Красивая обложка для нот

Fine Books,Prints,Photographs & Icons

Забавная библиография

Сейчас на сайте

Ваше мнение

Холодков В.В. Нотные обложки эпохи модерна.

Искусство книги стало одной из наиболее характерных областей проявления стиля модерн в отечественной культуре рубежа XIX—XX веков. Стараниями художников, объединившихся вокруг «Мира искусства», эта сфера творческой деятельности обрела не только новый облик, но и поднялась на ступень качественно более высокую, чем в предыдущие эпохи,— книга в целом выделилась как объект художественного творчества, превратившись в своего рода изысканную вещь, предмет искусства. Теоретическая программа и творческая практика ведущих художников «Мира искусства» во многом определила стилистические искания в различных областях искусства той поры, отразившись как в наиболее высоких, рафинированных его проявлениях, так и в массовой художественной продукции, обращенной к широкому и не слишком взыскательному потребителю. Предметом настоящей статьи является анализ именно такого второстепенного по своим художественным достоинствам явления в искусстве русского модерна — широко распространившейся в тот период печатной нотной литературы, в первую очередь издания песен и романсов. Эта особая область книжной продукции, насколько нам известно, никогда не была объектом специального рассмотрения в искусствоведческой науке. Более того, она не привлекала внимания исследователей даже как одно из частных, но характерных проявлений искусства оформления книги.

Зорбато И. Обложка нот

«Песни египетской царицы» М. Мишеля.

Обложка нот романсов Е. Греве-Соболевской.

Между тем нотные издания в количественном да и качественном отношении составляют заметное явление — они имели широкое хождение в самых различных кругах общества, выпускались рядом столичных и периферийных издательств, были тесно связаны с формированием массового вкуса, отражали характерные тенденции развития музыкальной культуры, поэзии, театра, исполнительского мастерства. В их оформлении принимали участие многие художники, заслуженно известные, модные и ныне совершенно забытые, в том числе работавшие только в этой специфической области книжной графики. Между тем ноты и нотные обложки не только не изучались, но и не собирались до сих пор специально в качестве образцов книжной графики и полиграфической продукции. Ввиду этого преимущественный материал для этой статьи составила собственная коллекция автора, в которой имеются, в частности, сотни изданий, хронологически и стилистически (а ниже будет показано, что это не всегда совпадает) относящихся к периоду модерна. Работа художника сосредоточена здесь преимущественно на оформлении передней стороны обложки.

Читайте также:  Как сделать пианино с конфетами

Знаменитые песенки А.Н. Вертинского: «Ариетки Пьеро».

В некоторых случаях рука его ощущается и в решении задней стороны, чрезвычайно редко касается она самого нотного текста. Об этом хочется сказать особо: функциональная сторона, истинная суть издания, рассчитанная на деловое восприятие певца или пианиста, предельно прозаична. Обращенная вовне, к мимолетному взгляду случайного зрителя обложка завлекает и даже обвораживает, подобно фасаду, глядящему на прохожего, столь характерному в зданиях стиля модерн. В этом нотная обложка схожа с обложкой журнала и даже с плакатом. И речь здесь идет не только о художественном приеме, броском и ярком, но и о самом значении так решенного, как правило, крупноформатного по сравнению с книжной обложкой листа — он призван пробудить множественные ассоциации, меньше всего связанные со скучным и далеко не каждому понятным набором нотных знаков. За этой обложкой — чувственные образы поэзии, эмоциональный мелодический строй, запомнившийся и будоражащий воображение облик исполнителя, театральные новации, острота нарождающегося киноприема, одним словом, все то, что передает стиль и настроение той мятежной и противоречивой эпохи. Эта синтетичность задач, выраженная художником с большой, порой рискованной долей откровенности, как известно, в целом характерна для искусства модерна. Ко времени, о котором мы говорим, культура оформления книги в России прошла ряд значительных этапов. Аристократические издания альманахов пушкинской поры, пронизанные утонченным духом ампира, рисунки А.А. Агина и П.М. Боклевского к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, М.А. Зичи к произведениям М.Ю. Лермонтова, незатейливые иллюстрации к дешевым книжкам для народа и роскошные гравированные издания конца XIX века — все это было уже позади, когда нотная продукция в России лишь начала набирать силу. Многовековое искусство оформления рукописных нотных сборников с богатейшими, писанными золотом и киноварью заставками и буквицами еще жило в народе, в первую очередь в старообрядческой среде, но оно никак не соприкасалось с печатными нотными изданиями.

Обложка нот «Танца апашей».

Обложка нот вальса «Грёзы» Арчибальда Джойса.

Лишь отголоски псевдорусского стиля, графической и полиграфической «ропетовщины», подобно вывернутой наизнанку традиции, ложились на обложки богато изданных и напечатанных нередко в немецких типографиях нотных фолиантов опер М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Новый стиль шумно и презрительно ворвался в эту торжественно дремавшую берендеевщину, одновременно эпатируя и завлекая широкую и разношерстную публику, открывшую в культуре ранее неведомые ей разносолы. В оформлении нотных обложек, как и в других областях творчества художников эпохи модерна, четко обозначилось принципиальное различие между высокими, рафинированными, и низкими, будничными, проявлениями стиля. Между работами таких первоклассных мастеров, как Е.Е. Лансере, В.Н. Масютин, В.И. Денисов, М.К. Чюрлёнис, и продукцией десятков художников, давно и справедливо забытых, лежала такая же пропасть, как между особняками Ф. Шехтеля и доходными домами стиля модерн, быстро наводнившими города нашей провинции. Следует сразу сказать, что в нотных изданиях, многочисленных и расхожих, высокое художественное качество встречается весьма редко. Стильность модерна, столь увлекающая после десятилетий господства эклектики, проявляется здесь, однако, отнюдь не в одних лишь лучших вещах, она достаточно остро ощущается и в самой рядовой продукции, заставляя постоянно помнить о присущих этому течению в искусстве глубоких противоречиях.

Обложка нот «Соловейко» М. Кропивницкого.

С. Шульгин. Обложка нот «Фиалки» М.Н. Быкова.

Его самоутверждению в обществе в не меньшей степени способствовали разошедшиеся миллионными тиражами кузнецовские тарелки, украшенные механически нанесенным характерным растительным узором, чем изысканные майолики М.А. Врубеля и «Маска» К.А. Сомова. Каковы же основные предметы стиля в русской нотной продукции этого времени? Они общи, характерны и даже тривиальны, мало отличаются от особенностей его проявления в других областях искусства. Это в первую очередь выразительная линия меняющейся толщины, изысканно, певуче изгибающаяся и неожиданно ломающаяся, манерная и чувственная, как поэмы Игоря Северянина, имя которого мы, кстати, нередко встречаем на нотных обложках той поры. Расположенная вдоль контура обложки, преимущественно вертикальная, тянущаяся вверх и прихотливо круглящаяся на углах, она создает ощущение движения, порой экспрессии, подчеркнуто ложной или внезапно прекращающейся по причудливой воле художника. Линия функциональна, она диктует композицию, порой образует картуш, вмещающий живописный акцент или название песни, но ее конструктивная роль всегда закамуфлирована, скрыта под внешней прихотливостью, подчеркнутой арабесковостью. В ней нет динамики барокко, изыска рококо, строгости классицизма. Она откровенно отбрасывает реалистические формы передвижников, вступает в противоборство с импрессионизмом, отрицавшим значение линии и контура. Она всевластна и как-то по-особому мелодична — качество в рассматриваемом материале отнюдь не второстепенное. Композиция большинства нотных обложек в полном соответствии с законами стиля решена асимметрично.

Пример нот, изданных в Одессе.

Зачастую рисунок располагается на правой или левой стороне плоскости, оставляя свободное поле для размещения шрифтовой части. Реже тот же прием используется при горизонтальном членении обложки. В то же время характерно, что наиболее значительные мастера, как Е.Е. Лансере или В.Н. Масютин, предпочитают строгую, симметричную композицию. В двух обложках Е.Е. Лансере — «Сочинения Н.Н. Черепнина» (слова Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) и «Фейные сказки» (музыка Н.Н. Черепнина, слова К.Д. Бальмонта) — ярко проявляются особенности книжной графики этого художника, одного из основателей «Мира искусства». Они обладают не частой для нотной продукции той поры четкой тектоничностыо, изысканностью рисунка, строгостью шрифта, колористическим благородством. Рисунок, украшающий обложку, многоделен и очень тщательно исполнен. Он включает характерные для искусства модерна растительные и мифологические мотивы, крепко скомпонованные, логично сочетающиеся, требующие определенной зрительской культуры для их полноценного восприятия. Уважительное отношение к композитору подчеркивается в одном из случаев помещением в виньетку его рисованного портрета — случай весьма редкий, объясняемый, вероятно, той особой ролыо, которую Н.Н. Черепнин играл в «Мире искусства». Будучи мужем племянницы Александра Николаевича Бенуа, этот композитор принимал в делах объединения самое широкое участие. Он — автор балетов «Павильон Армиды» (художник А.Н. Бенуа) и «Нарцисс» (художник Л.С. Бакст), сподвижник С.П. Дягилева в организации «Русских сезонов» в Париже. Именно Черепнину предложили написать музыку к «Жар-птице», над либретто которой работали М.М. Фокин, А.Н. Бенуа, Д.С. Стеллецкий, А.Я. Головин. Модный композитор взялся было за дело, но вскоре охладел к замыслу. Работа была передана молодому, еще мало известному в те годы автору. Его звали Игорь Стравинский.

Обложка нот песенок Н.Ф. Балиева.

Е.Е. Лансере. Обложка нот «Фейные сказки» Н.Н. Черепнина.

А. Морель. Обложка нот «Двух эскизов» Р. Глиэра.

Среди других примет стиля в оформлении нотной продукции в большей или меньшей мере проявляются: плоскостность цветового пятна, тяготение к мягким, пастельным тонам, влечение к орнаменту, в частности восточному, преобладание растительных мотивов и изображений фантастических существ. На многих обложках лежит яркий отблеск экзотичности самого разного свойства, роднящий их с поэзией КД. Бальмонта, В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, П. Верлена, Р. Киплинга — особенно читаемых и почитаемых поэтов той поры. Связь образного строя нотных обложек с поэзией тесна и естественна. Тексты нередко играли главенствующую роль в тогдашних песнях и романсах, не случайно среди их авторов куда больше хороших поэтов, чем даже средних композиторов. Само название, вынесенное на обложку и являющееся зачастую первой строкой положенного на музыку стихотворения, определяет тему, которую иллюстрирует, прямо или косвенно, художник. Строки эти вполне ясно отражают дух эпохи, стиль творческих исканий, строй чувств, на который они рассчитаны. «Вальс поцелуев», «Умирали цветы», «Ах, зачем шипы у розы. », «Песня лунного луча», «Я бы сны на тебя навевал. », «Какая-то тайная грусть. » Не требуется особого воображения, чтобы представить себе потную обложку, содержащую такое название.

Неизвестный художник. Обложка нот

песен А. Гречанинова.

Неизвестный художник. Обложка нот

«Безноженьки» А.Н. Вертинского.

Неизвестный художник. Обложка нот (монограмма АК)

Источник

Нотные обложки и гравюры на музыкальные темы

В каталоге нашего интернет-магазина представлены старинные нотные обложки, антикварные гравюры на музыкальную тему, ноты, созданные признанными мастерами XVIII — XX веков. Эти произведения изобразительного искусства станут незабываемым подарком коллекционеру, музыканту. Они украсят интерьер гостиной, личного кабинета, звкозаписывающей студии, перенося хозяев и гостей в волшебный мир красивых старинных мелодий и воздушных вальсов. Все изделия — оригиналы и подлинники, не репринты и не репродукции. Цены начинаются от 500 рублей.

89 х 59 см. Московский Веселый Ансамбль. Первое отделение Ф.Кони Девушка-Гусар. Второе отделение Н.Некрасов Актер. Подробнее в описании Вы экономите 44% 18000 руб. 10000 руб. Артикул: 22240

27-25 x 18-20 см. Работы Хогарта и сейчас современны и поучительны. Серии и жанровые произведения Хогарта – уникальный материал . Подробнее в описании 1500 руб. Артикул: 10805

© 2012 Магазин старинных гравюр Oldgravura.ru

Резцовые гравюры, офорты, акватинты, литографии, гелиогравюры, редчайшие книги и первопечатные листы 15 — 16 веков, манускрипты

Источник

Самые странные нотные обложки

Что можно увидеть на обложках нот? Музыкальные инструменты, романтические пейзажи, красивые виньетки? Скучища! Как насчёт радиоактивных клоунов.

На протяжении практически всей своей истории нотные обложки были очень традиционными, изящными и нейтральными. Во второй половине двадцатого века, когда появились «шокирующие», психоделические или агрессивные песни, слушатели уже не покупали ноты они покупали пластинки. Поэтому почти все необычные нотные обложки относятся к одной эпохе началу XX века. Это регтаймы, тустепы и ранний джаз.

Что за музыка скрывалась под этими обложками?

Для нашего уха она звучит старомодно и вполне невинно. Но современникам она казалась лихой и дикарской. Чем отчаяннее тем моднее!

Посмотрим, что придумывали оформители.

(Содержание: 1) небольшой обзор разной странной фигни на обложках; 2) топ-5 самой странной фигни).

Танцует всё!

«Бал мумий», 1921 г. Мумии и саркофаги были страшно модными! Всего несколько лет назад, в 1912 г., нашли бюст Нефертити.

Источник

Оцените статью