Корпус для гитары fender stratocaster

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 13 февраля 2012 г.

Как я и обещал, сегодня мы займемся практическими занятиями по гитарбилдингу. По моему мнению, самый лучший первоначальный опыт – это сделать гитару с нуля. То есть никаких покупных грифов, корпусов и прочих DIY-комплектов. С нуля, из досок, без компромиссов!

К онечно, гитара должна быть попроще в плане конструктива, ведь без опыта столярных работ браться за арчтоп или холлоубоди – геройство. Конечно, гитара, может, и получиться, и получиться неплохо. Но, скорее всего, трудности и мелочи если не станут непреодолимой преградой, то, по крайней мере, отобьют все удовольствие и желание продолжать.

Многие мастера советуют начинающим сделать гитару а-ля телекастер. В плане конструктива и уровней сложности «телек» и «страт» – идентичны. Так что, можно сделать и «страт».

Я расскажу о своем подходе, заключающемся в применении шаблонов для фрезеровки везде, где только можно. Что нам для этого потребуется?

  • Электролобзик. Необходим для грубой выкройки заготовок. Вполне заменяет ленточную пилу. Последняя режет точнее и тоньше, но мы будем применять фрезер для точного формирования контуров, так что и лобзиком вполне обойдемся.
  • Ручной фрезер. Самое главное орудие гитарбилдера.
  • К фрезеру для данного проекта необходимы четыре фрезы. Первая из них — прямая пазовая D=6 мм для фрезеровки канала под анкер:


    Две прямые фрезы с подшипником на хвостовике, одна побольше (длина режущей части – 35 мм, диаметр 12.6 мм), другая поменьше (длина режущей части — 13 мм, диаметр 9.5 мм). Именно они используются при работе с шаблонами:


    Радиусная фреза для кромок корпуса:

    Итак, начнем. Сначала необходимо подготовить чертежи в векторной форме. По ним будут лазером вырезаны шаблоны из прозрачного акрилового пластика или оргстекла толщиной 5 мм. Эту операцию можно заказать в рекламных фирмах.

    Однако необходимо учитывать, что при лазерной резке края могут быть не перпендикулярны плоскости, а кривые могут состоять из прямых отрезков. В этом случае шаблоны необходимо доработать. Погрешность изготовления может составлять до 0.2 мм. В основном это некритичная величина, кроме одного места – кармана грифа. Поэтому фрезеровку кармана грифа лучше делать по методу «трех досок». О нем – чуть позже.

    Первая операция – вырезаем корпус. Для этого крепим саморезами шаблон к заготовке корпуса (места крепления попадают в карман грифа и паз под бриджевый датчик, в результате на корпусе не будет «технологических отверстий»). Центральная линия – склейка половин корпуса.

    Обводим шаблон по контуру и снимаем его с заготовки. После чего вырезаем заготовку лобзиком, оставляя до линии несколько миллиметров. На внутренних радиусах делаем разгрузочные пропилы, чтобы исключить завал полотна лобзика. Если это произойдет, то нижний контур может быть меньше запланированного, а значит, заготовку можно выбросить. С разгрузочными пропилами полотно всегда перпендикулярно плоскости.

    После того, как корпус вырезан, снова крепим шаблон, и фрезеруем, используя фрезу с подшипником на хвостовике. Подшипник упирается в край шаблона и фреза в точности повторяет контур шаблона.

    Так как высота фрезы меньше толщины корпуса, то повторяем операцию, сняв шаблон и используя в качестве упора для подшипника отфрезерованный край корпуса.

    Чтобы отфрезеровать ровно и гладко, без сколов, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Снимать за проход 1-2 мм массива дерева, не давая фрезе «зарываться».
  • В местах, где касательная к корпусу параллельна оси корпуса, нужно быть очень осторожным – это самые вероятные места сколов. Вообще, правильно вести фрезер таким образом, чтобы направление движения фрезы было противоположным направлению фрезера. Но я в этих проблемных местах фрезерую в направлении вращения фрезы. Нужно быть очень аккуратным, чтобы фрезер не рвануло из рук. Когда остается около 0.5 мм до шаблона, я меняю направление фрезеровки и последний, чистовой проход делаю в «правильном» направлении.


    Не прикладывать больших усилий к фрезеру. Нужно плотно прижимать его подошвой к шаблону, чтобы обеспечить устойчивость.

    Немного о фрезах. Я использовал фрезы из сплавов HSS и с добавлением карбида вольфрама. Первые дешевле и режут похуже, что, в общем, не совсем недостаток – острые как бритва карбидные фрезы склонны очень быстро «зарываться» в массив, что чревато сколами. Карбидные фрезы лучше режут, служат дольше, но и стоят в 2-4 раза дороже.

    Не покупайте дешевые фрезы! Комплект фрез не может стоить 200 рублей. HSS-фрезы стоят от 150 рублей. Карбидные фрезы иногда переваливают за 1000 руб. за фрезу. Применение дорогих и качественных фрез не только обеспечит хороший результат обработки, но и обезопасит от несчастных случаев.

    Итак, корпус вырезан. Теперь его необходимо разметить, чтобы на нем точно и гармонично разместились гриф, бридж и пикгард.

    После разметки можно приступать к фрезеровке пазов под датчики и электронику. Фрезеруем за несколько (2-3) проходов, с каждым проходом опуская фрезу все ниже. Глубина фрезеровки под датчики и электронику – 16-18 мм. Лучше отталкиваться от размеров ваших датчиков и электроники. Одна из самых больших деталей – свитч, под него делается фрезеровка около 35-38 мм глубиной. с

    Пазы готовы. Теперь можно сделать закругление корпуса по краям, используя радиусную фрезу. Подшипник упирается в край корпуса, а фреза закругляет кромку.

    Теперь одна из важнейших частей – карман грифа. В данном проекте я использовал шаблон, но сейчас я отказался от постоянного шаблона. Лучше изготавливать шаблон для каждого грифа индивидуально. Для этого необходим почти готовый гриф, по крайней мере, пятка у него должна быть уже готова, но не отшлифована. Почему? Если мы изготовим плотный карман под неотшлифованную пятку, то отшлифовав немного дерева с нее, получим менее плотное прилегание, а после покрытия грифа лаком размеры и плотность соединения будут восстановлены. Если мы сделаем карман под отшлифованную пятку, то, с учетом толщины покрытия, пятка просто не влезет в карман. Однако, в случае конструкции со вклеенным грифом, пятка должна быть полностью готова и отшлифована для максимально плотного соединения.

    Сначала делаем шаблон фрезеровки под гриф. Существует такой метод, как «метод трех досок», когда вокруг пятки грифа (по краям и сзади) плотно укладываются три ровные доски и фиксируются струбцинами/двусторонним скотчем на заготовке, гриф вынимается и делается фрезеровка кармана. Метод очень хорош, и позволяет делать очень точные карманы под гриф, особенно под клеевое соединение. Однако я предпочитаю не фрезеровать «по живому», а изготавливать таким способом шаблоны под фрезеровку кармана. Во-первых, есть шанс лишний раз проверить, все ли хорошо с грифом, а во-вторых, использовать один шаблон вместо трех досок гораздо удобнее.

    Итак, фрезеруем карман под гриф. Его глубина зависит от нескольких факторов – толщины грифа в пятке (с учетом ладов), высоты бриджа, угла наклона грифа. Я предпочитаю делать небольшой угол у грифа, с перепадом высот на пятке грифа около 1 мм. Рассчитывайте размеры так, чтобы при наполовину опущенных седлах, струны лежали на последнем ладу. Гриф должен выступать над корпусом примерно на 8-10 мм, высота бриджа составляет примерно 13 мм. Размеры указываю для центральной части.

    Рассчитав размеры, приступаем к фрезеровке по шаблону. Чтобы получить высокое качество поверхности кармана, делайте 3 прохода фрезером так, чтобы последний проход снимал 1 мм глубины – тогда карман будет гладким и без «дорожек» от фрезы. Угол грифа к корпусу можно сделать как в кармане грифа, так и на самом грифе. В случае с карманом грифа – просто приподнимите задний край шаблона на необходимую высоту, используя, например, клинья. Можно сделать угол и на грифе (в данном проекте я использовал такой метод).

    На этом фрезеровка корпуса завершена. Теперь необходимо сделать «удобства» — handcut и bodycut.

    Хэндкат делается ручным рубанком. Для этого чертим на корпусе линию, обозначающую край хэндката и строгаем параллельно этой линии.

    На торце деки также необходимо начертить границу хэндката.

    После рубанка «выравниваем» поверхность бруском со шкуркой и закругляем края хэндката.

    Теперь бодикат. Чертим на задней поверхности деки и торце его границы и снимаем лишнее. Можно рашпилем, можно протяжкой, можно полукруглой стамеской. Далее выравниваем валиком со шкуркой. Необходимо следить за ровностью линий — я проверяю линии на ровность при помощи света и тени.

    Чтобы корпус смотрелся эстетично, необходимо, чтобы линии перехода из плоскостей в хэндкат и бодикат были параллельны друг другу.

    Корпус, в общем, готов, остались отверстия под проводку, бридж, крепления грифа и ремня. Их мы будем делать позже, когда будет готов гриф. После этого надо будет отшлифовать корпус и готовить к покрытию. Об этом я расскажу в отдельной статье. Следующая статья будет посвящена изготовлению грифа.

    Источник

    10 фактов о Fender Stratocaster, которых вы не знали

    Первый Stratocaster (сокращ. Strat) увидел свет в 1954-м, его разработали Лео Фендер, Джордж Фаллертон и Фредди Таварес. Они создавали гитару в тесном сотрудничестве с некоторыми гитаристами (в числе которых был Билл Карсон). Их детище стало первой электрической гитарой с тремя звукоснимателями и контурным корпусом с круглыми очертаниями, который быстро адаптировался к строению тела музыканта. Предполагают, что Билл Карсон был недоволен формой инструмента, ведь тот своими изгибами всегда «впивался» ему в ребра.

    Стартовая цена на Strat

    Гитара изначально не была бестселлером, в первые два года продали всего 720 экземпляров. Цены составляли 249.50$ за версию с рычагом тремоло и 229.50$ за модель без него. За чехол нужно было доплатить еще 39$. Гитара не была доступным товаром в середине 50-х, ведь средний доход американца тогда составлял около 300$.

    Первый Strat с серийным номером

    Дэвид Гилмор является обладателем Strat с серийным номером 0001, но эта гитара не была первым экземпляром модели, изготовленным на заводе Fender.

    Самый первый Stratocaster был сделан в апреле 1954 г. и имеет номер 0100 – так утверждает знаток ретро-инструментов Джордж Грун. Можно быть уверенным, что именно эта модель дала начало линейке. Ей предшествовало несколько прототипов, но она получила первый в истории серийный номер.

    Самые дорогие модели

    За Strat из 50-х коллекционеры предлагают нереальные суммы. Гитары, которые были в руках именитых музыкантов, также стоят бешеных денег. Для примера, вот ТОП-3 подобных сделок:

    • “Blackie” Эрика Клэптона – 959 500$
    • Белый Strat Джимми Хэндрикса с фестиваля Woodstock – 2 млн. долларов
    • “Reach Out To Asia” с подписями многих гитаристов- легенд – 2,7 млн долларов

    Секрет “Blackie” Эрика Клэптона

    Известная гитара “Blackie” Эрика Клэптона на самом деле была собрана из запчастей от сразу нескольких инструментов. Эрик купил несколько уже не новых Strat, взял корпус от модели 56-го года, гриф от гитары 57-го и звукосниматели из еще одного Stratocaster. Fender Custom Shop изготовил реплику этого инструмента.

    Самые известные экземпляры Stratocaster

    Найл Роджерс («Chic») назвал свой Strat довольно просто – «The Hitmaker» (с англ «тот, кто создает хиты»), потому что вместе с гитарой он записал много популярнейших песен (включая Good Times от «Chic» и Let’s Dance Дэвида Боуи).

    В дополнение к “Blackie” и “Brownie” Эрика Клэптона, инструментам Рори Галлагера и Стиви Рэй Вона, а также красному Stratocaster, с которыми Марк Нопфлер записал работу “Sultans Of Swing”, этот экземпляр является культовым среди фанов Strat. Модель с подписью Стиви Рэй Вогана сейчас доступна для покупки в магазинах Fender.

    Наиболее популярные Stratocaster

    В 1965 Лео Фендер продал свою компанию CBS Group, которая перевела бизнес на стадию массового производства. Поэтому модели, сделанные в период с 1954 по 1965 годы, являются самыми популярными у коллекционеров (и серьезных гитаристов). Их также называют «pre-CBS» модели.

    Самые известные мелодии Stratocaster: импровизация

    Лео Фендер оборудовал первые гитары трехканальным переключателем, с которым можно было выбрать каждый звукосниматель отдельно. Однако некоторые гитаристы быстро поняли, что скорректированный звук в промежуточной позиции уникален – и быстро начали использовать эту мелодию, подобную звонку.

    Такое звучание стало характерным для Strat и внесло большой вклад в популярность модели. С 1977 года Fender устанавливал в моделях пятиканальные переключатели.

    Небольшие пружины для стабилизации тремоло

    Во многих моделях вы можете найти небольшую пружину в гнезде для рычага тремоло. Так называемые тремоло-пружины помещаются в гнездо перед рычагом и служат для стабилизации ручки тремоло. Вот почему гнездо для новых гитар также запечатано круглой наклейкой. Многие гитаристы не обращают внимания на этот маленький, но полезный аксессуар.

    Трюк для улучшения звучания больших пружин тремоло

    Большие пружины на задней панели системы рычага тремоло склонны к вибрации при игре и вызывают раздражающие шумы (особенно когда струны нагружены) а затем быстро останавливаются. Хороший трюк — взять кусочек пены и подтолкнуть его под пружины отверткой — это заглушит шум.

    Материалом не всегда должно быть дерево – Strat из картона

    Сотрудники мастерской Fender взялись за амбициозный проект и построили Stratocaster из гофрированного картона. Да, это не опечатка. На самом деле, «Papercaster» полностью воспроизводит мелодии и звучит не так уж плохо. Удивительно, правда?

    Источник

    Читайте также:  Ноты для ксилофона детского 8 тонов с буквами
  • Оцените статью