Корпорация святые моторы аккордеон

Рецензия на фильм Корпорация Святые моторы

Очень странное кино.

(опубликовано в «Литературной России» — http://litrossia.ru/2012/44/07530.html)

Фильмы, как многое в этом мире бывают разные. Это аксиома. Человек так устроен, что его тянет всё и всех (кроме себя любимого) втиснуть в удобную для использования (и навешивания ярлыков) классификацию.
До просмотра фильма Лео Каракса «Holly motors» (Корпорация «Святые моторы») я тоже, — особо не заморачиваясь, — делил фильмы на хорошие и плохие. Теперь появилась новая оценка – странные.

Этот фильм – самый странный из всего, что я видел до сих пор.

Каракс посвятил его памяти своей жены Екатерины Голубевой, умершей в 2011 году. В одном из эпизодов появляется их дочь Настя.

Я посмотрел фильм «Holly motors» 24 октября на киевском кинофестивале «Молодость». В Киеве её представлял автор — (цитата из пресс-релиза) – «французский режиссер украинского происхождения Леос Каракс».
Из интервью Лео Каракса журналу «Топос». (…) моя мать – русская еврейка, родом из Одессы, семья которой много лет тому назад переехала в Бруклин. Настоящее мое имя Александр Дюпон, правда, это по отцу. Вообще меня с детства всегда интересовали: русское кино, Достоевский и русские женщины. Однако, должен сказать, что после того, как я начал регулярно ездить в Россию, меня эта страна стала интересовать гораздо меньше».

Читайте также:  Лукаверос виражи ноты для фортепиано

Из Википедии. Леос Каракас, также Лео Каракс (фр. Leos Carax, настоящее имя — Александр Дюпон, Alexandre Dupont) — французский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Выбранный им псевдоним Леос Каракс является анаграммой, составленной из слов Алекс и Оскар, и соединяет настоящее имя режиссёра и «символ фабрики грёз». В 80-х годах режиссерскую троицу Бенекс, Бессон и Каракс объединяли аббревиатурой Би-Би-Си и называли представителями «новой новой волны» или «нового барокко».

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Вопрос из зала:
— У Вас славянские корни, чувствуете себя русским?
Каракс:
— Нет, русским не чувствую. Хотя да, мои бабушка и дедушка родом из Одессы. И я читаю русскую литературу, раньше смотрел русские фильмы.

То, что сделал с арт-хаусом Лео Каракс в «Holly motors», как мне представляется, не делал ещё никто – ну с такой степенью художественной концентрации. В литературе, как мне кажется, это удалось ОБЭРИУТам и лично Даниилу Хармсу в качестве эталона. Поэтому пересказывать и анализировать фабульные перипетии нет смысла – есть набор ситуаций и два персонажа присутствующие в каждой из них. В перерывах между ситуациями – проезды в длиннющем лимузине по Парижу и диалоги женщины — водителя авто и главного героя. Интрига сохраняется до финала (вернее финалов), которые тоже не финалы, а притчевое кино-многоточие…
Я уверен, — надо смотреть и переваривать увиденное самостоятельно…

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве
«Почему так долго молчал? А мне нечего было сказать. Не было достойных идей. Но потом идея возникла – и появились «Святые моторы».

Я думаю, что Лео на самом деле долго не мог найти денег на этот проект и 13 лет, не снимая «полный метр», — просто сочинял сценарии «в стол». А когда деньги появились – решил, — особо не заморачиваясь, — сварганить безумный (точнее, — безумно талантливый) коктейль из нескольких сценариев; — слив воду прелюдий, и оставив только катарсисы в качестве основного компонента кинодейства.

Наверное, поэтому так эмоционально цепляет происходящее на экране. Это как съесть под видом блюда японской кухни только 7-8 порций соуса васаби разного вида. Так что приготовьтесь увидеть не только очередной коктейль из фирменных и не очень «фишек арт-хауса», но и эмоционально переварить такой же коктейль кино-катарсисов. Причём, — эти коктейли будут приправлены огромным и очень подробным освещением на экране методик актёрского за/раз-гримирования с использованием новейших технологий в этой области. Много крупных планов лиц (и не только) героев, много слёз, много крови, много ещё чего из разряда шокирующего визуала. Думаю, режиссёр Лео Каракс и оператор Каролин Шампетье нарочно это делают для погружения зрителя в ещё большую степень художественной дезориентированности от экранного действа.

Очень необычен в этом фильме Париж. Вроде бы и места съёмок кино- стоково-хрестоматийные, и видели мы их неоднократно, но вот удалось же и сделать и снять необычно, но это не недавний оскароносный шикарный вуди-алленовкий Париж, а полная его противоположность…

Шикарный саундтрек – просто супер. (К сожалению имени основного автора музыки я не нашёл — официальный сайт фильма отключён, а из титров я его просто не запомнил). И музыка в стиле Кустурицы-Бреговича (эпизод в старинном католическом соборе, и песни-баллады в стиле классических французских шансонье шестидесятых годов прошлого века, — очень и к месту появляющиеся, — «заморачивают» зрителя ещё больше. Они – полная антитеза песням, к примеру, в относительно новом фильме «Все песни только о любви» или «Шербурские зонтики» из относительно старых фильмов .
Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Вопрос из зала:
— Какую роль играет музыка в Вашем кино?
Каракс:
— Ооо, я бы хотел прожить всю жизнь в музыке. Но, к сожалению, музыка не любит меня. Моя мечта – снять фильм, который и есть сама музыка. Что касается «Святых моторов», конечно, музыкальные моменты здесь очень важны. Я никогда не был поклонником Кайли Миноуг, но их совместная песня с Ником Кейвом меня зацепила. Поэтому я и позвал Кайли.

Это реально трудно; – и смотреть, не выпадая из экранного действа, — и вникать в супер метафоричность происходящего, и потом, — в процессе осмысления (у меня это было в течение нескольких дней), — сохранить целостное ощущение от увиденного, не рассыпав это увиденное на паззлы.

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Каракс:
— Мой фильм очень простой, его поймут даже дети. Он был быстро задуман, быстро снят. Бюджет маленький.
Вопрос из зала:
— Как пришел замысел, почему выбрали такую визуальную форму? И как можете определить жанр фильма?
Каракс:
— Я не рассказчик. Хотел бы им быть, но увы. Хороших рассказчиков и хороших историй на самом деле теперь очень мало. А я работаю с образами. Пара-тройка образов и ощущений – и вот моя визуальная форма. Что касается жанра…….. ну, это научно-фантастический мир. Больше, конечно, фантастический, чем научный. И хотя моего героя на самом деле не существует, он отражает жизнь реального человека, опыт существования современного человека в мире на протяжении одного дня.

Исполнитель главной роли месье Оскара — Дени Лаван безусловно, актёр и акробат экстраординарный, – то количество творческих перевоплощений и акробатических номеров на экране, которое им было продемонстрировано некоторым не удается показать за всю творческую жизнь.

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве:
«Кинопробы, кастинг – это для меня настоящая пытка. Поэтому я все время работаю с одними и теми же актерами. Дени Лаван – он такой единственный. После первого фильма я понял, что еще не исчерпал его потенциал, поэтому снял снова. Всего он играл у меня трижды. Он – самый великий актер из всех, кого я знал. Но не думайте, мы с ним не дружим».

«У меня нет друзей. И нет друзей-кинокритиков. Я вообще не читаю критику».

В остальных ролях Эдит Скоб (роль водителя лимузина), Кайли Миноуг (роль бывшей возлюбленной месье Оскара), Ева Мендес (роль фотомодели) и Мишель Пикколи (роль актрисы в отеле).

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.

Вопрос из зала:
— Какие маски носите сами?

Каракс:
— Согласитесь, люди не созданы для того, чтобы их интервьюировали. Так что сейчас на мне как раз одна из масок. Маски могут нам помогать, но могут и сильно мешать. С ними нужно быть осторожными…

Фото взято на украинском сайте «Обозреватель».

Источник

Сюрреалистический шедевр «Корпорация «Святые моторы»» и ещё 5 фильмов Леоса Каракса

Известный миру под псевдонимом Лео Каракс, Алекс Кристоф Дюпон родился в городке Сюрен, пригороде Парижа. Его псевдоним является анаграммой, где «объединены» настоящее имя режиссёра и Оскар – символ кинематографического признания. Однако, вопреки псевдониму, фильмы Каракса востребованы на более «интеллектуальных» площадках, вроде Канн и Берлинале. Почему это так рассмотрим на примере одного из самых знаменитых фильмов режиссёра – «Корпорация «Святые моторы»».

Сюрреалист Бунюэль однажды сказал: «Мне кажется, фильм – это непроизвольная имитация сновидений». Эту фразу особенно важно держать в уме при оценке культового фильма «Корпорация «Святые моторы»». Слияние сновидения и кино, при широчайшей свободе трактовок и интерпретаций, поднимают этот загадочный фильм на вершину сюрреалистического кино.

Фильм наблюдает за парижанином средних лет по имени Оскар (актёр Дени Лавант), на протяжении его рабочего дня, который на поверку оказывается весьма необычным, ведь в течение него Оскар проводит ряд необычайных, причудливых и откровенно странных «встреч». В лимузине Оскара, помимо его помощницы Селин (Эдит Скоб), есть любой реквизит и костюмы, а также косметика и грим для перевоплощений с последующим исполнением любой роли: от семьянина до психопата. С развитием сюжета, фильм ставит перед зрителем всё больше вопросов, от самых простых: «Кто такой Оскар и кем он работает?» и до более глобальных: «Что такое реальность и существует ли она вообще?».

Неоднозначный, абсурдный, аллегорический и мелодраматический, доходящий порой до нежности, фильм не только напоминает работы сюрреалистов середины 20 века, вроде Кокто, Войцеха Гаса и Дулака, но и адаптирует стиль к условиям современности, расширяя технологические рамки и апеллируя к проблемам цифровой эры.

Леос Каракс играет на контрасте мотивов. Сталкивая и противопоставляя друг другу банальное и фантастическое, вводя в визуальный ряд шокирующие образы, он подвергает сомнению традиционные институты, подменяя романтизм иррациональной страстью.

Учитывая, что сюрреализм, как понятие, давно устоялся, мы не ставим перед собой целью впихнуть «Святые моторы» в некие рамки, что так или иначе может вызвать дискуссию о правомочности наших действий. Мы просто попробуем взглянуть на фильм сквозь призму современности, пусть и учитывая традиции классического сюрреализма, зародившегося ещё в 1920-х годах, и выявить причины по которым он является подлинным шедевром кино.

Эпизодическая структура

Как утверждал Сальвадор Дали: «Сюрреализм деструктивен, но он разрушает только то, что считает оковами, ограничивающими наше зрение». «Святые моторы», вторя этому утверждению, состоят из девяти частей и интерлюдии, которые не связаны между собой ничем, кроме главного героя.Таким образом, Каракс отвергает традиционную трёхэтапную структуру повествования с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой, а также производными этой структуры. Фильм отбрасывает все условности, чтобы стать непредсказуемым и озадачивающим зрителя.

Сцены семейной жизни, последние вздохи на смертном ложе, размышления о прошлом, после встречи с бывшей возлюбленной – всё это аллегорические и синекдохически-обобщающие эпизоды, которые являются прямой аллюзией на жизнь, втиснутую в двадцати четырёхчасовой формат (цикличность которого, надо думать, тоже неслучайна). А лимузин является связующей точкой, разрозненных, на первый взгляд, эпизодов. Автомобильная оболочка будто бы создаёт барьер между Оскаром-человеком и Оскаром-актёром. Каракс требует от зрителя усомниться и задуматься, где именно Оскар становится «настоящим» и уместна ли подобная постановка вопроса в принципе.

Например, вступительная интерлюдия с участием Оскара и группы музыкантов, ломающая «четвёртую стену» во время исполнения музыкального номера, наталкивает на размышления о реальности этих эпизодов и ставит вопрос: не пытается ли режиссёр дать знак зрителю, что в этот момент главный герой находится как бы «вне фильма».

Абсурд

Селин выскакивает из лимузина и бежит на шум, к толпе, образовавшейся у входа в ресторан. Там, на земле лежит Оскар, застреленный охраной, только что убивший клиента до удивительного похожего на него самого. Селин опускается возле него на колено и говорит: «Оскар, пойдём, мы опаздываем». И «убитый» поднимается, чтобы продолжить делать свою «работу». Если абсурд – это тип юмора, нарушающий логические конструкции и тем самым вбивающий у зрителя почву из-под ног, то это отличное определение не только для сюрреализма, но и для описания «Святых моторов» в принципе.

Нищий, отец, одетый в балаклаву анархист, поедающий цветы и доллары лепрекон, или актёр, облачённый в костюм для захвата движения и изображающий соитие – роли Оскара столь же разнообразны, сколь и безумны. А главное – они никак логически не обоснованы. Множественные воплощения дают лишь намёки на сущность героя. Неужели Оскар всего-навсего метафора, не человек в широком смысле слова, а лишь концентрат идеи, раскрываемой зрителю обиняками, с помощью разрозненных эпизодов? Прямого ответа на этот вопрос Каракс не даст, и не надейтесь.

Образы

Сюрреализм стирает границы реальности, делая странность происходящего на экране более осязаемой, а сюрреалистические образы оказывают взрывное воздействие на психику, побуждая к размышлениям о внутренних подавленных желаниях. Простые, в сравнении с классицизмом и вуайеризмом Кокто, и замершие в нерешительности между мрачным бессознательным Шванкмайера и литературными фантазиями Войцеха Гаса, «Святые моторы» романтичны, кинестетичны и калейдоскопичны. Подобно работам вышеупомянутых режиссёров, они предлагают визуальные решения, которые пробуждают в зрителе необходимость интерпретировать происходящее на экране.

Например, во вступительной сцене, где просыпается некий Спящий (сам Каракс), обнаруживается скрытая дверь в стене (оммаж к фильму Кокто «Кровь поэта»). Внезапно, обнаруживая растущий из среднего пальца ключ, герой открывает дверь и попадает в кинотеатр. Загипнотизированный мерцающим экраном зритель наблюдает за голым ребёнком и большой собакой, гуляющими по проходу кинотеатра.

Существует множество интерпретаций этой сцены. Кто-то считает, что такие угрюмые декорации являются метафорой состояния современного киноискусства, где ребёнок и собака олицетворяют рождение и неопределённое будущее кинематографа. Кто-то думает, что всё прозрачней и эта сцена удваивает ирреальность происходящего на экране, погружая зрителя на следующий уровень «сна». Количество интерпретаций в таком случае ограничено лишь фантазией трактующего.

Социальный комментарий

Анархистский подход позволяет сюрреалистам атаковать любые культурные институты – религиозные организации, политические системы, любые идеологии и социально-экономические формации. Новаторские и шокирующие художественные высказывания направляются против любых чуждых автору авторитетов. «Моторы» не столь агрессивны в этом плане, но они так или иначе затрагивает проблему виртуальной реальности, опасность навязывания её обществу, а также размышляют над ролью актёра в киноиндустрии Цифровой эры.

В последнем случае, делается акцент на то, что несмотря на возможности компьютерной анимации, актёр остаётся ключевой частью съёмочного процесса. В сцене захвата движения Оскар, одетый в соответствующий костюм, выполняет инструкции режиссёра-невидимки, бегая, стреляя и сражаясь. Съёмка крупным планом обращает внимание на детали, подчёркивает хореографию, смелость и естественность, на фоне которых оцифрованные графические модели выглядят бледными копиями.

Также отголоски этой темы можно найти в разговоре Оскара и Джин (Кайли Миноуг), когда они размышляют о власти над собственными органами чувств, в страхе лимузинов быть заменёнными и в надписях на кладбищенских плитах «посетите мой веб-сайт». «Моторы» выражают свой скептицизм касательно создания популярного имиджа виртуальности и обезличивания людей в реальном мире.

Любовь, красота и поиск истины

Безымянный мужчина спрашивает Оскара, что именно заставляет его выступать, на что профессиональный актёр небрежно отвечает: «Меня заставляет начать сама красота действия». Такое навязчивое стремление к достижению абстрактной цели напоминает состояние, названное Андре Бретоном «безумной любовью», т.е. любовью лишённой логики, доходящей до саморазрушения. Когда незнакомец отвечает: «Красота? Говорят, она в глазах смотрящего». «А если больше нет наблюдателя?» – возражает Оскар. По его представлению красота существует сама по себе; она не перестанет существовать, если выключить камеру.

Несмотря на то, что герой провозглашает свой символ веры, который мог бы стать эффектным финальным аккордом, ещё в середине фильма, режиссёр преследует Оскара, эмоциональное состояние которого продолжает ухудшаться, и дальше. Встреча с бывшей возлюбленной, окончившаяся печально, окончательно выбивает его из колеи. С одной стороны, герой знает, что красота существует и он должен во что бы то ни стало воспроизводить её снова и снова, с другой – зацикленность его жизни постепенно сводит его старания на нет. Когда зритель последний раз видит Оскара, тот встречает свою «жену» и «ребёнка» в облике шимпанзе. Не скрывается ли за этим абсурдным образом порабощение Оскара собственными безумными желаниями, надлом, образовавшийся при повторении цикла, и проявление изоляции героя даже среди собственных домочадцев?

Кинематографический микрокосмос

После своего появления в 1920-х годах сюрреализм стал первым художественным движением, которое обрело кинематографическое воплощение. От «Андалузского пса» Бунюэля и Дали, через фильм «Раковина и священник» Дюлака и до «Малхолланд драйв» Дэвида Линча – кинематограф наиболее соответствовал материализации сюрреалистического языка, обладая недоступной для живописи свободой. Но Каракс использует сюрреализм хитрее – для него сюрреализм не цель, а средство.

Связанные незримой пуповиной, но отделённые друг от друга части фильма позволяют зрителю путешествовать в миры разных кинематографических жанров: гангстерское кино, мюзикл, мелодраму, драму, хоррор etc. Помимо этого, многомерная мозаика «Моторов» изображает кинематограф диахронно, охватывая «кукольные» плёнки Эдварда Мейбриджа, предвосхитившие открытие братьев Люмьер на 20 лет, и абсолютно современные технологии захвата движения. Также фильм полон самоцитат и камео актёров из других фильмов Каракса.

Однако цель «Святых моторов» заключается не в том, чтобы бесконечно ссылаться на другие произведения (такая постановка вопроса возмутила бы режиссёра), но в том чтобы создать целый мир, «программный код» которого написан на собственном кинематографическом языке, своеобразную территорию кино. И это то место на земном шаре, куда должен однажды взять билет любой, именующий себя ценителем кино.

Ретроспектива фильмов Лео Каракса

Токио! / Tokyo! (2008)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDB – 7,1

Для этого киноальманаха Каракс снял новеллу «Дерьмо», главный герой которой впоследствии перекочевал в «Святые моторы». Бомжеватый мужчина, обладающий в довершение не самой притягательной внешностью, начинает терроризировать Токио. После устроенной им бойни, бомжа, представившегося как Дерьмо, хватает полиция и дело идёт к смертной казни, но разве Каракс был бы собой, если бы всё было так просто?

Пола Икс / Pola X (1999)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDB – 5,8

История рассказывает о молодом писателе по имени Пьер, живущем со своей матерью Мари в родовом поместье. Его жизнь устроена и гармонична, на носу свадьба с прекрасной девушкой Люси. Однажды, обедая в бистро, друг указывает Пьеру на следящую за ним девушку. Бросившись в погоню, Пьер узнаёт, что девушка – его сводная сестра, находящаяся в бедственном положении. На свою голову, Пьер принимает решение помочь девушке.

Любовники с Нового моста / Les amants du Pont-Neuf (1990)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDB – 7,6

Главный герой фильма – вор, пьяница и самый настоящий бомж по имени Алекс, попадает под машину на глазах девушки по имени Мишель. Она – талантливая, но теряющая зрение художница. Найдя его после выписки из больницы на том же мосту, где девушка встретила его впервые, Мишель просит Алекса позировать ей для рисунка, а потом и вовсе изъявляет желание остаться с ним.

Дурная кровь / Mauvais sung (1986)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDB – 7,3

Действие фильма происходит в недалёком будущем в Париже, где пожилые гангстеры Марк и Ханс попадают в долговую яму перед таинственной и могущественной организацией под названием «Американка». Для того чтобы избежать верной смерти, они решаются на рискованное похищение редкой вакцины из исследовательской лаборатории.

Парень встречает девушку / Boy meets girl (1984)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDB – 7,0

Фильм, открывающий так называемую «трилогию Алекса», рассказывает о молодом человеке, который никак не может определиться с профессией, хотя грезит о работе кинорежиссёра. Он бесцельно блуждает улицами Парижа, разговаривает с первыми встречными, пока наконец на одной из вечеринок не встречает девушку по имени Мирей, которая как раз размышляет о самоубийстве.

Источник

Оцените статью