Короткое арпеджио для аккордеона

Короткое арпеджио для аккордеона

Автор: Спивачук Виктор Иванович

Организация: ДМШ N 3

Населенный пункт: Иркутская область, г.Иркутск

Гаммы на баяне с удовольствием.

Гамма (Gamma, Scala по-итальянски, gamme — по-французски, Tonleiter — по-немецки) — звукоряд, получивший свое название от греческой буквы гамма, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда, простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве Гвидо Аретинского.

Считается, что технические упражнения и гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.

Игра гамм почти всегда было делом нудным и неинтересным, требующим много времени и терпения: запомнить и отработать на инструменте двенадцать мажорных и двенадцать минорных, количество диезов и бемолей, а еще гармонические и мелодические, и, к тому же не путаться в знаках. А потом их еще сдавать на оценку на техзачете. Нравится — не нравится, хочешь — не хочешь, а учить все-таки придется.

Начнем с теории.

Как правило, на уроках сольфеджио все построения происходят на фортепианной клавиатуре, а кварто-квинтовый круг просто предлагают заучить. Баян же очень удачно устроен: на правой клавиатуре очень удобно строить интервалы и аккорды, а левая клавиатура построена по принципу кварто-квинтового круга. И, если ученик более-менее прилично знает расположение басов на левой клавиатуре, то и заучивать ничего не придется.

Начнем с количества знаков:

Находим ноту до. От нее мы будем играть гамму до мажор – в ней нет ни одного знака. Вверх от нее будут располагаться диезные тональности, вниз бемольные.

Поднимаемся на одну клавишу вверх – нота соль, от нее играем соль мажор с одним диезом фа.

Следующая нота ре, от нее играем ре мажор с двумя диезами фа и до.

Так мы поднимаемся до ноты до диез, от которой играем гамму до диез мажор с семью диезами.

Аналогично спускаемся вниз от ноты до. От ноты фа играем гамму фа мажор с одним бемолем си, далее от ноты си бемоль играем гамму си бемоль мажор с двумя бемолями си и ми. И так мы доходим до ноты фа бемоль, от которой мы можем сыграть фа бемоль мажор с семью бемолями (но скорее всего такие гаммы как до бемоль мажор и фа бемоль мажор мы заменим на энгармонически равные си и ми мажор).

Мы узнали как определить сколько знаков будет в той или иной гамме. Теперь давайте познакомимся, в какой последовательности добавляются знаки. А последовательность все та же – по кварто-квинтовому кругу.

Мы уже знаем, что первый диезфа. Остальные диезы добавляются в той же последовательности, что и басы — вверх от баса фа, т.е. по белым клавишам: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Первый бемольси, поэтому последовательность та же, что и диезов только в обратном порядке, т.е. вниз от баса си по белым клавишам: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Всю эту информацию можно рассказать ученику за несколько минут, и потом в течение нескольких уроков закрепить.

Количество знаков в минорных гаммах определяется точно так же, только отсчет нужно вести от баса ля, т.к. в ля миноре нет ни одного знака.

Ну что ж с теорией мы разобрались, можно теперь перейти к исполнению. Я предлагаю вам методику выучивания гамм, которая появилась в результате многолетнего опыта моей работы. Достаточно будет уделять гаммам не более 5 минут каждый день и результат не заставит себя долго ждать. А игра гамм превратится ну если даже не в удовольствие, то, во всяком случае, перестанет быть долгим, тяжелым и неинтересным трудом.

Начнем традиционно с до мажора.

Как правило, мажорную гамму левой рукой играют три пальца: второй, третий и четвертый. Расставим пальцы на основном ряду левой клавиатуры: на бас до — третий палец, бас фа – четвертый палец, бас соль – второй палец. Это базовая позиция для начала знакомства со схемой мажорной гаммы. И первое несложное упражнение – это научиться переставлять пальцы с основного ряда на вспомогательный и обратно, соответственно с фа на ля, с до на ми и с соль на си.

Теперь рассматриваем движение этих пальцев во время исполнения гаммы:

— второй палец с ноты соль на основном ряду двигается вверх на ноту ре и обратно, и напротив на вспомогательный ряд на ноту си и обратно;

— третий палец с ноты до на основном ряду двигается напротив на ноту ми на вспомогательном ряду и обратно;

— четвертый палец с ноты фа на основном ряду двигается напротив на ноту ля на вспомогательном ряду и обратно.

После того, как мы добьемся уверенного исполнения мажорной гаммы от ноты до вверх и вниз, можно пробовать исполнять мажорную гамму от других нот, т.к. все мажорные гаммы на левой клавиатуре исполняются по одинаковой схеме.

Переходим к исполнению гамм на правой клавиатуре.

Начнем с первого ряда с ноты до. От ноты до по белым клавишам до следующей ноты до, каждый палец по своему ряду. Добиваемся уверенного исполнения и передвигаемся на другие клавиши первого ряда: играем мажорную гамму от ля, ми бемоль, фа диез. Так как схема та же самая, то это не составит большого труда (только вначале попросите ученика не заглядывать на клавиатуру, а то вид других клавиш его будет сбивать). Параллельно учимся играть мажорную гамму двумя руками сначала от ноты до, затем от других нот первого ряда.

На втором и третьем рядах так же выучиваем сначала гаммы с наименьшим количеством знаков, а затем двигаемся на другие ноты этого же ряда. Потом так же начинаем играть двумя руками.

С мажорными гаммами мы разобрались. Давайте теперь поговорим о минорных.

Принцип выучивания минорных гамм такой же, как и мажорных: достаточно выучить уверенно по одной гамме с каждого ряда и затем просто переносить исполнение выученной схемы на другие клавиши этого ряда, т.е. всего нужно выучить три гаммы вместо двенадцати.

На первый взгляд кажется, что исполнение минорных гамм левой рукой сложнее и схема заметно отличается от мажорных гамм. Давайте разберемся, так ли это на самом деле?

Мы знаем, что основное отличие минора от мажора – это низкая третья ступень. Вот это и возьмем за основу. Поэтому для начала можно поиграть упражнение из трех нот на основном ряду: ре — третьим пальцем, ми – вторым пальцем, фа – пятым пальцем. Затем такое упражнение поиграть от разных нот основного ряда. Нужно добиться уверенного попадания пятым пальцем на третью ступень лада.

Почти всегда начинают учить минорную гамму с основного вида, но схема мелодического вида в восходящем движении ближе всего к мажору, поэтому начнем наше знакомство с минорной гаммой — с ее мелодического вида. Двигаемся пока только вверх (пусть это будет, например, до минор). От до мажора он будет отличаться только одной нотой – ми бемоль вместо ми, которую мы будем брать пятым пальцем на основном ряду. Играя упражнение, этот ход мы уже отработали, и, дальше мы доигрываем схему мажорной гаммы. В результате получился мелодический вид в восходящем движении.

Следующий вид – гармонический. От мелодического он отличается одним звуком: вместо ноты ля на вспомогательном ряду нужно сыграть пятым пальцем ля бемоль на основном ряду. Опять вспоминаем наше упражнение, его нужно сыграть два раза подряд – сначала от ноты до (до, ре, ми бемоль) и второй раз от ноты фа (фа, соль, ля бемоль), и добавить си на вспомогательном ряду вторым пальцем, получился гармонический вид.

(Я умышленно не называю повышенные ступени ля бекар и си бекар, чтобы было больше ассоциаций с до мажором)

После того, как мы научились уверенно играть гармонический вид в восходящем и нисходящем движении, можно переходить к исполнению натурального вида. Здесь нужно изменить еще одну ноту – вместо си нужно играть си бемоль четвертым пальцем на основном ряду. Лучше начинать игру с восходящего движения, т.к. до ноты ля бемоль мы уже знаем как играть (в гармоническом виде) и после этого остается добавить еще си бемоль и тоника. Добившись уверенного исполнения в восходящем движении, отрабатываем нисходящее.

А теперь возвращаемся к мелодическому виду и играем весь вид целиком – вверх (с повышенными ступенями) и вниз натуральный.

Ну вот как видите не все так страшно. Всего нам пришлось уверенно выучить одну мажорную и одну минорную (три вида) левой рукой, а правой три мажорных и три минорных. И, когда вы начнете работать над гаммами (обычно это происходит во втором классе), то за первое полугодие сможете выучить двумя руками все мажорные гаммы, а за второе полугодие все минорные.

Все, что здесь говорилось о выучивании гамм, относится и к выучиванию арпеджио и аккордов. В дальнейшем, чтобы разнообразить работу над гаммами, можно добавить штриховое, динамическое и ритмическое разнообразие.

Пробуйте, у вас все получится, желаю успехов.

Источник

Короткое арпеджио для аккордеона

Автор: П. Дейро
Год: 2010
Издательство: Институт компьютерных исследований
Страниц: 66
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский

Данный сборник упражнений и этюдов в первую очередь представляет собой комплексную систему по совершенствованию техники игры на аккордеоне. Каждое упражнение индивидуально и затрагивает самые основные технические моменты, повседневно встречающиеся в репертуаре современного аккордеониста. Интенсивное изучение данных упражнений поднимет вас на новый уровень игры на инструменте и придаст большую уверенность.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Упражнение на скорость
2. Упражнение на растяжку
3. Упражнение на полиритмию
4. Упражнение на синкопы
5. Упражнение на чередование нот
6. Упражнение на интервалы
7. Упражнение на основе арпеджио
8. Упражнение в стиле фуги
9. Упражнение на полиритмию
10. Упражнение со смещением на октаву
11. Упражнение на основе уменьшенных трезвучий
12. Упражнение на группетто
13. Упражнение на скорость
14. Упражнение на ломаные трезвучия и их обращения
15. Упражнение на основе арпеджио
16. Упражнение на скорость
17. Упражнение на плавное исполнение триолей
18. Упражнение на квинтоли
19. Упражнение на основе хроматизма
20. Упражнение на большие интервалы
21. Упражнение для разминки
22. Упражнение на пассажи в левой руке
23. Упражнение для 4-го и 5-го пальца
24. Упражнение со скачками на октаву
25. Упражнение на основе арпеджио
26. Упражнение на репетицию
27. Этюд
28. Упражнение на ломаные сексты
29. Упражнение на основе хроматизма
30. Упражнение на скорость
31. Этюд на основе мажорных гамм исполняемых терциями
32. Упражнение на терции
33. Упражнение на основе хроматизма
34. Упражнение на плавное исполнение
35. Упражнение на сексты
36. Упражнение на координацию рук
37. Упражнение на основе арпеджио
38. Упражнение на исполнение терций двумя руками
39. Упражнение на координацию рук
40. Упражнение на трели
41. Диссонирующие интервалы
42. Упражнение на двойные ноты
43. Упражнение на черных клавишах
44. Упражнение на черных клавишах
45. Упражнение на основе гамм

Источник

Короткие арпеджио на фортепиано | Аппликатура

Вы уже освоили аппликатуру гамм? Мы проходили это в прошлой статье. Затем учили аккорды. Загляните сюда и узнаете, какими приемами советует проучивать аппликатуру аккордов наш педагог.

Теперь пора заняться арпеджио. Арпеджио бывают прямые и ломанные, короткие и длинные. Сегодня займемся короткими. Выучив правильные пальцы, используйте их и в ломанных. Для длинных арпеджио и септаккордов позже выделим отдельный урок.

Аппликатура коротких арпеджио

Это пальцы, которые ВСЕГДА присутствуют в аппликатуре коротких арпеджио:

в правой руке 1 2 ….. 5

в левой руке 5 ….. 2 1

А вот третий и четвертый чередуются в зависимости от тональности и обусловлены удобством положения пальцев (длинные на черных)

Аппликатура арпеджио на фортепиано имеет такую закономерность (от белых клавиш и на одних черных) : трезвучия,

Т 6 Т 6 4 правая рука 1,2,3,5 1,2,4,5 1,2,4(3),5 левая рука 5,4(3),2,1 5,4,2.1 5,3,2,1

В выборе аппликатуры коротких арпеджио следует руководиться основными принципами. Особого внимания требует четвертый палец. Всегда теряешься: третий или четвертый. Чтобы не путаться, запомните: если терция малая в тоническом трезвучии в левой руке и квартсекстаккорде в правой руке — берется четвертый палец. Секстаккорд и в правой и в левой всегда исполняется при участием четвертого пальца.

Проведите аналогию: когда Вы переходите дорогу – смотрите налево, а потом, направо. Так и при игре аккордов – сначала внимание обращено на левую руку – именно там таится соблазн взять третий палец; потом, после отдыха на секстаккорде, переключаемся на правую руку.

Когда мы с сыном учим арпеджио, поем песенку-подсказку прямо на играемый мотив : «В левой четвертый, в двух четвертый, в правой четвертый». Помогает!

Kidside рекомендует: самая удобная схема! По ней легко определить какой палец использовать в трезвучии (левая рука) и квартсептаккорде (правая рука)

Красным выделены тональности-исключения, где четвертый палец заменяет привычный третий.

Следующие уроки в нашей домашней музыкальной школе посвятим аппликатуре и методике освоения длинных арпеджио.

Источник

Читайте также:  Fender redondo player blb электроакустическая гитара
Оцените статью