Крамер этюд ре минор ноты

Пособие по общему курсу фортепиано

Ноты, пособия, самоучители по обучению игре на фортепиано

И. Крамер
Этюд ре минор

Этюд построен на непрерывном развертывании одной технической формулы — ломаного арпеджио. Он подготовит вас к исполнению аналогичной фактуры как в сочинениях композиторов-классиков, так и романтиков, в творчестве которых этот вид фортепианного изложения получил большое распространение.
Основные принципы работы над этюдом были нами изложены в предыдущей аннотации (см. с. 5). Мы рекомендуем ими руководствоваться и в этом случае. Однако в работе над каждым произведением надо учитывать и его индивидуальные черты.
В этюде Крамера технические трудности сосредоточены в партии правой руки. Паузы лишь в двух случаях на мгновение прерывают сквозное развитие первоначального мотива; таким образом, исполнение предлагаемого сочинения потребует от вас большой технической сноровки и выдержки.
В данном этюде музыкальную фразу образует двутакт, следовательно, представлять каждые два такта нужно как единую звуковую волну. Первая нота пассажа служит точкой опоры для последующего разбега; кисть и запястье здесь идут вниз, а на последних нотах (четвертая квартоль) — наверх. Это движение руки поможет вам исполнить тот или иной пассаж «на одном смычке». Следите за тем, чтобы в местах стыков пассажей «объединяющие» движения руки не разрывали музыкальную фразу.
После того, как пассажи вами в целом освоены, необходимо более детально разобраться в их мотивном строении (скобки в нотном примере отмечают границы мотивов):

Обратите внимание на то, что в восходящем движении границы мотива и аппликатурной позиции совпадают. Поучите мотивы отдельно, добиваясь отчетливой,«дикции» пальцев. Рекомендуем также поиграть их, акцентируя каждую ноту. Такой способ поможет добиться пальцевой ровности. Советуем затем поучить ломаные арпеджио с остановками между мотивами; постепенно сокращайте эти остановки до минимума, добиваясь исполнения пассажа на одном дыхании.
Рекомендуемый нами план работы над ломаными арпеджио сводится, таким образом, к следующему: от общего к частному и вновь к соединению частных моментов в одно целое. Вначале вы пытаетесь освоить музыкальные фразы, затем переходите к работе над отдельными звеньями пассажей, с тем, чтобы потом собрать их в одно целое (т. е. сначала в пассаж, простирающийся на такт, а затем уже в пассажи, составляющие музыкальные фразы).
Большое значение имеет положение пальцев и кисти перед началом исполнения каждой фразы. Пальцы должны быть собранными: не следует уже «на старте» широко распластывать кисть, стремясь заранее охватить весь пассаж. Это может вызвать напряжение руки и уменьшит ловкость пальцев.
Крамер не обозначил, как надо исполнять в динамическом отношении пассажи при движении наверх и вниз. Однако волнообразное движение (арпеджио то взметаются ввысь, то тяжело ниспадают, напоминая всплески волн) предполагает небольшое нарастание звучности к вершине пассажа (об этом говорится и в примечаниях Г. Бюлова к этому этюду— см. примечание 2 на с. 8). Пальцы, приходящиеся на «гребень волны» (см. ноты, обведенные кружком, в примере 1), должны с большим нажимом, активно захватывать клавиши. Очень важно найти степень этого нажима: как всегда, игровые ощущения корректируются слухом (звук не должен быть «задушенным» или резким).
Целесообразно поучить последовательности ломаных арпеджио различными динамическими красками (например, f, mf, р, рр), добиваясь ровности ведения звуковой линии.
Тем, у кого слабые, инертные пальцы, советуем поиграть пассажи staccato. В медленном темпе — сильным звуком; пальцы как бы «выхватывают» каждую ноту из клавиатуры с помощью кисти и запястья. В среднем и быстром темпе staccato должно быть более легким и острым; в этом случае движение пальца направлено «к себе», под ладонь.
Один из эффективнейших методов освоения пассажей — прием «броска», который воспитывает виртуозную хватку и способствует овладению пассажами в быстром темпе. Советуем поиграть ломаные арпеджио, постепенно наращивая количество звуков в пассаже, двумя способами. В первом случае бросок устремлен к какой-либо ноте:

Читайте также:  Конфета нота бум углеводы

Хорошенько опирайтесь на тот палец, которым оканчивается бросок; на последней ноте пассажа научитесь собирать пальцы в кулак. Благодаря этому, вы лучше разработаете ладонные мышцы, играющие важную роль в фортепианной технике.
Второй рекомендуемый нами способ противоположен первому — группа нот как бы выплескивается из опорного акцентированного звука:

У вас должно быть такое ощущение, будто с трудом сдерживаемая энергия, словно стрела из натянутого лука, стремится вырваться из первой ноты. Опорные звуки исполняйте весомо, свободной рукой. Почувствуйте всю прелесть, увлекательность игры этим приемом. Начатый бросок обязательно доводите до конца, даже если по пути возникает какая-то случайная нота; найдите причину ошибки после того, как сыграли пассаж, и внесите соответствующие коррективы при повторном исполнении.
Полезно в процессе работы применять метод, рекомендуемый Ф. Лешетицким. Поиграйте этюд в медленном и среднем темпе в ритмически свободном движении, замедляя темп там, где встречаются неудобные для руки положения, а также происходит смена фигурационного рисунка. Работая этим методом, вы научитесь сосредоточиваться на менее удобных в техническом отношении пассажах.
Обратите внимание на следующие моменты этюда. В такте 3 в основе ломаных арпеджио лежит уменьшенное трезвучие и его обращения; появляется тритон — новый, непривычный для руки интервал. В такте 7 и 14 дистанция «пробега» становится более короткой: вместо пассажа, простирающегося почти на три октавы, здесь появляются два, охватывающие немногим более октавы. Естественно, что в этих тактах ритм движения руки должен измениться. Воспользуйтесь дважды в такте плавным объединяющим движением кисти и запястья. Точками опоры вам послужат первые ноты первой и третьей квартолей. В тактах 15 и 23 первые квартоли содержат скачки на дециму. Научитесь плавно, близко к клавиатуре переносить руку с ноты ре первой октавы на ноту фа второй октавы. Старайтесь как бы дотянуть одну ноту до другой; это поможет сыграть пассаж legato.

В тактах 8, 16 и 25 на смену ломаным арпеджио приходят пассажи, последние ноты которых поручено исполнять левой руке. Отдельно поработайте над моментами перекладывания руки через 1-й палец. Постарайтесь добиться, чтобы пассаж звучал ровно, на одном дыхании, незаметно переходя из одной руки в другую. Заключительную ноту подобных пассажей нужно играть staccato. У вас должно быть такое ощущение, словно пассаж куда-то «улетает»; 5-й палец, берущий последнюю ноту, плавным движением «уносится» наверх вместе с кистью и рукой. Последующая пауза пусть послужит «островком отдыха» для ваших рук.
В партии левой руки арпеджированные аккорды рекомендуем исполнять движением руки снизу вверх. Пальцы должны быть активными и цепкими. Сохраняя объединяющее движение руки, советуем поучить ноты разложенного аккорда staccato.
приемом щипка (представьте себе, что вы перебираете струны арфы). Полезно также поиграть аккорды без арпеджирования, мягким и глубоким прикосновением пальцев к клавишам. Постарайтесь в процессе работы добиться рельефного звучания средних нот («начинки») в аккорде. Для этого динамически расслоите аккорд: бас исполняйте mf, средние ноты — f, а верхнюю ноту — р.
Несколько слов о педали. В этом этюде встречается как прямая, так и запаздывающая педаль. При восходящем движении тридцатьвторых уместно брать запаздывающую педаль на весь такт, что поможет сделать интонационное crescendo к динамической вершине пассажа. Все ноты арпеджированного аккорда (и, конечно, бас) должны попасть в педаль. В тактах 7 и 14 рекомендуем брать прямую короткую педаль на каждую новую гармонию.

Целенаправленная работа в медленном темпе должна привести к качественному исполнению этюда в среднем и быстром темпе. При игре даже в медленном темпе важно правильно определить ритмическую пульсацию этюда, т. е. уяснить, какую метрическую единицу вы изберете — шестнадцатые, восьмые, четверти или половинные доли. Вначале мы рекомендуем научиться мыслить пассажи по восьмым; в таком случае тридцатьвторые в такте будут группироваться по 4 ноты. Через некоторое время, когда вы лучше освоите этюд, попробуйте дальше рационализировать свои представления: теперь группа будет состоять из 8 нот. На заключительном этапе научитесь исполнять целый такт «на один удар дирижерской палочки».
Последовательное увеличение единицы пульсации позволит значительно сдвинуть темп, добиться скользящего движения как в медленном, так и в более подвижном темпе. Помните, что произведение, сыгранное в одном и том же темпе, но с различными единицами пульсации, воспринимается и звучит по-разному. Мышление мелкими ритмическими категориями приводит к тому, что музыкальная мысль как бы топчется на одном месте: она лишена устремленности, движения вперед.
В случае, если не удастся достигнуть качественного исполнения в темпе, задуманном Крамером (метрономическое обозначение = 138), мы рекомендуем придерживаться. «компромиссной» скорости движения в пределах = от 98 до 128. Избранный вами темп должен быть единым на протяжении всего произведения.
В заключение напомним мудрый совет Ф. Бузони: «Попытайся взглянуть на этюды для юношества с точки зрения виртуоза. Ты удивишься, как трудно сыграть какого-нибудь Черни, Крамера, Клементи».

Источник

Этюды — ноты для фортепиано в ДМШ

Серия нотного издания
«Педагогический репертуар» с этюдами для детской музыкальной школы


Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа ДМШ 4 класс
Этюды
для фортепиано
выпуск 2
“Музыка”, 1970г.
номер 6342

  • К. Черни. Три этюда
  • А. Бертини. Два этюда
  • К. Сорокин. Зимний вечер (Метелица)
  • Д. Львов-Компанеец. Юмореска.
  • Л. Шварц. Терции
  • С. Разоренов. Ручеек
  • Е. Голубев. Игра в мяч.
  • Ю. Слонов. Прелюдия-этюд.
  • Ю. Рожавская. Игра
  • Е. Корчинский Волчек запустили
  • М. Парцхаладзе. Этюд.
  • Ю. Бирюков. Два этюда

Скачать ноты

Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа ДМШ 5 класс
Этюды
для фортепиано
выпуск 2
составление и редакция В.А. Натансона
“Музыка”, 1976г.
номер 6341

  • К. Черни. Три этюда
  • С. Геллер. Два этюда
  • Г. Пахульский. Маленький этюд
  • А. Гедике. Скерцо. Два этюда
  • Р. Щедрин. Этюд.
  • Ю. Шишаков. Этюд-пастораль
  • О. Комарницкий. Этюд
  • Г. Фрид. Галоп

Скачать ноты

Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа ДМШ 6 класс
Этюды
для фортепиано
выпуск 1
составление и редакция В.А. Натансона
“Музыка”, 1976г.
номер 9317

  • К. Дёринг. Листья и воздухе
  • Г. Шмидт. Этюд.
  • А. Лёшгорн. Три этюда
  • А. Бертини. Два этюда
  • В. Шитте. Этюд
  • С. Майкипар. Русалка
  • Л. Лукамский. Светлячки
  • А. Гедике. Мелодический этюд
  • Ю. Полунин, Прялка
  • К. Сорокин. На спортивной площадке
  • А. Мынов. Три этюда

Скачать ноты


Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа ДМШ 6 класс
Этюды
для фортепиано
выпуск 2
составление и редакция В.А. Натансона
“Музыка”, 1976г., 1970г.
номер 9320 6343

  • Бертини А. Два этюда.
  • Черни К. (под редакцией Гермера) Три этюда
  • Шитте Л. Два этюда.
  • Лёшгорн А. Три этюда.
  • Фохт И. Два этюда
  • Майкапар С. Две стаккато-прелюдии
  • Ренев В. Этюд
  • Резников Н. Шутка
  • Г.Киркор. Пьеса-этюд
  • Раухвергер М. Этюд
  • Лазарев Э. Скерцино
  • Фрид Г. Дождик, Токката

Скачать ноты

Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа ДМШ 7 класс
Этюды
для фортепиано
выпуск 1
редактор-составитель В.А. Натансон
“Музыка”, 1976г.
номер 5733

  • И. Гуммель. Три этюда
    • 1. Соч. 125, № 1.
    • 2. Соч. 125, № 3.
    • 3. Соч. 126, № 15.
  • М. Мошковский. Два этюда
    • 1. Соч. 72, № 2.
    • 2. Соч. 72, № 6.
  • А. Аренский. Соч. 19, № 1. Этюд
  • Р. Глиэр. Соч. 31, № 8. Этюд.
  • Ан. Александров. Два этюда
    • 1. Соч. 33, № 2.
    • 2. Соч. 75, № 4.
  • Н. Сильванский. Метелица
  • Г. Киркор. Соч. 15, № 12. Пьеса-этюд
  • М. Парцхаладзе. Этюд

Скачать ноты

Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа ДМШ 7 класс
Этюды
для фортепиано
выпуск 2
редактор-составитель Е.П. Ховен
“Музыка”, 1976г.
номер 9354

  • Лёшгорн А. Два этюда. Соч. 66
  • Черни К. Три этюда. Соч. 299 Три этюда. Соч. 740
  • Мошковский М. Этюд. Соч. 18, № 3
  • Кобылянский А. Этюд
  • Зиринг В. Два октавных этюда. Соч. 14
  • Гедике А. Этюд. Соч. 77, № 6
  • Кабалевский Д. Прелюдия. Соч. 38, № 6

Скачать ноты

Педагогический репертуар
Детская музыкальная школа ДМШ 7 класс
Этюды
для фортепиано
выпуск 3
редактор-составитель В.А. Натансон
“Музыка”, 1976г.
номер 7951

  • Гуммель И. Соч. 125, № 8. ЭТЮД.
  • Лев И. ДВА ЭТЮДА
    • Соч. 281, № 1
    • Соч. 281, № 2
  • Чайковский П. Соч. 40, № 1. ЭТЮД.
  • Аренский А. Соч. 74, № 7. ЭТЮД.
  • Лядов А. Соч. 37. ЭТЮД
  • Агафонников В. ЮЛА
  • Николаева Т. Соч. 22, № 1. ЭТЮД.
  • Полонский А. ТОККАТИНА Фа-диез мажор

Скачать ноты

Источник

Оцените статью