Кошачье пианино изобретено немецким семинаристом иезуитом 17

Кошачье фортепьяно

расскажите друзьям
о «Легендах»

Кошечье фортепиано – это своеобразный музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются живые коты и кошки. Каждое животное имеет различный по высоте тембр голоса, и, если попытаться, то можно составить определенную октаву, подобрав животных.

Кошачье фортепиано более правильно называть «клавикорд Кирхера». Атанасиус Кирхер был человеком, который, возможно, изобрел данный музыкальный инструмент. Это было примерно в 1650 году. В то время понятия «фортепиано» еще не существовало, поэтому инструмент классифицировался как клавикорд, а уже позже его назвали кошачьим фортепиано.

Инструмент представлял собой ящик, в котором сидели от 7 до 9 животных. Их хвосты были подсоединены к клавиатуре, при нажатии на которую хвост резко дергался, и животное издавало жалостливое «мяуканье». Иногда для особо «терпеливых» кошек применяли колющий предмет.

Музыкальным инструментом кошачье фортепиано можно назвать с натяжкой. Это было своеобразное и довольно жестокое развлечение, которое могло быть распространено в XVI веке в Европе. Кирхер мог узнать о нем из рассказов и лишь попробовал создать на практике. Хотя прямых доказательств и не сохранилось, но есть легенда, в которой говорится о том, что подобным образом развлекался еще король Испании Филипп II в XVI веке.

Но даже если кошачье фортепиано изобрел Кирхер, он это сделал не с целью музицировать ради забавы. Он создавал инструмент, точнее медицинский инструмент, который предназначался для борьбы с депрессией. Даже сохранилась информация, что Кирхер при помощи кошачьего фортепиано пытался лечить от «меланхолии» какого-то итальянского принца, имя которого, правда, не сохранилось. По сути, человека лечил смех и хорошее настроение. А клавикорд Кирхера был лишь поводом вызывать подобную реакцию, хотя гуманным это метод не назовешь.

Читайте также:  Ариетта скультэ ноты для фортепиано

Гораздо позже, уже в XVIII веке к изобретению Кирхера вернулся еще один медик – немец Иоганн Рейль. Это тот человек, который впервые ввел термин «психиатрия» и описал предназначения госпиталя для психической терапии, тем самым став прародителем современных «психушек». С помощью кошачьего фортепиано Рейль предлагал лечить такой недуг, как «постоянная задумчивость».

В те времена общепринятых для нас диагнозов психических заболеваний не существовало. Поэтому сказать, какую именно болезнь подразумевал Рейль и собирался лечить при помощи кошачьего фортепиано, невозможно. Скорее всего, это было сразу несколько психических расстройств, при которых наблюдалась потеря способности концентрировать внимание. На практике этот метод медик так и не попробовал, либо просто данные о таком эксперименте не сохранились.

После Рейля никто серьезно более к кошачьему фортепиано не возвращался, и инструмент был забыт. Современные кошки могут чувствовать себя в безопасности. Иногда эту историю используют в фильмах про Филиппа II испанского. Кроме того, по мотивам истории про несчастных кошек был снят короткометражный фильм The Cat Piano, который даже номинировался на «Оскар», но не завоевал награды.

Источник

Интересные факты

Интересные факты » Животные » Что лечили кошачьим фортепиано

Что лечили кошачьим фортепиано

Кошачье фортепиано было описано в 17 веке немецким ученым-изобретателем Афанасием Кирхером. Оно состояло из семи-девяти кошек, которые были зафиксированы в специально созданных для них клетках-ячейках. Расположение котов осуществлялось в соответствии с разным по высоте тона мяуканьем, а их хвосты были вытянуты под клавиатуру так, что в результате нажатия на клавиши животные выли от боли. Рычаг имел острый наконечник, либо дергал кошек за хвосты.

Вышеупомянутый Кихер предложил употребление данного музыкального инструмента в медицинских целях. Музыкант соорудил кошачье фортепиано для лечения меланхолии у некого итальянского принца, чье имя не сохранилось. Чтобы поднять дух больного, озадаченного заботами его положения, музыкант подбирал котов, чьи природные голоса были разных тонов. «Что еще могло помочь, как не смех от такой музыки?» — описывает данный факт современный ученый Томас Хокинс.

Также данный инструмент был описан в трудах немецкого врача Иогана Христиана Рейля. Врач планировал использовать данный инструмент для излечения «постоянной задумчивости» пациентов, которые потеряли способность концентрировать свое внимание. Процедура излечения состояла в том, что пациенты усаживались лицом к фортепиано и смотрели только на него. Рейль считал, что данная процедура непременно привлечет внимание пациентов и они будут исцелены.

Этот же инструмент упоминался как гротескная идея в книге французского писателя Жана-Батиста Векерлена «Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях» года как иллюстрация жестокости аристократии того времени.

Жестокость во времена позднего Средневековья и блистательного Возрождения в Европе просто зашкаливала. Казни устраивались буквально в конвейерных масштабах, животных тоже казнили, особенно досталось кошкам. Их топили, а особенно любили жечь.

В книге Жана-Батиста Векерлена «Кошачий клавесин» был изготовлен для короля Испании Филиппа II. Инструмент представлял собой продолговатый ящик с клавиатурой от клавесина, разделённый на 14 отсеков. В каждый помещалась кошка, отбранная по высоте голоса. Не прошедшие «прослушивания» кошки сжигались. Кошачьи хвосты крепко зажимались под клавиатурой. При нажатии на клавишу игла втыкалась в кошачий хвост, чтобы животное визжало.

Разумеется, долго при невыносимых условиях «участники» не выдерживали, и их приходилось заменять.

Но со временем кошек стало всё меньше и меньше, а плодились они в неволе и при стрессовых ситуациях из рук вон плохо.

В связи со статистикой кошачьей смертности, король Испании и один из первых владельцев «кошачьего клавесина», Филипп II, даже поручил придворным лекарям разработать специальную мазь для «питомцев».

Какое-то время кошек, которые «поизносились» подлечивали и снова отправляли на музыкальную каторгу.

Но то ли действительно чудо-средство дорого обходилось, то ли лекари решили сжульчиначать и стрясти с короля побольше денег, но Филипп II пришёл к выводу, что кошки дорого ему обходятся, и велел прекратить курсы реабилитации.

Историки, в частности, Хуан Кристоваль Кальвет де Эстрелла, утверждали, что Филипп счёл более выгодным вариантом обустроить кошачий питомник.

Для этих целей от жестокой участи освобождались две кошки и два кота, которые лучше всего зарекомендовали себя на «прослушивании».

Считалось, что такие особи дадут талантливое потомство, которое хорошо себя покажет в музыкальной деятельности.

Позже экзотическое увлечение Филиппа II пришлось по вкусу и его отцу – императору Карлу V.

С удовольствием просмотрев животный концерт, император распорядился, чтобы и в его чертогах немедленно появился подобный клавесин.

Кстати, Карл пошёл дальше – на его клавесине играл не человек, а дрессированный медведь.

Позже были добавлены животные, от коих требовалось изящно танцевать.

Интересно, что публика находила это изысканным и забавным – бедным животным никто не сочувствовал.

Бедняки, а им жилось несладко, — и те радовались и хлопали в ладоши, едва на улице появлялась повозка с животными-музыкантами, сходящими с ума от боли.

Слава о «кошачьем клавесине» разнеслась по всей Европе, вызывая восторг и одобрение.

Даже Пётр I не в силах был устоять от жуткой диковинки и заказал такой же экземпляр,

правда, исключительно как экспонат для кунсткамеры. Как-то в России обычные европейские издевательства над животными, как, впрочем, и сожжения ведьм, не прижились.

Дальше, интереснее. В середине 15-ого века будущий на тот момент король Франции Людовик XI заказал Аббату одного монастыря «свинорган», устройство крайне походило на «кошачий клавесин», но, звучали в нем уже свиньи. Как утверждают, инструмент ждал успех, придворные свиньи с удовольствием слушали свиней натуральных. Но это уже совсем другая история…

Источник

Кошачье фортепиано

клавикорд, орган, фортепиано, синтезатор (последний — из-за возможности воспроизводить не только классические музыкальные звуки)

Кошачье фортепиано (нем. Katzenklavier ) — многоголосный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором вместо механической части использованы живые коты.

Содержание

История

Первое использование

Первое использование этого инструмента описано французским писателем Жаном-Батистом Веккерлином (1821—1910) в его книге Musiciana, extraits d’ouvrages rare ou bizarre («Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях») (1887):

Когда король Испании Филипп II посещал своего отца императора Карла V в Брюсселе в 1549 году, оба видели ликование друг друга при виде совершенно необычайной процессии…

Самой любопытной была повозка, которая играла наиболее странную музыку, которую только можно представить. В ней был медведь, который играл на органе; вместо труб, было 16 (по другим данным — 20) [1] кошачьих голов, каждая была связана с его корпусом, хвосты торчали наружу и были проведены, как струны пианино — если нажимали клавишу на клавиатуре, соответствующий хвост сильно дёргали, и кот каждый раз жалостливо мяукал. Историк Хуан Кристоваль Кальвет де Эстрелла отмечал, что кошки были организованы надлежащим образом, правопреемственно по октавам.

Этот ужасный оркестр разместился в театре, где обезьяны, волки, олени и другие животные танцевали под звуки этой адской музыки. [1]

Конструкция Атанасиуса Кирхера. Другие упоминания

Этот же инструмент, возможно, собственной независимой конструкции описал А. Кирхер. Согласно некоторым источникам, идея его создания могла быть основана на более ранних упоминаниях. [2] Первоначально это «фортепиано», вероятно, было только сатирой, и вряд ли оно когда-либо существовало на самом деле, [3] [1] хотя по другим источникам автор использовал его для лечения некоего принца [4] [5] . Известно, что его труды, несмотря на огромный его ум, не отличались большой критичностью к происходящему. К слову, если Веккерлин называл его «органом», инструмент Кирхера стоило бы называть «клавикорд» [3] , потому что, во-первых, собственно фортепиано ещё к тому времени не придумали, а во-вторых, он ближе к клавикорду по конструкции. Также примечательно то, что к нам описание его инструмента дошло не в его сочинении «Всеобщее музыкальное дело» (лат. «Musurgia universalis» ) (1650), что было бы логично и как думают многие [6] , а в труде (1657) его ученика Г. Скотта.

Из других крупных учёных того времени его описывал Михаэль Валентини. [3]

Также известно о ландграфе Карле Гессенском (правил 1677—1730), что изобрёл сходный прибор. [7] Четырнадцать кошек разных возрастов и различных размеров заперли в коробку, чтобы каждый сидел отдельно с высунутым хвостом.

Ж.-Б. Веккерлин утверждал, что их использовали в 1753 году в Сен-Жермен-ан-Ле и 1773 году в Праге.

Устройство

Кошачье фортепиано, описанное А. Кирхером, состоит из цепи (7—9) кошек, зафиксированных вместе, а их хвосты вытянуты под клавиатуру. Коты с разным по высоте тона мяуканьем помещались в специально созданные для этого клетки-ячейки. Хвосты были привязаны под клавишами, в результате чего животные выли от боли при нажатии на них. Рычаг либо имел небольшое остриё на конце, либо тянул кота за хвост.

Медицинское воздействие

Впервые медицинское употребление инструмента предложил вышеупомянутый Кирхер для лечения меланхолии (в современной МКБ-10 — депрессия) у некого итальянского принца, чьё имя не сохранилось, что был в очень напряжённом состоянии. [4] . По описанию современного учёного Томаса Хонкинса (1994), это происходило так [6] :

Чтобы поднять дух итальянского принца, обременённый заботами его положения, музыкант соорудил для него кошачье фортепиано. Музыкант выбрал котов, чьи природные голоса были разных тонов… Что же ещё могло помочь, как не смех от такой музыки? — и так разбудили принца от меланхолии.

Инструмент также был описан немецким врачом И. Х. Рейлем, что хотел его использовать с целью лечения больных на «постоянную задумчивость», которые потеряли способность сконцентрировать свое внимание. Он считал, что если они будут вынуждены на него смотреть и слушать его, это неизбежно привлечёт внимание и они будут вылечены. Пациенты были бы вынуждены сидеть лицом к фортепиано и смотреть только на него. Однако на практике ни разу инструмент Рейль так и не использовал. [4]

Несмотря на это, сама его идея очень показательна. Во-первых, он ознаменовывал кардинальное изменение отношения к психически больным. Вместо жестокого прежнего издевательства и жестокости наступала эпоха примитивной, но психотерапии. Во-вторых, здесь видно и другую тенденцию. В Германии начали открываться заведения, подобные психиатрической больнице Зонненштейн. Так началась активное лечение психозов, о котором мечтал Рейль. [8]

Но из-за господства идеалистической метафизики в философии (Ф. В. Й. фон Шеллинга и Л. Окен) и психологии, романтизма и мистики, оно приняло особое направление. Этим направлением был индивидуализм. Человек стал отдельным от среды и окружающей обстановки. Царила эндогенная этиология. Убежденные в том, что душевнобольного необходимо исправлять, заставлять не упорствовать в заблуждениях, психиатры способствовали распространению механических приспособлений, которые до 1860-х годов являются дальнейшим развитием психотерапевтических начинаний Рейля, отчасти оригинальными достижениями этого реакционного периода в германской психиатрии. Это мешок, смирительная рубашка, смирительный стул, принудительное стояние, маска и груша и вращательные машины. Всё это, конечно, было крайним их проявлением, но использовалось довольно долго (например, фиксацию используют до сих пор при необходимости, в особых случаях и руководствуясь законодательством в случае невозможности снятия возбуждения иным путём) [9] . Психотерапевтические начинания Рейля, в-третьих, способствовали развитию того, что мы имеем в виду под термином собственно психотерапии. [8] Так, увлечение музыкой и театром в таких случаях, очевидно, можно считать прообразом современной арт-терапии и психодрамы.

Оценки

О подобных явлениях того времени один из влиятельнейших психиатров Г. Ф. А. Дамеров пишет:

Механические способы не лишены большого исторического интереса, так как, несомненно, нужно было проделать этот опыт чисто физического воздействия на явления помешательства. Но теперь даже сторонники как будто стали равнодушны к таким мерам. Разумеется, со временем всё это будет заменено чем-то лучшим и, быть может, по прошествии столетий наши аппараты будут демонстрироваться в музеях и вызывать удивление у будущих поколений.

Отражение в современной культуре

Кошачье фортепиано упоминается в романе Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах» (1867 г.). На нём играл испанский король Филипп II.

В 105-м эпизоде «the Muppet Show» (1976 г.) персонаж Марвин Саггз (на англ.) впервые демонстрирует публике музыкальный инструмент «muppaphone», рабочую часть которого составляют розовые и оранжевые живые меховые шарики. Саггз бил по ним киянками, извлекая мелодию популярной песни «Lady of Spain». Маппафон позже фигурировал в нескольких эпизодах шоу.

В художественном фильме «Приключения барона Мюнхгаузена» (1988 г.) режиссёра Терри Гиллиама (также бывшего участника труппы Monty Python) турецкий султан демонстрирует барону Мюнгхаузену игру на музыкальном инструменте, представляющем собой клетку с запертыми в ней пленниками; во время игры различные инструменты пыток причиняли узникам боль и те кричали, вторя мелодии.

В художественном фильме «Распутник» (2000 г.) режиссёра Габриэля Агийона один из героев демонстрирует публике свиной орган (в других вариантах перевода «свинячий орган» или «свинопьяно»).

В 2009 году студия The People’s Republic Of Animation выпустила короткометражный анимационный фильм «Кошачье фортепиано» (The Cat Piano). События фильма происходят в вымышленном городе, населённом антропоморфными кошками, в котором неожиданно начинают пропадать музыканты. Виновником оказывается некий человек, решивший сделать кошачье фортепиано. Фильм был удостоен нескольких кинонаград, а также вошёл в шортлист кинопремии «Оскар».

Источник

Оцените статью
Кошачье фортепиано
Классификация