Скачать ноты «Детский альбом» В.Коровицына
На этой странице вы можете скачать бесплатно ноты для фортепиано В. Коровицына «Детский альбом»:
1. Вальс Золушки
2. Полька «Деревянные башмаки»
3. Жуткий детектив
4. Веселый марш
5. Дюймовочка
6. Страшилка
7. Королевская охота
8. Шесть пьес из цикла «Русская тетрадь»
— Емеля на печке едет
— Прогулка
— Вечер у реки
— Вариации «Мужичок с гармошкой»
— Девичий хоровод
— Пир на весь мир
9. Четыре пьесы из цикла «Джазовая коллекция»
— Кот Василий
— Кэт Уок
— Хорошее настроение
— Уличный фокусник
10. Два клоуна (рыжий и блондин)
11. Первая проталинка
12. Мама
13. Четыре танца из цикла «Очарование ушедших эпох»
— Ричеркар (старинный танец)
— Бурре
— Благородный вальс
14. Галоп
15. У вечного огня
16. Куклы Сеньора Карабаса (ансамбль)
17. Серенада
Источник
Коровицын «Путешествие по Европе»
специалист в области арт-терапии
Цикл фортепианных пьес В.В.Коровицына
«Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
МАОУ ДО «ДШИ ГО Эгвекинот»
Чукотский автономный округ
Методический доклад на тему:
« Цикл фортепианных пьес В.В.Коровицына
«Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
Подготовила: Курганская Оксана Викторовна
Преподаватель теоретических дисциплин, фортепиано
Сегодня в России живут и работают очень интересные композиторы, пишущие для детей, появляются новые имена на «музыкальном Олимпе». Тем не менее, произведения наших современников практически отсутствуют в репертуаре учащихся музыкальных школ, а в абсолютном большинстве даже неизвестны в российской провинции.
Совершенно очевидно, что наши юные музыканты должны ориентироваться не только в творчестве великих классиков, играть их сочинения, но и иметь представление о тех, кто работает «здесь и сейчас», знать и понимать современную музыку и ее создателей. К сожалению, зачастую ни преподаватели, ни их ученики не знакомы с именами и произведениями своих современников. Между тем, в настоящее время яркими представителями отечественной школы композиции считают Ю. Весняка, Ю. Савалова, В. Коровицына, Ю. Савельева, И. Парфенова. И как знать, может быть, спустя непродолжительное время и их творения будут причислены к классическим.
Музыка, написанная Владимиром ВилениновичемКоровицыным, отличается многообразием жанров и форм, образов и тем, творческих находок. Его произведениям свойственна особая мелодичность, тонкая гармонизация, близкие нашему времени интонации. Музыкальный язык композитора на редкость демократичен, доступен и малышам, и подросткам. Бесспорно, исполнение произведений современного автора требует всестороннего представления о его творческом стиле, ознакомления хотя бы с несколькими разнохарактерными сочинениями. Только так, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается образным миром и содержанием его музыки.
В. Коровицын родился в 1955 году в Великом Новгороде. Начав свое музыкальное образование в Новгородской детской музыкальной школе №1, он является выпускником Новгородского музыкального училища по классу баяна.В.Коровицын окончил с отличием Ленинградскую консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, становился лауреатом Международных конкурсов, является членом Союза композиторов России. Владимир Велининович в настоящее время живет в родном городе. Его творчество изобилует музыкой различных жанров: это и произведения для хора, и для камерного и симфонического оркестров, и романсы, и песни, и духовная музыка. Изюминка сочинений Коровицына – мелодическое начало и благородный, родственный традиционному, гармонический язык. Владимир Коровицын – автор девяти сборников: «Радуйся Солнцу», «Детский альбом», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Исполнение желаний», «Романтические миниатюры», «Предчувствие красоты», «Самый прекрасный в мире принц», «Диалоги».Программность пьес композитора будит детскую фантазию, побуждая работать над развитием образов. Богатая красками музыкальная палитра В.Коровицына, романтичность созданных им музыкальных характеров, действительно обогащают наш «лексикон». Произведения композитора, хочется надеяться, полюбятся и исполнителям, и слушателям, и займут достойное место в ряду замечательных образцов музыкального искусства, посвященных детям.
Сборник «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» включает в себя 24 пьесы, из них 10 танцев, таких как «Полонез», Лендлер», «Вальс», «Полька», «Чардаш», «Домареданс», «Тарантелла», «Болеро»; пьесы песенного склада: «Норвежская песня», «Баркарола», «Песня трубадура», «Песня без слов»; пьесы-образы: «Русалочка», «Ветряные мельницы», «Карусельные лошадки», «Антикварная шкатулка». Хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Каждая пьеса предваряется небольшим литературным вступлением, которое вводит в круг образов и создает необходимое для исполнителя настроение.
Словакия. «Сельский наигрыш» — пьеса рисует картину деревенской идиллии. После трудового дня в Словацких Татрах в деревушке слышен наигрыш гармониста. Простая незатейливая мелодия крайних частей в ре миноре контрастирует с pesante средней части, здесь гармонист будто раздувает меха своей гармоники во всю мощь. Проучить пьесу ученику надо будет каждой рукой.Начало мотива под лигой – играть от первой ноты, а не к восьмой, как часто делают ученики; добиться ровности в исполнении двойных нот. В средней части появляется двухголосье, движение восьмых – nonlegato , без утяжеления; опереться на первый палец и слушать звучание длинной ноты. Во втором предложении голоса меняются местами: движение идет в нижнем голосе на стаккато, а опора переносится на пятый палец.
Что кается левой руки – следует добиваться ровности восьмых как на стаккато, так и на nonlegato , а в местах с двухголосием — распределения веса руки с опорой на нижний голос и легкого взятия восьмых первым пальцем.
Педаль в пьесе скупая – на первой восьмой доле в 1,3,5,7-омтактах, а также в конце каждого предложения на четвертях.
Румыния. «Румынский танец» — чаще всего это коллективная пляска. Нередко танец сопровождался пением. Для румынской музыки типичны натуральные лады, пентатоника, импровизационный склад с богатой орнаментикой; любимейший инструмент румын —скрипка. Все это присутствует в «Румынском танце» В.Коровицына – так чутко подметил композиторчерты национальной румынской музыки, что сложно отличить авторскую музыку от народной. Танец написан в форме рондо, где рефреном является период из двух восьмитактовых предложений. Он выдержан на стаккатном движении восьмых в обеих руках. Из основной тональности соль мажор через доминантсептаккорд мы попадаем в первый эпизод в ми миноре. Здесь меняется фактура: двухголосие в левой руке рекомендуется проучить отдельно – половинки играть левой рукой, а восьмые – правой. Затем, оперев пальцы на нижнем голосе, облегчить ведение восьмых – все это уже в одной руке. В правой руке мелодия приобретает напевный характер, исполнять «певучими» пальцами. Форшлаг исполняется 4-5-ым пальцами, что создает определенную трудность, если не получается с легкостью выполнить это действие, следует сменить аппликатуру. И снова через доминантсептаккорд попадаем в рефрен. Второй эпизод характеризуется сменой фактуры левой руки. Появляется аккордовое сопровождение на слабых долях, что также вызывает определенную сложность в исполнении: добиваться легкости и цепкости аккордов. Второй эпизод расширен за счет добавления второго периода, который представляет собой микс: двухтактная тема второго эпизода чередуется с двутактом первого эпизода, но с акцентами в верхнем голосе. Затруднения представляет быстрая смена фактуры, чередование стаккатного аккомпанемента с выдержанными басами, смещение акцентов. Возврат к рефрену с добавлением небольшой восьмитактовой коды с постепенным затиханием темы, которая проходит по всем регистрам.
Педаль берется в конце разделов и в первом эпизоде на половинках в мелодии.
Норвегия. «Норвежская песня» с простой незатейливой мелодией, написана в 3-х частной форме,с взволнованной, более подвижной средней частью.
В первой части мелодия одноголосна, с вкраплениями подголосков. Наличие синкоп требует от ученика опоры на четвертную ноту на слабой доли, с легким выходом на восьмую. В левой руке следует обратить внимание на ведение нижнего голоса, соблюдать опору на пятом пальце. Так же полезно проучить мелодию с басовой линией. Подголоски брать легким прикосновением, «дышащей» кистью. В среднем разделе сложность в исполнении форшлагов. Желательно выполнять их 3-4 пальцами, не нарушая ровности ведения мелодии. В левой руке те же задачи, что и в крайних частях. Добиваться выразительного исполнения путем объединения мотивов в длинные фразы. Педаль запаздывающая.
Швеция.«Домареданс» — шведский танец, аналог польки. Профессиональная шведская музыка развивалась под влиянием западно-европейской музыкальной культуры, главным образом немецкой, однако в начале 20 века приобрела черты национальной самобытности. Шведская полька – метроритм 2/4, 4/4, темп умеренно быстрый. Самой характерной чертой ее является шаг с подскоком. Пьеса трехчастная. Крайние части – собственно полька, с присущими для нее подскоками и притопами, средняя часть – скорее таинственное шествие, напоминающее о сказочных персонажах Скандинавии. Ее можно назвать «шествием веселых троллей». Итак, первая часть состоит из двух периодов; первый – это деревенская полька, второй – бальная, более галантная. Прежде чем приступить к разбору пьес, необходимо проставить удобную аппликатуру, так как в сборнике она отсутствует, однако имеется множество фактурных неудобств для ученика, которые придется преодолевать.
Первый период, написанный в фа мажоре, начинается с затакта на четвертую долю. Наличие лиги не обязывает делать опору на слабую долю, т.к. мотив устремляется к подчеркнутой ноте. Каждое предложение завершается кадансом. Второй период начинается с отклонения в ре минор и имеет секвентное развитие фразы. Тема более мелодичная, появляется двухголосной изложение в обеих руках. В правой руке надо обратить внимание на ведение верхнего голоса, чтобы полутоновый подголосок не перебивал бы его. В левой руке – распределить опору на выдержанную басовую ноту при легком стаккато первого пальца. Возникающие при многократном стаккатном движении терций сложности следует преодолевать путем укрепления пальцев, добиваясь их ровности, работой способами, а при исполнении в подвижном темпе как бы «вытряхивать» их при свободной кисти. Первая часть заканчивается кадансом в основной тональности.
Вторая часть – шествие, как мы условно ее назвали, начинается в параллельном миноре, также имеет секвентное развитие мотива, смену регистров, что приводит к кульминации. В средней части нужно стремиться кровному пульсирующему движению аккордов на стаккато и добиваться их развития на крещендо, собственно, следуя за мелодией, каждый мотив которой приходит к длинной ноте. Восьмитактное предложение, которое объединяет короткие мотивы в длинную фразу, построено на постепенном динамическом подъеме. При смене регистра (тема уходит в высокий регистр) меняется аккомпанемент. В левой руке опять возникает сложность подачи более весомого нижнего голоса на длинных длительностях и легкого стаккато в интервалах. Этот эпизод рекомендуется проучить, поделив партию левой рукина два голоса и исполнить стаккато – правой. Таким образом ученику проще ощутить разность звучания голосов.
Третья часть точно повторяет первую, с ярким кадансовым завершением. Педаль в пьесе малочисленная, берется только на кадансах.
Дания. «Русалочка» — написана в 3-х частной форме с характерными для романтической пьесы чертами.
Широкая по диапазону напевная мелодия изобилует широкими интервальными интонациями. Начальный мотив открывается октавным затактом и завершается нисходящей секстой. Такая тема по-настоящему вокальна. Сочинения для голоса — любимый жанр В. Коровицына, о чем свидетельствует преобладание в его творчестве необыкновенно красивых вокальных сочинений. Красота русских песен оставила отпечаток в его творчестве, поэтому в этой фортепианной пьесе, как и во многих других, больше русской песенности, чем европейской.
Фактура сопровождения очень похожа на фактуру левой руки в пьесе «На Лазурном берегу». В обеих пьесах присутствует образ воды: восходящее движение восьмых при удержанном басе (два такта), как и мелодия в следующих тактах, спускается вниз короткими мотивами-волнами. И снова подъем восьмых в партии левой руки и снова падения. Это изобразительный момент движения волны. Очень трудно при такой насыщенности фактуры не потерять целостность музыкального сопровождения. Часто у детей отдельные звуки выкрикиваются, разрывая общее движение. Надо уделить особое внимание левой руке, подобрать удобную аппликатуру, расписать динамическое движение к верхней ноте, удержать басы, пропеть их и выстроить смысловую интонационную линию. Можно распределить партию сопровождения между двумя руками: левой рукой играть басы, а правой – восьмые, и услышать яснее, что должно в результате получиться, когда играет только одна левая рука. При этом возврат руки снова к басу не должен быть резким, так как спокойный темп это позволяет сделать плавно, красиво, успевая погрузиться пятым пальцем на клавишу без акцента.
Размер 12\8 для игры будет удобен, если правильно распределить внимание ученика.
Для первоначального разбора текста желательно просчитать всё вслух,четко проговаривая все ритмические доли такта (можно не до двенадцати,а четыре раза по три восьмых). Если учащийся с хорошими ритмическими навыками, то ему удобнее укрупнять счёт, т.е. на «раз» подразумевать три восьмых и т.д. Это дает возможность почувствовать движение мелодии на одном дыхании.
Следующая особенность заключается в полифоничности изложения мелодии. При хорошей артикуляции верхнего голоса надо тише, но точнее играть все средние голоса. У неопытных учеников все это сливается в единое звуковое месиво. Неоднократно повторяющийся основной мотив, исполняемый монотонно, может скоро надоесть, поэтому нужно стремиться к его разнообразному интонационному произнесению. Вначале желательно как можно дольше удержаться в нюансе « p », « mp », чтобы потом мелодия прозвучала еще ярче.
В этих звуковых поисках надо чаще обращаться к содержанию, идее пьесы, будить воображение юного исполнителя. Педагог должен использовать сравнения, которые помогут ребенку совсем по-другому извлекать звук. Например: сомнения Русалочки, трепетное, наивное, искреннее чувство, которое вырастает в кульминации в гимн любви, самопожертвования, всепрощения. Здесь и интонации вопроса, и ликующие утверждающие интонации. Это очень интересная работа над художественным образом произведения, который можно трактовать каждый раз немного по-другому, черпая новые идеи в таких сочинениях, как сказка Андерсена «Русалочка», одноименные оперы А. Даргомыжского, А. Дворжака.
Италия.«Баркарола» и «Тарантелла» — национально-колористические музыкальные краски, связанные с творческим переосмыслением итальянского фольклора, мастерски сочетаются в этих пьесах с удобной пианистической фактурой.
«Баркарола» — прежде чем приступить к работе над пьесой, важно побеседовать с учеником, рассказать ему о содержании пьесы, вообразить путешествие по Италии, вместе мысленно совершить прогулку на гондоле по каналам Венеции, провести параллель с Санкт-Петербургом, который называют у нас Северной Венецией. Возможно, если начинающий музыкант действительно посещал эти города, он с радостью поделится своими собственными впечатлениями. «Баркарола» — это, прежде всего, песня.
Главная тема уже в самом начале выступает на широком мелодическом дыхании каждой из четырех фраз. В исполнении мелодической линии надо добиваться ровного ведения к вершине каждой фразы на длинной ноте и плавного «вытекания» триоли шестнадцатых из нее. В первых двух фразах мелодия излагается одноголосно, в третьей и четвертой фразах – с подголоском на выдержанных нотах. Кульминация первой части приходится на третью фразу, где фактура обогащается еще одним голосом. И естественно, в четвертой фразе происходит постепенный спад.
Мелодическая линия разнообразна в интервальном соотношении: здесь и хроматические ходы по полутонам, и увеличенные секунды, и скачки на септимы, напряжение приходится на кульминационный интервал – большую септиму. Партия левой руки – арпеджио. Ровности и мягкости можно добиться при очень гибкой кисти, конечно, партия левой руки должна быть проучена отдельно и развитие ее подчинено мелодическому голосу.
Гармония изобилует модуляциями из основной тональности (фа мажор) через доминанту мы попадаем в соль минор, где задерживаемся и заканчиваем на доминанте соль минора. Средняя часть – взволнованная, как порывы ветра, набежавшие на водную гладь. В партии правой руки в верхнем голосе – выдержанные ноты, а во втором – остинатная пульсация восьмых, причем на репетициях нет возможности подмены пальцев, все играется либо первым, либо вторым пальцем. Для того, чтобы добиться ровности надо опереться на верхний голос (почувствовать разность задач) и максимально освободить первый, второй пальцы. В левой руке также два голоса, причем выдержанные ноты возникают то в нижнем, то в верхнем голосе. Мелодия же имеет четырехкратное проведение фразы, но теперь уже в нижнем регистре и исполняется более густым насыщенным звуком, как мы говорим, виолончельным. Полезно проучит партию левой руки, поделив ее на голоса: верхний играть правой рукой, нижний – левой. Середина является кульминацией всей пьесы и заканчивается на доминантсептаккорде к основной тональности. Третья часть – повтор первой, имеет небольшую коду на теме второй части с постепенным умиротворение к концу.
Педаль запаздывающая, требует слухового контроля. Меняется либо по полтакта, либо на весь такт, в зависимости от движения мелодии и смены гармонии в аккомпанементе.
«Тарантелла» — танец солнечной Италии, живой и страстный, с характерным размером 6/8, ритмическая фигура четверть-восьмая,стаккатное изложение, скачки, темп — Presto придают пьесе неистовый характер. Основная тональность – фа мажор, пьеса трехчастная.
Первая часть состоит из двух предложений, во втором предложении – кульминация на верхней ноте с задержанием на доминантсептаккорде ре минора, который не разрешается в тонику. Завершается он нисходящим ходом, приводящим в основную тональность. Сложность в исполнении первой части и по аналогии с третьей состоит в выдерживании ритмического рисунка правой руки с чередованием в ней стаккатных четвертей и коротких лиг с восьмой на четверть, при этом в левой руке нужно соблюдать устойчивый ритм восьмых на первой и четвертой доле. Необходимо добиться, чтобы ученик почувствовал разницу длительностей в правой и левой руке на этих долях и не утяжелял остроту аккомпанемента.
Средняя часть даёт короткую «передышку», Psub .; 4-х-голосное изложение, напевное проведение темы: движение как бы останавливается на повторе одной и той же ноты, к концу второй части замедление и фермата-движение замерло. И вновь третья часть возвращает к образу первой части, но уже с характерно длительным развёртыванием мелодии с большим расширением и кадансовым дополнением в конце. Рекомендуется брать педаль только в средней части.
Бельгия «Карусельные лошадки» — пьеса написана в форме рондо (рефрен –тема марша идет в верхнем голосе, в 2-х эпизодах –в нижнем), в темпе быстрого марша, может быть исполнена учащимися младших, средних классов.
Начало пьесы –это короткое вступление(карусель приходит в действие) . Рефрен ( тема в верхнем голосе) звучит как веселый марш(лошадки идут по кругу на манеже цирка), а два эпизода ( тема в нижнем голосе)-как духовой оркестр с ударными инструментами. Рефрен повторяется трижды. Это тематическое изложение имитирует движение по кругу – возвращение, повторение, подчеркивая связь с названием пьесы — «Карусельные лошадки».
Особенности фактуры предполагают владение разнообразными штрихами, в первую очередь стаккатными — в двойных нотах, в пружинном ритме левой руки, в синкопированных и пунктирных тематических фрагментах, звучащих в темпе азартного быстрого марша.
С первых уроков ученик должен быстро переключать внимание на главный и сопровождающий голос. Многие дети, громко играя тему в левой руке, также громко продолжают играть и аккорды в правой руке и приноравливаются уже только к четвертому такту.
Пунктирный ритм также требует от исполнителя четкой пальцевой артикуляции и точного попадания в метр, без оттяжек или ускорений.
Игра терциями всегда чревата пестрым «квакающим» звучанием. Надо хорошо чувствовать пальцами интервал, играя всей рукой, а не отдельными пальцами. Удобнее, конечно, играть секстами, когда рука принимает более удобное положение, опора на 1 и 4-й или 1 и 5-й пальцы. Важно в медленном темпе уловить все вертикали-совпадения левой и правой рук, чтобы достичь синхронности и удобства исполнения. Можно поиграть с остановками после пунктирного ритма и послушать — вместе ли играют руки. Хорошая опора на пальцы и освобождение при снятии позволят ребенку, не уставая и не напрягаясь, доиграть пьесу до конца четко и в ярком характере. Пунктирный ритм в правой руке — нужно играть на одном движении legato , не снимая руки. Иначе он будет «спотыкаться» на шестнадцатой и задерживать темп. Играя восьмые в правой руке после пауз, необходимо первое время делать небольшие остановки после взятия аккорда и зафиксировать внимание на звуке и освобождении руки наверху, а в левой руке на опоре пальца всей рукой в положении «замри». Для учеников с хорошей координацией такие упражнения не обязательны. Чтобы не перегрузить и без того динамически яркую пьесу, можно использовать короткую лаконичную педаль.
Франция. «Прогулка по Парижу»
Уже само название пьесы и авторский комментарий, предваряющий нотный текст, и трёхдольный метр способны правильно настроить юного исполнителя, помогают почувствовать очарование беззаботной прогулки, найти нужный темп и звучность.
Нежный, плавный характер мелодии требует от ученика хорошего исполнения legato и умения тонко слышать. Незатейливо-простая мелодическая линия темы растворена в мерном чередовании интервалов, движущихся восьмыми — сексты, квинты, кварты, терции, — но по начальным звукам каждого такта легко запоминается. Эта мелодия так и слышится в исполнении аккордеона. В этой простоте заключаются и беззаботность, и свобода, и известный всем французский шансон. Под эту мелодию хочется танцевать, ее хочется напевать, но обязательно по-французски. Ученик должен услышать тематический голос ярче, чем «педальный» нижний звук у первого пальца. Здесь может возникнуть определённая техническая проблема, напоминающая медленное исполнение тремоло. Самое главное — выработать ровное покачивание кисти и активные кончики пальцев. В тактах, где встречается многоголосие, а их очень мало в этой пьесе, надо научиться играть разным тембром и разной динамикой горизонтальные и вертикальные линии фортепианной фактуры. Ученику следует запастись терпением, тем более, что это умение пригодится ему и в других произведениях. Можно рекомендовать ученику почувствовать опору пальцев на основных тематических звуках и поиграть их несколько раз, запомнив, как звучит мелодия без подголоска.
Педаль в крайних частях достаточно брать прямую и короткую. Все хорошо произносится пальцами, только в последнем такте предложения педаль берётся на весь такт. Даже в средней части можно брать иногда прямую педаль, так как в правой руке все пропевается достаточно удобно и без помощи педали. Тем более что весь средний эпизод композитор пишет на нюансе « p ».
Как и во всех вальсах, сложным является распределение нюансов в сопровождении. Желательно долго играть отдельно левой рукой, чтобы довести до автоматизма ровность ритмического вальсового рисунка. Третья доля играется легко и тише, но не очень коротко. Опять же, басовая линия зависит всегда от движения мелодии. Ее надо пропеть и хорошо услышать как самостоятельный голос и подчинить общей линии движения мелодии.
Франция.«На Лазурном берегу»
«На Лазурном берегу» — лирическая пьеса, контрастирующая с танцевальными жанрами этого цикла. Она написана в ля миноре, в 3-х частной форме.
Первая тема — спускающиеся двутактовыемотивы с повторяющимися, как бы «плачущими» секундовыми интонациям в диапазоне одной октавы. Она неоднократно появляется на протяжении всей пьесы. Поначалу эти реплики звучат ласково-застенчиво, затем динамически развиваются на creshendo и воспроизводятся во втором предложении на октаву выше, удвоенные секстами. Средний эпизод — удивляет появлением эмоционально яркой темы, изложенной аккордовой фактурой на динамических контрастах–« p », « pp », « F », « FF ».
Достаточно большая по объему средняя часть изобилует тональными изменениями, модуляциями, как игра красок на полотнах живописцев–импрессионистов.Динамические детали, приводя чувства в смятение, приближают к бурной кульминации.
В репризе вновь звучит основная тема, ужеумиротворённо, как воспоминание. Прощаясь, она растворяется в последних звуках «рр».Сопровождение темы — это остинатное, убаюкивающее движение восьмых в левой руке.Оно имитирует движение воды, дыхание волнующегося или спокойного моря, нежного ветра.
В начале работы следует проанализировать полифоническое изложение фортепианной фактуры.
В аккордовом изложении темы всегда слушать, чтобы верхний голос звучал яснее.
Характеру движения восьмых в левой руке можно придать волнующую трепетность, но на динамическом уровне звука соблюдать дистанцию по отношению к мелодии.
Работа над фразировкой наиболее интересна, т.к. прививает ученикам чувство формы и умение играть rubato . При достаточно свободном дыхании мелодии, с ее замедлениями, ускорениями, «повисаниями» на ферматах, надо обязательно вернуться в первоначальный темп и слышать музыку не отдельными мотивами, а длинными предложениями. Педагог может точно расписать в нотном тексте план развития музыкального материала: начало предложения, его развитие и завершение, т.е. все знаки препинания и динамические изменения.
Особого внимания заслуживает работа над звуком, умение привить ученику навык игры legato . От ученика требуется внимательное, терпеливое вслушивание, пропевание звуков. В особенности это касается левой руки. Часто дети не слышат, не контролируют звучание басовой партии и в первую очередь – качество legato .Можно рекомендовать одновременное с игрой на фортепиано сольфеджирование басовой линии.
У автора есть переложение этой пьесы для флейты и фортепиано. Эта транскрипция называется «Старый порт» (Марсель). Фортепианная партия остается почти неизменной. При этом тема дублируется звучанием флейты, что только усиливает красоту этой музыки.
Эта пьеса сложна своейполифоничностью:она выдвигает труднейшую задачу одновременного проведения нескольких голосов и их сочетание в единое целое.Значение отдельных голосов различно. Конечно же главенствует мелодия. Исполнять ее следует «певучими» пальцами, движение восьмых стремится к выдержанным нотам. Задача-не дробить фразу по мотивам, а объединять в предложения, и объединяющим моментом служит динамическое развитие, приводящее к кульминации. Есть и подголосочные моменты; надо различать два голоса добиваясь от ученика различной тембровой окраски.
Что касается левой руки, с ее гармоническими переливами в восьмых и выдержанных на весь такт басов, она требует тщательной проработки. Полезно проучить ее, поделив голоса между учеником и учителем, либо на левую и правую руки. Добиваться глубокого взятия басовых нот и плавного ведения восьмых, при свободной, гибкой кисти. Не допускать «приседаний» на первый палец. В средней части меняется фактура-мелодия идет в аккордовом изложении. Следует соблюдать опору на 5-м пальце, и более сложная задача-объединение аккордов во фразы.
Интенсивно и увлечённо работая над особенностями программной музыки, в частности, такой пьесы, как «На Лазурном берегу», ученики развивают в себе природную музыкальность, ассоциативное воображение, фантазию и приобретают новые технические навыки.
Болеро –испанский народный танец, известный с конца 18 века. Исполнение его всегда сопровождается ударами кастаньет.Характерный для болеро ритм ¾, темп движения умеренный.
Пьеса состоит из 5-ти разделов, первый и пятый –это одна и та же тема, в спокойном прогулочном темпе. Можно сказать это театральное представление. Второй эпизод, где мелодия исполняется терциями, изобилует триолями и напоминает женский образ: легкий, кокетливый, порхающий. Третий эпизод –мужской, здесь напряжение музыки достигается остинатным движением басов и приводит к кульминации. Четвертый эпизод-это парный танец и он больше похож на вальс. Каждая часть-эпизод завершается остановками на аккорде.
Ритмические особенности«Болеро»–пунктирный рисунок и триольные украшения мелодии, синкопы.
Мелодия характерна для испанского танца, песенная и очень темпераментная, с подчеркнутым синкопированным ритмом, который имитирует испанский инструмент-кастаньеты. В этом проявляется особенность и специфичность этого танца, он сразу становится узнаваем.
В авторском нотном тексте мало обозначений динамических оттенков, нет аппликатурных и педальных рекомендаций, что позволяет педагогу немного поэкспериментировать. В мелодии терциями особенно нужна очень удобная аппликатура или в тех тактах, где присутствует средний голос и надо удержать длинные ноты в мелодическом голосе. Иногда дети играют подголоски громче или наравне с ведущим мелодическим голосом, что приводит к потере звуковой многослойности.
Для левой руки, на первый взгляд как бы простой трехдольный размер кажется не сложным, но вся проблема заключается в басовой половинке с точкой, которую надо дослушать до конца такта. Тогда это звучит как дуэт двух инструментов, например, духового и пиццикато струнного (скрипка или гитара). В таких национальных колоритных танцах особенно интересно услышать разные инструменты оркестра. Попытка подражатьим поможет ученику совсем по другому озвучить пьесу.
Особое внимание нужно обратить на педаль. Иногда при снятии педали на третью долю невольно выталкивается третья нота в левой руке. Необходимо подольше поиграть партию левой руки отдельно, при этом основную мелодию можно петь голосом. Если ученик будет играть все басы одинаковым звуком, без разнообразной динамики и единой смысловой лини, это будет звучать скучно и примитивно.
Сильные доли, разумеется, необходимы в танцах, но только если они подчинены общему мелодическому движению и не разрушают фразировку. В третьем эпизоде остинатное движение басов лучше исполнять штрихом nonlegato , а потом точно перейти на staccato , как написано в тексте. В музыке «Болеро» все подчинено движениям танца. Здесь четко слышно, как танцоры отбивают ритм каблуками и кастаньетами.
Чтобы часто повторяемая мелодия быстро не наскучила, ее необходимо играть как можно разнообразнее, постоянно подогревая основную тему жгучим ритмом танца в левой руке. Но и сама мелодия должна звучать четко, выразительно, с хорошей артикуляцией.
Фортепианный цикл «Прогулки по Европе», помимо чисто музыкальных задач, обогащает юного пианиста яркими образами городов, стран, достопримечательностей, будит фантазию и желание путешествовать, познавать мир, природу, искусствов их взаимосвязях.
Позволю себе привести напоследок слова Коровицына: «Музыкальное образование – это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что дает возможность своему ребенку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придет. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым».
Источник