторяющихся звуков одинаковой длительности.
Один из звуков — основной (обозначен нотой, над которой стоит знак трели), другой — вспомогательный (как правило, это соседнийверхний звук).

Обозначение.
Знак трели ставится над нотой, обозначающей основной звук трели. Обозначается трель либо так: , либо так: . Длительность звучания трели равна длительности ноты, над которой стоит знак трели.


Рисунок 1. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Иногда в конец трели добавляют нижний вспомогательный звук.


Рисунок 2. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

Если у знака трели указан знак альтерации, то вспомогательный звук берётся с учётом этого знака. Трель может начинаться с основного звука (как в наших примерах), а также со вспомогательного звука (как верхнего, так и нижнего). В этом случае перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую дополнительный звук:


Рисунок 3. В первом такте указано обозначение трели, а во втором — исполнение.

В заключение добавим, что трель отличается от тремоло тем, что в трели используются соседние звуки, а в тремоло возможно использование любых двух звуков.

Источник

Короткий форшлаг фортепиано как исполняется

Форшлаг — вид «>мелизма , представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.

Короткий форшлаг

Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.

Обозначение короткого форшлага

Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: . Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.

Короткий форшлаг

Рисунок 1. Пример короткого форшлага

Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:

  1. за счёт длительности предыдущего звука
  2. за счёт длительности украшаемого звука
  3. за счёт длительности любого из звуков

Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука

Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1

Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и нет).

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука

Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2

Долгий форшлаг

Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается. Длительность маленькой ноты указывается равной половине длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в полном соответствии написанным длительностям. Если основная нота указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет 2 /3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1 /3 от своей длительности.

Источник

Короткий форшлаг фортепиано как исполняется

Что такое мелизмы в музыке

Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.

Что такое орнаментика и мелизмы?

Термин «орнаментика» произошел от латинского слова ornamentum. На русский язык слово переводится, как украшение. В музыкальной практике к орнаментике относят разнообразные способы, позволяющие украсить мелодию при помощи вспомогательных тонов. Дополнительные фигуры имеют название орнаментирование, к ним относятся:

  • фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
  • фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
  • пассажи – гаммобразное движение;
  • тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.

Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.

Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:

  • короткий форшлаг;
  • долгий форшлаг;
  • мордент;
  • группетто;
  • трель;
  • арпеджио.

Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.

Форшлаг: обозначения, как играть

С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен. Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.

Правила игры форшлага:

  1. Играйте ноту форшлага быстро.
  2. Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
  3. Движение должно быть плавным, скользящим.
  4. Упор необходимо делать на основную ноту.

Мордент: обозначения, как играть

Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.

Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.

Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.

Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.

Группетто: обозначения, как играть

Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из поступенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой «до», то расшифровываться он будет, как «ре», «до», «си», «до». Где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.

Послушайте как звучит группетто:

Трель: обозначение, как играть

По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Представляет собой скорое чередование соседних нот, напоминающее соловьиные трели. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Послушайте как звучит данное украшение:

Играть трель необходимо следующим образом:

  1. Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
  2. Переносите вес с одного пальца на другой;
  3. Следите за ровностью звучания;
  4. Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
  5. Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.

Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.

Арпеджио: обозначение, как играть

Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.

Как научиться играть арпеджио:

  1. Подберите удобную аппликатуру;
  2. Медленно играйте последовательность звука аккорда;
  3. Соблюдайте ровность ритма;
  4. Постепенно скорость можно увеличивать;
  5. Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
  6. Движения должны быть быстрыми и ловкими.

Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.

История орнаментики

Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.

Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.

В те времена преобладал жанр «концерта». К особенностям жанра следует отнести момент состязания, в сольной каденции исполнитель должен был продемонстрировать не только виртуозность и блестящее владение инструментом, но и индивидуальный музыкальный стиль. Уместное применение мелизмов помогало добавить музыке живости, характера, а также показывало способность музыканта к искусной импровизации.

В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.

Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа , Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.

В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Оцените статью