Красивая гармония для гитары

Гитара


Гармонии

Гармония (другое название гамма) — это набор звуков, который гармонически вписывается в аккорд, звучащий в данный момент на гитаре. Это набор звуков, которые «не режут слух», то есть допустимы для данного аккорда, другие звуки использовать нельзя. Зачем Вам надо выучить гармонии? Работа эта, на первый взгляд может показаться монотонной, но поняв как располагаются допустимые ноты для того или иного аккорда, Вы в дальнейшем без проблем будете сами собирать любые аккорды. Итак, здесь представлены две гармонии. Для простоты восприятия, начинать гармонию будем с басовой ноты, которая будет располагаться на 6 струне, заканчивать гармонию будем на 1 струне.

Начальная и конечная точки — есть основная нота данного аккорда. Здесь представлены Соль мажор и Соль минор. Для простоты мы обозначили ноты по номерам, двигайтесь от начальных номеров к конечным, это и есть гармония. Заучите гармонию, старайтесь так разместить руку, чтобы она не перемещалась по грифу, работать поочередно должны все пальцы левой руки. Зажимайте по одной струне и перемещайтесь к более высокой ноте, когда дойдете до последней возвращайтесь назад таким же образом.

После того, как Вы поймете как расположены «допустимые ноты» данных двух аккордов, проделайте тоже самое со всеми семью аккордами, находя их главную ноту на Шестой струне гитары.

Гитарные гармонии

хочу поблагодарить вас за ваш сайт и терпение с которым вы разъясняете как возможно обучаться игре на гитаре без чтения нот. Я в школьное время закончил музыкальную школу по классу фортепиано с нотами, сольфеджио и хором, но когда заглянул в ноты для гитары. дело не заладилось. На пиано это просто видишь ноту — жмёшь клавишу, но . Одним словом пройдя студенчество и армию я научился подыгрывать на гитаре на традиционном наборе аккордов. Былая подготовка пальцев позволили освоить переборы быстрее чем бой по струнам. Но сколько я не пытался что то начать с нотами, так и не смог. Видимо пиано разбаловало

. Теперь же увидев вашу методику воспрянул духом и полон желания углубиться в освоении гитары.

И всё равно, что всякие теоретики от музыки пишут, у них свой путь, большинству обычного народа данная методика будет весьма интересна.

Ещё раз благодарю вас за подаренную мне надежду.

Ответ: Первая струна на рисунке выше других. Шестая струна на рисунке ниже всех. Гитара показана так, как на неё смотрит гитарист. Возьмите гитару и посмотрите на неё, когда Вы на ней играете, то есть когда она у вас в руках. Вы увидите, что так мы и рисуем на картинке гитару.

Цифры — это места, где зажимаются струны.

на данных картинках — это показаны ГАММЫ, то есть те места, которые ДОПУСТИМЫ в данном случае СОЛЬ мажор (верхний рисунок) и СОЛЬ минор (нижний рисунок)

то есть не аккорды, а это ГАММЫ, которые следует играть для учебы

Источник

Акустическая гитара >Создание гармонии в рамках мажорной гаммы

Некоторые популярные произведения, такие как «Lean On Me» Билла Уизерса (Bill Withers) или «Brokeback Mountain» Густа́во Сантаола́лья (Gustavo Santaolalla), думаю пары примеров хватит, искусно совмещают в себе прелестную мелодию и хордальное сопровождение, которое достигается определенным образом.

В то время как отношение аккордов и гамм может показаться довольно очевидным для вас, это очень важно, было время, когда гармония воспринималась ни как серия автономных наборов нот (аккордов), но как пересечение одновременно с голосом или мелодией.

Бах, например, скорее всего, смотрел бы на тебя удивленным взглядом, если бы в качестве гармонии к песне использовался только До-мажор, даже если бы ты пел эту песню по-немецки.)) То, что он услышал бы, называлось движением независимых голосов: гармония играется отдельно от мелодии.

А все должно быть иначе. Любая песня должна строиться следующим образом: перво наперво должна писаться мелодия (по гамме или аккордами) — называется она первичным голосом. И поддерживаться мелодия должна вспомогательным голосом — гармонией. Связь гармонии и мелодии очень прочная, и при написании своей собственной песни, не стоит пренебрегать этим важным правилом.

Если Вы до сих пор думаете, что я говорю про двух гитаристов, исполняющих отдельно гармонию, а другой мелодию, Вы заблуждаетесь. Все вышесказанное играется на одной гитаре, одним гитаристом. Давайте посмотрим на примерах, и станет понятно.

На рисунке 1 показана одна октава До-мажорной гаммы, которую играют на второй струне; На рисунке 2 показана та же гамма, но построенная в триады, высокая нота которых, является корнем До-мажорной гаммы. Держите большой палец левой руки кольцом до четвертой струны, чтобы не беспокоить струны, не участвующие в аккорде — это облегчит быстрое перемещение по грифу гитары .

Хотя существует семь аккордов (ступеней) в гамме (обозначается, как это принято, римскими цифрами), есть только три устойчивые: I, IV и V; А II, III, и VI ,VII являются добавочными. Порядок ступеней в пределах одной гаммы делает транспонирование относительно легко.

На рисунке 3 используются эти аккорды для создания гармонизированной мелодии, подобной «Lean On Me».

На рисунке 4, внутренний голос каждого аккорда заменяется открытой G третьей струны, чтобы создать «мечтательный» гул, напоминающий тот, что используется в «Brokeback Mountain». (Для простоты, используются символы, обозначающие полный аккорд).

Мелодия, это и есть верхние звуки череды аккордов. Можно составить красивую гармонию, тогда верхний голос будет являться мелодией. Можно наоборот, уже готовую мелодию гармонизировать аккордами.

Все наглядно, все понимается. Решил попробовать по шаблону, пальцы левой руки не успевают устают. Может посоветуете упражнения для развития пальцев.

Сегодня мой молодой человек решил поиграть мне мелодии по этим шаблонам. Достаточно не плохо получилось. Конечно, в «Brokeback Mountain» звучит намного чище, но немного практики и достижение гармонии в мажорной гамме не за горами!

Источник

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Оцените статью