- Marian_Viktorovich_Koval
- Аннотация на хор «Что ты клонишь над водами» из цикла «5 хоров на стихи Ф.И. Тютчева» М.В. Коваля
- Творческая биография композитора и поэта. Музыкально-теоретический анализ. Особенности дирижерского исполнения. Хоровое воплощение стихотворений Тютчева, посвященных образам природы. Сочетание тембров сопрано-тенор и альт-бас как две контрастные линии.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Marian_Viktorovich_Koval
Мариан Викторович Коваль (1907 — 1971) – русский композитор, народный артист РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Член КПСС с 1940 года. Настоящая фамилия Ковалев. Родился в с. Пристань Вознесения, ныне Подпорожского района Ленинградской области. В 1925-1930 годах учился в Московской консерватории по классу композиции у М.Ф. Гнесина, также занимался композицией у Н.Я. Мясковского. В 1925-1928 годах являлся одним из организаторов и участников Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории (Проколл). В 1929-1931 входил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАМП). В 1948-1957 секретарь правления Союза композиторов РСФСР, в 1948-1952 главный редактор журнала «Советская музыка», в 1956-1962 художественный руководитель Русского народного хора им. Пятницкого. В конце 20х и 30е годы Коваль завоевал популярность своими песнями: «За морями, за горами» на слова Н.С. Тихонова, «Юность» на слова И.Л. Френкеля, «Качка» на слова Я.З. Шведова. Коваль стал одним из первых авторов песен и вокальных циклов, посвященных В.И. Ленину. Основу творчества Коваля составляют оперные, кантатно-ораториальные, хоровые и камерно-вокальные произведения. Среди них оратория «Емельян Пугачев» (слова В.В. Каменского, 1939 г.), на основе которой композитор создал героико-эпическую оперу «Емельян Пугачев» 1942 г. Оратория и опера отмечены широтой мелодического дыхания, использованием элементов русского фольклора, включают много хоровых сцен. В этих произведениях Коваль творчески развил традиции русской оперной классики, главным образом М.П. Мусорского. Мелодический дар, способность к доходчивому музыкальному высказыванию, использование ораторских приемов народного многоголосия типичны и для хоровых произведений Коваля. С 1925 года Мариан Коваль выступал как автор статей о музыке. Хоры Коваля отличаются яркой индивидуальность, красочной ладовостью, мастерским использованием хоровых средств, порой звуковой изобразительностью. Применяя удвоение женского хора мужским, параллельное движение аккордов. Унисонное и двухголосное изложение сменяется (особенно в кульминациях или каденциях) развитым многоголосием. В гармонии часто неполные аккорды, терпкие сочетания, образующие мелодическое движение.
Оперы «Земля встает», «Емельян Пугачев», «Севастопольцы», «Граф Нулин», детская опера «Волк и семеро козлят », балет «Аксюша». Для фортепиано 10 пьес на марийские темы, сюита «Музыкальная шкатулка», «Фантастические пьесы» и др. Для солистов, хора и фортепиано сюиты «Из жизни красноармейца», «Сказ о партизане». Для солистов, хора и оркестра оратория «Емельян Пугачев», кантаты «Народная священная война», «Чкалов». Для хора a cappella «Поэма о Ленине» (из 6 хоров), сюита «По родной стране», «Семья народов», цикл «Балтика». Цикл из 5 стихотворений Ф.И. Тютчева («Слезы», «Листья», «Что ты клонишь над водами», «Восход солнца», «Весенние воды»), цикл из 2х стихотворений Н.А. Некрасова («Назови мне такую обитель»), цикл «Песни сибирских охотников» на стихи Л. Черноморцева. Для голоса и фортепиано «Траурный прелюд», «Ильмень-озеро». 2 цикла о Ленине, романсы, песни, обработки, музыка для драматического театра и кино.
Оратория «Емельян Пугачев»
Оратория (по латыни oratorio — красноречие) – крупное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначено не для сценического, а для концертного исполнения. От кантаты оратория отличается большим размером, монументальностью, развернутой сюжетной линией. В оратории «Емельян Пугачев» (слова В. Каменского) раскрыта историческая тема – крестьянское восстание под предводительством Пугачева. Драматургическая линия оратории отличается рельефностью, образы очерчены ярко. Действующие лица – народ, Пугачев, его жена Устинья, башкирская девушка – имеют выразительную музыкальную характеристику. Народные сцены, написаны с большой убедительностью, составляют основу оратории. Тринадцать номеров оратории делятся на две части. Часть первая: «Ночь степная на Узени», «Песнь Устиньи», «Ой, земля — земелюшка», «Воля вольная»; часть вторая: «Пугачевский сбор», «Песня башкирской линии», «Бой», «Предательство», «Казнь Пугачева», «Финал». Драматургия этих частей близка к оперным действиям (не случайно позднее в опере «Емельян Пугачев» Коваль использовал почти все номера оратории). В первой части дан образ угнетенного, задавленного нуждой народа.
Хор крестьян «Ой, земля-земелюшка» как бы концентрирует в себе все страдания, всю меру отчаяния голодных и бесправных людей. Коваль пишет это хор без сопровождения, тем самым еще больше приближает нас к народной песне. Хор написан в сложной 3-х частной форме АВА₁. Первая часть А – период из 3-х предложений.
На протяжении всего первого предложения звучит альтовая партия со своим плотным, густым, бархатным тембром (пример 1).
Начало хора звучит тяжело, обреченно. Квинтоль в запеве Альтов придает мелодии свойственную народным песням несимметричность размера.
Во втором предложении этой части вступает весь хор на вокальном приеме «закрытый рот», только сопрано ведет мелодию и исполняет роль подголоска. (пример 2).
Третье предложение, период повторного строения, заканчивается на D (вопросительно, пример 3).
Вторая часть В – период не повторного строения, состоящий из 2х предложений. В первом предложении (на слова «Ой, земля-земелюшка!») приводит к мощному унисону всех партий хора – «Помоги, Емелюшка!» (пример 4)
Во втором предложении голоса резко делают скачек вверх в нюансе forte – звучит кульминация. Как плачь звучат нисходящие хроматические ходы голосов.(пример 5)
Кульминация способствует увеличению динамики и изменению темпа: poco a poco piu mosso (мало по малу более подвижно).
Третья часть А₁ — реприза. В отличие от первой части репризу поет мужской состав хора. В исполнении Басов тема приобретает еще большую тяжелость. (пример 6)
Тема Сопрано из первой части переходит к Тенорам и накладывается мотив «Помоги, Емелюшка!» из первой части у Альтов. На последних тактах звучат все хоровые партии.
В хоре преобладают черты народной песни: внутрислоговые распевы, подголоски, унисоны сменяющиеся многоголосием. Преобладает гомофонно-гармонический склад письма. Тональность b—moll придает серые, мрачные тона хору. Размер постоянный на протяжении всего хора 4/4. Темп первой и второй частях Larghetto – несколько скорее чем Largo(широко, очень медленно), но медленнее чем Andante(не спеша).
Динамика хора очень разнообразна. В первой и третей частях она развивается от piano до mezzo forte, во второй части – от mezzo forte до fortissimo в момент кульминации. Хор написан для 4х голосного смешанного хора a cappella. Композитор использует divisi партий: во второй части у Сопрано и Теноров (см.пример 5), а в заключении у басов.
Общий диапазон хора:
Диапазоны партий: С А
Т Б
Тесситура удобная. В кульминации используются верхние регистры в нюансе от mezzo forte до forte, в остальном преобладают средние и низкие регистры.
Дыхание по фразам, внутри фраз цепное. В моменты когда хор поет закрытым ртом, композитор сам помечает в партитуре общехоровое дыхание (см. пример 2). Способ звуковедения Legato(связано), что соответствует драматическому образу произведения.
При работе над произведение могут возникнуть:
1.Интонационные трудности (скачки на широкие интервалы). 2.Исполнение унисонов, октавные удвоения (см. пример 4 и в заключении у Басов). 3.Интонирование хроматизмов. 4. Исполнение квинтолей.
Трудности могут возникнуть с темпом и его изменениями. Хор должен постоянно взаимодействовать с дирижеров.
1.Максимально допевать гласные. 2.Согласные с конца слога переносить к началу следующего. 3.Согласные произносить четко и быстро.
1.Донести характер произведения. 2.Передать форму. 3.Показывать четкие ауфтакты, снятия. 4.Показать развитие динамики.
Источник
Аннотация на хор «Что ты клонишь над водами» из цикла «5 хоров на стихи Ф.И. Тютчева» М.В. Коваля
Творческая биография композитора и поэта. Музыкально-теоретический анализ. Особенности дирижерского исполнения. Хоровое воплощение стихотворений Тютчева, посвященных образам природы. Сочетание тембров сопрано-тенор и альт-бас как две контрастные линии.
Рубрика | Музыка |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.12.2015 |
Размер файла | 1,2 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Российская академия музыки им. Гнесиных
Кафедра хорового дирижирования
Аннотация на хор «Что ты клонишь над водами» из цикла «5 хоров на стихи Ф.И. Тютчева» М.В. Коваля
студентка 1 курса ДАХ
композитор дирижерский хоровой
1. Историко-эстетический анализ
2. Творческая биография композитора
3. Творческая биография поэта
4. Музыкально-теоретический анализ
5. Вокально-хоровой анализ
6. Особенности дирижерского исполнения
1. Историко-эстетический анализ
Советский период 1930-40х годов — это сложное и противоречивое явление в развитии нашей истории и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. Однако в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Культура советского периода была противоречива. В ней, как и в прочих других культурных эпохах, проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России начала ХХ века.
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и других . Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.
В свете раскрываемого нами вопроса, большой интерес представляет Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории — «Проколл» — творческая группа, организованная в 1925 году группой композиторов по инициативе А.А. Давиденко, ставившая целью создание новых форм пролетарской музыки. Членами «Проколла» были А.А. Давиденко, В.А. Белый, Б.С. Шехтер, М.В. Коваль, Н.К. Чемберджи, З.А. Левина, С.Н. Ряузова и другие композиторы.
«Проколловцы» выступали и против эстетских, узкоакадемических тенденций, распространённых в то время в среде композиторской молодёжи. Они стремились создать в музыке образы советской действительности, понятные массовому слушателю.
«В истории советского песенного искусства эти композиторы оставили значительный след. Они первыми провозгласили массовую песню равноправным и важным жанром «серьёзного» композиторского творчества, первыми стали систематически заниматься ею, пытливо отыскивая новые пути её развития» Сохoр A., Русская советская песня, Л., 1959.
2. Творческая биография композитора
Мариан Викторович Коваль родился 4 августа 1907 года в селе Пристань Вознесения в семье агронома. В 1921—1925 годах учился в Петроградском музыкальном техникуме по классу фортепиано, в 1925—1930 годах — в МГК имени П. И. Чайковского по классу композиции. С 1925 года входил в Проколл, был членом Российской ассоциации пролетарских музыкантов.
Важным фактом в оценке личности Мариана Викторовича стало следующее событие: во время Великой Отечественной войны Коваль передал Сталинскую премию, которую получил за создание оперы «Емельян Пугачев», в Фонд обороны:
«Москва, Кремль, товарищу Иосифу Виссарионовичу Сталину
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Сердечно благодарю Советское правительство за высокую оценку моей оперы «Емельян Пугачёв». Премию, причитающуюся мне в размере 100 000 рублей, вношу на строительство самолёта.
Построенный самолёт прошу назвать именем борца за свободу и счастье русского народа Емельяна Пугачёва и передать его в распоряжение Северо-Западного фронта.
Желаю Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, крепкого здоровья и сил на многие годы.
Композитор Мариан Викторович Коваль
Композитору Мариану Викторовичу Ковалю
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Мариан Викторович, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.
Ваше желание будет исполнено.
И. Сталин» Газета «Известия», 24 марта 1943 года.
В 1948 году Мариан Коваль вошёл в число руководителей новосозданного СК СССР. В 1948—1952 годах он был редактором журнала «Советская музыка», начав свою деятельность во главе издания с публикации в трёх номерах своей статьи «Творческий путь Д. Шостаковича» — по мнению исследователя Шостаковича, «политический донос, содержавший сокрушительную критику творчества Шостаковича в целом». К. Мейер. «Шостакович: Жизнь. Творчество. Время», «Композитор», 1998.
М.В. Коваль создал много хоровых и сольных вокальных циклов, романсов, массовых песен, фортепианных пьес, обработок русских народных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам. Автор многочисленных статей и книги «С песней через годы». В 1956—1961 годах — художественный руководитель Русского народного хора имени М.Е. Пятницкого.
М.В. Коваль умер 15 февраля 1971 года в Москве.
3. Творческая биография поэта
Федор Иванович Тютчев недаром считается одним из лучших русских классиков. Он прославился не только как поэт, но и как дипломат на службе России, а также (хоть и в меньшей степени) как публицист и член-корреспондент Петербургской Академии Наук.
«Фёдор Тютчев родился родовом поместье Овстуг Брянского уезда пятого декабря 1803 года. Можно сказать, что он был вундеркиндом. Он знал латынь, увлекался римской поэзией и в 13 лет переводил стихи Горация. Четырнадцати лет от роду стал вольным слушателем Словесного отделения Московского университета, а в 16 стал членом студенческого Общества любителей русской литературы. Получив диплом в 1821 году, Тютчев получает неплохое место — работу атташе (хотя и внештатного) в Баварии, при Российской дипломатической миссии». Статья С. Варки. Сайт fb.ru.
В Мюнхене Тютчев (биография краткая не передает подробностей) знакомится с Гейне и Шеллингом, а также с Новалисом, который в последствии оказал на творчество поэта очень большое влияние.
Исследователи произведений и стилистики Тютчева считают, что его творческое наследие можно разделить на три периода. Юношеские стихи (до 1820 г.) архаичны по стилю. Второй период (1820-40-е гг.) — это одическая поэзия, в которой сплелись черты европейского романтизма. После 10-летнего перерыва в написании стихов начинается третий, зрелый период (1850-70). Создается «Денисьевский цикл» любовной лирики, пишутся политические произведения.
Все художественное наследие Тютчева — лирика. В небольшом лирическом стихотворении он нашел форму, в которой смог выразить свой мир с наибольшей полнотой. В течение всей жизни он писал по существу об одном — о природе и человеке в соотношении с природой, и можно с достаточным основанием считать, что все творчество Тютчева представляет собой единый текст.
Своеобразие понимания Тютчевым природы особенно видно, когда мы сравниваем его стихи с пейзажной лирикой Пушкина, Некрасова, Фета. Природа для Тютчева не просто цветы и деревья, животные и птицы, ручьи и леса, которые он изображает и которыми любуется, они всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос». Тютчев может прямо говорить об этой целостности, а может создавать образ единого мира.
4. Музыкально-теоретический анализ
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что именно картины природы, которыми так богата поэзия Тютчева, особенно часто побуждали композиторов к созданию хоровых сочинений. Начало этой тенденции находим еще в хорах Танеева, Чеснокова и других музыкантов предреволюционной эпохи. Из произведений, более близких нам по времени (последние 50 лет), назовем сочинения таких разных авторов, как Р.М. Глиэр, А.Н. Александров, М. Коваль, В. Рубин, Р. Бойко и Ю. Чичков.
Все же неверно было бы думать, что хоровое воплощение получали стихотворения Тютчева, посвященные только образам природы. Цикл «5 хоров» на стихи Ф. Тютчева (1945) М. Коваля охватывает произведения Тютчева, затрагивающие вопрос мировой скорби (стихотворение «Слезы»), а также проекция человеческой жизни в картинах природы («Листья», «Что ты клонишь над водами»). «Нередко близкие русским народным интонациям, отличающиеся богато разработанной полифонией, в целом хоры эти представляются все же чрезмерно многозвучными, а порою и «громогласными», что в известной мере лишает их и той контрастности, которую как будто предполагает сам отбор и порядок тютчевских стихотворений: «Восход солнца» («Молчит сомнительно восток»), «Что ты клонишь над водами», «Весенние воды», «Слезы», «Листья»». Искусство слова. Сборник статей к 80-летию члена-корреспондента АН СССР Димитрия Димитриевича Благого. Статья «Тютчев в музыке» — Издательство «Наука», М. 1973. Стр. 562.
Хор «Что ты клонишь над водами», которому посвящена настоящая аннотация, имеет авторское воплощение композитора, близкое к замыслу поэта, но отличное от него.
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей.
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой.
Автор использует полностью текст, без видоизменений, соглашаясь с кульминацией поэта, воплощая ее в музыкальной ткани. Коваль трактует первую две строки стихотворения («Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою?») как рефрен, который помогает ему оформить произведение в законченную миниатюру.
Эти строки — знаковые. С этих слов начинается произведение в виде развитого мелодически запева альтов, этими же словами мужской хор открывает первую часть произведения, но уже с мелодическими, ритмическими, характерными изменениями.
Коваль избрал сочетание тембров сопрано-тенор и альт-бас как две контрастные линии. В первом случае, используется интонация вопросительная (при помощи восходящей квинты) и полное дублирование первой части запева.
Вторая же линия, альт-бас, воплощает утверждение нисходящей заполненной квартой и заканчивая фразу на тонической квинте.
Средний раздел — в корне отличный музыкальный материал. Контраст в появлении новой тональности (H-dur), изменении фактуры, темпа (смена moderato sostenuto — poco piu mosso), ритмической организации. Кульминация особо выделена посредством нового характера (poco accelerando), возрастающей динамикой (p-mp-mF-FF) секвентно развивая фразу с текстом «и на солнце, нежась, блещет», организовывая материал в новом размере
постепенно выводя партии из удобной тесситуры в неудобную, достигая максимального напряжения: самая высокая звуковысотная точка — пик кульминации (на словах «и смеется над тобой»),
после которой следует мощный спад , отмеченный характером pesante, утихающей динамикой и возвращением в удобную тесситуру.
Третий раздел — реприза первого, с двухтактовым дополнением.
Таким образом, схема формы хора «Что ты клонишь над водами» такова:
А(4 такта запев+7 тактов) В (12 тактов) А1(4 такта запев+7 тактов+2 такта дополнения).
Фактура в данном произведении, смешанная , как и в большинстве хоровых сочинений: здесь и гомофонно-гармонический склад, и элементы подголосочности, встречаются и аккордовые эпизоды
Общее настроение хора «Что ты клонишь над водами» — задумчиво-созерцательное, о чем свидетельствуют темп moderato sostenuto, прием звуковедения legato, динамика в крайних частях — не больше mF (на данном динамическом оттенке проводится фраза-рефрен:
С точки зрения ритма, интерес представляет ритмическая фигура триоли. Применяя триоли, композитор делает смысловой акцент:
5. Вокально-хоровой анализ
Произведение М.В. Коваля написано для смешанного хорового коллектива, состоящего из 4 партий. В каждой из партий встречается divisi.
Частные диапазоны партий:
S: fis первой октавы — h второй октавы
A: gis малой октавы — e второй октавы
T:fis малой октавы — h первой октавы
B: gis большой октавы — e первой октавы
Общий диапазон: gis большой октавы — h второй октавы
Тесситурные условия преимущественно удобные, но в момент кульминации создаются напряженные условия, что является художественной необходимостью. Основной прием звуковедения — legato, атака — мягкая в первом и третьем разделах, твердая — в среднем разделе.
6. Особенности дирижерского исполнения
В хоре «Что ты клонишь над водами» достаточно много трудностей. Они начинаются уже с первой фразы, которую исполняют альты. Данную фразу, которая достаточно протяженная по объему, необходимо выполнить идеально точно в интонационном плане, ритмическом и динамическом.
Разнообразие динамики, точное выполнения которой необходимо для выражения заданной поэтом мысли, также представляет трудность для дирижера. Выполняя ее, нельзя забывать о постоянном legato, даже в тех эпизодах, где ритм провоцирует на некую «маршевость»:
Две линии (сопрано-тенор и альт-бас), о значении которых говорилось выше, необходимо соблюсти, помимо точного унисона, еще и в оптимальном звуковом балансе, чтобы ни одна из партий не привлекала к себе внимания больше, чем к другой. Кульминационный подъем в среднем разделе, где размер меняется с 3/4 на 4/4, необходимо выполнить как можно плавнее, чтобы не появлялись ненужные сильные доли, которые провоцируются ударениями в тексте:
Для достижения большего эффекта контраста, необходимо, после кульминационной части, вернуть к характеру первого раздела. Для этого дирижеру дана фермата на паузе,
во время которой необходимо настроить хор на первоначальный характер.
В дополнении следует сделать crescendo, почти morendo, для создания некоей медитативности, «многоточия» после сказанного.
1. Брук, Мирра Семеновна. Мариан Коваль. М.-Л. 1950.
2. Искусство слова. Сборник статей к 80-летию члена-корреспондента АН СССР Димитрия Димитриевича Благого. Статья «Тютчев в музыке» — Издательство «Наука», М. 1973. Стр. 562.
3. Газета «Известия», 24 марта 1943 года.
4. К. Мейер. «Шостакович: Жизнь. Творчество. Время», «Композитор», 1998.
5. Романовский Н.В. Хоровой словарь. — М., Музыка, 2010.
6. Сохoр A., Русская советская песня, Л., 1959.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Хоровое искусство в России. Выразительные возможности хора. Обращение композиторов к созданию хоровых произведений. Особенности творчества В.С. Ходоша. Хоровой цикл «Времена года»: музыкально-теоретический и исполнительский анализ (I часть цикла «Весна»).
реферат [20,4 K], добавлен 21.01.2012
Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.
реферат [32,3 K], добавлен 24.04.2016
Биография композитора, дирижёра и музыкально-общественного деятеля П.И. Чайковского. Музыкально-теоретический анализ хора «Соловушко». Лирический характер, ладогармонические и метроритмические особенности запева. Вокально-хоровые и дирижерские трудности.
курсовая работа [4,7 M], добавлен 20.03.2014
Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения «Я убит подо Ржевом». Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 01.03.2016
Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая «начинка» хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.
реферат [944,1 K], добавлен 21.05.2016
Творческий портрет композитора Калинникова Виктора Сергеевича и его произведения. Краткая биография и характеристика творчества Никитина Ивана Саввича. Мелодизация голосов и полифония. Обработки народных песен. Хоры, написанные на стихи русских поэтов.
реферат [1,8 M], добавлен 05.06.2015
Общие особенности, источники и принципы творчества как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С. Баха. Единство мира баховских образов, хорал и полифоничность. Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах.
курсовая работа [49,3 K], добавлен 30.03.2013
Источник