Корректировка вокала по нотам

Коррекция вокала

Итак, мы уже записали голос, вокал или какой то нужный для проекта звук, и весь процесс как он происходит детально описали в предыдущей статье. Теперь приступаем к следующему этапу: корректировка вокала.

Корректирование вокала или голоса

С самого начала надо определиться в терминах и формулировках. Не претендуя на «глобальное знание» и никого не поучая, выражу лишь своё мнение как называть этот процесс:

Человек не робот и не машина. Его нельзя запрограммировать и добиться от него идеальнейшего исполнения партии вокала по разным параметрам. Поэтому записанному материалу в подавляющем большинстве случаев нужна корректировка: внести некие правки в детали, чтобы к этапу сведения весь материал был уже готов и можно было не отвлекаться от сведения трека.

Что входит в это понятие и в виды работ:

  1. редактирование вокала : выбрать нужные дубли, внутри дублей возможно произвести замену неудачных кусочков (например отдельного слова) на удачный кусочек. Если уместно — вырезать излишне торчащие вздохи, слюни, шумы и т.д.
  2. корректирование вокала : когда нужные дубли на месте без посторонних ненужных призвуков, корректируем вокал как инструментальную партию (не удивляйтесь — голос это тоже инструмент) и в этот конкретный пункт я вкладываю тот смысл, что корректировке подвергается вокал по временнОй составляющей: добиваемся соответствия вокальной партии по ритму — чтобы везде слова попадали в задуманную мензуру ритмического рисунка песни. И вторая важная часть этого пункта: при корректировке вокала обеспечить синхрон с другими вокальными партиями, голосами, или даже с самим собой если поётся дабл-трек.
  3. тюнинг вокала : корректирование вокала по нотам. Но это настолько обширная и большая тема что этому посвящена не только отдельная статья а даже отдельный наш сайт где этот важнейший пункт рассматривается с разных сторон, с разными примерами и очень подробно и предоставляется даже отдельный вид услуг он-лайн!
Читайте также:  Накладки подсветка пороги аккорд

Да и вообще, поскольку сам голос уже записан, то все эти пункты можно осуществлять как удалённую работу он-лайн: на входе файл с записью, а после всех эти корректировок готовый к сведению трек голоса.

Поэтому в этой статье мы будем рассматривать только 2 первых пункта из списка, а тем кому интересно (а вам обязательно будет интересно — это реально круто) то после путешествия по сайту нашей студии звукозаписи посетите сайт (скоро будет) посвящённый этой услуге.

Редактирование (это тоже коррекция 🙂 голоса или вокала

Как уже в пункте кратко пояснялось — это чисто «механическая» работа — выбрать нужные дубли, убрать из них всё ненужное: привести дорожку с голосом к рабочему состоянию.

Вот, например, скрин проекта с частушками. По скрину видно, что осциллограммы одинаковые, материал отрепетирован, дубли стабильные, вздохи без «астмы», динамический диапазон голоса ровный. Есть лишь ритмические расхождения, но это вопрос творческий, а не технический: какой на ухо больше приглянется тот и будет выбран. (Выбран был верхний дубль). Хорошая иллюстрация работы профессионалов — ничего делать на надо: всё на своих местах. И, как видно, питч тюнинг тоже не применялся. Т.е. в этой конкретной работе редактирование не производилось вообще — оно тут не нужно, и сразу после записи нужно лишь выбрать какой именно дубль выбрать и можно приступить к следующему этапу — обработке.

Но так бывает очень нечасто. И дело даже не в том, что подобная студийная работа вокалиста безупречна, а в том что не ставилось задач «что нить эдакое». Если послушаете частушки — то её фишка непосредственность, простота и естесственность. То что характерно в одном жанре и стиле, не прокатит в другом и приходится корректировать вокал.

А это уже другой пример. Что тут отредактировано?

  1. Ну, во-первых были отобраны дубли в работу, остальные удалены
  2. во-вторых в основном голосе (выделено оранжевым) внутри самих дублей внутри музыкальных фраз заменены не очень звучащие места или неудачные моменты, удачным кусочком но из другого дубля. Таким образом собирается вокальная партия — редактируется, как часть общего термина «коррекция вокала».
  3. в третьих подбираются дубли и расставляются по своим местам вторые голоса и подпевки. При редактировании важно учитывать какая цель коррекции вокала приоритетнее: достижение идеального звучания партии «без сучка и задоринки» или же естесственность, а последней без «шероховатостей не бывает. Нужно это обязательно учитывать, и порой проще оставить всё как есть, убрав только явный брак, чем получить выхолощенную и стерильную, а значит неинтересную партию.

В итоге готова вокальная часть можно выполнять третий пункт из списка и снова переходить к сведению

Хотя вроде уже всё как понятно, но приведу ещё один пример

Это второй куплет трека «Женя-Болт». Все нужные манипуляции произведены, вы их видите: это и замена неудачных кусочков на удачные, и подбор дублей, и из расстановка. Их «новинок» только — вздохи. Они мощны и видны на осцилограмме как отдельные её фрагменты, на них же указаны стрелочки. В идеале конечно можно было заморочиться и убрать их, ну, или хотя бы сделать намного тише, однако, ухо не резало при прослушивании — так и оставили. Также стоит отметить такую деталь: на дополнительных дублирующих голосах полностью эти вздохи убраны так, что звук начинается сразу со слов и словом же заканчивается, чтобы между фраз не лезли посторонние звуки — ни к чему множить кашу и ухудшать прослушиваемость текста.

Коррекция вокала

Следующий этап работает уже с отобранными в предыдущем пункте дублями и кусочками. Т.е. если первый пункт был работой с крупными фрагментами и чисто технической, то теперь наступают этапы где всё больше творческого.

Сразу стоит ещё раз сказать, что я вкладываю в это понятие работу по временной шкале. Многие это оттождествляют с тюнингом (работа с высотой тона, нотами), но я придерживаюсь своей терминологии. и тема тюнинга вынесена нашей студией аж в отдельный сайт — там всё об этом виде работ.

Для примера возмём всё тот же скрин партии голосов второго куплета с трека «Женя-Болт». В предыдущем скрине жёлтыми линиями показывался кусочек который мы рассматриваем «в приближении сейчас. Это он же только «с зумом» Это — классический «хип-хоп» приём. Не знаю как он называется, но суть его в том, что с определённой периодичностью к основному голосу добавляется один или даже 2-3 дополнительных голоса, с тем же самым текстом, но как бы выделяя монотонность речетатива таким приёмом. Нужный приём, ненужный, затасканный или «мастхэв» в стиле — вопрос художедственный, а у нас тут корректирование вокала, и нам это корректирование надо сделать хорошо. Исполнгитель сам по себе эти периодичные «вскрики» хрен вставит точно в ритм, а не в ритм это некрасиво, и даже малые расхождения «несинхрона» дадут кашу. Будет многоголосица «кто в лес кто по дрова. Поэтому в этом этапе нужно расставить дубли дополнительных голосов так чтобы по всем фонемам как можно точнее было подогнано под основной голос. Эффект «кучки народу» всё равно будет из за микро-расхождений, а вот грубый рассинхрон надо поправить.

А это ещё один пример уже чисто песенного ролика для кавер группы Vispa — вы его не просто можете прослушать, а таки должны прослушать, чтобы точнее понимать о чём тут идёт речь. Итак вы его послушали и выснили, что там дофига голосов, одновременно звучит 5 штук! Представляете какая каша бы была, если бы не была произведена коррекция вокала? Это только кажется, что «подумаешь доли секунды туда сюда»: при одновременном звучании пяти голосов эти нескладухи в сумме дадут муть и разноголосицу, Для разборчивости нужно будет задирать уровень вокала над фонограммой больше чем нужно, да и просто это некрасиво. А так — аккуратно, собранно, чётко, красиво и профессионально. Рекламный ролик в 15 секунд. Просто, лаконично, доходчиво. И красота достигнута за счёт многоголосия и в кашу не превратилось.

Особенно коррекция голоса или вокала необходима там, где временнАя или ритмическая составляющая — главная: речетативы рэпа или хип хопа. малейшие непопадания вносят призвуки любительщины и дилетантизма. Нельзя так )

Ну а дальше пункт «тюнинг вокала» который вынесен в отдельный сайт — скоро он будет готов и я тут дам ссылку — по этой теме материала гораздо больше чем по предыдущим вместе взятым, поэтому читайте нужное на том сайте, потом переходите сюда и снова продолжайте наше путешествие по нюансам работы студии!

Источник

Коррекция вокала по нотам

Чтобы исправить неидеальное исполнение вокалиста, существуют инструменты для коррекции вокала по нотам. Эти инструменты общедоступны и просты в понимании, однако, чтобы применять их на практике, необходимо наличие музыкального слуха и опыт звукорежиссерской работы. Существует два основных метода «тюна вокала по нотам»:

1. Автотюн — программа автоматической коррекции вокала. Подключается как плагин к основной звукозаписывающей программе. Принцип работы следующий:

К дорожке, которую нужно «затюнить», подключается плагин. Определяем тональность песни, выставляем ее в качестве референсного значения. Далее «Автотюн» предлагает выбрать, насколько сильно будет исправлен вокал. Чем сильнее будем «тюнить», тем менее натуральным будет казаться голос. При очень сильной коррекции вокала вместо привычного исполнения вы получите эффект, будто песню спел робот.

Зачастую, данный эффект добавляют специально, для придания голосу электронного оттенка. Если же наша цель — выровнять высоту тона голоса без побочных эффектов, мы должны учесть, что автотюн может сделать это, но в небольших пределах (в пределах тона).

Задачи коррекции вокала при больших отклонениях, решаются программой Melodyne или Logic Pro X (в лоджике десятой версии появилась возможность корректировать вокал в ручную без использования сторонних плагинов)

2. Melodyne — программа для ручной корректировки вокала по нотам. Предел возможностей этой программы гораздо шире, чем у AutoTune, но за это преимущество приходится платить временем, ведь каждую ноту надо править вручную!

В программе можно поменять высоту звука, вибрацию голоса, переходы между нотами, форманту и другие параметры. Программа отлично тюнит в пределах от полутона до терции. Если вокалист ошибается на большие значения, сделать его голос ровным без специфического компьютерного эффекта не получится. Было замечено, что самые большие погрешности исполнения достаточно хорошо исправляются в Logic Pro X.

Посмотрите видео, на котором происходит процесс коррекции вокала (программа Melodyne):

Послушайте, насколько лучше стала запись после коррекции вокала по нотам в программе Melodyne:

Источник

Корректировка вокала по нотам

Внимание! Отвечать можно только
после регистрации или авторизации

Прога для правки кривого вокала.

Уважаемые коллеги, поделитесь, кто чем пользуется для исправления записанного вокала, когда поют мимо нот? Интересуют программы, не перегруженные другими функциями, (возможно плагины)позволяющие оперативно исправлять «соседние» ноты на правильные. И желательно конечно, чтобы освоить можно было быстро (не как Лоджик Аудио (к примеру)).

Влад Иванов : Author 20.02.2005

Жарков Дмитрий : Profi! 20.02.2005
Re: Прога для правки кривого вокала. Ну, пару плагинов знаю. Antares Auto Tune и Voice Tweeker. Но ни тем, ни тем не исправишь «сплошняком» — то есть, загнал фальшивое — вытащил правильное — не получится. Придётся повозиться, фрагменты выделять, и если уж совсем по-левому поют — заметно будет, что исправлялось. И то, и то есть на www.websound.ru


Влад Иванов : Author 20.02.2005
Re[2]: Прога для правки кривого вокала. to Жарков Дмитрий : Author

Спасибо! Я понимаю, что «сплошняком» ни одна прога не исправит.
Antares Auto Tune у меня имеется, но мозгов не хватает с ней до конца разобраться, получается что то плавающее, типа модного раньше эффекта при пении, я поначалу так и думал, что она именно для этого своеобразного сдвига и предназначена.


Жарков Дмитрий : Profi! 20.02.2005
Re[3]: Прога для правки кривого вокала. Там можно заставить его подправлять под конкретную тональность, а можно выделить, где должна быть одна нота, а певец блеет, и включить вход с миди клавы. Иногда почти незаметно:) Можно и поизголяться, чтоб вся песню пелась на одной ноте — попробуйте!


Мурзин Сергей : Profi! 21.02.2005
Re: Прога для правки кривого вокала. ДЛя оперативной правки вокала юзаю Antares Autotune 4.12 либо встроеный в Нуендо питч шифт — спасает часто, когда надо просто какой нить хвостик выправить. Для особо клинических случаев применяю Celemony Melodyne 2.5.Там же можно сделать бэки ( типа гармонайзера ) . Советую =)


Влад Иванов : Author 23.02.2005
Re[2]: Прога для правки кривого вокала. Всем спасибо! Проги собрал все, поробую разобраться.


Александр Погорелый : MASTER! 24.02.2005
Re[2]: Прога для правки кривого вокала. Пришлите, пожалуйста в мой адрес короткий образец (mp3) многоголосого бэка, разложенного из сольного вокала с помощью гармонайзера (типа) от Celemony Melodyne 2.5. Убедите, будьте любезны.
pogorely@yahoo.com


Мурзин Сергей : Profi! 25.02.2005
Re[3]: Прога для правки кривого вокала. Чуть-чуть с работой разгребусь — закину=)


Георгий : Profi! 25.02.2005
Re[4]: Прога для правки кривого вокала. И мне, если не трудно zeb-ra@list.ru


Мурзин Сергей : Profi! 01.03.2005
Re[5]: Прога для правки кривого вокала. Отправил =)


Мурзин Сергей : Profi! 01.03.2005
Re[3]: Прога для правки кривого вокала. получите почту =)


SVS : Profi! 24.02.2005
Re: Прога для правки кривого вокала. Давным-давно. один умный человек, здесь же на этом форуме, посоветовал классную прогу. По сегодняшний день, она остается флагманом в исправлении кривого вокала. Кстати, я все подпевки от основного вокала делаю в ней, до шести голосов пробовал раскладывать.

Ищите, Celemony.Melodyne.v2.1.0.5.Studio.Edition , кажись последее.

А на счет Лоджика. он даётся достойным!


Александр Погорелый : MASTER! 01.03.2005
Re[2]: Прога для правки кривого вокала. Была такая тема, верно. Только ещё бы ссылочку на описание алгоритма действий с этой прогой для создания многоголосого вокала. Не поделитесь ли? Или напишите сами инфу. Pls.


SVS : Profi! 01.03.2005
Re[3]: Прога для правки кривого вокала. Александр, да там все просто. Загоняете в Мелодин партию вокала (одноголосую соответственно) сам Мелодин её раскладывает по полочкам (привычный вид Пиано-ролл, из вашего любимого Сонара), а дальше правьте как душе угодно, подтягивайте, опускайте, исправляйте «козлетон» и т.д. (ну не мне об этом вам рассказывать). По поводу многоголосья: копируете основную партию на пустой трек в Мелодине и делаете из него второй, третий и тд. бэк. Потом по отдельности каждый трек экспортироуете в рабочий проект, ну это как вам нужно, можно и целиком, если потом не обрабатываете. Конечно нюансы при работе с Мелодином есть. но они решаемы, в процессе работы. Самое главное (для меня во всяком случае) что партии бэков получаются чистенькие. Не все вокалисты, с которыми мне приходится работать, могут такое повторить. Сами понимаете, деньги делают ВСЁ. Бездарности тоже хотят свои CD за счет богатых папаш (а петь то их, ни кто не учит. (во всяком случае не тех это денег стоит, правильно?). Вот здесь и приходит на помошь Мелодин!


Александр Погорелый : MASTER! 01.03.2005
Re[4]: Прога для правки кривого вокала. Ага. Тоесть, по сути делается так, как с обычным миди-треком? Получается, что я тиражирую на несколько треков обычный сольный трек, а потом в пиано-ролл их сам вручную, каждую ноту понижаю или повышаю (вроде питч-бэнда), добиваясь мелодики той или иной партии для многоголосия? Автоматизации, синхронизации с миди-гармонией нет?

А сильно ли уродуется при повышении и понижении голос? Вель обычно это самая большая проблема — Буратино при повышении и Бабай при понижении. :о))))

Что Вы имеете ввиду под словом «козлетон»? Я так обычно называю дурное вибрато (мелко-частое, по-французски — Б.Гребенщиков, Т.Гвердцители, В.Вакарчук и прочие профнепригодные IMHO) или чрезмерно динамичное, амплитудистое. Ещё я это называю «дверное» или «челюстное» вибрато. :о))))) Так что, Мелодин убирает вибрато? Иногда нехило бы.

Извините, что морочу голову. У меня где-то есть спионеренный из инета Мелодин, — хочу разобраться: засорять ли комп.

Спасибо за информацию, Сергей.
Продолжим?


SVS : Profi! 02.03.2005
Re[5]: Прога для правки кривого вокала. ==Ага. Тоесть, по сути делается так, как с обычным миди-треком? Получается, что я тиражирую на несколько треков обычный сольный трек, а потом в пиано-ролл их сам вручную, каждую ноту понижаю или повышаю (вроде питч-бэнда), добиваясь мелодики той или иной партии для многоголосия? ===

Совершенно верно, ни чего туманного..

==Автоматизации, синхронизации с миди-гармонией нет?==

Немного не понял? Управление из внешнего секвенсора, то такого нет (ну или я не знаю об этом) хотя что то в виде vst имеется, кажется контрольная панель, я не пользовался этим. Использую как отдельную прогу. Не так уж сложно перетащить треки в рабочий проект.

==А сильно ли уродуется при повышении и понижении голос? Вель обычно это самая большая проблема — Буратино при повышении и Бабай при понижении. :о))))==

Вот как раз именно поэтому я и использую Мелодин. Самый лучший алгоритм именно в ней! Если более мене нота взята правильно (я имею ввиду, атака, громкость, яркость и т.д) но перетянута или недотянута, то реально я мог вверх-вниз двигать её на 2 тона, а если делать бэки, то в виде подголосков и на октаву.

===Что Вы имеете ввиду под словом «козлетон»? Я так обычно называю дурное вибрато (мелко-частое, по-французски — Б.Гребенщиков, Т.Гвердцители, В.Вакарчук и прочие профнепригодные IMHO) или чрезмерно динамичное, амплитудистое. Ещё я это называю «дверное» или «челюстное» вибрато. :о))))) ===

Все правильно вы понимаете, именно это козлиное вибрато, ненавистное всем звукорежиссерам!

==Так что, Мелодин убирает вибрато? Иногда нехило бы. ==

При умеренном использовании, в принципе, можно сравнять его амплитуду, но в разумных пределах.

==Извините, что морочу голову. У меня где-то есть спионеренный из инета Мелодин, — хочу разобраться: засорять ли комп.==

Засорять? Думаю, если вы попробуете его один раз, только по нормальному разобравшись (не так как пишут здесь про Лоджик) то это станет для вас рабочей программой.

==Спасибо за информацию, Сергей.
Продолжим. ==


Вячеслав Раин : Musician 02.03.2005
Re[6]: Прога для правки кривого вокала. Melodyne — прога из категории must have. Особенно для пишущих живьё — вокалы, сольные струменальные партии. Так что, Александр, «засорять» — нескока не то слово!
Чесс гря, вокалы таки размножать — не всегда оптимум получать (а если многоголосие слушать чисто без фанеры, то артефакты слышны, ессно). Но в аранже потом артефакты практически пропадают. Людям сторонним если не говорить, принимают программное разложение за живое! А всего ж и не нуна всем рассказывать, прада? А то ж нифига нам не останется. :-)))
Кстати, экспериментировать с разложением вокалов — милое дело: такой джаз порой получается, ваще.


Dj_Шарик : User 02.03.2005
Re[7]: Прога для правки кривого вокала. Заинтриговали,млин 🙂 Надо пробовать, а то
приходят всяки- разные, типа, певицы 🙂 хочу или надо, так я их перепевать заставляю (в ущерб моего времени (оплата то не часовая, а штуковая :).
А Auto tune как работает ? принцип работы интересно узнать поподробнее.
Заранее спасибо.


SVS : Profi! 03.03.2005
Re[8]: Прога для правки кривого вокала. ==А Auto tune как работает ? принцип работы интересно узнать поподробнее.
Заранее спасибо. ==

Да примерно, так же, только алгоритмы работы, значительно слабей. Лично я попробовал и отложил в сторону. Если нужно что то незначительное исправить и быстро, то лучшего алгоритма, чем тот который заложен в Секвойе/Самплитуде в самой программе вы не найдете! И не нужно ни каких дополнительных модулей, типа Авто-тюне. Главное пробовать и разбираться. Тем более, что Секвойя, для меня лично, такая же «настольная» прога как и Мелодин.


SVS : Profi! 03.03.2005
Re[7]: Прога для правки кривого вокала. ==(а если многоголосие слушать чисто без фанеры, то артефакты слышны, ессно)==

Вячеслав, расскажу один пример из практики. Как то принесли мне на заказ сделать фанерку: минус и плюс(не буду говорить какую, это и не требуется). В оригинале бэков не было вобще. Но что бы приукрасить как то безобразный вокал «певицы», я на чистом энтузиазме прописал в Мелодине двухголосие, ну нижнюю терцию сделал (или верхнюю, уж не помню)сколькео их, блин, было. И потом по чистоте душевной, когда уже получил заработанные деньги, подарил минус с этим бэком на один очень знаменитый сайт (еврейский). догодались наверно. Ну там не дурачки собираются, все за $. Так вот , по сей день, этот минус выдают за оригинал! А поет то Мелодин! Такие чудеса.


Александр Погорелый : MASTER! 03.03.2005
Re[6]: Прога для правки кривого вокала. Спасибо, Сергей. Думаю, достаточно. После праздников (разгружусь немного — утопическая мечта! :о))) обязательно поставлю прогу и поэкспериментирую.
Желаю успехов.


Мурзин Сергей : Profi! 02.03.2005
Re[5]: Прога для правки кривого вокала. А еще Сергей не сказал, что в Мелодине вокал можно сжимать и растягивать. Те скажем подогнать партии бэков под основной вокал , если не в ритм с основным вокалом было пропето, исправлять форманты в голосе. Голос в Мелодине — как резиновый тяни в любую сторону =) А при работе с какими -нибудь партиями инструментальными — артефактов практически не замечаешь даже при прослушивании в соло

АВТОРИЗАЦИЯ

Что мне даст регистрация?
Забыли пароль?
РЕГИСТРАЦИЯ >>

ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ!

Илья Коротышев: Смело мы в бой пойдём, за власть Госдепа! (108 отзывов)
Вроде на 2 мая уже назначено. Как думаете? Рванёт.

Юрий Сивуха: Какая разница?? (13 отзывов)
На дальнем форуме подробно обсуждалась тема контр.

Источник

Оцените статью